Образовательная программа дополнительного образования детей "Лидер"
рабочая программа (10 класс) по теме
Программа социализации и развития личности школьников, имеет социально-педагогическую направленность.Срок реализации - 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lider.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
УТВЕРЖДЕНА
на заседании методического совета
МОУ ДОД Дом детского творчества
______________
Директор______________
Т.Э. Курбатова
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Лидер»
Для старшего школьного возраста 15-17 лет
Срок реализации — 1 год.
Автор-составитель:
Новикова С.М. – педагог
дополнительного образования
Мичуринский район — 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа дополнительного образования детей является модифицированной и разработана на основе авторской образовательной программы Е.М. Смекаловой «Школа Лидерства».
Направленность программы.
Программа социализации и развития личности школьников имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы.
Эффективность развития ученического самоуправления в системе дополнительного образования во многом определены компетентностью всех членов воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в жизни коллектива.
Какими же умениями и навыками должен обладать современный лидер? Несомненно, актуальными остаются знания о закономерностях развития коллектива, приёмы эффективного общения, навыки планирования и анализа деятельности, работа в творческой группе и т.д.
Данная программа направлена на развитие этих качеств у школьников.
Новизна программы.
Новизна данной программы заключается, во-первых, в соединении творческого компонента с компонентами развития личности и социализации старшеклассников. Во-вторых, адресная аудитория представляет собой группу, состоящую из обычных школьников.
Педагогическая целесообразность.
Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и
самоопределения в этом возрасте.
Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует активному вовлечению школьников в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.
Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции личностных качеств школьников, мешающих достижению жизненного успеха (неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный уровень тревожности.) и развитии личностных качеств, способствующих достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка, толерантность).
Цели и задачи программы.
Цель: Создание условий для развития личностных и коллективных ориентации в сфере социальной самореализации.
Задачи:
- Приобретение конкретных социальных и профильных знаний и
умений, предусмотренных программой;
- Формирование мотивации к социально значимой деятельности;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование общественно активного коллектива;
- Развитие аналитического и критического мышления, воображения
и рефлексивной культуры.
Адресная аудитория.
Адресная аудитория данной программы представляет собой группу старшеклассников 15-17 лет.
Сроки и режим реализации программы.
Срок реализации программы - 1 год. Данная программа рассчитана на 216 часов для старшеклассников (занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа).
Форма проведения занятий.
Программа реализуется в форме учебного занятия.
Входящие в программу занятия проводятся преимущественно в интерактивной форме и включают в себя социально-психологические тренинги, психологические и деловые игры, дискуссии, конкурсы, проектирование. Запланированы праздники, экскурсии.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К концу обучения, по программе обучающиеся должны уметь:
- Анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения,
отбирать наиболее продуктивные из них;
- Проектировать деятельность, коллектива, собственную;
- Уметь работать в команде, организовывать деловые и
эмоциональные взаимодействия;
- Уметь видеть общую картину ситуации;
- Знать основные формы и приёмы работы в коллективе.
Способы проверки результатов.
Основными способами оценки реализации программы являются:
1 Начальная диагностика ЗУН воспитанников.
2 Итоговая диагностика ЗУН воспитанников.
3 Психологические тесты.
4 Проектная деятельность.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоги программы подводятся в форме проведения конкурса проектов
«Стратегия успеха моей жизни».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тематических разделов и тем | Всего часов | Из них: | ||||||||||
теория | практика | ||||||||||||
I. | Портрет лидера. | ||||||||||||
1.1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |||||||||
1.2 | Портрет лидера. | 4 | 2 | 2 | |||||||||
1.3. | Самодиагностика. | 4 | 2 | 2 | |||||||||
1.4 | Экипаж - одна семья. | 6 | 2 | 4 | |||||||||
Итого | 16 | 7 | 9 | ||||||||||
II. | Структура, функции и средства общения | ||||||||||||
2.1 | Общение. Структура и средства общения. | 4 | 2 | 2 | |||||||||
2.2 | Невербальные средства общения. | 6 | 3 | 3 | |||||||||
2.3 | Речевые средства общения. | 4 | 2 | 2 | |||||||||
2.4 | Позиции в общении. | 4 | 2 | 2 | |||||||||
2.5 | Стили общения. | 4 | 2 | 2 | |||||||||
Итого | 22 | 11 | 11 | ||||||||||
III. | Коллективное целеполагание | ||||||||||||
3.1 | Чувства, мысли, поведение людей. | 4 | 2 | 2 | |||||||||
3.2 | Как создать коллектив? | 4 | 2 | 2 | |||||||||
3.3 | Разработка сценария. | 8 | 4 | 4 | |||||||||
3.4 | Имею право! | 8 | 4 | 4 | |||||||||
3.5 | Страницы истории детского движения. | 4 | 4 | ||||||||||
3.6 | Мастерская журналистов. | 6 | 2 | 4 | |||||||||
3.7 | Проблемные ситуации: как себя вести? | 4 | 2 | 2 | |||||||||
3.8 | Компетентное мнение. | 4 | 2 | 2 | |||||||||
3.9 | Методы релаксации. | 6 | 2 | 4 | |||||||||
Итого | 48 | 24 | 24 | ||||||||||
IV. | Развитие навыков эффективной коммуникации | ||||||||||||
4.1 | Эффективное взаимодействие. Вербальное и невербальное общение. | 4 | 2 | 2 | |||||||||
4.2 | Навыки невербального общения. Позы, жесты, мимика. | 2 | - | 2 | |||||||||
4.3 | Навыки вербального общения. Приемы убеждения и аргументации. | 2 | - | 2 | |||||||||
4.4 | Манипулирование в общении. Методы преодоления манипуляций в общении | 4 | 2 | 2 |
4.5 | Межличностные и групповые конфликты. Методы управления конфликтом | 2 | - | 2 | |||||
4.6 | Уверенное поведение в общении. | 2 | 2 | ||||||
4.7 | Навыки уверенного реагирования на критику. | 2 | 2 | ||||||
4.8 | Навыки общения с ровесниками и взрослыми | 6 | 6 | ||||||
Итого | 24 | 4 | 20 | ||||||
V. | Саморазвитие личности | ||||||||
5.1 | Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов | 6 | 2 | 4 | |||||
5.2 | Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие. | 8 | 4 | 4 | |||||
5.3 | Самовоспитание и достижение жизненных целей. | 8 | 4 | 4 | |||||
5.4 | Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения. | 8 | 4 | 4 | |||||
Итого | 30 | 14 | 16 | ||||||
VI. | Игровое направление | ||||||||
6.1 | Актёрское мастерство лидера. | 8 | 4 | 4 | |||||
6.2 | Коллективные игры в больших группах. | 6 | 2 | 4 | |||||
6.3 | Интеллектуальный марафон. | 6 | 2 | 4 | |||||
6.4 | Игротетники. | 6 | 2 | 4 | |||||
Итого | 26 | 10 | 16 | ||||||
VII. | Полемическое мастерство | ||||||||
7.1 | Спор. Его цели и стратегии. | 4 | 2 | 2 | |||||
7.2 | Типы и особенности участников спора. | 4 | 2 | 2 | |||||
7.3 | Принципы и правила ведения спора. | 8 | 4 | 4 | |||||
Итого | 16 | 8 | 8 | ||||||
VIII. | Правовые основы будущей деятельности | ||||||||
8.1 | Основы трудового законодательства Деловая игра «Моя будущая профессия» | 4 | 1 | 3 | |||||
8.2 | Основы гражданского законодательства. Тренинг. | 4 | 2 | 2 | |||||
8.3 | Основы административного законодательства. | 4 | 2 | 2 | |||||
8.4 | Основы уголовного законодательства. | 4 | 2 | 2 | |||||
Итого | 16 | 7 | 9 | ||||||
IX. | Планирование своей жизни и будущего | ||||||||
9.1 | Самоопределение. (Проектная деятельность) | 4 | 1 | 3 | |||||
9.2 | Ответственность за свое будущее. | 4 | 2 | 2 | |||||
9.3 | «Стратегия успеха моей жизни» (итоговое занятие). | 10 | 4 | 6 | |||||
Итого | 18 | 7 | 11 | ||||||
Всего | 216 | 92 | 124 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. «Портрет лидера»
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория 1 час. Создание доброжелательной атмосферы для сотрудничества, раскрытие основных понятий: деловое общение, цель общения, лидерство.
Практика 1 час. Знакомство подростков друг с другом, установление правил работы в группе.
Упражнения: «Ассоциация», «Звездный час»
Тема 1.2. Портрет лидера.
Теория 2 часа. «Кто такой лидер?» - дискуссия.
Практика 2 час. Задание «Портрет лидера» соц. проектирование.
Тема 1.3. Самодиагностика.
Теория 2 часа. Понятие самоотношения, личностные особенности.
Практика 2 часа. Психодиагностика:
- психогеометрический тест;
- тест Р.Б.Кэттелла (многофакторный опросник личности)
Тема 1.5. Экипаж-одна семья.
Теория 2 часа. Понятия: Команда, группа, коллектив.
Практика 4 часа. Проект «Построим дом», защита проектов.
Раздел II. «Структура, функции и стили общения»
Тема 2.1. Общение. Структура и средства общения.
Теория 2 часа. Общение. Стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Интонация. Мимика, жесты, поза, взгляд, язык. Знание основных терминов: Коммуникация. Перцепция. Мимика. Команда. Успех. Этикет.
Практика 2 часа. Тест КОС. Ролевые игры: «Здравствуй и прощай», «Давайте познакомимся». Упражнение «Проблемы общения у всех». Общение.
Тема 2.2 Невербальные средства общения.
Теория 3 часа. Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Знание основных терминов. Невербальная коммуникация. Межличностное общение. Коммуникативные навыки.
Практика 3часа. Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?»
Анализ ситуаций. Упражнения «Продемонстрируй состояние», «передай чувство», «Монета».
Тема 2.3 Речевые средства общения.
Теория 2 часа. Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения.
Практика 2 часа. Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие».
Тема 2.4 Позиции в общении.
Теория 2 часа. Различные состояния «Я». Эго-состояние «Родитель». Эго-состояние «Взрослый». Эго-состояние «Ребенок».
Практика 2 часа. Схема Томаса А. Харриса. Тест «Три Я». Анализ ситуаций. Ролевые игры на эго-состояния.
Тема 2.5 Стили общения.
Теория 2 часа. Виды общения. Этикет. Знание основных понятий: Этикет. Манипуляция. Духовное общение. Деловое общение. Примитивное общение. Формально-деловое общение. Светское общение.
Практика 2 часа. Упражнения: «Письмо», «Телефонный разговор», «Слепой и поводырь».
Раздел III. «Коллективное целеполагание»
Теми 3.1. Чувства, мысли, поведение людей.
Теория 2 часа. Формирование у подростков способности различать свои чувства, соотносить их с мыслями и поведением. Основные понятия: личность, воспитание, чувства, эмоции, поступок, культура поведения.
Практика 2 часа. Упражнения: «Дыхание», «Горящая свеча», «Наблюдатель», «Поддержка нужного состояния», «Настроение».
Тема 3.2. Как создать коллектив?
Теория 2 часа. Формирование у подростков представлений о коллективе, коллективном труде
Практика 2 часа. Упражнения: «Тренировка эмоциональной устойчивости», «Дрессировка», «Коллективная идея».
Тема 3.3 Разработка сценария
Теория 4 часа. Основные правила разработки сценариев различных мероприятий, работа с библиотечными фондами, интернет ресурсами.
Практика 4 часа. Упражнения: «Праздник за час», «Сегодня веселимся».
Тема 3.4. Имею право!
Теория 4 часа: Беседа о основных правах и обязанностях человека, подготовка к муниципальному конкурсу «Выборы президента»
Практика 4 часа. Обучение конструктивным способам управления. Проведение деловой игры.
Тема 3.5 Страницы истории детского движения
Теория 4 часа. Посещение музея детских организаций Тамбовской области, работа с архивными данными.
Тема 3.6. Мастерская журналистов.
Теория 2 часа. Обучение подростков способам написания статей, оформлению, созданию заголовков. Основные понятия: эмоциональное написание, конструктивные способы написания статей.
Практика 4 часа. Упражнения: «Лист гласности», «Детский блок», «Внимание! Новости».
Тема 3.7. Проблемные ситуации: как себя вести?
Теория 2 часа. Повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности подростков, овладение знаниями и способами эффективного управления и разрешение проблемных ситуаций, перевода деструктивных отношений в конструктивное русло. Основные понятия: проблемная ситуация, конструктивные способы взаимодействия, ассертивное поведение, техника «Я - высказывание».
Практика 2 часа. Упражнения: «Диалог», «Читаем человека как книгу», «Интервью», «По одежке встречают...».
Тема 3.8. Компетентное мнение.
Теория 2 часа. Формирование у подростков навыков положительной критики, принятие критики в свой адрес.
Практика 2 часа. Упражнения: диагностический тест «Мой уровень самокритичности», «Сказка про критику царевны».
Тема 3.9. Методы релаксации.
Теория 2 часа. Познакомить подростков с основными методами релаксации, восстановления эмоционального фона.
Практика 2 часа. Упражнения: «Ключ», «Солнечный тюльпан».
Раздел IV. «Развитие навыков эффективной коммуникации»
Тема 4.1. Эффективное взаимодействие. Вербальное и невербальное общение
Теория 2 часа. Основные понятия: конструктивное межличностное взаимодействие в процессе общения, вербальное и невербальное общение, эмпатия, ассертивность, культура общения.
Практика 2 часа. Упражнения: «Слепой и поводырь», «Захват инициативы в диалоге», «Просьба».
Тема 4.2. Навыки невербального общения. Позы, жесты, мимика
Практика 2 часа. Упражнения: «Зеркало», «Поступь профессионала», «Собеседование при приеме на работу»
Тема 4.3. Навыки вербального общения. Приемы убеждения и аргументации
Практика 2 часа. Упражнения: «Объявление», «Остров», «Открытие фирмы».
Тема 4.4. Манипулирование в общении. Методы преодоления манипуляций в общении
Практика 2 часа. Упражнения: тест «Насколько вы подвержены чужому влиянию?», игра «Откажись», памятка «Способы сказать «нет», «Как распознать манипуляцию?», «Рекламные ловушки», «Вредные советы», «Психологическое айкидо».
Тема 4.5. Межличностные и групповые конфликты. Методы управления конфликтом
Практика 2 часа. Упражнения: «Составляющие конфликта»,«Работа с ассоциациями к понятию «конфликт», «Конфликт невербально».
Тема 4.6. Уверенное поведение в общении
Практика 2 часа. Упражнение: диагностический тест «Насколько я уверен в себе», «Круг силы», «Копилка моих успехов».
Тема 4.7 Навыки уверенного реагирования на критику
Теория. Развитие у подростков навыков конструктивного реагирования на критику, ассертивного поведения. Основные понятия: отношение к критике, конструктивные способы взаимодействия, ассертивное поведение, техника «Я - высказывание».
Практика. Упражнения: «Предложение и отказ», «Имея дело с проблемами», «Два руководителя».
Тема 4.8 Навыки уверенного общения со сверстниками и взрослыми.
Практика 6 часов. Упражнения «Проверка на прочность», «Здравствуй друг, враг» опросчик « Общаемся с соседями».
Раздел V. «Саморазвитие личности»
Тема 5.1. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов.
Теория 2 часа. Определение последовательности достижения цели. Знание основных понятий: Жизненный план. Планирование.
Практика 4 часа. Тест «Оцените свою жизненную ситуацию». Упражнения «Идеальная модель», «Три года», «Разработка жизненного личного плана».
Тема 5.2 Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие
Теория 4 часа. Жизненные и профессиональные ценности.подходы к классификации социальных ценностей. Потребности по Маслоу. Знание основных терминов: Ценности. Мотивация. Субличность. Потребности. Характер. Темперамент.
Практика 4 часа. Тест «Методика Рокича». Упражнения «Круг субличностей», «Диалог субличностей», «Психодрама субличностей».
Тема 5.3. Самовоспитание и достижение жизненных целей.
Теория 4 часа. Принцип выполнения творческой работы «Составление путеводителя жизни». Знание таких понятий как, воспитание, самовоспитание, направленность личности, самооценка.
Практика 4 часа. Тест «Я – концепция», «Самооценка». Упражнения «Слежка», «Чистка луковицы», «Приятие» (П. Ферручи). Задача «Цепь».
Тема 5.4 Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения.
Теория 4 часа. Сильные стороны личности. Положительная самооценка. Агрессия. Виды агрессии, ее причины. Тест «Незаконченные предложения».
Практика 4 часа. Упражнения «Преодоление сомнений в своей силе», «Сильные стороны», «Список претензий», «Мои слабые стороны», «Враги», «Уверенность в себе». Игры «Без маски», «Чемодан».
Раздел VI. Игровое направление
Тема 4.1. Актёрское мастерство лидера
Теория 4 часа. Формирование навыка целеполагания, подходы к выбору профессии. Основные понятия: личность, потребность, самоактуализация, общество, игра и реальность.
Практика 4 часа. Упражнения: «Моя цель», «Машина времени», «Животное», «Весенний сад».
Тема 4.2. Коллективные игры в больших группах
Теория 2 часа. Формирование основных понятий коллективной игры, задача, цель.
Практика 4 часа. Разучивание коллективных игр «Кавбои», «Лошадка», «Зеркало», «Если весело живётся», «Модные движения» и т.д.
Тема 4.3. Интеллектуальный марафон.
Теория 2 часа. Развитие у подростков положительного отношения к труду интеллектуальному. Формирование основных понятий.
Практика 4 часа. Упражнения: «Объявление», «Открытие фирмы», «Защити свой выбор», «Презентация проекта».
Тема 4.4. Игротетники.
Теория 2 часа. Привить основное понятие игротехники, работать над созданием условной базовой модели игрового поведения подростков.
Практика 4 часа. Упражнения: «Я-актер», «Я-творец», «Выиграй!»
Раздел VII. «Полемическое мастерство»
Тема 7.1 Спор, его цели и стратегии .
Теория 2 часа. Спор. Полемика. Варианты протекания дискуссии – спора.
Практика 2 часа. Упражнения «Перевоплощение», «Две стороны медали». Игры «Крокодил», «Апельсин».
Тема 7.2 Типы и особенности участников спора.
Теория 2 часа. Типы участников спора. Знание основных понятий: альтруист, дипломат, инициатор, скептик, эгоист, подстрекатель, демагог.
Практика 2 часа. Игра «Место в маршрутке», «Телеграф». Упражнение «Свободный микрофон».
Тема 7.3 Принципы и правила ведения спора.
Теория 4 часа. Принципы и правила ведения спора. Альтернатива. Фиаско.
Практика 4 часа. Упражнения «Поиск», «Доверительное падение», «Монстр».
Раздел VIII. «Правовые основы будущей деятельности»
Тема 8.1. Основы трудового и гражданского законодательства
Теория! час. Основные понятия: регулирование трудовой деятельности и гражданских прав в РФ. Трудовой Кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ. Практика 3 часа. Разработка трудового договора.
Тема 8.2. Основы гражданского законодательства. Тренинг.
Теория 2 часа. Знакомство с основными законами гражданского законодательства.
Практика 2 часа упражнения «Я гражданин», «Имею право».
Тема 8.3 Основы административного и уголовного законодательства
Теория. Основные понятия: Основы административного и уголовного законодательства в РФ.
Практика. «Разбойники», «Суд над мышкой».
Раздел IX. Планирование своей жизни и будущего.
Тема 9.1. Самоопределение
Теория 1 час. Формирование активной жизненной позиции. Основные понятия: физическое, психическое, духовное здоровье, мировоззрение, самоактуализация.
Практика 3 час . Упражнения: «Лотерея», ПРОЕКТ «20 000 дней».
Тема 9.2. Ответственность за свое будущее
Теория 2 часа. Формирование навыков экологии мышления, уверенного поведения, основанного на учете своих достижений, признания в каждом человеке его уникальности. Основные понятия: личность, воспитание, экология мышления, толерантность, эмпатия, культура общения.
Практика 2 часа. Упражнения: «Целое или часть», «Я хочу изменить свою жизнь, потому что...», дискуссия «Возможно ли себя изменить?».
Тема 9.3. Стратегия успеха моей жизни (итоговое занятие)
Теория 4 часа. Осознание подростками необходимости планировать свое будущее, выстраивать стратегию достижения успеха и осуществлять шага по ее реализации. Основные понятия: индивидуальность, неповторимость, мировоззрение, самоактуализация.
Практика 6 часов. Упражнение: конкурс проектов «Стратегия успеха моей жизни»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основной формой проведения занятий является социальный тренинг,
так как тренинговая форма обучения является наиболее эффективной для того, чтобы сформировать у обучающихся практические навыки. На тренинге участники обучающего процесса имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В тренинге информация усваивается быстрее, участники активно вовлекаются в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
Основой процесса познания во время тренинга является приобретение собственного опыта. Игровые формы снимают внутренние зажимы и запреты. А при таких условиях обучение становится самой жизнью с яркими эмоциональными переживаниями, активным мыслительным процессом, мощной динамикой личностного роста.
Особое место в программе отводится играм, представляющим собой целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил. Она позволяет участникам получить опыт для их настоящей, реальной жизни. В программе используется несколько видов игр:
Игровые «ободочки». Игровой сюжет выступает обрамлением, фоном, на котором решаются развивающие задачи.
«Игры-проживания». Индивидуальное и групповое освоение игрового пространства, построение его в рамках межличностных отношений, осмысление ценностей личного бытия в создавшейся жизненной ситуации.
«Игры-драмы». Самоопределение каждого участника в игровой ситуации, совершение им ценностно-смыслового выбора и проживания его последствий.
«Деловые игры». В играх данного вида происходит освоение и осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений с другими людьми.
Групповая дискуссия представляет собой совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить мнения, позиции и установки) участников группы в процессе непосредственного общения.
В программе также используется проектная технология, основной целью которой является создание условий для развития умения старшеклассников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки проекта. Проект представляет собой деятельность одного учащегося или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную значимую форму, которая может быть представлена.
Принципы тренинговой работы:
1. Принцип активности. Активность участников тренингов носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. На тренингах участники вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений. Задания, которые позволяют принимать в них участие всем участникам, значительно повышают эффективность занятий.
2. Принцип исследовательской (творческой) позиции. Этот принцип означает, что участники в ходе занятий осознают не только идеи, известные педагогу, ведущему занятия, но и раскрывают свои собственные ресурсы и возможности. Занятия постоянно держат в творческом напряжении, создавая условия для проживания ситуации и самостоятельной выработки собственной модели поведения.
3. Принцип объективации поведения. В ходе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень.
Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.
Методы воспитания и обучения, применяемые в программе.
Среди методов воспитания и обучения, применяемых на занятиях, можно выделить три группы: методы убеждения, стимулирующие (или возвратно-оценочные) методы и методы организации жизни и деятельности участников.
Убеждение представляет собой процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. В рамках программы палитра методов убеждения разнообразна. В программе применяются четыре основные группы методов убеждения:
- информационные (когда участникам программы в готовом виде предлагаются понятия и представления о чем-либо);
- поисковые (когда участники программы совместно с педагогом включаются в поиск ответов на поставленный вопрос);
дискуссионные (когда участникам программы предлагаются различные пути решения проблем и они сами идут к правильному ответу в ходе дискуссии);
- взаимного просвещения (когда понятия о чем-либо взаимно обогащаются через различные организационные формы, реализуемые самими участниками программы.
Стимулирующие (возвратно-оценочные) методы являются сильнейшим средством воздействия на личность человека. К ним относятся: одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение - регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности участника программы: стимулирование положительных и торможение отрицательных.
Методы организации жизни и деятельности участников призваны воздействовать на их поведенческо-деятельностную сферу. Их цель - научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов.
Материально-техническое оснащение
Для проведения занятий в студии используется учебный класс, в котором есть необходимое пространство для групповой тренинговой работы.
Необходимо наличие мультимедийной аппаратуры для демонстрации фильмов, канцтоваров (бумага, ручки, папки с файлами бланки дипломов, сертификатов).
Литература для педагога:
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. 1993.
2. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование.
М., 1991.
3. Еремин В.А. Улица-подросток- воспитатель. М., 1991.
4. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души
подростка. Минск., 1991.
5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от
рождения до 17 лет. М., 1999.
6. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982
7. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего
поколения. М., 1990.
8 . Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997.
9. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере
досуга. СПб, 1997.
10. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность,
управление. СПб., 1991.
11. Холостова Е. И. Социальная работа с детьми. Учебное пособие.
М., 2008.
Литература для детей:
1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического
психолога. -Спб.: Питер, 2007. - 224 с.
2. Добротворский И.Л. Технологии успеха. 1001 совет школьнику. –
М.: ВЛАДОС, 2006.-186 с.
3. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание,
пути формирования и реализации. Л., 1991.
4. Козловский О.В. Выбор професии: методики, тесты,
рекомендации. (Библиотека выпускника) - Ростов н/Д:Феникс; Донецк:
издательский центр «Кредо», 2006. - 800 с.
5. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.
самоопределения в этом возрасте.
Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует активному вовлечению старшеклассников в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.
Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции личностных качеств старшеклассников, мешающих достижению жизненного успеха (неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный уровень тревожности.) и развитии личностных качеств, способствующих достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка, толерантность).
Цели и задачи программы.
Цель: Создание условий для развития личностных и коллективных ориентации в сфере социальной самореализации.
Задачи:
- Приобретение конкретных социальных и профильных знаний и
умений, предусмотренных программой;
- Формирование мотивации к социально значимой деятельности;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование общественно активного коллектива;
- Развитие аналитического и критического мышления, воображения
и рефлексивной культуры.
Адресная аудитория.
Адресная аудитория данной программы представляет собой группу, в которую входят дети среднего школьного возраста 13-15 лет.
Сроки и режим реализации программы.
Срок реализации программы - 1 год. Данная программа рассчитана на 144 часа у школьников средневозрастной группы (занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа).
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
УТВЕРЖДЕНА
на заседании методического совета
МОУ ДОД Дом детского творчества
______________
Директор______________
Т.Э. Курбатова
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Лидер»
Для среднего школьного возраста 13-15 лет
Срок реализации — 1 год.
Автор-составитель:
Новикова С.М. – педагог
дополнительного образования
Мичуринский район — 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...
Внутришкольный контроль и проектно-ориентированный анализ состояния воспитания в образовательном учреждении: выполнение требований и реализация образовательных программ дополнительного образования детей.
Из опыта работы школы....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...