Рабочая программа кружка "Волшебные узоры"
рабочая программа по теме
Дерево – один из самых распространенных строительных и поделочных материалов, любимый и широко применяемый человеком на протяжении многих лет. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а удивительные природные качества древесины – прочность, податливость к обработке, красивая естественная текстура, теплоизоляционность и другие ценные свойства – во все времена привлекали и щедро вознаграждали трудолюбие мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnye_uzory.doc | 807 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дерево – один из самых распространенных строительных и поделочных материалов, любимый и широко применяемый человеком на протяжении многих лет. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а удивительные природные качества древесины – прочность, податливость к обработке, красивая естественная текстура, теплоизоляционность и другие ценные свойства – во все времена привлекали и щедро вознаграждали трудолюбие мастеров. Из дерева возводились целые поселения, изготовлялись орудия труда, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки, сувениры. Часто их отделывали ажурной выпиловкой, резьбой, выжиганием, мозаикой, росписью красками, создавая таким образом, настоящее произведение декоративно-прикладного искусства. Художественные изделия из дерева, помимо выразительных пропорций, цвета, формы, нередко имеют какое-либо украшение: орнамент или выявленную фактуру материала. Современные художники декоративно-прикладного искусства – народные, профессиональные, самодеятельные – в поисках форм и средств художественной выразительности опираются на вековые традиции национального и мирового искусства.
Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребенка или шкатулка. Ее виды и приемы предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета. Исторически развиваясь, художественная обработка дерева наряду с резьбой постепенно стала обогащаться цветом. Причиной развития искусства росписи было, прежде всего, желание мастера обогатить предмет, сделать его красивым, нарядным. Но одной из причин введения окраски и росписи в предметы из дерева была необходимость облагородить некоторые виды древесины или замаскировать ее природные дефекты (синева, сучки и т.п.).
Но древесина также имеет и недостатки: она коробится, усыхает, набухает, трескается, что ведет к изменению формы изделия и становится причиной брака. Поэтому любое изделие из древесины всегда изготавливается с учетом её физико-механических свойств. Эти свойства зависят от породы древесины.
Любое изобразительное искусство, а тем более древнее, как художественная резьба по дереву, пробуждают в ребенке желание и способность к творчеству, независимо от подготовки и возраста. Поэтому занятия художественной резьбой по дереву не только развивают у ребёнка чувства прекрасного, но и дают ему представления о ремесле.
Обучение художественной резьбой по дереву входит практическая и теоретическая подготовка. Познакомить ребенка с самим понятием резьбы по дереву, историей её возникновения и развития, научить его основным приёмам работы с деревом, познакомить, с особенностями древесины.
Данная программа соответствует художественно-эстетической направленности дополнительных образовательных программ, она разработана на основе типовой программы Э.В. Рихвк для детских дополнительных объединений по декоративно-прикладному творчеству, с учётом образовательных стандартов РФ. В программу были внесены изменения и дополнения с учетом специфики образовательного учреждения и материально-технической базы.
Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам художественной работы с деревом. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Образовательные.
– овладение различными техниками и приемами обработки дерева;
– знакомство с историей обработки дерева, её эволюцией;
– овладение основными принципами работы над созданием художественной работы;
– умение читать схемы и условные обозначения;
– умение читать технологические чертежи, по изготовлению деталей и изделий;
– умение конструировать различные поделки по чертежам;
– формирование у обучающихся навыков пользования информационным материалом, спецлитературой, другой информацией.
2. Развивающие:
– развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства композиции;
– развить образное мышление;
– развить внимание;
– развить моторные навыки;
– развить фантазию;
– развитие памяти, конструкторского, творческого воображения, концентрация внимания, развитие мышц кистей рук;
– развитие умения видеть, определять самое красивое, применять полученные навыки и отображать пережитое в самостоятельной художественной деятельности.
3. Воспитательные.
– воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству в целом, и резьбе по дереву, как к его части, умения понимать и оценивать красоту произведений изобразительного искусства;
– воспитывать умение трудится, добиваться получения желаемого результата.
– формирование у обучающихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
– воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
– привить основы культуры труда.
Программа кружка «Волшебные узоры» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой резьбы по дереву. Занятия в объединении, общение детей во время занятий способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Художественные принадлежности», учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При построении художественной композиции применяются знания из областей черчения.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, то есть 144 часа. Количество детей в группе 5-10 человек. Наличие такого количества детей объясняется необходимостью индивидуальной практической работы. Режим работы объединения – 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом в 15 минут – 1 год обучения.
Программа рассчитана на школьников младшего, среднего и старшего возраста, имеющих первоначальные знания, умения и навыки в области изобразительного искусства и нацелены на создание необходимых условий для свободного самовыражения и художественного творчества детей.
Кроме того, программа позволяет углубить и систематизировать знания учащихся о различных техниках обработки дерева не только своей страны, но и всего мира.
Возраст обучающихся: 10-17 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные способности, практические умения и навыки соответствуют данному виду деятельности. В социальном плане данному возрастному этапу свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и школьной дезадаптации. Занятия в объединении способствуют преодолению негативных последствий возраста, и формированию социально полезных качеств.
При приеме в объединение важно наличие согласия родителей, их заявление, личное желание ребенка. Основанием для отчисления являются систематические пропуски занятий, личное желание ребенка или родителей.
В отделе декоративно-прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности: I уровень – репродуктивный, II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, III уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, IV уровень – творческий. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
III РАЗДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1-й год обучения)
№ | ТЕМА | Всего часов по разделу | Теория | Практика |
I | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
II | Основные сведения о видах художественных промыслов. | 2 | 2 | |
III | Основные материаловедения для художественных работ по дереву | 6 | 6 | |
IV | Создание композиционных узоров | 8 | 4 | 4 |
V | Искусство росписи по дереву | 30 | 4 | 26 |
VI | Изготовление художественного изделия из дерева | 20 | 6 | 14 |
VII | Художественное выжигание по дереву | 14 | 3 | 11 |
VIII | Художественная резьба по дереву | 30 | 4 | 26 |
IX | Мозаика по дереву (интарсия) | 26 | 2 | 24 |
X | Организация итоговой выставки | 2 | 2 | |
XI | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 144 | 35 | 109 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1-й год обучения)
№ | Тема | Всего часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
II. | Основные сведения о видах художественных промыслов | 2 | 2 | |
III. | Основы материаловедения для художественных работ по дереву | 6 | 6 | |
1. | Основные сведения о древесине и ее свойствах | 3 | ||
2. | Оборудование рабочего места резчика по дереву | 1 | ||
3. | Подготовка инструментов для работы. Заточка и доводка инструмента. | 1 | ||
4. | Правила техники безопасности при заточке и правке инструментов | 1 | ||
IV. | Основы композиции | 8 | 4 | 4 |
1 | Понятие о композиционном узоре | 2 | ||
2 | Создание эскизов геометрических узоров | 2 | ||
3 | Перевод узоров при помощи кальки, копировки | 1 | 1 | |
4 | Формирование переведенного орнамента на древесине | 1 | 1 | |
V. | Искусство росписи по дереву | 30 | 4 | 26 |
1. | Теоретические сведения о росписи | 1 | 1 | |
2. | Инструменты, оборудование для росписи по дереву | 1 | 1 | |
3. | Основные элементы росписи, приемы их выполнения | 1 | 1 | |
4. | Виды росписи | 1 | 1 | |
5. | Роспись деревянного изделия | 26 | 26 | |
VI. | Изготовление художественных изделий из дерева | 20 | 6 | 14 |
1. | Столярные соединения в художественных изделиях из дерева | 2 | 2 | |
2. | Технология изготовления художественных изделий из дерева столярным способом | 2 | 2 | |
3. | Технология изготовления художественных изделий из дерева токарным способом | 2 | 2 | |
4. | Изготовление простого художественного изделия из дерева токарным способом | 12 | 12 | |
5. | Отделка готового изделия | 2 | 2 | |
VII. | Художественное выжигание по дереву | 14 | 3 | 11 |
1. | Декорирование изделий выжиганием. | 1 | 1 | |
2. | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | 1 | 1 | |
3. | Основные приёмы выжигания. Техника их выполнения | 1 | 1 | |
4. | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 11 | 11 | |
VIII. | Художественная резьба по дереву | 30 | 4 | 26 |
1. | Виды художественной резьбы | 2 | 2 | |
2. | Материалы и инструменты для резьбы | 2 | 2 | |
3. | Изготовление изделия с элементами художественной резьбы | 24 | 24 | |
4. | Оформление готового изделия | 2 | 2 | |
IX. | Мозаика по дереву (интарсия) | 26 | 2 | 24 |
1. | Общие сведения об интарсии | 2 | 2 | |
2. | Основы композиции. Составление композиции узора. Перенос его на заготовку. Резание узора. | 22 | 22 | |
3. | Отделка готового изделия. | 2 | 2 | |
X. | Организация итоговой выставки | 2 | 2 | |
XI. | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО | 144 | 35 | 109 |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Учащиеся знают:
- Правила техники безопасности работы с инструментами;
- Виды инструментов, используемых для резьбы;
- Особенности материалов, используемых для резьбы;
- Основные виды резьбы;
- Технологию изготовления орнамента;
- Способы переноса изображения на заготовку;
- Способы отделки готовых изделий;
Учащиеся умеют:
- Организовать рабочее место;
- Безопасно пользоваться инструментами;
- Переносить изображение на заготовку;
- Использовать стандартные приёмы резьбы;
- Исправлять дефекты материала и изделия;
- Использовать морилки, лаки, красители;
- Анализировать качество работы и изделий;
Учебно-методическое обеспечение программы:
- наглядные пособия;
- инструменты, применяемые при резьбе;
- материалы, применяемые для отделки готовых изделий;
- оборудование школьной мастерской.
Содержание
I год обучения
1. Вводное занятие (2 часа).
1. Вводное занятие
Знакомство с правилами техники безопасности, с целями и задачами детского объединения, основными направлениями работы. Охрана труда, производственная санитарная и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
- Основные сведения о видах художественных промыслов (2 часа).
1. Основные сведения о видах художественных промыслов
Теоретические сведения: основные виды художественных промыслов, связанных с обработкой древесины – резьба по дереву, лозоплетение, роспись по дереву, деревянная мозаика, их распространение в разных регионах страны.
- Основы материаловедения для художественных работ по дереву (6 часов).
1. Основные сведения о древесине и ее свойствах (3 часа).
Теоретические сведения: Основные сведения о древесине и ее свойствах. Знакомство с природной текстурой древесины. Значение расположения и характера рисунка волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.
2. Оборудование рабочего места резчика по дереву (1 час).
Теоретические сведения: Подготовка рабочего места резчика по дереву. Различные виды стамесок, клюкарз, лобзиков с различными по величине зубьев пилками, эл. дрель с различными сверлами и насадками.
- Подготовка инструментов для работы.
Заточка и доводка инструмента (1 час.)
Теоретические сведения: Ознакомление с терминами «заточка инструмента», «доводка инструмента», основные правила подготовки инструментов к работе.
4. Правила техники безопасности при заточке и правке инструментов (1 час).
Теоретические сведения: Правила техники безопасности при работе со стамесками, клюкарзами, лобзиками, электрической дрелью и другими электроприборами.
4. Основы композиции (8 часов).
1. Понятие о композиционном узоре (2 часа).
Теоретические сведения: Понятие о центре композиции, ее уравновешенности и гармоничности. Понятие о контрасте и нюансе, как средствах достижения единства композиции. Симметрия, система осей и ритм. Композиционная связь деталей предмета. Значение структуры древесины и украшений в композиции.
2. Создание эскизов геометрических узоров (2 часа).
Практические занятия: учащиеся выполняют упражнения по компоновке фигур геометрического характера в единое гармоничное выразительное целое. Анализируют композицию резного окна и двери, замечая, что сила воздействия осей повышается с введением полной зеркальной симметрии.
- Перевод узоров при помощи кальки, копировки (2 часа).
Практические занятия: Выполнение задания по переносу рисунка. Рисунок с эскиза переводится на кальку, а затем с помощью копировальной бумаги — на древесину.
5. Формирование переведенного орнамента на древесине (2 часа).
Теоретические сведения: Понятие об орнаменте, основные принципы его построения.
Практические занятия: Выполнение задания по переносу орнамента на деревянную поверхность.
5. Искусство росписи по дереву (30 часов)
1. Теоретические сведения о росписи (1 час).
Теоретические сведения: история появления росписи деревянных изделий, изучения понятия «роспись».
2. Инструменты, оборудование для росписи по дереву (1 час).
Теоретические сведения: инструменты и материалы, необходимые для росписи: кисти, различные виды кистей, краски, виды красок, лаки, виды лаков.
3. Основные элементы росписи (1 час).
Теоретические сведения: Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. Приёмы владения кистью. Мазок как основной элемент кистевой росписи. Разновидности мазка – от каплевидного до штрихового.
Стебель как главный формообразующий элемент композиции. Разновидности стебля. Растительные мотивы в росписи и их разнообразие. Зависимость выбора мотива росписи от техники письма. Простейшие композиции росписи. Технологические пробы по освоению приёмов росписи.
4. Виды росписи (1 час).
Теоретические сведения: Хохломская, городецкая, полхов-майданская росписи по дереву. История происхождения различных видов росписи, места распростронения, основные элементы.
6. Роспись деревянного изделия (26 часов).
Практические занятия: Выполнение задания по росписи плоских деревянных изделий различной формы.
6. Изготовление художественных изделий из дерева (20 часов).
1. Столярные соединения в художественных изделиях из дерева (2 часа).
Теоретические сведения: Цельные (неразборные) и разборные столярные соединения. а) чисто клеевые; б) шиповые на клею; в) гвоздевые на клею и без клея; г) шпилечные на клею и без клея; д) скрепочные на клею и без клея, виды клея.
2. Технология изготовления художественных изделий из дерева столярным способом (2 часа).
Теоретические сведения: Технология изготовления художественных изделий из дерева столярным способом. Правила техники безопасности при выполнении столярных работ. Организация и оборудование рабочего места.
3. Технология изготовления художественных изделий
токарным способом (2 часа).
Теоретические сведения: Технология изготовления изделий токарным способом. Правила техники безопасности при выполнении токарных работ. Организация и оборудование рабочего места.
4. Изготовление простого художественного изделия из дерева токарным способом (12 часа).
Практическое задание: Изготовление простого художественного изделия из дерева токарным способом и декорирование его резьбой. Контроль качества изготовления изделия. Правила техники безопасности при резьбе по дереву. Подбор материалов.
5. Отделка готового изделия (2 часа).
Теоретические сведения: Процесс отделки готового изделия, его стадии, шлифовка древесины, ее полировка, тонирование, покрытие.
Практическое задание: Выполнение задания по отделке готового изделия. Нанесение отделочных покрытий на деревянные изделия.
7. Художественное выжигание по дереву (14 часов).
1. Декорирование изделий выжиганием (1 час).
Теоретические сведения: История происхождения выжигания по дереву, пирография, пиротипия.
2. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию (1 час).
Теоретические сведения: Электровыжигатель, насадки для выжигателя, покер. Правила поведения и техники безопасности пожарной и электробезопасности.
3. Основные приемы выжигания. Техника их выполнения (1 час).
Теоретические сведения: Основные виды приемов выжигания: контурное, силуэтное и живописное или художественное. Особенности их выполнения.
4. Изготовление изделий и декорирование их выжигателем (11 часов).
Практическое задание: Выполнение задания по изготовлению изделия и декорирования его выжиганием.
8. Художественная резьба по дереву (30 часов).
1. Виды художественной резьбы (2 часа).
Теоретические сведения: Основные виды резьбы – плоскорельефная, плосковыемочная, объемная, рельефная и прорезная. Основные элементы каждого вида резьбы, отличительные особенности и общие.
2. Материалы и инструменты для резьбы (2 часа).
Теоретические сведения: Породы древесины, их отличия, специальные инструменты, используемые для резьбы по дереву: нож-косяк, или сапожный нож, прямая стамеска № 1, или базовая стамеска, стамеска со скошенной режущей кромкой (косая стамеска), узкая круглая стамеска № 3 и др.
3. Изготовления изделия с элементами художественной резьбы (24 часа).
Практическое задание: Выполнение задания по изготовлению изделия с элементами любого вида резьбы.
4. Оформление готового изделия (2 часа).
Практическое задание: Выполнение задания по отделке готового изделия. Нанесение отделочных покрытий на деревянные изделия.
9. Мозаика по дереву (интарсия) (26 часов).
1. Общие сведения об интарсии (2 часа).
Теоретические сведения: Виды мозаики по дереву, особенности интарсии, история происхождения. Особенности использования различных пород дерева.
2. Основы композиции, составления композиции узора. Перенос на заготовку, Резание узора (22 часа).
Практическое задание: Выполнение задания по изготовлению изделия техникой интарсия.
3. Отделка готового изделия (2 часа).
Практическое задание: Выполнение задания по отделке готового изделия. Нанесение отделочных покрытий на деревянные изделия.
10. Организация выставки работ. (2 часа).
Организация выставки работ обучающихся, подготовка и оформление стендов, закрепление работ на стендах.
11. Итоговое занятие. (4 часа).
Проведение тестирования, с целью проверки знаний обучающихся и закрепления изученного материала.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.№ | Тема | Форма занятий | Приёмы и методы организации, дидактический материал и техническое оснащение. | Формы поведения итогов |
1 | Вводный урок. | Рассказ, беседа, демонстрационный показ. | Образцы, плакаты | |
2 | Основные сведения о видах художественных промыслов | Рассказ, беседа, демонстрационный показ. | Образцы, плакаты | Опрос |
3 | Основы материаловедения для художественных работ по дереву | Рассказ, беседа, демонстрационный показ. | Чертежи, схемы, образцы контурной резьбы. Резцы по дереву. Материалы | Опрос |
4 | Основы композиции | Рассказ, беседа, демонстрационный показ. | Чертежи, схемы, образцы контурной резьбы. Резцы по дереву. Материалы. | Практическая работа. |
5 | Искусство росписи по дереву | Рассказ, беседа, демонстрационный показ. | Чертежи, схемы, образцы геометрической резьбы. Резцы по дереву. Материалы. | Готовое изделие, тестирование |
6 | Изготовление художественных изделий из дерева | Рассказ, беседа, демонстрационный показ. | Чертежи, схемы. Резцы по дереву. Материалы. | Готовое изделие, тестирование |
7 | Художественное выжигание по дереву | Рассказ, беседа, демонстрационный показ. | Чертежи, схемы. Фанера. Электровыжигатель. | Готовое изделие, тестирование |
8 | Художественная резьба по дереву | Рассказ, беседа, демонстрационный показ. | Чертежи, схемы. Резцы по дереву. Материалы. | Готовое изделие, тестирование |
9 | Мозаика по дереву (интарсия) | Рассказ, беседа, демонстрационный показ. | Чертежи, схемы. Материалы. Резцы по дереву. | Готовое изделие, тестирование |
10 | Организация итоговой выставки | Выставка | Выставка | |
11 | Итоговое занятие | Карточки | Тестирование, опрос |
Список литературы
- Методика воспитательной работы. / Ред. В.А. Сластенина – М., 2002. – 271 с.
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей.// Дополнительное образование и воспитание. – № 3, 2007. – С. 5-7.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М., 2003. – 176 с.
- Сластенин В.А. Педагогика – М., 2002. – 423 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика – М., 2004 – 456 с.
- Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.
- Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. – М.: Лесная промышленность, 1981.
- Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова. – М.: Просвещение, 1981.
- Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. – М., 1977
- Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Русские узоры"
Программа «Русские узоры» художественно эстетической направленности.Программа направлена на развитие способностей детей по росписи изделий орнаментами народных промыс...
Программа Русские узоры
Рабочая программа "Русские узоры", разработана Филиной И.С., ПДО гимназии №69 для реализации в 2013-2014 уч.г. в кружке Хохломской росписи...
Конспект занятия по изобразительному искусству дополнительной образовательной программы "Северные узоры" для учащихся первого года обучения (8-9 лет): "Ни - пояс малицы".
Данный конспект поможет ближе ознакомить учащихся с особенностями жизни, быта и декоративно-прикладного творчества ненцев. Конспект рассчитан на сопровождение его соответствующей презентацей....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узор"
Программа ориентирована на детей 7-10 лет и рассчитана на один учебный год....
Волшебные узоры Сибири. Роспись Рабочая программа внеурочного курса.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебные узоры Сибири» разработана для 6 -7 классов на 34 часа в год. Цель: приобщение к искусств...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...