программа кружка "Основы кулинарии"
рабочая программа (8, 9 класс) на тему

Копытова Наталья Евгеньевна

Дети Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем мире, усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения.  Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, которые способствуют самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту  и на производстве  несложные трудовые операции.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_kulinarii.docx285.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка « Основы кулинарии»

Возраст детей 14-17 лет

Срок реализации 2 года

        Составила учитель СБО                  Копытова Н.Е.

Смоленск 2015г.

Содержание программы

1. Паспорт

2. Пояснительная записка

3. Содержание программа

4. Учебно-тематический план

5. Методическое обеспечение

6. Список литературы        

Паспорт программы

Наименование программы

«Основы кулинарии»

Основания для разработки программы

Социальная адаптация детей с ОВЗ, оказание дополнительной помощи обучающимся в производственном обучении и профессиональной подготовке.

Заказчик программы

ОГБОУ «Центр образования и развития « Особый ребенок» г.Смоленска»

Разработчик программы

Учитель СБО

Исполнители программы

Учитель СБО

Цели и задачи программы

ЦЕЛЬ: -  Социальная адаптация детей с ОВЗ и интеграция их в общество. Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у обучающихся навыков самостоятельного приготовления разнообразной и здоровой пищи. 

ЗАДАЧИ :

- формировать и развивать творческие способности обучающихся в кулинарии;

- формировать культуру общения;

- прививать трудовые навыки, навыки самообслуживания;

- развивать эстетический вкус обучающихся;

- расширять знания обучающихся в кулинарии.

Основные направления деятельности   по  реализации программы

- Социальная адаптация обучающихся, личностное  развитие.

-Трудовое воспитание.

-Художественное – эстетическое воспитание.

Основные оценочные  показатели программы

Анализ, статистика, проведение  мероприятий. Итоговые занятия.

Ожидаемые результаты

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

 Формирование культуры труда, уважительное отношение к труду и результатам труда. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

В результате обучения по данной программе обучающиеся получат знания:

- пищевая ценность продуктов;

- способы приготовления и оформления блюд;

- правила подачи блюд;

- правила поведения за столом;

-правила по технике безопасности при кулинарных работах;

- санитарно-гигиенические требования.

Приобретут умения:

- правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюда;

- приемы тепловой кулинарной обработки;

- готовить и украшать готовые блюда;

- сервировать стол;

- правильно вести себя за столом;

- готовить изделия из теста;

- соблюдение правила по технике безопасности;

- соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Координация и контроль реализации программы

Администрация

Сроки реализации программы

2015-2017г.

Пояснительная записка

     Рабочая программа кружка « Основы кулинарии» направлена на получение обучающимися, с отклонениями в развитии,  новых теоретических знаний и практических умений. Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем мире, усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения.  Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, которые способствуют самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту  и на производстве  несложные трудовые операции.  

Практика показывает, что любой человек, имеющий дефект в развитии, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.  Занятия в кружке позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и видеть результат своей творческой деятельности.  В процессе занятий происходит интеграция одних видов деятельности с другими, что позволяет корректировать и развивать у детей восприятие, мышление, коммуникативные навыки.

   Основными целями и задачами программы является получение детьми дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, которые им  могут быть полезны в быту и возможно сделать первый шаг к выбранной профессии.          

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 14-17 лет. Практика показала, что  дети данного возраста успешно и с интересом занимаются в кружке по кулинарии. Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Кружок «Основы кулинарии», опираясь на знания и умения полученные на уроках СБО, способствует расширению и углублению этих знаний и навыков, воспитанию творческого подхода к своей работе и самостоятельности.

Срок реализации дополнительной образовательной программы- 2 года.

        1 год - блюда первого уровня сложности.

        2 год - блюда второго уровня сложности.

Занятия  проводятся один раз в неделю, всего 34 часа в год.

 Продолжительность занятия - 60 минут.

Основные формы и методы  обучения:

- теоретические занятия;

- практические работы;

- творческие работы;

- индивидуальная работа;

- экскурсии.

          На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитанникам дается самостоятельные задания с учетом его возможности); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема); групповая (разделение на мини группы по выполнению определенной работы);

Обязательным условием занятий кружка – соблюдение санитарно-гигиенических  правил. Одно из главных правил гигиены при кулинарных работах – наличие спецодежды: фартуков, косынок или колпаков, сменной обуви.  Следующим обязательным условием является соблюдение техники безопасности: безопасные приемы работы с нагревательными приборами, кулинарным оборудованием и инструментами.  Обучающиеся познакомятся с историей, обычаями и традициями национальной кухни; узнают различия кухонь; будут иметь представления об  организации современных предприятий общественного питания; усвоят классификацию блюд современных национальных кухонь и правила сервировки стола; смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам, а также будут способны выдвигать творческие идеи,  сотрудничать в коллективе.

Предполагается использовать  следующие формы контроля: собеседование, тестирование, практические работы и творческие задания.

 Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого обучающегося, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.        

    Критерием уровня эффективности программы является усвоение образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта.

   Завершается работа кружка выполнением творческого проекта и его защитой.

Краткое содержание курса

                                           СЕНТЯБРЬ

Вводное занятие. План и задачи кружка. Правила поведения в кружке. Организация рабочего места, инвентарь. Значение питания в жизни человека. Понятие о рациональном питании. Режим питания школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к приготовлению пищи. Правила ТБ при работе с механическими приспособлениями и электрооборудованием. Меню.

Кухня. Оборудование кухни. Уход за кухонной и столовой посудой. Моющие средства, применяемые при мытье посуды.

     Практическая работа. Мытье посуды, уход за инвентарем и помещением.

Гигиена приготовления пищи. Общие сведения о гигиене, о санитарно-гигиенических требованиях к помещению, оборудованию,  личной гигиене, гигиене питания. Специальная одежда. Хранение и обработка продуктов.

Правила безопасности и поведения на занятиях. Правила пользования нагревательными приборами. Правила обращения с режущими инструментами. Правила обращения с горячей посудой и продуктами. Правила поведения на кухне, в столовой, среди товарищей.

ОКТЯБРЬ

 Сервировка стола. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Праздничная сервировка стола. Назначение столовых приборов.

       Практическая работа. Сервировка стола.

Блюда из овощей. Виды овощей, содержание в них минеральных веществ,  белков, жиров, углеводов и витаминов. Первичная обработка овощей. Блюда из овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Овощные гарниры. Принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе.

Практические работы. Форма нарезки овощей, назначение. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей. Сервировка и подача к столу.

НОЯБРЬ

Первые блюда. Значение первых блюд в питании. Классификация супов по способу приготовления. Использование отваров для приготовления супов. Бульоны.

      Практическая работа. Приготовление супа из свежих овощей.

Блюда из рыбы.  Понятие о пищевой ценности рыбы. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы. Рыбные блюда.

Практическая работа. Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Приготовление блюд из рыбы.  Сервировка и подача к столу.

ДЕКАБРЬ

Блюда из мяса. Значение и место блюд из мяса, субпродуктов в питании. Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов. Особенности кулинарного использования субпродуктов. Санитарные условия обработки мяса, субпродуктов. Условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы.

Практические работы. Способы тепловой обработки мяса, мясных полуфабрикатов, субпродуктов. Приготовление натуральной рубленой массы из мяса. Определение времени варки и жаренья до готовности. Приготовление блюд из субпродуктов. Сервировка и подача к столу.

ЯНВАРЬ

Бутерброды и горячие напитки. Виды бутербродов. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы.. Нарезка продуктов. Приготовление  бутербродов.  Приготовление горячих напитков. Сервировка и подача к столу.

ФЕВРАЛЬ

Блюда из круп. Виды круп. Питательная ценность круп, обработка, хранение. Приготовление каш. Изделия из круп: биточки,  запеканки, пудинги, крупяные гарниры.

Практические работы. Подготовка к варки круп  и  бобовых.
Определение необходимого количества жидкости при варке каш  различной консистенции и гарниров их крупы. Приготовление каши. Приготовление изделий из круп. Сервировка и подача к столу.

Блюда из макарон. Виды макаронных изделий, питательная ценность, хранение. Блюда из макарон.

Практические работы. Варка макарон. Приготовление макарон по-флотски. Приготовление запеканки.

МАРТ

Изделия из теста. Мука. Виды теста ( дрожжевое, песочное, бисквитное и слоеное). Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинки для изделий из теста.

Практические работы. Приготовление теста. Выпечка изделий из  различных видов теста       ( блины,  шарлотка). Сервировка и подача к столу.

       Экскурсия  на предприятие  общественного питания.

АПРЕЛЬ

Блюда из яиц. Строение яйца. Значение белка, пищевая ценность. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц.

Практические работы. Первичная обработка яиц, приготовления блюда из яиц (вареные яйца, омлет, яичница). Крашение и роспись яиц. Сервировка и подача к столу.

Холодные блюда и закуски. Салаты: мясные, овощные, фруктовые. Нарезка продуктов. Украшение из овощей и яиц.

Практические работы. Приготовление  мясного салата. Приготовление фруктового салата.                                                     

МАЙ

Блюда из молока и кисломолочных продуктов. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока и молочных продуктов. Значение кисломолочных продуктов в питании  человека. Условия и срок и хранения.

Практические работы. Приготовление молочного супа и молочной каши. Приготовление блюда из творога(сырники, запеканка). Сервировка и подача к столу.

Сладкие блюда и десерт. Виды сладких блюд и десерта. Роль десерта в  праздничном обеде. Технология приготовления сладких блюд. Желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления блюд и десерта.

Практические работы. Приготовление желе. Приготовление компота из свежих, сушенных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Сервировка и подача к  столу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Кухня. Оборудование кухни.

1

1

3

Гигиена приготовления пищи

1

1

4

Техника безопасности на занятиях по кулинарии

1

1

5

Сервировка стола. Правила поведения за столом

2

1

1

6

Блюда из овощей

2

1

1

7

Первые блюда

2

1

1

8

Блюда из рыбы

2

1

1

9

Блюда из мяса

3

1

2

10

Бутерброды и горячие напитки

2

1

1

11

Блюда из круп

2

1

1

12

Блюда из макарон

2

1

1

13

Виды теста. Изделия из теста.

3

1

2

14

Блюда из яиц

2

1

1

15

Холодные блюда и закуски

2

1

1

14

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

2

1

1

15

Сладкие блюда и напитки

2

1

1

16

Итоговое занятие

1

1

Список используемой литературы:

  1. Конвенция о правах ребенка. 
  2. Г.И.Жаренкова «Трудовое обучение» «Коррекционно-развивающее обучение». М., Дрофа,2001
  3. Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.- М., 2001.
  4. Евладова Е., Логинова Л.Г. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002
  5. Е.И.Стадник. Учимся готовить – ООО Издательство «Ранок», 2011
  6. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  7. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Сб.1.
  8. Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.
  9. ШКОЛА ЖИЗНИ Подготовка к самостоятельной жизни Учебно – методическое пособие, Л.М.Кобрина, В.В.Юнина. - СПб.:изд. «ЗолотойОрёл»,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кулинарии 5 класс

Рабочая программа по кулинарии 5 класс коррекционная школа 8 вида. В разделе пояснительная записка, календарно- тематическое планирование....

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).

Школа, призвана не только  передавать необходимые  знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной  социализации. Особого внимани...

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...

ПРОГРАММА ПО КУЛИНАРИИ КРУЖОК "СМАК"

Паспорт программы Наименование программы«Кулинария»Основания для разработки программыСоциальная адаптация детей детских домов , оказание дополнительной помощи воспитанникам в производственном обу...

Рабочая программа по кулинарии

В рабочей программе указаны актуальность, цели и задачи. Также раскрыто содержание программы и ожидаемые результаты...

Рабочая программа кружка кулинария "Кухни народов мира"

Рабочая программа расчитана на учащихся 7-8 классов....