Программа воспитательной работы Школа вожатых
рабочая программа (10 класс) по теме

Мартынова  Анна Александровна

В  программе  даны темы для  подготовки  вожатых из  числа  старшеклассников, желающих  работать в пришкольном  лагере.Практический  материал будет полезен  заместителям руководителя по  воспитательной  работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_vozhatykh.doc399 КБ

Предварительный просмотр:

Березовское   муниципальное  общеобразовательное  учреждение  основная  общеобразовательная  школа №29

                                                                                 Утверждаю

                                                   Директор БМБОУ  ООШ№29                                                          

                                                    ___________   Л.Е.Рожкова

        

                       

                                                        п.Старопышминск,2012г.

     Пришкольный оздоровительный лагерь - это система, способствующая развитию ребенка как личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни. Как показывает практика, существенную поддержку в работе педагогов   лагеря  может оказать вожатский отряд, сформированный из числа  учащихся   старших   классов. В течение  учебного года  старшеклассники проходят  подготовку в  Школе  вожатых, активно  работают с  учащимися  младших  классов, помогая им в  подготовке к  различным  мероприятиям, конкурсам, проектам.            Это  помогает  учащимся овладеть  элементарными знаниями и навыками  работы с  младшими  школьниками, психологическими особенностями  возраста, дает возможность    объективно оценить себя и свои способности: «Могу ли я стать организатором, могу ли придумать оригинальные идеи, или, возможно, я обладаю знаниями, необходимыми всей команде?» На эти  и другие  вопросы  каждый  вожатый  получает ответы в ходе  практической   работы в  пришкольном  оздоровительном  лагере. Навыки, полученные на занятиях  в рамках подготовки  вожатых , помогают ребятам выстраивать личностные отношения, заниматься самоанализом и саморегуляцией.

Данная  программа рассчитана  на  8 часов. Занятия  проводятся 1 раз в неделю. Курс  обучения составляет 2 месяца. Программа  предусматривает   теоретические  и практические  занятия.  

Цель программы – Создание условий для развития качеств делового лидера, освоение новой социальной роли  вожатых .

Задачи:

  • Развитие организаторских и  коммуникативных навыков;
  • Обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы;
  • Развитие  мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
  • Формирование  вожатских умений в процессе с  детьми  младшего  школьного   возраста.

В процессе освоения программы   учащиеся приобретают  следующие знания и умения.

Знания:

  • Основные приемы эффективного общения.
  • Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста Нормативно-правовые основы работы вожатого.
  • Особенности временного детского коллектива.
  • Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.
  • Игровая деятельность, возможности игры.
  • Охрана жизни и здоровья детей.

Умения

  • Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;
  • Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
  • Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)
  • Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)
  • Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)

Разрабатывая содержание и технологию обучения, мы опираемся на следующие положения:

   1. Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, первый  помощник  воспитателя в отряде, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.

  1. Особенности современных  детей  и условия, в которых работает вожатый - детский пришкольный  лагерь, требуют от вожатых элементарных  психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе с  маленькими  детьми

3.  Занятия в рамках программы  должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в пришкольном летнем лагере, методике организации досуга детей.

Ожидаемые  результаты:

Знакомство с  индивидуальными  психологическими  особенностями  возраста  младших  школьников. Подготовленность  учащихся  старших  классов к  работе в  пришкольном  оздоровительном  лагере, овладение   элементарными  знаниями и  представлениями  об  организации  жизнедеятельности  отряда, организации  детского  досуга.

Учебно-тематический план обучения.

 

Название блока, темы 

Всего часов 

Лекции 

  Практика занятия 

Основы вожатского мастерства

8

5

3

1.

 Нормативно-правовые основы работы вожатого. Охрана жизни и здоровья детей.

     2

1

        1

2. 

Особенности  работы  с  детьми  младшего  школьного  возраста

     1

1

3. 

Основные приемы формирования команды. Малые формы работы.

     1

                       

4. 

  Знакомство с  методикой   КТД. Тематические  дни  смены

    1

1

        1

5. 

 Самоуправление в коллективе.

     1

1

             

 6.

Игра и ее возможности. Классификации игр. Этапы организации игры.

     2

1

       1

Литература

  1.  Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
  3. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. -  (Библиотека вожатого)
  4. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
  5. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,
  6. Электронная версия газеты « 1 сентября . Начальная школа»
  7. Материалы журналов « ПедСовет»  2002-2008 г.
  8. Интернет материалы.

Сведения  об  авторе

Мартынова  Анна  Александровна,                                                                         педагог-организатор                                                                                                              стаж  педагогической  деятельности 32года