программа воспитательной работы школы
рабочая программа на тему

Данилова Галина Лазаревна

воспитательная компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитательный план99.35 КБ

Предварительный просмотр:

ИРКУТСКАЯ  ОБЛАСТЬ

ЭХИРИТ-БУЛАГАТСКИЙ  РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОРСУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  КОМПОНЕНТЫ

« ШКОЛА – ДУХОВНЫЙ  ЦЕНТР  СЕЛА  В УСЛОВИЯХ  ДИАЛОГА

КУЛЬТУР  КАК  ФАКТОР  СОЦИАЛИЗАЦИИ  ВЫПУСКНИКОВ»

                                                                                РАЗРАБОТЧИК:

                                                                   ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО                             ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

        ДАНИЛОВА Г.Л.

        2013 г.

  2.  ВВЕДЕНИЕ

                                         Актуальность программы

Сегодня обществом уже признается, что воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации. Под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

 1 сентября 2013г вступили в силу основные положения закона «Об образовании в Российской Федерации». Во исполнение этого закона Минобрнауки РФ разработало ряд нормативных документов, которые вступили в силу также с 1 сентября 2013 г.  Одним из таких документов является «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами,

которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политическойситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность;криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социальногоповедения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит кснижению ценности человеческой жизни. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.

Отличительными  особенностями нашей школы являются то, что, во-первых, она расположена в сельской местности, во-вторых, основной контингент учащихся и учителей представители бурятской национальности. Анализ социокультурной ситуации в муниципальном образовании и в целом в регионе показали тенденцию утраты бурятами своих этнонациональных ценностей, национальной культуры, в том числе родного языка. Учитывая  ситуацию с бурятским языком, национальной культурой, местную социально-экономическую специфику, сельская школа должна нести общий социокультурный потенциал, с потребностями российского общества в качественном образовании и его доступности, с необходимостью повышения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Использование в образовательном процессе основ бурятской традиционной культуры, выявление богатейших и уникальных воспитательно-образовательных возможностей, позволяет решать актуальные проблемы нашего времени: формирование  национального самосознания и сохранение духовного наследия народа.

За последние годы снижена и воспитательная функция школы, образовался некий разрыв между процессом обучения и воспитания, что не способствует  целостности педагогического процесса. Повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, ненаходя практической реализации в работе общеобразовательных учреждений. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Актуальность программы определяется остротой социальных и педагогических проблем современного российского общества, порождённых переоценкой старых ценностей, разрушение традиционных форм работы с обучающимися и теми изменениями, которые произошли в мире в целом. В настоящих условиях возникла необходимость переосмысления воспитательной компоненты школы, с одной стороны возрождая положительный опыт деятельности школы, с другой – переоценивая этот опыт с современных позиций, обогащая его достижениями в области воспитания отечественных педагогов- новаторов.

Цели и задачи программы

Воспитательная система школы строится на усилиях всех участников образовательногопроцесса: педагогами, учащимися, родителями. В процессе их взаимодействия сформированыцели и задачи, определены пути их реализации, организована деятельность.

Цель:создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции,умеющей ориентироваться в современных социокультурных и этнокультурных  условиях, укрепление и развитие воспитательного потенциала  школы на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования. Создание и развитие этнокультурного образовательного пространства.

Задачи:

1. Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как

естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

2. Формирование у учащихся гуманистических, социально-значимых ценностей и

ответственного гражданского поведения.

3. Организация воспитательного пространства через ученическое самоуправление, где

учащиеся развивают свои способности и склонности.

4. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе.

5. Изучение различных моделей воспитательной системы и отработка новых форм и

методов воспитательной работы в школе.

6. Выработка управленческих решений по созданию условий по формированию и развитию этнокультурного образовательного пространства, внедрению этнопедагогических принципов в учебно-воспитательный процесс

Основания для разработки Программы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года; Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
  •  Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция воспитания детей в Иркутской области;
  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Иркутской области;
  • Документы,регламентирующие организацию воспитательного процесса в школе.

Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются: обучающиеся школы МОУ Корсукская СОШ, их родители, педагогические работники школы.

Основные принципы реализации Программы и подходы к воспитанию

  1. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя

обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе школы способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности школьников:

  • принцип природосообразности: принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов,согласовываться с общими вопросами развития человека и природы;
  • принцип культуросообразности: воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур;
  • принцип сотрудничества: взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям;
  • системно-структурный подход: означает знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса – от цели до конечного результата;
  • комплексный подход: включает объединение усилий всех воспитательных институтов для успешного решения воспитательных целей и задач;
  • организационно-деятельностный подход: предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый школьник проявляет активность, инициативу,творчество, стремиться к самовыражению;
  • отношенческий подход: формирование социально-ценностных отношений воспитуемых к различным сторонам действительности: обществу, людям, труду, природе, культуре, науке, себе;
  • личностно-ориентированный подход: признание ребенка высшей ценностью воспитания, его активным субъектом; ценностная ориентация педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал, обеспечение деятельности, реализующей личность ребенка;
  • принцип свободы: предоставляет участникам образовательного процесса реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирует чувство ответственности за ее результаты;
  • принцип гуманитаризации: способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей, сохранению естественной природы человека, экологичному влиянию школы на личность ученика, программирует внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью;
  • принцип целостного образования: основывается на единстве развития, воспитания, обучения в образовательном процессе, педагогической деятельности; эффективном использовании новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление учащимися нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта; развитии творческо-исследовательской деятельности учащихся на уроке и реализации полученных знаний, умений, навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время;
  • принцип психолого-педагогической поддержки: помогает участникам образовательного процесса, при квалифицированной помощи психологов, создавать обстановку психологической комфортности, обогащаться теоретическими представлениями о физическом и психическом здоровье человека, адаптироваться в сложных условиях.
  • возрастной подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

Сроки и этапы реализации Программы

1 этап: 2013-2014 годы.

Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов взаимодействия для реализации Программы. Теоретическая и практическая подготовка кадров через систему педагогических чтений, практических семинаров. Совершенствование целевых воспитательных программ. Установление связи между элементами педагогической системы: информационный обмен, организационно-деятельностные, коммуникативные, связи управления и самоуправления. Издательская деятельность, направленная на популяризацию Программы. Проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летнего лагеря.

2 этап: 2015-2017 годы.

Создание учебно-воспитательного комплекса и воспитательной системы в школе. Разработка и проведение проектов по реализации Программы. Разработка методических рекомендаций, требований к повышению квалификаций педагогов системы общего и дополнительного образования. Предоставление широких возможностей и право выбора учащимися форм и направлений учебно-воспитательной деятельности. Нахождение оптимальных вариантов и моделей построения воспитательных систем классов на основе личностно-ориентированного подхода с учетом задач гражданского воспитания школьников. Превращение школы в социальную общность, реализующую природосообразно-гуманистические черты.

  1. этап: 2017-2018 годы.

Информационно-аналитическая деятельность. Мониторинг эффективности Программы.

Основные направления реализации Программы

Нормативно-правовое- разработка нормативной базы, определяющей механизмы реализации Программы с учетом  специфики школы, региональной специфики и этнокультурной составляющей в соответствии с государственной политикой в области образования.

Организационно-управленческое- организация взаимодействия с общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования района,округа, обеспечение занятости обучающихся через реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно - досуговых и других программ; проведение школьных мероприятий  и мониторинг воспитательной деятельности.

Кадровое - повышение квалификации и профессиональной переподготовки классных руководителей,обобщение педагогического опыта на школьном, муниципальном и региональном уровне,создание электронного банка данных лучших инновационных практик в работе с классным коллективом.

Информационное - организация информационной поддержки мероприятий Программы через Сайт школы, СМИ.

Мониторинговое -  организация и проведение мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы.

Материально-техническое - обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.  ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ.

Современная школа осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом нравственного сознания. В этих условиях, школа призвана оставаться для обучающихся вторым домом, второй семьёй, в которой не только дают знания, но и создают условия для формирования, развития и реализации личности. Концепция построена в соответствии с Законом  « Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы. Основными идеями, которые легли в основу концепции воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогика сотрудничества, формирования единого воспитательного пространства. Научным и практическим основанием для данной концепции стали педагогические взгляды В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, И.П.Иванова, В.А.Караковского.

Инновационные процессы, происходящие в настоящее время в образовании, способствуют формированию новой модели современной школы. Современная школа должна не только давать своим ученикам  широкие и разносторонние знания, формировать навыки и умения их самостоятельного пополнения, но и создавать условия для успешной самореализации. Современная школа должна способствовать тому, чтобы её выпускники были социально активными, ответственными людьми, обладающими определённым жизненным опытом, который поможет адаптироваться к требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений. Понятие « социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», « обучение», «развитие личности». На социализацию ребёнка оказывают влияние многие факторы. Самое главное семья. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Родительские собрания и мероприятия с родителями проходят по плану школы, где родители принимают активное участие. Среди социальных институтов особое место занимают детские организации, которые создаются с целью развития инициативы и общественной активности детей. Целью организации является организация деятельности на принципах самореализации  и саморазвития личности. Актуальность воспитательной цели школы диалога  культур обусловлена тем, что школа является единственным социально-культурным центром села и играет ведущую роль в создании единого воспитательного пространства на основе социального партнерства с включением всех детей села в последовательно  расширяющееся воспитательное пространство семья- школа- родное село- родная страна. Истоки духовного возрождения России, и прежде всего родного края начинаются в школе, а значит, и система образования должна быть национально ориентирована.

Самым надежным стержнем учебно-воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся на ценностях этнических культур. Воспитывающее значение культуры связано не только с возможностью трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, норм, традиций, но и эффектом включения в многомерность и неоднозначность мира. Культура раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с теми, которые сложились в обществе. Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения: с другими людьми, взглядами и традициями, далекими и близкими эпохами. Культура входит в систему личностных потребностей и представлений, это та основа, которая позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, но включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами и образами. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности различных народов: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, традициях, обычаях, предметах быта.Обращение к народной культуре предоставляет ребенку возможность попробовать себя в разных ролях и видах деятельности: петь, плясать, рисовать, мастерить, играть, принимать гостей, готовить пищу, лечить и т.д., тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребенка, а также формирует навыки межличностного общения, помогает вести работу по сплочению коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей, объединить усилия работников образования и культуры.Таким образом, включение ценностей традиций народных культур в процесс воспитания школьников дает возможность решить многие воспитательные цели и задачи:

  • формирование базовой культуры и образования человека, развитие тех сторон его личности, для которых существуют наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности школы, семьи и окружающей социальной среды;
  • создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;
  • содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего рода;
  • овладение основами этнопедагогики и этнопсихологии, реализации лучших традиций народной педагогики и на этой основе приобщение детей к культуре предков.

В основе воспитательной системы школы лежат следующие принципы: гуманизм и демократизация жизнедеятельности школы; защищенность, комфортность, природосообразность, сотрудничество; общечеловеческое развитие на основе национальных, региональных и местных традиций; воспитание учащихся на духовных и материальных ценностях народной культуры;интеграция воспитательно-образовательных усилий семьи, школы, учреждений культуры.Система целей воспитания воплощена в разработанную модель личности выпускника.Выпускник школы - это: личность,  уважающая  себя,   осознающая   ценность   и        признающая  ценность другой   личности,   способная   быть   самостоятельной   в   принятии   решений, умеющая   ставить   цели   в   жизни,   способная   сделать   выбор   в   ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, способствующий свободному выбору области деятельности  гражданин      общества,      страны,      обладающий      самобытными      чертами  национального характера, основанного на чувствовании своей национальной почвы,  на знании  народной  культуры,  на осознании  своей  причастности и ответственности за судьбу Отечества, личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, культуры отношений.Добиться соответствия образа выпускников нашей школы, модели личностивыпускника позволит решение следующих задач:

Начальная школа:

  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • формирование личности школьника, ориентированной на высокие нравственные качества;
  • фактическое накопление знаний по этническим культурам, получение дополнительных знаний при интеграции основ этнических культур в предметные курсы, умение применять полученные знания на практике;
  • приобщение учащихся и их родителей к знаниям о здоровом образе жизни.

Основная школа:

  • повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей детей;
  • продолжение работы по формированию творческой личности школьника с высокими нравственными качествами;
  • формирование гражданской и социальной активности на основе продолжения освоения знаний по этнической культуре;
  • дальнейшее приобщение школьников и их родителей к здоровому образу жизни.

Средняя школа:

•        формирование целостной картины мира;

  • овладение навыками научно-исследовательской работы;
  • получение дополнительных знаний по этническим культурам, углубление знаний по обрядам жизненного цикла, традиционным системам воспитания детей, народной медицине;
  • формирование личности, способной осознанно оценивать физическое состояние, возможности своего организма и необходимости ведения здорового образа жизни.

Процесс социализации начинается с рождения ребёнка и длится всю жизнь человека. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своём положении в обществе. Социализация личности- это её язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придётся столкнуться в дальнейшей жизни.

Воспитание мы понимаем как целенаправленное управление развитием личности ребёнка, осуществляемое в учебной и внеучебной деятельности педагогическим коллективом школы. Управление процессом развития личности имеет диалоговый характер, является не столько предметом воздействия субъекта на объект, сколько взаимодействием сторон. Важнейшим компонентом воспитательной системы является ориентация в развитии обучающихся на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого ученика с учётом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества

.  Общечеловеческие ценности являются основой единого воспитательного процесса. Сегодня, когда из средства развития цивилизации человек становится ее целью, личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.

Знания – «Эрдэм», результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда. Знания учащихся – мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство  достижения цели – развитие личности ученика. Учебный же процесс, происходящий в школе, не всегда способствует развитию ребенка. Воспитывают лишь знания, что являются для ученика субъективной ценностью, имеющей лишь нравственную направленность.

Отечество – «ЭхэОрон», единая для каждого человека Родина. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников – соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.

Человек – «ХYН»,как высшая ценность, ценность всех ценностей;

Природа – «БАЙГАЛИ», Эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Человечество – « ХYHTYPЭЛХИТЭН», мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании детей, способные создать целостный образ мира, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам. Актуальной задачей воспитания является развитие миротворческой деятельности, созданные в школе атмосферы гражданского мира и национального согласия.

Программой определены деятельностные компоненты воспитательной системы школы, основные направления в развитии воспитательной компоненты, функция управления воспитательным процессом.

Деятельностными компонентами воспитательной системы школы являются сферы

деятельности, к ним относятся:

  • воспитывающая среда;
  • учебная деятельность;
  • внеклассная работа;
  • система дополнительного образования.

Воспитывающая

среда:

- оформление

интерьера учебных

кабинетов и

рекреаций школы;

- психологическая

атмосфера;

- социум;

- семья

Эстетизация окружающего пространства школы влияет напсихическое состояние школьников, содействует

психологическому комфорту.

Семья закладывает нравственные и духовные начала

личности, первые понятия об отношениях в обществе.

Сотрудничество со всеми заинтересованными

организациями и учреждениями, расширение функций

Управляющего совета школы.

Учебная

деятельность:

-воспитание на уроке;

- организация

предметных недель

Учебный процесс несет большой воспитательный заряд.

Воспитание в процессе обучения включает в себя

следующие компоненты:

- формирование у школьников основ мировоззрения иестественно-научной картины мира;

-использование воспитательных этических моментов,

включенных в содержание учебных предметов;

- учитель, как пример и образец отношения к своим

обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.

Внеклассная

работа:

- воспитательная

работа в школе;

- система работы

классного

руководителя;

- классные и

школьный

коллективы;

- деятельность

ученического

самоуправления;

- традиции школы

Исходя из цели и задач, воспитательная работа

предоставляет учащимся возможность выбора различныхвидов деятельности, соответствующих личнымпотребностям: интеллектуальная, познавательная, трудовая,творческая, спортивно-оздоровительная, художественная.

В системе работы классного руководителя выделяют

следующие направления:

-непосредственное воздействие на ученика (изучениеиндивидуальных способностей, интересов, окружения,развития);

-создание воспитывающей среды (сплочение коллектива,развитие самоуправления, включение в разные видыдеятельности, формирование благоприятной эмоциональнойатмосферы);

- коррекция влияния различных субъектов социальныхотношений ребенка (помощь семье, взаимодействие с педколлективом, коррекция воздействия СМИ, нейтрализация негативных воздействий социума, взаимодействие с др. образовательными учреждениями).

Ядром воспитательной системы и главным ее субъектом является общешкольный коллектив. Школьная среда рассматривается как совокупность межличностных отношений и норм поведения.

Развитие классного коллектива прежде всего предполагает включенность в систему каждого класса в качестве его компонента. Цели, реализуемые в классе, его деятельность,характер отношений, требования к классной среде гармонично сочетаются с педагогическими характеристиками всей школьной системы. Класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность.

Общие цели школы конкретизируются в целях класса.

Система строится таким образом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общешкольного коллектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и форма.

Школьное ученическое самоуправление позволяет

успешно осуществлять участие в жизнедеятельности школы классные коллективы. Развитие самоуправления является одной из самых актуальных задач воспитательной системы.

Участие школьников в управлении делами школы

рассматривается, как способ обучения детей демократии,подготовки их к жизни в современном обществе.

Большое значение имеет сохранение, поиск, создание и отработка традиций школы: спортивных, праздничных,связанных с началом и окончанием учебного года.

Немаловажное значение в организации проведения

традиционных мероприятий в нашей школе имеет форма:

обязательное музыкальное сопровождение, шуточная и ироничная форма подачи содержания, предоставление возможности участия всех присутствующих, сочетание торжественности и простоты проведения.

Традиционные мероприятия.

Дополнительное

образование:

-Интеграция основного и дополнительного образования,

организация

работы творческих центров по различным

направленностям

Сеть творческих объединений дополнительного образования – важная составная часть воспитательной системы. Дополнительное образование осуществляет целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферы, оказывает

воздействие на жизненные установки, изменяет поведение ребенка, дает уверенность в себе.

  1. Основные направления в развитии воспитательной компоненты

3.2.1. Мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности воспитания.

В программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательных программ и проведения анализа воспитательной компоненты учебно- воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта.

Новая система управления призвана обеспечить:

  • Построение структуры, в наибольшей степени способствующей реализации миссии школы.
  • Создание системы мониторинга результативности воспитательного процесса в школе и в объединениях внеучебной деятельности и дополнительного образования.
  • Расширение ответственности родителей и педагогов  в воспитательном пространстве.
  • Создание системы поддержки и контроля по всем направлениям воспитательной работы  в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
  • Активное развитие и внедрение проектных форм воспитательной работы  в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
  • Реализацию новых педагогических проектов в области социальной реабилитации подростков.
  • Основным структурным подразделением системы дополнительного образования станут  детские объединения разной направленности.

Педагоги образовательного учреждения объединяются в творческие группы, советы по направленностям, для развития собственного педагогического опыта и творческой деятельности. Руководит деятельностью творческих объединений методический Совет. В структуре администрации школы создаётся  методическое объединение, осуществляющее управление образовательной деятельностью и внедрением воспитательной компоненты: по реализации программ внеучебной деятельности и дополнительного образования (обеспечивает развитие деятельности в воспитательном пространстве школы).

Диагностика.

При изучении эффективности воспитательного процесса педагогический коллектив школы опирается на следующие основные теоретические положения:

  • методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность рассматривается как цель, субъект и  результат воспитания;
  • при отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности используется системный подход, позволяющий устанавливать взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса;
  • диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса;
  • диагностика изменений ситуации развития ребенка в течение нескольких лет лежит в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса;
  • оценочно-результативный компонент воспитательной деятельности в школе обладает

единичными и общими чертами;

  • в диагностическом процессе участвует максимальное количество педагогов: классные

руководители, психологи, социальный педагог, педагоги дополнительного образования;

  • обязательное ознакомление учителей, учащихся и родителей с результатами проведенных исследований.

Для сбора и фиксации информации, характеризующей динамику воспитательной системы,каждый классный руководитель ведет социально-педагогический паспорт и дневник педагогических наблюдений, отражающий итоги анкетных опросов, тестирования, бесед и других методов исследования. Психолог школы фиксирует все изменения в познавательной и личностной сфере учащихся в течение всего периода их обучения:

  • при поступлении в школу ученик проходит диагностическое исследование с целью выявленияего способностей, наклонностей, уровня физического, нравственного, психического и умственного развития;
  • по окончании начальной школы проводится диагностическое исследование для корректировки классных коллективов в соответствии с уровнем развития детей, их подготовленности к обучению в средней школе;
  • в 9-10-х классах осуществляется диагностика с целью определения профессиональных ценностей и ориентации старшеклассников.

Изучение развития физического здоровья ведется в течение всего периода обучения вшколе и осуществляется учителем физкультуры школы и классными руководителями. Все данные физического здоровья учащихся фиксируются в медицинских картах.

Объектом изучения в школе являются: степень удовлетворенности учащихся, учителей и родителей жизнедеятельностью школы; уровень воспитанности учащихся; уровень сформированности классных коллективов, интересы и потребности учащихся в дополнительном образовании; рейтинг учащихся в классном коллективе (социометрия); результативность работы классных руководителей, личностный рост учащихся и др.

Наряду с педагогами школы диагностические исследования ведутся социологической службой, объектами изучения которой являются: отношение учащихся кнегативным явлениям общества, к здоровому образу жизни; уровень сформированности гражданских качеств, правовых и краеведческих знаний.Качественная оценка динамики воспитательной системы основана на экспертной оценке сформированности нравственных и других личностных качеств учащихся школы. В школе вконце каждого учебного года применяется методика изучения и анализа воспитанности школьников по методике М.И. Шиловой. Результаты отслеживаются по следующим показателям воспитанности:

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления:

воспитанности младшего

школьника

(1-4 классы)

формирующегося

нравственного деятельно-

волевого характера

подростков

(5-8 классы)

формирующейся гражданской

зрелости старшеклассников

(9-11 классы)

ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУ

патриотизм:

-отношение к родной природе

- гордость за свою страну

- служение своими силами

- забота о своей школе

ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУ

И ПРИРОДЕ:

-любовь к своему Отечеству, забота

об общем благе

- любовь к родной природе

ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУ:

- любовь к Отечеству

- политическая культура

- правовая культура

- интернационализм

ОТНОШЕНИЕ К

УМСТЕННОМУ ТРУДУ

любознательность:

- познавательная активность

-стремление реализовать свои интеллектуальные способности

- саморазвитие

- организованность в учении

ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОМУ

ТРУДУ И ДЕЛУ:

-настойчивость в достижении успеха

в учении

- творческое отношение и

успешность во внеурочных и внешкольных делах

ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОМУ

ТРУДУ И ДЕЛУ:

- успешность в учении и

самообразовании

-деловитость и организованность

ОТНОШЕНИЕ К

ФИЗИЧЕСКОМУ ТРУДУ,

трудолюбие:

-инициативность и творчество в труде

- самостоятельность в труде

-бережное отношение к результатам труда

-осознание значимости труда

ОТНОШЕНИЕ К

СОБСТВЕННОСТИ:

- бережливость в отношении к общественной и чужой

собственности

-бережливость и экономность в отношении к личной собственности

- аккуратность

ОТНОШЕНИЕ К

СОБСТВЕННОСТИ:

- бережливость в отношении к общественному достоянию и чужой собственности

-бережливость и экономность в отношении к личной собственности

ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ,

доброта и отзывчивость:

- уважительное отношение к старшим

- дружелюбное отношение к

сверстникам

- милосердие

- честность в отношениях с

товарищами и взрослыми

ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ:

-товарищество, верность дружбе

- доброжелательность

-вежливость и культура поведения

ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ:

- доброта и отзывчивость

-тактичность, культура поведения

ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ,

самодисциплина:

- развитая добрая воля

- самоуважение, соблюдение правил

культуры поведения

-организованность и пунктуальность

- требовательность к себе

ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ:

- забота о своем здоровье

- самообладание и сила воли

- стремление к самосо-вершенствованию

ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ:

- здоровый образ жизни

- целеустремленность в

самоопределении

-чувство собственного достоинства

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

  • конкретизировать цели воспитательной работы;
  • дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
  • обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
  • обосновать выбор содержания и методов воспитания;
  • соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным;
  • видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

3.2.2. Мероприятия по развитию существующей модели воспитания.

Воспитательная компонента в деятельности МОУ Корсукская СОШ  направлена на формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д. Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности школы, основывающейся как на традиционных, так  и на инновационных подходах, педагогических системах и технологиях. МОУ Корсукская СОШ является центральным звеном системы образования, фундаментальным, духовным центром воспитания и развития детей и молодёжи с. Корсук.

Программой МОУКорсукская СОШ  определены следующие основные направления воспитательного процесса:

  1. развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных стандартов;
  2. формирование гражданско-правового и патриотического сознания  обучающихся;
  3. формирование духовно-нравственных качеств, развитие  этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности;
  4. воспитание экологической культуры;
  5. пропаганда семейных ценностей;
  6. здоровьесберегающее воспитание;
  7. профессионально-трудовое воспитание;
  8. научное, методическое и информационное сопровождение воспитательной работы;
  9. социокультурное и медиакультурное воспитание;
  10. культуротворческое и эстетическое воспитание;
  11. правовое воспитание и культура безопасности;
  12. формирование коммуникативной культуры.

1. Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных стандартов

Включение воспитательного компонента в ФГОС второго поколения позволяет актуализировать задачи формирования у школьников гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Этому процессу  способствует и введение в учебные планы школы часов внеурочной деятельности, цель которой  - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.  Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

2. Формирование гражданско-правового и патриотического сознания  обучающихся

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

  • формирование гражданской культуры: правовых и политических знаний;
  • формирование патриотического сознания; воспитание любви к своей малой родине, освоение духовного наследия своего народа – традиционной народной культуры;
  • воспитание толерантности;
  • формирование ответственного отношения к окружающей среде, основывающееся на экологическоесознание;
  • формирование позитивных жизненных установок  и ценностных ориентаций у детей и подростков.

С целью создания условий для формирования у подрастающего поколения чувства российскогопатриотизма и гражданственности в школе должна  реализовываться Программа гражданско-патриотического воспитания школьников, воспитание личности патриота и гражданина, формирование правовых знаний, политической грамотности, законопослушания и ответственности за правонарушение должна осуществляться через:

  • профилактическую работу;
  • взаимодействие школы с районными службами, работающими с молодежью и составляющими систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди учащихся;
  • организацию нормативно-правового, научно-методического, информационного сопровождения процесса воспитания;
  • социально-психологическая деятельность (реализация программы работы с детьми группы«риска»);
  • работу с семьей (вооружение родителей психолого-педагогическими и правовыми знаниями,ликвидация отчуждения школы от семьи).

 Мероприятия, проводимые в рамках этой программы, должны реализоваться на практике и стать традиционными.

Патриотическое воспитание и воспитание толерантности должно осуществляться через изучение культуры русского, бурятского и татарского народов, проживающих на территории МО « Корсукское»,приобщения к опыту народного миропонимания, краеведение,знакомство с разнообразными культурами, расширение и углубление этих знаний, проведение ежегодных традиционных праздников: «Сагаалган», « Масленица».

Формы деятельности: урок,общешкольные и классные мероприятия, Месячник военно-патриотического воспитания, Военно-спортивные соревнования, смотры строя и песни, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, конкурсы чтецов,рисунков,сочинений,стенгазет,оформление стендов, митинги, классные часы,встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войн, конкурс социальных проектов, организация праздников народного календаря; народные игры; изучение народных ремесел на уроках технологии и изобразительного искусства, и занятиях кружков, экскурсии в природу, конкурсы поделок; научно-практические конференции,экскурсии в сельскую библиотеку, музеи, посещение выставок.

3. Формирование духовно-нравственных качеств, развитие  этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности

Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, Иркутской области.

Основными задачами являются:

  • формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;
  • воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы;
  • сохранение базовых национальных ценностей российского общества, Иркутской области;
  • формирование основы культуры межэтнического общения;

Решение этих задач должно быть достигнуто путем включения школьников в следующие виды деятельности общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими людьми, которые осуществляются через ряд мероприятий общешкольного и внутриклассового характера, а также через уроки и занятия дополнительного образования.

Используемые формы деятельности: урок, внеклассные занятия, беседы, диспуты, круглыйстол, посещение культурных учреждений, музеев г. Иркутска.

4. Воспитание экологической культуры

Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

Основными задачами являются:

  • присвоение обучающимисяэколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
  • формирование умений придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
  • осознание школьниками взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
  • овладение нормами экологического поведения, обеспечивающего сохранение на земле человека и природы, их взаимодействия.

Решение этих задач должно быть достигнуто путем включения школьников в локальные экологически целесообразные виды деятельности, направленных на формирование готовности занять активную экологически целесообразную позицию в конкретной ситуации.Принятие обучающимися принципов ненасилия, направленных на установление гуманистического типа отношений между людьми, идеи общности, гармонии индивида со Вселенной и человечеством, основанной на экологии природы и человека,  овладение ценностными ориентациями на уровне целостной экологической картины мира, формирование планетарного мышления способствуют формированию знаний основных стратегий поведения человека в природе.

Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы,посещения музеев и библиотек, акции, оформление стендов, митинги,классные часы,экскурсии вприроду, научно-практические конференции,работа над проектами: Зелёный класс, Чистый двор, Экологический паспорт села, Экология нашей реки.

5. Пропаганда семейных ценностей

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, школой и семьей в целом. Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру.

В школе должны быть организованы родительские комитеты классов с целью содействия в работе педагогического коллектива школы по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса; оказания помощи учреждению в проведении оздоровительных и развивающих мероприятий; содействию в укреплении материально-технической базы школы.

Используемые формы деятельности: беседы, встречи, родительские собрания, «День открытых дверей»,«Веселые старты»,программа «День матери»,«День семьи»,родительский патруль, дежурство на мероприятиях в вечернее время, благоустройство классных кабинетов и территории школы.

6. Здоровьесберегающее воспитание

С целью формирования у школьников ценности здоровья и здорового образа жизни в школе должна быть реализована Программа «В здоровом теле- здоровый дух»», являющейся основой для дальнейшего совершенствования механизма педагогического сопровождения деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся, профилактике негативных явлений среди детей и подростков, включать в себя важнейшие механизмы по реализации государственной политики в воспитании здорового поколения.

Основными задачами должны являться:

  • формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей и подростков;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Основные формы деятельности: урок, спортивные мероприятия, походы, прогулки на свежем воздухе, Дни Здоровья, физминутки, утренняя зарядка, классные часы,беседы, встречи с медицинскими  работниками, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, подвижные игры, посещения библиотек.

7. Профессионально-трудовое воспитание

Профориентационная  работа в школе должна строиться на:

  • трудовом воспитании; профессиональном просвещении – ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, потребностями страны и региона и т.д.;
  • предварительной профессиональной диагностике – выявление профессионально-значимых свойств; профессиональной консультации;
  • организации работы педагогических работников школы по профессиональной ориентации школьников;
  • оказании помощи учащимся в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях;
  • воспитании психологической и практической готовности учащихся к труду.

Формы деятельности: урок, субботники, генеральные уборки в классе, выставки поделок, посещение библиотеки, встречи с людьми разных профессий, консультации, тестирование, тренинги, классные часы, озеленение кабинетов и школьной территории, ремонт учебников, трудовые десанты, экскурсии в Центр занятости, библиотечные часы.

8. Активизация участия общественности в процессе воспитания подрастающего поколения

Необходимость вовлечения общественности в процесс воспитания подрастающего поколения продиктован требованиями времени. Воспитание требует консолидации усилий современного общества. Взаимодействие с общественными организациями  в целях реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях будет способствовать формированию позитивного отношения общества к процессу воспитания в целом, обновлению форм воспитательной деятельности, переходу к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам, повышению статуса педагогов, занимающихся воспитательной работой, а также образовательных организаций, успешно реализующих программы воспитательной работы.

9. Социокультурное и медиакультурное воспитание

Цель направления - активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на всех ступенях общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Основными задачами являются:

  • формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  • формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
  • формирование основы культуры межэтнического общения;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества.

Должны разрабатываться  программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира  по толерантности «Мы такие разные, но мы вместе».

Формы занятий:учебные занятия, конкурсы, ролевые игры, деловые игры, социальные проекты, круглые столы.

                  10. Культуротворческое и эстетическое воспитание

Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во внеучебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствамирешают задачи эстетического воспитания. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие инравственно-эстетическое воспитание школьников.

Используемые формы деятельности: урок, конкурсы рисунков, поделок, сочинений, выставки работ декоративно-прикладного искусства, конкурсные программы, КВН,   экскурсии в  культурныеучреждения г.Иркутска,библиотеки, музеи,

11. Правовое воспитание и культура безопасности

Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Основные задачи направления:

  • разработка и внедрение школьных программ воспитательно-профилактической направленности;
  • диагностика учащихся, процесса и условий их развития;
  • организация взаимодействия с заинтересованными районными службами;
  • правовое воспитание учащихся;
  • социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение;
  • формирование (внедрение и развитие) профилактической системы школы.

Возможные формы деятельности: беседы с учащимися, классные часы, тренинги, лекции, Совет Профилактики, общешкольные и  классные мероприятия, посещения на дому, беседы с родителями, наблюдение КДН, встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, ОВД.

  1. Формирование коммуникативной культуры

Включение в систему требований к результатам обучения знаний о средствах коммуникации и безопасности общения позволяет актуализировать задачи формирования у школьников коммуникативной культуры.

Основные задачинаправления:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире;
  • формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
  •  формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку.

Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы, митинги, классные часы, встречи с интересными людьми, научно-практические конференции, «круглые столы», «дебаты».

3.2.3. Мероприятия по изучению и обобщению положительного педагогического опыта воспитательной деятельности.

Методика обобщения и распространения ППО

Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения ППО. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы.

Организационные единицы

Формы

Методические объединения

Открытые занятия

Научно-педагогический Семинар

Научно-практическая конференция

Проблемная лаборатория

Совет педагогов

Школа передового опыта

Педагогические чтения

Школа педагогического мастерства

Педагогическая выставка

Спецкурс

Диспуты и дискуссии

и т.д.

Самообразование

Семинарские занятия

Практикумы

Консультации.

Названные организационные единицы не исключают и другие способы обобщения и распространения ППО. В каждом ОУ, исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее им подходит.

Выявить, изучить, обобщить, распространить ППО - это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Главное для успешного внедрения ППО - это умение администрации заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом.

Обобщая практику внедрения ППО, можно назвать следующие основные элементы, из которых складывается этот сложный процесс: ознакомление педагогов с ППО, разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы; показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению; практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы; решение Совета педагогов ДОУ, производственного совещания с рекомендациями о внедрении ППО; контроль за выполнением решений, оказание необходимой помощи в преодолении возникших затруднений.

Итак, необходимо использовать разнообразные активные формы распространения ППО.

Ф.И.О.

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ

Форма

Срок

1

Хангуева А.А.

Система работы классного руководителя по формированию личности и развитию ориентаций школьника.

Классный час: « Нам на одной земле не тесно»-школьное мероприятие.

2014г

Районный семинар « Информационные технологии в работе классного руководителя»

2015г

Обобщение опыта работы классных руководителей по теме: « Надпредметное образование»

2016г

Выпуск брошюры

2017г.

3.2.4. Мероприятия по повышению квалификации педагогических кадров по проблемам воспитания в рамках идеологии ФГОС.

  • Программой предусмотрены мероприятия по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, владеющих современными технологиями воспитания, по обеспечению педагогов методическим сопровождением, набором средств для практической реализации воспитательных задач и углублёнными знаниями психологии. Привлечение  молодых педагогов к работе по реализации воспитательной компоненты.
  • Повышение квалификации педагогических  работников. Подготовка предложений по перераспределению кадровых ресурсов в ОУ.
  • Аттестация педагогов в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Информирование работников о возможных курсах повышения их мастерства.

Ф.И.О.

ТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ФОРМА

СРОКИ

1

Шулунова Л.В.

Внедрение ФГОС в образовательное пространство школы

( воспитательный аспект)

Курсы

2015г

2

Артамонова З.А.

Механизмы и приоритетные направления осуществления патриотического воспитания школьников.

Курсы

2016г

3

Ярахмедова Т.И.

Современные требования и технологии психологического сопровождения в условиях реализации ФГОС.

Курсы

2016г

3.2.5. Мероприятия по развитию программно-методического и информационного обеспечения воспитания.

Осуществляется через:

  • Школьное методическое объединение классных руководителей;
  • Подготовка и переподготовка кадров на курсах повышения квалификации;
  • Педагогические педсоветы;
  • Психолого-педагогические семинары;
  • Самообразование педагогов.

3.2.6. Мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания.

Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия со школой в организации и проведении воспитательной деятельности

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

* совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

* сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

* поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

* содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

* опора на положительный опыт семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, семинар, вечер вопросов и ответов, тренинг для родителей. Педагогический практикум и др.

Важнейшим условием для повышения педагогической компетентности родителей является активная работа классных родительских комитетов и Управляющего совета школы.

3.2.7. Мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности общественности.

Программой предусмотрены мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности среди учащихся. Разработка с учётом региональной специфики и внедрение в практику методических рекомендаций, информационно-методических сборников по направлениям воспитательной компоненты в течение 2013-2015 гг.

МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА

СРОК

1

Итоги реализации Программы.

Научно-практическая конференция.

2017-2018гг

2

Издание сборника статей, авторских программ.

Сайт школы. Районный семинар.

2017-2018гг.

3

Организация выставок, экспозиций, отражающих внедрённый образовательный инновационный продукт.

Районный семинар.

2017-2018гг

4. Ожидаемые результаты реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты

Обновление содержания воспитания и обеспечение достижения личностных образовательных результатов обучающихся МОУ Корсукская СОШ  в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Совершенствование  нормативно-организационных, управленческих условий для реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты.

Организация оптимального взаимодействия воспитательных сил образовательного учреждения и социума, использование принципа суверенизации личности в органической связи с нравственным воспитанием, принципа гуманизации, ориентированного на интенсификацию интеллектуального развития школьников.

Отсутствие правонарушений среди учащихся;

Минимизация учащихся с низким уровнем воспитанности;– достижение уровня участия родителей в организации досуговой деятельности детей составит не менее 50 %; – соответствие выпускника школы разработанной модели.

Внедрение в практику методических рекомендаций, информационно-методических сборников по направлениям воспитательной компоненты.

Повышение активности вовлечения родительского сообщества в воспитательный процесс школы, в работу Управляющего совета.

Повышение уровня духовно-нравственного, экологического воспитания, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Развитие условий для этнокультурного самосознания обучающихся.

Рост числа обучающихся, включенных в деятельность детских и молодежных общественных объединений.

Рост числа обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни.

Положительная динамика интеграции общего и дополнительного образования детей, сферы культуры и спорта для организации внеурочной деятельности в школе.

Создание портрета выпускника общеобразовательного учреждения  на каждой ступени обучения.

5. Показатели и индикаторы реализации Программы

Для оценки эффективности воспитательной системы необходимо учитывать качественные изменения, происходящие в школе в целом. Методика Рябченко А.М. и Добышева В.П. позволяет сопоставлять количественные показатели воспитательной системы:

  • доля детей, участвующих в работе различных кружков, секций, студий, как в школе, так и внешкольных учреждениях дополнительного образования;
  • доля детей, охваченных внеурочной деятельностью;
  • объем, получаемого индивидуального внимания педагога на 1 ребенка в неделю (не менее 0,3 часа);
  • социальная активность, проявляющаяся в количестве участников и числе акций общественнополезных дел, милосердия, экологического движения;
  • степень участия родителей учащихся в общешкольных воспитательных и общественно полезных мероприятиях;
  • доля детей, поставленных на административный учет за факты асоциального поведения;
  • количество призовых мест в муниципальных, региональных, окружных и всероссийских олимпиадах,конкурсах, соревнованиях;
  • уровень развития ученического самоуправления по результатам деятельности в течение года.

В результате реализации программы предполагается:

  • создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
  • закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;
  • создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в МОУ Корсукская СОШ.

В результате выполнения Программы будет обеспечено:

  • создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся;
  • внедрение и эффективное использование новых технологий воспитания и социализации детей и молодежи;
  • рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей;
  • повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;
  • создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знаний его индивидуальных особенностей и склонностей;
  • координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи;
  • взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
  • развитие форм ученического самоуправления на основе деятельностного подхода;

В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой.

Будут обеспечены:

  • подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации детей и молодежи;
  • повышение показателей активности всех целевых групп, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия их друг с другом, привлечение к сотрудничеству специалистов из учреждений культуры, спорта и др.;
  • внедрение и поддержка механизмов и моделей социального партнерства, обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации подрастающего поколения;
  • воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций и основ государственности современной России;
  •  обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, расширения возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей детей и молодёжи на основе укрепления и развития ресурсов дополнительного образования детей, а также посредством развития спектра дополнительных образовательных услуг, в том числе и дистанционных;
  • развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и актуальные для региона и страны проекты;
  • обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного российского общества и государства.

                                   6. Эффективность реализации Программы

Основными результатами развития Программы должны стать:

  • результаты личностных воспитательно-образовательных достижений обучающихся;
  • результаты деятельности школы;
  • результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей;
  • результаты взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами.

7. Ресурсное обеспечение Программы

1.Разработка нормативно-правовой базы в сфере воспитания на институциональном  уровне.

2. Развитие действующей инфраструктуры воспитания (направления, формы, механизмы).

3.Развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения воспитания.

4. Обоснование объемов и механизмов финансирования воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы школы "Надежда"

Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...

Программа воспитательной работы школы "Мы - граждане России!"

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:«Я - гражданин России»«Моя семья – моё богатство»«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»...

Презентация программы воспитательной работы школы "Мы - граждане России!"

В презентации отражены главные идеи, цель, задачи, ожидаемые результаты, формы работы, основные направления....

Программа воспитательной работы Школа вожатых

В  программе  даны темы для  подготовки  вожатых из  числа  старшеклассников, желающих  работать в пришкольном  лагере.Практический  материал будет полезен...

Программа воспитательной работы "Школа сотрудничества РИД"

Программа работы органов ученического самоуправления "РИД" (республика интересных дел)...

Программа воспитательной работы «Школа успешной личности» Срок реализации- 5 лет

 В основе воспитательной программы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как  целенаправленную систему, в которой сочетаются сп...

ПРИМЕР ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ /Учебно-воспитательная программа профилактической работы школы по предупреждению приобщения учащихся к употреблению наркотических средств «В жизнь без наркотиков».

Структура программы.1. Основание для разработки.2. Обоснование выбора проблематики,3. Концептуальные основы программы. Цели и задачи.4. Ожидаемые результаты реализации,5. Основные положения содержания...