программа кружка "Основы кулинарии"
рабочая программа (8, 9 класс) на тему
Дети Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем мире, усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения. Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, которые способствуют самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и на производстве несложные трудовые операции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_kulinarii.docx | 285.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка « Основы кулинарии»
Возраст детей 14-17 лет
Срок реализации 2 года
Составила учитель СБО Копытова Н.Е.
Смоленск 2015г.
Содержание программы
1. Паспорт
2. Пояснительная записка
3. Содержание программа
4. Учебно-тематический план
5. Методическое обеспечение
6. Список литературы
Паспорт программы
Наименование программы | «Основы кулинарии» |
Основания для разработки программы | Социальная адаптация детей с ОВЗ, оказание дополнительной помощи обучающимся в производственном обучении и профессиональной подготовке. |
Заказчик программы | ОГБОУ «Центр образования и развития « Особый ребенок» г.Смоленска» |
Разработчик программы | Учитель СБО |
Исполнители программы | Учитель СБО |
Цели и задачи программы | ЦЕЛЬ: - Социальная адаптация детей с ОВЗ и интеграция их в общество. Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у обучающихся навыков самостоятельного приготовления разнообразной и здоровой пищи. ЗАДАЧИ : - формировать и развивать творческие способности обучающихся в кулинарии; - формировать культуру общения; - прививать трудовые навыки, навыки самообслуживания; - развивать эстетический вкус обучающихся; - расширять знания обучающихся в кулинарии. |
Основные направления деятельности по реализации программы | - Социальная адаптация обучающихся, личностное развитие. -Трудовое воспитание. -Художественное – эстетическое воспитание. |
Основные оценочные показатели программы | Анализ, статистика, проведение мероприятий. Итоговые занятия. |
Ожидаемые результаты | ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Формирование культуры труда, уважительное отношение к труду и результатам труда. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. В результате обучения по данной программе обучающиеся получат знания: - пищевая ценность продуктов; - способы приготовления и оформления блюд; - правила подачи блюд; - правила поведения за столом; -правила по технике безопасности при кулинарных работах; - санитарно-гигиенические требования. Приобретут умения: - правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюда; - приемы тепловой кулинарной обработки; - готовить и украшать готовые блюда; - сервировать стол; - правильно вести себя за столом; - готовить изделия из теста; - соблюдение правила по технике безопасности; - соблюдать санитарно-гигиенические требования. |
Координация и контроль реализации программы | Администрация |
Сроки реализации программы | 2015-2017г. |
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка « Основы кулинарии» направлена на получение обучающимися, с отклонениями в развитии, новых теоретических знаний и практических умений. Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем мире, усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения. Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, которые способствуют самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и на производстве несложные трудовые операции.
Практика показывает, что любой человек, имеющий дефект в развитии, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. Занятия в кружке позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и видеть результат своей творческой деятельности. В процессе занятий происходит интеграция одних видов деятельности с другими, что позволяет корректировать и развивать у детей восприятие, мышление, коммуникативные навыки.
Основными целями и задачами программы является получение детьми дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, которые им могут быть полезны в быту и возможно сделать первый шаг к выбранной профессии.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 14-17 лет. Практика показала, что дети данного возраста успешно и с интересом занимаются в кружке по кулинарии. Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Кружок «Основы кулинарии», опираясь на знания и умения полученные на уроках СБО, способствует расширению и углублению этих знаний и навыков, воспитанию творческого подхода к своей работе и самостоятельности.
Срок реализации дополнительной образовательной программы- 2 года.
1 год - блюда первого уровня сложности.
2 год - блюда второго уровня сложности.
Занятия проводятся один раз в неделю, всего 34 часа в год.
Продолжительность занятия - 60 минут.
Основные формы и методы обучения:
- теоретические занятия;
- практические работы;
- творческие работы;
- индивидуальная работа;
- экскурсии.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитанникам дается самостоятельные задания с учетом его возможности); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема); групповая (разделение на мини группы по выполнению определенной работы);
Обязательным условием занятий кружка – соблюдение санитарно-гигиенических правил. Одно из главных правил гигиены при кулинарных работах – наличие спецодежды: фартуков, косынок или колпаков, сменной обуви. Следующим обязательным условием является соблюдение техники безопасности: безопасные приемы работы с нагревательными приборами, кулинарным оборудованием и инструментами. Обучающиеся познакомятся с историей, обычаями и традициями национальной кухни; узнают различия кухонь; будут иметь представления об организации современных предприятий общественного питания; усвоят классификацию блюд современных национальных кухонь и правила сервировки стола; смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам, а также будут способны выдвигать творческие идеи, сотрудничать в коллективе.
Предполагается использовать следующие формы контроля: собеседование, тестирование, практические работы и творческие задания.
Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого обучающегося, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Критерием уровня эффективности программы является усвоение образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта.
Завершается работа кружка выполнением творческого проекта и его защитой.
Краткое содержание курса
СЕНТЯБРЬ
Вводное занятие. План и задачи кружка. Правила поведения в кружке. Организация рабочего места, инвентарь. Значение питания в жизни человека. Понятие о рациональном питании. Режим питания школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к приготовлению пищи. Правила ТБ при работе с механическими приспособлениями и электрооборудованием. Меню.
Кухня. Оборудование кухни. Уход за кухонной и столовой посудой. Моющие средства, применяемые при мытье посуды.
Практическая работа. Мытье посуды, уход за инвентарем и помещением.
Гигиена приготовления пищи. Общие сведения о гигиене, о санитарно-гигиенических требованиях к помещению, оборудованию, личной гигиене, гигиене питания. Специальная одежда. Хранение и обработка продуктов.
Правила безопасности и поведения на занятиях. Правила пользования нагревательными приборами. Правила обращения с режущими инструментами. Правила обращения с горячей посудой и продуктами. Правила поведения на кухне, в столовой, среди товарищей.
ОКТЯБРЬ
Сервировка стола. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Праздничная сервировка стола. Назначение столовых приборов.
Практическая работа. Сервировка стола.
Блюда из овощей. Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов и витаминов. Первичная обработка овощей. Блюда из овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Овощные гарниры. Принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе.
Практические работы. Форма нарезки овощей, назначение. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей. Сервировка и подача к столу.
НОЯБРЬ
Первые блюда. Значение первых блюд в питании. Классификация супов по способу приготовления. Использование отваров для приготовления супов. Бульоны.
Практическая работа. Приготовление супа из свежих овощей.
Блюда из рыбы. Понятие о пищевой ценности рыбы. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы. Рыбные блюда.
Практическая работа. Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Приготовление блюд из рыбы. Сервировка и подача к столу.
ДЕКАБРЬ
Блюда из мяса. Значение и место блюд из мяса, субпродуктов в питании. Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов. Особенности кулинарного использования субпродуктов. Санитарные условия обработки мяса, субпродуктов. Условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы.
Практические работы. Способы тепловой обработки мяса, мясных полуфабрикатов, субпродуктов. Приготовление натуральной рубленой массы из мяса. Определение времени варки и жаренья до готовности. Приготовление блюд из субпродуктов. Сервировка и подача к столу.
ЯНВАРЬ
Бутерброды и горячие напитки. Виды бутербродов. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы.. Нарезка продуктов. Приготовление бутербродов. Приготовление горячих напитков. Сервировка и подача к столу.
ФЕВРАЛЬ
Блюда из круп. Виды круп. Питательная ценность круп, обработка, хранение. Приготовление каш. Изделия из круп: биточки, запеканки, пудинги, крупяные гарниры.
Практические работы. Подготовка к варки круп и бобовых.
Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров их крупы. Приготовление каши. Приготовление изделий из круп. Сервировка и подача к столу.
Блюда из макарон. Виды макаронных изделий, питательная ценность, хранение. Блюда из макарон.
Практические работы. Варка макарон. Приготовление макарон по-флотски. Приготовление запеканки.
МАРТ
Изделия из теста. Мука. Виды теста ( дрожжевое, песочное, бисквитное и слоеное). Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинки для изделий из теста.
Практические работы. Приготовление теста. Выпечка изделий из различных видов теста ( блины, шарлотка). Сервировка и подача к столу.
Экскурсия на предприятие общественного питания.
АПРЕЛЬ
Блюда из яиц. Строение яйца. Значение белка, пищевая ценность. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц.
Практические работы. Первичная обработка яиц, приготовления блюда из яиц (вареные яйца, омлет, яичница). Крашение и роспись яиц. Сервировка и подача к столу.
Холодные блюда и закуски. Салаты: мясные, овощные, фруктовые. Нарезка продуктов. Украшение из овощей и яиц.
Практические работы. Приготовление мясного салата. Приготовление фруктового салата.
МАЙ
Блюда из молока и кисломолочных продуктов. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока и молочных продуктов. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Условия и срок и хранения.
Практические работы. Приготовление молочного супа и молочной каши. Приготовление блюда из творога(сырники, запеканка). Сервировка и подача к столу.
Сладкие блюда и десерт. Виды сладких блюд и десерта. Роль десерта в праздничном обеде. Технология приготовления сладких блюд. Желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления блюд и десерта.
Практические работы. Приготовление желе. Приготовление компота из свежих, сушенных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Сервировка и подача к столу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Кухня. Оборудование кухни. | 1 | 1 | |
3 | Гигиена приготовления пищи | 1 | 1 | |
4 | Техника безопасности на занятиях по кулинарии | 1 | 1 | |
5 | Сервировка стола. Правила поведения за столом | 2 | 1 | 1 |
6 | Блюда из овощей | 2 | 1 | 1 |
7 | Первые блюда | 2 | 1 | 1 |
8 | Блюда из рыбы | 2 | 1 | 1 |
9 | Блюда из мяса | 3 | 1 | 2 |
10 | Бутерброды и горячие напитки | 2 | 1 | 1 |
11 | Блюда из круп | 2 | 1 | 1 |
12 | Блюда из макарон | 2 | 1 | 1 |
13 | Виды теста. Изделия из теста. | 3 | 1 | 2 |
14 | Блюда из яиц | 2 | 1 | 1 |
15 | Холодные блюда и закуски | 2 | 1 | 1 |
14 | Блюда из молока и кисломолочных продуктов | 2 | 1 | 1 |
15 | Сладкие блюда и напитки | 2 | 1 | 1 |
16 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Список используемой литературы:
- Конвенция о правах ребенка.
- Г.И.Жаренкова «Трудовое обучение» «Коррекционно-развивающее обучение». М., Дрофа,2001
- Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.- М., 2001.
- Евладова Е., Логинова Л.Г. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002
- Е.И.Стадник. Учимся готовить – ООО Издательство «Ранок», 2011
- Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Сб.1.
- Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.
- ШКОЛА ЖИЗНИ Подготовка к самостоятельной жизни Учебно – методическое пособие, Л.М.Кобрина, В.В.Юнина. - СПб.:изд. «ЗолотойОрёл»,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа Основы кулинарии 8 -11 классы
вариант для мальчиков...
Рабочая программа по кулинарии 5 класс
Рабочая программа по кулинарии 5 класс коррекционная школа 8 вида. В разделе пояснительная записка, календарно- тематическое планирование....
Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).
Школа, призвана не только передавать необходимые знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной социализации. Особого внимани...
Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...
ПРОГРАММА ПО КУЛИНАРИИ КРУЖОК "СМАК"
Паспорт программы Наименование программы«Кулинария»Основания для разработки программыСоциальная адаптация детей детских домов , оказание дополнительной помощи воспитанникам в производственном обу...
Рабочая программа по кулинарии
В рабочей программе указаны актуальность, цели и задачи. Также раскрыто содержание программы и ожидаемые результаты...
Рабочая программа кружка кулинария "Кухни народов мира"
Рабочая программа расчитана на учащихся 7-8 классов....