ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Патриотический клуб «Надежда»
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Безуглый Сергей Владимирович

Если образовательная деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание, носит практико-ориентированный характер, то это позволит сформировать ряд ключевых компетенций (продуктивную, социально-коммуникативную, нравственную) ребенка, накопить определенный социальный опыт, сформировать устойчивую гражданскую позицию, обеспечить профессиональное самоопределение. В результате освоения программы обучающиеся получают необходимый ообъём знаний и умений для участия во Всероссийской "Вахте Памяти".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr._nadezhda.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: Urengoy_2@mail.ru

ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

_____        /Е.В. Крепешева/

Приказ № _____

 от «___» ___________ 2016 г.

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Патриотический клуб «Надежда»

Возраст детей: 14-17 лет

Срок реализации: 1 год

Тип программы: модифицированная

Направленность: гражданско-патриотическое

Педагог дополнительного образования:

Безуглый Сергей Владимирович,

высшая квалификационная категория

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ОП            

__________/ З.Б. Елчиева/                                                                                                                                                                                                                                            

Обсуждена на заседании методического совета МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

протокол № _______от

«____» __________        20 __г.

_________ / Гречишникова М.А. /председатель МС

п. Уренгой

  1. Пояснительная записка.

Ведущая теоретическая гипотеза программы:

Если образовательная деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание, носит практико-ориентированный характер, то это:

позволит сформировать ряд ключевых компетенций (продуктивную, социально-коммуникативную, нравственную) ребенка, накопить определенный социальный опыт, сформировать устойчивую гражданскую позицию, обеспечить профессиональное самоопределение.

Новизна и актуальность программы.

Динамические изменения экономической и социо-культурной ситуации в Российской Федерации, в том числе и на территории ЯНАО, вызвали серьезные качественные перемены в структуре взаимоотношений различных социальных групп населения, в их ценностных ориентациях. Молодое поколение оказалось во власти стихийных рыночных отношений, которые оказывают неблагоприятное влияние на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие общества.

При оценке нынешнего состояния нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей, учащихся и молодежи можно выделить три основные проблемы:

- состояние мировоззренческих ценностей (утрата нравственных идеалов, чувства гордости за Отечество, размывание традиционных в ценностей общественного бытия);

методико-технологический кризис (практика гражданско-патриотического воспитания была вычеркнута, новая система не сформирована);

организационно-управленческий кризис дал о себе знать необходимостью содержательной и структурной перестройки жизнедеятельности детей, подростков и молодежи.

Проблема воспитания подрастающего поколения актуальна и социально-значима в любое время и для любого общества. Специфической особенностью воспитания подрастающего поколения в современной России является широкое распространение асоциальных проблем.

В последнее десятилетие всё большее распространение получает такой вид молодёжной преступности, как вандализм. Это явление, безусловно, является следствием высокой степени маргинальности молодого поколения, оторванности молодёжи от своих корней. Гиперактивность и некоторая агрессивность детей подросткового возраста отчасти связаны с их возрастными особенностями. Подобные проявления необходимо направить в позитивно-конструктивное русло.

Образовательная деятельность поискового клуба «Надежда» осуществляется по программе «Поисковик». При разработке рабочей программы использовались: «Учебное пособие подготовки поисковиков» Наводкина А. Е., «Теория и практика поисковых работ» Котилевского С.С. Отличительной особенностью подготовки поисковика в клубе является сочетание обучения по собственно образовательной программе и участия воспитанников в реализации вариативных социально-ориентированных проектов, где продолжается формирование ряда ключевых компетенций и происходит отработка практических навыков.

Данная программа построена с учётом возрастных и психологических особенностей подростков на принципах:  

  • непрерывности обучения,
  • мотивации,
  • индивидуализации,
  • диалогичности,
  • преемственности,
  • прагматичности.

Образовательной программой устанавливаются межпредметные связи с общеобразовательными предметами:

  • историей,
  • географией,
  • черчением,
  • анатомией,
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Нормативно-правовые документы, на которые опирается Программа:

  • закон РФ «Об образовании»
  • закон РФ «О защите прав ребенка»
  • конвенция ООН «О правах ребенка»

Концепция рабочей программы. Идея патриотического воспитания объединила усилия государственных и общественных организаций, а утверждение государственной, городской и окружной программ патриотического воспитания молодежи сделало патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений, в том числе и учреждений дополнительного образования. Особое место здесь отводится профильным детским и подростковым клубам, занятия в которых обеспечивают умственное, физическое, духовное и творческое развитие, способствуют накоплению воспитанниками опыта гражданского поведения, формированию патриотизма, осознанному выбору профессии. Поисковые клубы и отряды, в том числе и поисковый клуб «Надежда» МБОУ СОШ №2, п.г.т. Уренгой, отличает выраженная практико-ориентированная направленность.

  • Включение воспитанников в социально-значимую деятельность позволяет решать проблемы социального характера: профилактика правонарушений в подростковой среде, наркомании, алкоголизма, бродяжничества. Отсутствие строгих критериев отбора воспитанников дает возможность детям изменить свою «Я» концепцию, самореализоваться.

Цель Программы:

-        Теоретическое и  практическое  обучение  воспитанников  навыкам
поисковой   деятельности   и   выживанию   в   автономных   условиях   через
реализацию программы «Надежда».

Задачи Программы:

  • сохранение и приумножение традиций отечественной истории;
  • формирование         ключевых         компетенций         (продуктивной,
    коммуникативной, социальной);
  • формирование позитивного отношения к воинской службе;
  • формирование гражданственности и патриотизма;
  • формирование чувства сопричастности и осознания исторической
    преемственности поколений;
  • поиск    неучтенных    воинских    захоронений     и    торжественное
    захоронение погибших военнослужащих на военных кладбищах;
  • восстановление имен пропавших без вести во время ВОВ советских
    солдат;
  • поиск и оповещение родственников погибших о местах их гибели и
    захоронении;
  • формирование ориентации   молодых людей     в  области  военных
    профессий; формирование социально-психологической устойчивости молодёжи к условиям опасности и риска;
  • формирование   знаний   и   навыков   по   выживанию   в  автономных

условиях.

Отличительными особенностями данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что:

Во-первых, в содержании предлагаемого курса, который предполагает работу поисковых экспедиций на материалах не только Великой Отечественной войны, но и Политических лагерей ГУЛАГа, находящихся в Пуровском районе ЯНАО.

В основном поисковые работы ведутся на местах сражений ВОВ за пределами округа. Работа, предложенная нами, будет проводиться на материале Политических лагерей ГУЛАГа находящихся в Пуровском районе ЯНАО и носить историко-краеведческий характер, что будет способствовать большей мотивации воспитанников, поскольку через призму истории родного края легче почувствовать и понять историю всей страны и свою связь с предыдущими поколениями.

Во-вторых, обучение носит ярко-выраженный практический и социально-ориентированный характер и направлено на формирование ключевых компетенций.

Организационная деятельность

Набор в группы обучения по образовательной программе «Надежда» осуществляется на добровольной основе. Возрастная категория детей – 14-17 лет.

Количество часов, отведённое на изучение программы.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических часа, т.е. 4,5 академических часа в неделю (162 академических часа в год). Продолжительность академического часа – 40 мин.

Подростки   в   клуб   зачисляются   приказом   директора   МОБУ СОШ №2 п.г.т. Уренгой на основании предоставленных документов:

  • заявления от родителей о приёме ребёнка;
  • медицинской справки о состоянии здоровья с допуском к проведению поисковых работ.

Общая характеристика учебного процесса.

Реализация программы осуществляется через следующие формы и методы:

  •  экспедиции;
  •  краеведческо-историческая работа;
  •  поисковая работа;
  •  работа в архивах;
  •  практические и теоретические занятия;
  •  мероприятия военно-патриотического;
  •  музейная работа. 

Основная форма обучения:

-  учебное занятие

  •  практическое занятие
  •  военно-полевые сборы
  •  экскурсия.

Типы учебных занятий:

- теоретические занятия по изучению новых знаний по теории автономного выживания и поисковой работе;

- практические занятия по формированию умений и навыков автономного выживания и поисковой работы;

- занятия контроля (зачеты, контрольные практические работы).

  • занятия-соревнования;
  • военно-полевые сборы;

Методы обучения:

- словесные (объяснение, рассказ, лекция, беседа, инструкция)

-наглядные  (иллюстрация,  демонстрация,   наблюдения  учащихся   на экскурсиях);

-практические (отработка навыков работы со специальным оборудованием). Применяется индивидуальный подход к каждому-учащемуся в зависимости от возрастных и личностных особенностей.

Для более успешного усвоения знаний используется объяснительно-иллюстративный метод (рассказ и объяснение сочетается с показом фотографий, схем, чертежей, демонстрацией найденных во время поисковых работ предметов, технических средств поисковика).

Практические занятия носят развивающий характер. От подростка требуется не только воспроизведение алгоритма поисковых работ, но и умения действовать в новой, нестандартной ситуации. Возможно парная или групповая работа под руководством более опытного в поисковом деле воспитанника. Практические занятия выполняют и большую воспитательную функцию: они дисциплинируют, приучают к порядку, формируют общетрудовые навыки, способствуют общению, взаимовыручке и взаимопомощи.

Предполагаемые результаты и способы определения их результативности.

В процессе занятий воспитанники приобретают следующие умения и навыки:

  • применение лекарственных растений в жизненной практике;
  • оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;
  • ведение раскопок, связанных с поисковой деятельностью;
  • работа с картами, чтение карт;
  • работа с туристическим снаряжением;
  • приобретения навыков коллективной работы;
  • работа со специальным поисковым оборудованием

Формой итогового контроля является зачет по содержанию теоретического курса. Своеобразной формой итогового контроля можно считать выполнение воспитанниками конкретных поручений (в экспедиции или при оформлении экспозиций), а также выступление ребят с докладами по теме исследования, работу в роли экскурсоводов на передвижных выставках и в музее школы.

После прохождения программы  воспитанник должен знать:

  •  основные события Великой отечественной воины;
  •  основное содержание деятельности поисковика;

- основы выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде;

- способы ориентирования на местности;

- характер   и   последовательность   проведения   поисковых   работ   в различных условиях; правила    выживания    и    подержания    жизнедеятельности    в экстремальных условиях, порядок определения состояния пострадавших и последовательность оказания им первой (доврачебной) медицинской помощи; меры безопасности при проведении поисковых работ.

Должен уметь:

-проводить  поисковые работы,  эксгумацию останков и извлечение предметов при верховом и глубинном залегании;

-пользоваться  техническими  и   вспомогательными   средствами   при  проведении поисковых работ (лопатой, щупом, металлодетектором);

-оказывать пострадавшим медицинскую и психологическую помощь,
          владеть приемами их транспортировки;

  • идентифицировать найденные останки, предметы и оружие;

- приспосабливаться  к  экстремальным  условиям,  владеть  навыками
выживания и поддержания жизнедеятельности;

  • ориентироваться в сложных условиях;
  • переносить физические и морально-психологические нагрузки.

- использовать    самые    разные     источники    для    последующей
идентификации личности погибшего и оповещения его родственников.

Способы определения результативности:

-опрос (устный, письменный, индивидуальный, фронтальный)

- зачет-практикум

  • работа по инструктивным карточкам
  • работа в экспедиции
             Формы работы:
  •  индивидуальная
  •  групповая
  •  массовая.

II.    Содержание рабочей программы

1.        Вводное занятие.                                                                                                                                            Знакомство с группой. История поискового движения. Поисковое движение третьего тысячелетия. Ознакомление с учебно-тематическим планом на учебный год.

2.        История Гражданской и Великой Отечественной войны.
Причины, ход, результаты, основные сражения. Гражданская война и ВОВ в истории города и края. Оружие и обмундирование Великой Отечественной и Гражданской войн. Оружие пехоты, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулеметы, пулеметы,  противотанковое оружие  пехоты,  ручные гранаты.

Артиллерия: противотанковая артиллерия, полевая артиллерия, минометы, реактивная артиллерия, артиллерия РГТ, зенитная артиллерия. Бронетанковая техника: танки, противотанковые самоходные установки, штурмовые орудия, самоходная полевая артиллерия, зенитные самоходные установки, бронетранспортеры, бронеавтомобили. Авиация: штурмовики, истребители, бомбардировщики, транспортная авиация.    Униформа. Расцветка петлиц но родам войск, эмблемы. Знаки различия личного состава армии. Обмундирование и снаряжение. Награды и знаки. Введение погон и новых воинских званий. Обмундирование учащихся военных школ. Внешний облик фронтовика. Боевые награды СССР и Германии.

3. Основы архивного дела.                                                                                                                                   Виды архивов. Содержание архивов: журналы боевых действий (ЖБД), оперативные сводки, боевые донесения, списки ППГ, эвакогоспиталей, книги учета безвозвратных потерь. Картотеки: рядового и сержантского состава, офицерского состава, политруков, наградная. Методика поиска. Работа в архивах. Поисковые архивные исследования. Установление характера боевых действий. Установление судеб военнослужащих, их отражение в документах. Архивные поиски после нахождения и прочтения медальона и именной вещи; поиск при отсутствии именной вещи и медальона. Обработка запросов граждан. Поиск родственников согласно имеющимся данным. Фильтрационно-трофейные дела: материалы допросов, акты передачи пленных, личные дела пленных. Картотеки призывников. Работа по заявкам родственников и репрессированных.

4.        Основы археологии.

Поисковые работы на местности. Классификация типов захоронения останков. Верховое залегание останков. Поисковые признаки наличия останков в верховом залегании; порядок эксгумации останков в верховом залегании. Глубинное залегание останков: поисковые признаки захоронения в грунте; порядок эксгумации. Заполнение ежедневных рапортов, протоколов и карт эксгумации.

5.        Основы топографии.

Топографическая подготовка. Основные элементы топографии. Условные топографические знаки. Карта - план. Изображение рельефа на топографической карте. Ориентирование по азимуту. Ориентирование по небесным светилам. Простейшие способы геометрических измерений на Местности. Измерение расстояния шагами, по угловым величинам предметов.

Снимки местности и их использование в войсках, топогеодезическое обеспечение боя, топогеодезическая привязка элементов боя.

6.        Анатомия человека.

Осевой скелет: позвоночный столб, ребра, лопатки, грудная кость, ключица, тазовые кости, крестец. Скелет конечностей: нижние конечности, верхние конечности. Скелет черепа.

7.        Основные технические средства при проведении поисковых работ.
Щуп.  Правила  работы  щупом.  Металдетектор.   Виды металлодетекторов,   правила   эксплуатации.   Поиск   предметов   на   разной глубине залегания с помощью металлодетектора.

8. Оказание первой медицинской помощи.

Первая помощь при потере сознания. При повреждении головы. Шок и кровопотеря. Повреждение шеи, грудной клетки и органов грудной полости;

Брюшной   стенки   и   органов   живота;   позвоночника   и   спинного   мозга.

переломы таза, конечностей. Ожоги. Обморожения. Тепловой и солнечный Утопления.    Поражения   электрическим   током.    Укусы    ядовитых животных  и  насекомых.  Поражение отравляющими  сильнодействующими веществами. Лесная аптечка. Календарь сбора лекарственных трав, правила сбора.  Лекарственные растения: лесов, болот, гор. Рецептура и применение. Аптечка и её составляющие.

9.        Техника безопасности.

Техника безопасности при разведении костра. Правила при проезде в транспорте. Правила поведения в общественных местах. Техника безопасности при проведении поисковых работ, основы курса саперного дела. Правила поведения на воде.

10.        Устройство лагеря. Разведение костра.

Типы походов. Нормативы на допуск к туристическим походам и экскурсиям.

Что должен уметь юный турист. Как выбрать и разработать маршрут. Подготовка к походу. Что взять с собой в поход. Групповое туристическое снаряжение, личное снаряжение. Распределение обязанностей в походе. Выбор места для бивака. Установка палатки, тентов. Обустройство лагеря.

Питание и питьевой режим в экспедиции. Костер, советы костровому. Лесная кухня. Определение погоды по местным приметам. Просушивание одежды и обуви.

11. Обеспечение выживания в условиях вынужденной  автономии в природной среде.

Сооружение временного укрытия из подручных материалов. Использование различных подручных средств для изготовления предметов, необходимых для обеспечения выживания. Способы добычи огня и устройство бивака.

Организация питания и водопотребления в условиях автономного существования в природной среде.

Виды и способы изготовления примитивной посуды. Поиск и использование водоисточников, организация питьевого режима. Использование дикорастущих съедобных растений, плодов, ягод, грибов. Рыбалка как наиболее доступный источник продуктов питания. Самодельные рыболовные снасти. Продукты животного происхождения. Охота и охотничьи снасти. Нетрадиционные продукты суши и воды. Ядовитые растения и первая медицинская помощь при отравлениях.

12.  Сбор и анализ информации.

Этапы проведения разведки: сбор научных сведений, знакомство с музейными коллекциями, знакомство с отчетами предыдущих разведок,

военной литературой, воспоминаниями участников боев, картами, архивными документами.

Пропаганда поискового движения, способы пропаганды.

13.  Поисковые работы.

Организация работы, Поисковая разведка, Порядок ведения беседы с местными жителями. Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке. Работа в балках. Ориентация на местности, Эксгумация останков из окопов, блиндажей, силосных ям.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие

2

05.09.16

2

Великая Отечественная война.

2,5

07.09.16

3

Подготовка фашистской Германии к войне.

2

12.09.16

4

Великая Отечественная война. Подготовка фашистской Германии к войне.

2,5

14.09.16

5

Внешняя политика накануне воины._

2

19.09.16

6

Политическое устройство СССР и Германии к 1941г.

2,5

21.09.16

7

Начало Великой Отечественной войны.

2

26.0916

8

Битва за Москву

2,5

28.0916

9

Ржевско-Вяземская операция

2

03.10.16

10

Первый этап

2,5

05.10.16

11

Второй этап (операция «Марс»).

2

10.10.16

12

Сталинградская битва. Бои на дальних подступах

2,5

12.10.16

13

Сталинградская битва. Бои на ближних подступах. 

2

17.10.16

14

Уличные бои в Сталинграде.

2,5

19.10.16

15

Контрнаступление.        Значение        и последствия

Сталинградской битвы

2

24.10.16

16

Отличительные  знаки   и  виды   вооружения.  Личные вещи, обмундирование и снаряжение РККА.

2,5

26.10.16

17

Отличительные  знаки   и  виды   вооружения.  Личные вещи, обмундирование и снаряжение РККА.

2

31.10.16

18

Виды вооружений, использовавшиеся в ходе войны.

2,5

02.11.16

19

Виды вооружений, использовавшиеся в ходе войны.

2

07.11.16

20

Униформа и знаки отличия германской армии.

2,5

09.11.16

21

Униформа и знаки отличия германской армии.

2

14.11.16

22

Изучение     доку ментальных видеоматериалов     по Великой Отечественной войне.

2,5

16.11.16

23

Изучение     доку ментальных видеоматериалов     по Великой Отечественной войне.

2

21.11.16

24

Виды архивов. Содержание архивов.

2,5

23.11.16

25

Установление судеб военнослужащих, их отражение в
документах. Поиск родственников согласно
имеющимся данным.

2

28.11.16

26

Установление судеб военнослужащих, их отражение в
документах. Поиск родственников согласно
имеющимся данным.

2,5

30.11.16

27

Установление судеб военнослужащих, их отражение в
документах. Поиск родственников согласно
имеющимся данным.

2

05.12.16

28

Классификация типов захоронения останков.

2,5

07.12.16

29

Поисковые признаки наличия останков.

2

12.12.16

30

Основные элементы топографии.

2,5

14.12.16

31

Ориентирование на местности.

2

19.12.16

32

Простейшие  способы  геометрических  измерений  на местности.

2,5

21.12.16

33

Осевой скелет

2

26.12.16

34

Осевой скелет. Скелет конечностей.

2,5

28.12.16

35

Сбор и использование лекарственных трав.

2

11.01.17

36

Первая помощь при потере сознания. Шок и кровопотеря.

2,5

16.01.17

37

Переломы.

2

18.01.17

38

Ожоги. Обморожения. Тепловой  и  солнечный удар. Утопления.

2,5

23.01.17

39

Поражения   электрическим   током.   Укусы   ядовитых животных и насекомых.

2

25.01.17

40

Основные технические  средства   при  проведении поисковых работ.

2,5

30.01.17

41

Вводный      инструктаж.      Нормативно-правовые      и законодательные документы.

2

01.02.17

42

Щуп. Правила работы щупом.

2,5

06.02.17

43

Металлодетектор.  Виды  металлодетекторов,  правила эксплуатации.

2

08.02.17

44

Металлодетектор.  Виды  металлодетекторов,  правила эксплуатации.

2,5

13.02.17

45

Инструкция      по     технике     безопасности.      Меры безопасности при передвижении на транспорте.

2

15.02.17

46

Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде.

2,5

20.02.17

47

Что должен уметь юный турист. Подготовка к походу.

2

22.02.17

48

Разведение костра.

2,5

27.02.17

49

Обустройство лагеря.

2

01.03.17

50

Питание и питьевой режим в экспедиции

2,5

06.03.17

51

Приготовление пищи на костре.

2

13.03.17

52

Уход за обувью и одеждой

2,5

15.03.17

53

Правила личной гигиены.

2

20.03.17

54

Сооружение    временного    укрытия    из    подручных материалов.

2,5

22.03.17

55

Виды и способы изготовления примитивной посуды.

2

27.03.17

56

Питание и водообеспечение в условиях автономного выживания.

2,5

29.03.17

57

Сбор и анализ информации.

2

03.04.17

58

Этапы проведения разведки: сбор научных сведений, знакомство с музейными коллекциями, знакомство с отчетами предыдущих разведок, военной литературой, воспоминаниями участников боев, картами, архивными документами.

2,5

05.04.17

59

Этапы проведения разведки:  знакомство с отчетами предыдущих разведок, военной литературой, воспоминаниями участников боев, картами, архивными документами.

2

10.04.17

60

Этапы проведения разведки: сбор научных сведений, знакомство с музейными коллекциями, знакомство с отчетами предыдущих разведок, военной литературой, воспоминаниями участников боев, картами, архивными документами.

2,5

12.04.17

61

Организация поисковой работы

2

17.04.17

62

Порядок ведения беседы с местными жителями.

2,5

19.04.17

63

Порядок ведения беседы с местными жителями. Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке.

2

24.04.17

64

Поисковая разведка, Порядок ведения беседы с местными жителями. Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке.

2,5

26.04.17

65

Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке. Работа в балках.

2

03.05.17

66

Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке. Работа в балках.

2,5

10.05.17

67

Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке. Работа в балках. Ориентация на местности.

2

15.05.17

68

Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке. Работа в балках. Ориентация на местности, Эксгумация останков из окопов, блиндажей, силосных ям.

2,5

17.05.17

69

Подготовка к зачету

2

22.05.17

70

Подготовка к зачету

2,5

24.05.17

71

Зачёт.

2

29.05.17

72

Подведение итогов проделанной работы Составление плана работы на следующий год

2,5

31.05.17

IV.     Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

 Организационное обеспечение:

  • набор учащихся;
  • взаимодействие со школой, родителями, СМИ;
  • первичная диагностика.

Методическое обеспечение:

-программирование деятельности;

-отбор   педагогически   целесообразных   форм   работы   с   детьми   и     подростками;

  • формирование пакета диагностических методик;
  • разработка учебно-дидактических материалов;
    -комплектование методической копилки, специальной литературы по

 поисковому делу, и воспитательной деятельности.

Мотивационное   обеспечение:

-использование современных нетрадиционных форм работы с подростками, методов  стимулирования активности;

  • наличие атрибутики;
  • применение системы поощрения;

-возможность более углубленного изучения поискового и военного дела.

Информационное обеспечение:

-сбор и анализ информации о деятельности;

-взаимодействие с    профильными клубами ЯНАО;

  • информирование общественности о результатах работы;
  • взаимодействие со средствами массовой информации.
    Материально - техническое обеспечение:

Для теоретических и практических занятий используется материально-техническая база МБОУ СОШ №2.     

Мониторинг.

Формой итогового контроля является зачет по содержанию теоретического курса. Своеобразной формой итогового контроля можно считать выполнение воспитанниками конкретных поручений (в экспедиции или при оформлении экспозиций), а также выступление ребят с докладами по теме исследования.

Список литературы для обучающихся.

1.       Петров В.Н. методические рекомендации по военной археологии. РОО «ИКПЦ Обелиск».– М.:ООО «Азбука-2000»,2014.

2.   Верховский А.А. Опасные находки. - М.: ГКФРМ, 1999.- 98 с.

3. Кривошеев Г.Ф. Полвека назад. Великая Отечественная война. Цифры и факты./   Андроников   В.М.,   Филимошин   М.В.,   Буриков   П.Д.  -  М.:Просвещение, 1995.- 257 с.

4. Липатов П.Н. Униформа Красной Армии и Вермахта. - М.: Издательский дом Техника молодежи, 1995.- 128 с.

  1.  Мартынов В.Е. Руководство по поисковым и эксгумационным работам./Меженько А.В.,СадовниковД.К., ТолочкоВ.В.- М.: ТОО ЛюксАрт,1997.-230 с.
  2. Смирнов А.Т. Основы военной службы. - М.: Издательство Мастерство, 2001.- 148 с.
  3. Таборко В. А. Великая Отечественная война 1941-1945. М. Просвещение. 1985.-250 с.
  4. Щербанов В.К. Взрывоопасные предметы фронтовых полей России. Р/Дону: Южный рубеж, 1999. - 83 с.
  5. Дамаскин И.А. Великая Отечественная война. 1941 – 1945. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005-512 с.

Дополнительная литература.

  1. Анохин А.И. Отчизны верные сыны. М, 2004.- 304 с.
  2. Анохин А.И. В труде и боях закаленные. М, 1998.- 304с.

3.      Барбышев В.Н. Ради прошлого и будущего. Тюмень, 1988. - 170 с.

  1. Гареев   М.А.   Памяти   павших.   М,   Научное   издательство   Большая Российская энциклопедия, 1995. - 426 с.
  2. Зубарев   А.   В.   Автограф   победителей./   Матвеев   Ф.В. Сургутская       типография, 2005.- 45с.
  3. Ионов     П.П.  Ратная  слава     Отечества.  М,  Научно-исследовательская       фирма «РАУ - Университет».2005. - 186 с.
  4. Мерников А.Л. Битва за Сталинград. М., 2001. - 87 с.
  5. Огарков Н.В. Военный энциклопедический словарь. М„ 1483. - 796 с.
  6. Самсонов Л.М. Сталинградская битва. М. I 1аука, 1982.     1'Ю с.
  7.  Ю.Рафаилов P.P. Дружба, испытанная Великой Отечественной.,  Тюмень, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности «Математический клуб «Умники и умницы» 7 класс».

Данная программа создана для внеурочной деятельности учащихся 7 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности - Военно-патриотический клуб «Поиск»

Рабочая программа по внеурочной деятельностипо духовно – нравственному направлению развития личностиВоенно-патриотический клуб «Поиск» Возраст обучающихся: 15 – 18 лет (8 ...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательский клуб: современная литература для подростка" для учащихся 6-7 кл.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательский клуб: современная литература для подростка" для учащихся 6-7 кл.- пояснительная записка- планируемые личностные, метапредметные и п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности вокального клуба «Домисолька» художественной направленности

Актуальность программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС основного общего образования и обусловлена необходимостью решения важнейшей задачи россий...