ПРОГРАММА ПО КУЛИНАРИИ КРУЖОК "СМАК"
методическая разработка (7 класс) на тему

ЛИСЮК ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Паспорт программы

 

Наименование программы

«Кулинария»

Основания для разработки программы

Социальная адаптация детей детских домов , оказание дополнительной помощи воспитанникам в производственном обучении и профессиональной подготовке. На формирование общей  культуры личности.

 

Заказчик программы

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Краснокаменский детский дом»

Разработчик программы

Воспитатель группы № 10 Лисюк Т.Н

Исполнители программы

Вопитатель группы №10 Лисюк Т.Н.

Цели и задачи программы

ЦЕЛИ: -  Социальная адаптация детей детских домов и интеграция их в общество.

Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у воспитанников детского дома навыков самостоятельного приготовления разнообразной и здоровой пищи.  

ЗАДАЧИ: формировать знания умения и навыки технологии приготовления блюд.

 

ОСВОЕНИЕ: технологических знаний, основ культуры представление о техноло­гической культуре.

ОВЛАДЕНИЕ: специальными умениями, необходимыми для поиска технологи­ческой информации, создание продуктов труда, введение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов, безопас­ными приёмами труда.

РАЗВИТИЕ: познавательных интересов пространственного воображения интел­лектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.

 ВОСПИТАНИЕ: трудолюбие, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости. Ответственности за результаты своей деятельности, уважи­тельное отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kulinarii_smak.docx84.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственно образовательное  учреждение для детей-  сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Краснокаменский детский дом»

Утверждаю:_____________  «                  »                                           Утверждено на                                                                                                                                                  методическом совете:

   Директор: Данилов В.В.

Программа дополнительного образования кружка «СМАК»

http://1.bp.blogspot.com/-ftCi2afxaJY/UVMgbgqBFfI/AAAAAAAACZ0/R8cPQxf6y1A/s1600/cook1.jpg

Возраст детей 10-17 лет

Срок реализации 3 года

Краснокаменск 2014г.

Содержание программы

1.

Пояснительная записка

2.

Учебно - тематический план

3 .

Содержание курса

4.

Методическое обеспечение

5.

Список литературы

Паспорт программы

Наименование программы

«Кулинария»

Основания для разработки программы

Социальная адаптация детей детских домов , оказание дополнительной помощи воспитанникам в производственном обучении и профессиональной подготовке. На формирование общей  культуры личности.

Заказчик программы

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Краснокаменский детский дом»

Разработчик программы

Воспитатель группы № 10 Лисюк Т.Н

Исполнители программы

Вопитатель группы №10 Лисюк Т.Н.

Цели и задачи программы

ЦЕЛИ: -  Социальная адаптация детей детских домов и интеграция их в общество.

Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у воспитанников детского дома навыков самостоятельного приготовления разнообразной и здоровой пищи.  

ЗАДАЧИ: формировать знания умения и навыки технологии приготовления блюд.

ОСВОЕНИЕ: технологических знаний, основ культуры представление о технологической культуре.

ОВЛАДЕНИЕ: специальными умениями, необходимыми для поиска технологической информации, создание продуктов труда, введение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов, безопасными приёмами труда.

РАЗВИТИЕ: познавательных интересов пространственного воображения интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.

 ВОСПИТАНИЕ: трудолюбие, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости. Ответственности за результаты своей деятельности, уважительное отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Основные направления деятельности   по  реализации программы

-Личностное развитие, социальная адаптация воспитанников.

-Трудовое воспитание.

-Художественное – эстетическое воспитание.

Основные оценочные  показатели программы

Анализ, статистика, составление планов мероприятий. Итоговые занятия

Ожидаемые результаты

РЕЗУЛЬТАТЫ: обучения предоставлены в требованиях к уровню подготовки и содержит три компонента:

Знать- Понимать – перечень необходимых для усвоения каждым ребенком знаний.

Уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а так же компонент, включающий знания и умения ориентированный на решение разнообразных задач.

Результаты обучения сформированы в требования в обобщенном виде.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию материалов, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами умения оценивать свои интересы и склонность к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные планы, навыки самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства. Формирование культуры труда, уважительное отношение к труду и результатам труда. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Координация и контроль реализации программы

Администрация КДД

Сроки реализации программы

2013-2016г.

Пояснительная записка.

     Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах, которые остаются  основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку детей к жизни в обществе. Учитывая особый образ жизни в детском доме, который культивирует в детях такие качества, как беспомощность, потребительство,  приспособленчество, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формирования у них определенных социальных знаний, умений, навыков.

Образовательная программа кружка « Кулинария» направлена на оказание дополнительной помощи воспитанникам детского дома в производственном обучении и профессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании  детей-сирот, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость воспитанников.    Занятия в кружке позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У воспитанников формируются навыки в приготовлении блюд и их  эстетического оформления.

   Основными целями и задачами программы является получение детьми дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и применения в быту.

   Особенностью данной  программы является то, что у воспитанников появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им  могут быть полезны после выпуска из детского дома.          

Программа не дублирует работы детей в школе имеет свою специфику. В результате занятий, в данном кружке дети должны получить на только знания и умения, отвечающих стандарту общего образования, но и закрепить свои практические навыки в условиях дома.

План кружка составлен с учетом разновозрастной группы и условиями технической базы Детского дома.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

   Программа ориентирована на воспитанников 10-18 лет. Практика показала, что  дети данного возраста успешно и с интересом занимаются в кружке по кулинарии. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни. Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

 Срок реализации дополнительной образовательной программы- 3 года.

        1 год - блюда первого уровня сложности.

        2 год - блюда второго уровня сложности.

        3 год - блюда  третьего уровня сложности.

Занятия  групп проводятся по 1 академическому часу, всего 48часов в год.

 Продолжительность учебного часа- 45 минут. Основными формами образовательного процесса являются: практико - ориентированные учебные занятия, творческие мастерские, экскурсии на предприятия общественного питания.

          На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитанникам дается самостоятельные задания с учетом его возможности); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема); групповая ( разделение на мини группы для выполнение определенной работы);

Воспитанники изучат правила санитарии и гигиены при кулинарных работах; безопасные приемы работы с кулинарным оборудованием и инструментами;  познакомятся историей, обычаями и традициями национальной кухни; узнают различия кухонь; будут иметь представления об  организации современных предприятий общественного питания; усвоят классификацию блюд современных национальных кухонь и правила сервировки стола; смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам, а также будут способны выдвигать творческие идеи,       сотрудничать в коллективе.

  Для контроля за усвоением изученного материала будут использоваться - тесты, проверочные,  практические работы.

   Система контроля знаний будет осуществляться после каждого года обучения (через творческий проект), а также после прохождения основных блоков программы с целью проверки знаний, умений, навыков. Программа предполагает использовать           формы контроля: собеседование, тестирование, соревнование и творческие задания.

     Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого воспитанника, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.        

       Критерием уровня эффективности программы является усвоение образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта.

              Завершается работа кружка выполнением творческого проекта и его защитой.

ЦЕЛИ: -  Социальная адаптация детей детских домов и интеграция их в общество.

Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у воспитанников детского дома навыков самостоятельного приготовления разнообразной и здоровой пищи.  

ЗАДАЧИ: формировать знания умения и навыки технологии приготовления блюд.

ОСВОЕНИЕ: технологических знаний, основ культуры представление о технологической культуре.

ОВЛАДЕНИЕ: специальными умениями, необходимыми для поиска технологической информации, создание продуктов труда, введение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов, безопасными приёмами труда.

РАЗВИТИЕ: познавательных интересов пространственного воображения интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.

 ВОСПИТАНИЕ: трудолюбие, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости. Ответственности за результаты своей деятельности, уважительное отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Краткое содержание курса

СЕНТЯБРЬ

Заготовка продуктов

Основные теоретические требования,- Способы консервирования, сохранность питательных веществ. Стерилизация в домашних условиях. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов. Условия и сроки хранения.

Практические работы. - Первичная обработка овощей и фруктов. Подготовка банок и крышек для консервирования. Определение количества соли и специй. Стерилизация и укупорка банок.  

Варианты объектов труда.- Соленый огурец, помидор, ассорти, компоты из фруктов.

ОКТЯБРЬ

Блюда из овощей.

Основные теоретические требования- Виды овощей, содержание в них минеральных веществ белков, жиров, углеводов, витаминов. Влияние экологии на качество овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе.

Практические работы.- Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности. Выполнение эскизов, оформление салатов для различной формы салатниц; круглой, овальной, квадратной. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда.- Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и варёных овощей. Овощные гарниры.

                                     

НОЯБРЬ

Блюда из рыбы.

Основные теоретические требования. - Понятие о пищевой ценности рыбы. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой рыбы.

Практические работы - Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка, и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда- блюда из варенной и жареной рыб

ДЕКАБРЬ

 Блюда из мяса

Основные теоретические требования - Значение и место блюд из мяса, субпродуктов в питании. Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов. Особенности кулинарного использования субпродуктов.

Санитарные условия обработки мяса, субпродуктов. Условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы.

Практические работы - Способы тепловой обработки мяса, мясных полуфабрикатов, субпродуктов. Приготовление натуральной рубленой массы из мяса. Определение времени варки и жаренья до готовности. Приготовление блюд из субпродуктов. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов movoa – Блюда из мяса и субпродуктов.

ЯНВАРЬ

Бутерброды и горячие напитки

Основные теоретические сведения - Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы - Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и различных досок. Сервировка и подача к столу

Варианты объектов труда  Бутерброды и горячие напитки к завтраку.

ФЕВРАЛЬ

Блюда из птицы

Основные теоретические сведения - Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Виды тепловой обработки, применяемые  при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу.

Практические работы - Определения качества птицы. Первичная обработка птицы. Приготовление блюд из домашней птицы. Разделка птицы и украшение перед подачей к столу. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Блюда из птицы.

МАРТ

Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного

и слоеного теста.

Основные теоретические сведения - Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста.

Практические работы - Выполнения эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформления из теста. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Праздничный пирог, торт, пряник, пирожные

АПРЕЛЬ

Блюда из яиц

Основные теоретические сведения - Строение яйца. Приспособления и оборудование для приготовления  блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц.

Практические работы - Первичная обработка яиц, приготовления блюда из яиц. Выполнения эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Омлет, яичница, вареные яйца.

МАЙ

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Основные теоретические сведения - Виды круп и макаронных изделий. Правило варки. Крупных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранения в них витаминов группы «Б». Причины Увеличения веса и объёма при варки.

Практические работы- Подготовка к варки круп, бобовых и макаронных изделий.
Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной
консистенции и гарниров их крупы, бобовых и макаронных изделий. Сервировка
и подача к столу.        

Варианты объектов труда - Каши, гарниры из риса и макаронных изделий.

ИЮНЬ

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

Основные теоретические сведения - Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов.

Практические работы - Первичная обработка крупы. Приготовление молочного супа и молочной каши. Приготовление простокваши, творога в домашних условиях. Приготовление блюда из кисломолочных продуктов. Сервировка и подача к столу

Варианты объектов труда - Молочный суп, молочная каша, сырники, запеканка из творога.


ИЮЛЬ

Приготовление в походныт условиях

Основные теоретические сведения - Обеспечение сохранности продуктов. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовление пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности. Сервировка и подача к столу.

Практические работы- Расчет количества, состава и стоимости продуктов.

АВГУСТ

Сладкие блюда и десерт.

Основные теоретические сведения - Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления блюд и десерта.

Практические работы - Приготовление желе, пудингов, суфле. Приготовление компота из свежих, сушенных. Мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Фруктовое желе, компоты, суфле.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

3

3

2

Гигиена приготовления пищи

3

2

1

3

Техника безопасности на занятиях по кулинарии

3

1

2

4

Сервировка стола. Правила поведения за столом

6

2

4

5

Первичная обработка овощей.

3

1

2

6

Заготовка продуктов

6

2

4

7

 Блюда из рыбы

4

1

3

8

Мясные блюда

15

3

12

9

Бутерброды и  горячие напитки

9

3

6

10

Блюда из птицы

12

3

9

11

Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста.

18

3

16

12

Блюда из яиц

9

3

6

13

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

12

3

9

14

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

12

3

9

15

Приготовление в походных условиях

6

1

5

16

Сладкие блюда и напитки.

9

1

8

17

Итоговое занятие

6

3

3

Методическое обеспечение прилагается

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации, ст. 43

2.Конвенция о правах ребенка

3.Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитания

4.Л.К. Сидорова. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Москва, 2003

5.Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Рыбинский Г.М. возрастные стандарты социализации детей-сирот, Москва, 1991

6.Иконников Г.Г.Социальная адаптация. Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и преодолению трудностей социализации. Нижегородский гуманитарный центр, 1998

7.Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991.

8.Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд:

 Обществ. питание.

9.Национальные кухни наших народов.-М.:Центрполиграф,1997.

10.Национальная и зарубежная кухня. Похлебкин В.В

11.Из истории русской кулинарной культуры. –М.:  Центрполиграф, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кулинарии 5 класс

Рабочая программа по кулинарии 5 класс коррекционная школа 8 вида. В разделе пояснительная записка, календарно- тематическое планирование....

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).

Школа, призвана не только  передавать необходимые  знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной  социализации. Особого внимани...

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...

Рабочая программа по кулинарии

В рабочей программе указаны актуальность, цели и задачи. Также раскрыто содержание программы и ожидаемые результаты...

Рабочая программа кружка кулинария "Кухни народов мира"

Рабочая программа расчитана на учащихся 7-8 классов....

Опорные листы для занятий по программе "Научная кулинария": Растворимые "родственники" целлюлозы.

Опорные листы для проведения одного из занятий по дополнительной общеразвивающей программе "Научная кулинария", посвященного агар-агару. Содержит краткий теоретический материал о происхожден...