Программа Русские узоры
рабочая программа по теме
Рабочая программа "Русские узоры", разработана Филиной И.С., ПДО гимназии №69 для реализации в 2013-2014 уч.г. в кружке Хохломской росписи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkie_uzory.docx | 984.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские узоры
Программа дополнительного образования
(кружковая работа)
Автор-составитель
Филина Ирина Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Липецк 2013
Российская федерация. Липецкая область
Департамент образования администрации г. Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №69 им. С. Есенина г. Липецка
Кафедра воспитательной работы
РАССМОТРЕНО: РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании кафедры на заседании пед. совета директор МБОУ гимназии №69
Протокол от ____2013 г. №_ Протокол от ______ 2013г..№_ ________Н.М.Дмитриева
Зав. кафедрой _____ Приказ от______2013г. №__
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Русские узоры»
Программа предназначена для реализации
в 2013-2014 учебном году
Срок реализации программы – 1 год
для учащихся основного общего образования
136 часов, 4 часа в неделю.
Автор-составитель программы:
педагог дополнительного образования
Филина Ирина Сергеевна
398036 г. Липецк, бульвар Есенина, 7а
Телефон: (4742) 417826, 402246
Факс: (4742) 416107
Е-mail: school69@lipetsk.ru
http://gimnazia69.ru
2013 год
Любить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не ценим и не бережем то, что не знаем.
1.Пояснительная записка
Настоящая программа дополнительная образовательная «Русские узоры» разработана для внеурочной деятельности, кружковой работы с учащимися, желающими осваивать основы народного декоративного творчества - хохломскую роспись и компьютерную графику. Программа разработана для обеспечения развития творческих способностей учащихся младшего и среднего школьного возраста, ориентирована на воспитание у детей стремления к творческому восприятию своего труда, развитие чувства красоты, гармонии, на реализацию природных задатков учащихся, имеющих склонности к занятиям декоративно-прикладного искусства.
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, актуальности, коммуникативности.
- Системность:
- занятия строятся от простого к сложному, от приобретения первоначальных навыков до выполнения значимой для учащегося работы.
- Научность:
- основа работы кружка – изобразительное, декоративно-прикладное искусство и компьютерная графика.
- Доступность:
- каждый желающий может найти применение своим возможностям и способностям в творческой деятельности.
- Актуальность:
- связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту;
- возрождении духовности, патриотизма; (в процессе изучения программы ребенок получает знания не только о росписи, но и об истории родного края, о народных промыслах, российских традициях, обычаях, обрядах).
- Коммуникативность:
в процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план, основное содержание, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).
1.1.Цели и задачи:
Приоритетной целью дополнительного образования является воспитание разносторонне развитой личности: духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Для реализации намеченных целей предстоит решить ряд различных задач:
Образовательные:
- формирование художественных знаний, графических навыков и умений;
- освоение особенностей художественной росписи и возможностей компьютера в декоративной графике;
- умение владеть компьютером как инструментом искусства.
Обучающие:
- знакомство с творчеством народных умельцев страны, с профессиями мастера художественной росписи, художника-дизайнера, оформителя;
- освоение знаний в области декоративно-прикладного искусства;
- формирование образного, пространственного мышление и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;
- изучение различнымх приемов художественной росписи посредством стилизации растительных и других мотивов;
- приобретение навыков работы в проектной деятельности.
Развивающие:
- развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся, духовной культуры, любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства, изобретательности и интереса к творчеству художника, дизайнера;
- формирование информационной культуры: логического мышления, памяти, внимания, навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
- формирование интереса и любви к народному искусству, чувства радости от сопричастности к красоте, коллективизма, гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;
- сохранение традиции народного творчества;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна;
- осуществление трудового и эстетического воспитания, самостоятельности детского творчества;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
1.2.Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г. № 271.
- Сан ПиН 2.4.2.1178-02.
- Федеральный Закон о дополнительном образовании.
- Конвенция о правах ребенка.
- Локальные акты учреждения.
1.3. Сведения о программе
Программа составлена в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.
Отличительные особенности данной программы дополнительного образования:
Данная программа является одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся, разработана для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Содержание программы носит ориентационный характер. Он осуществляет учебно-практическое знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, расширяет кругозор, углубляет знания в данных областях, знакомит с формами проектной деятельности. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и каждый из них имеет свою неповторимую индивидуальность. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность его труда.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания обучающихся. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Содержание программы тесно связано с изучением культуры и традиций русского народа, народного творчества, художественных промыслов России: «Хохлома», «Русская матрешка».
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.
Хохломская роспись - одна из негаснущих звезд в созвездии русских народных художественных промыслов, тот драгоценный кладезь памяти исторической и культурной, который помогает воспитывать чувство гордости за деятельность далеких предков, тех, кто мужественно пронес через века идеалы добра и красоты, вечной любви к своей земле.
Когда нам задают вопрос о том, что является поистине настоящим достоянием народных промыслов России, что привезти с собой в другую страну в качестве уникального русского подарка, то на первое место можно с уверенностью поставить известный русский народный промысел – Хохлома. Хохлома - старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства - хохломской росписи, родоначальниками которой были иконописцы и мастера рукописной книги. Это у них мы находим впервые элементы Хохломской росписи в оформлении окладов икон и книг. Неповторимый стиль хохломских узоров придают некую сказочную зачарованность, незабываемый золотой блеск хохломской росписи несет в себе яркость и богатство Руси, не зря изделия, изготовленные по этой технологии носят гордое название Золотая хохлома. Произведения Хохломы украшают выставки декоративно-прикладного искусства, они живут и в быту современных людей, принося в дом радость. Каждый мастер создает уникальную композицию, такую, которую может сделать только он.
Прекрасное и мудрое искусство Хохломы — одно из замечательных проявлений вечно юного и жизнерадостного народного творчества — учит нас видеть и любить красоту в простом и малом. Одна из, пожалуй, самых положительно влияющих возможностей развить в детях чувство прекрасного – это, безусловно, творчество, которое поможет ребенку реализовать свои замыслы в определенное произведение, расширить кругозор, иметь возможность что-то сделать своими руками и это что-то он может кому-либо подарить или оставить себе на память. Это и будет основной мотивацией деятельности обучающихся.
Для воспитанников кружка созданы хорошие возможности изучения и приобретения навыков художественной росписи.
Программа дополнительного образования содержит интегрированный курс: художественная роспись и компьютерная графика. Данный курс поможет учащимся овладеть способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности, приобрести навыки художественной росписи с последующим применением их в компьютерной графике.
В нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с компьютерной графикой, трудом и искусством. Учащиеся получат представление о самобытности и оригинальности применения компьютерной графики как вида искусства, использование полученных навыков художественной росписи в графическом редакторе, что так же широко применяется в быту современного человека, это дизайнерская деятельность (разработка композиций для одежды, обуви, рекламы, оформления помещений; создание логотипов, Широкое применение компьютерная графика нашла в оформлении открыток, приглашений, буклетов, иллюстраций к книгам и т.д. Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персональных компьютеров, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры, но и множество любителей. Для этих целей можно обойтись собственными силами и доступными программными средствами, которые имеются в гимназии.
Содержание программы дополнительного образования
соответствует:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- формам и методам обучения (занятия, конкурсы, экскурсии и т. д.);
методам контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей);
- средствам обучения (перечнь необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
направлено на:
- развитие умения видеть прекрасное, стараться его понять, оценить его, что так необходимо будет требоваться каждому ребенку в жизни;
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
1.4. Информация о количестве учебных часов.
Программа обучения рассчитана на 1 год, 136 часов – 4 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение: практических работ, уроков-бесед; обобщающих творческих работ, выставок.
Программа применима для учащихся начального общего, среднего общего образования.
1.5. Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является внеурочное занятие. На занятиях важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Русские узоры» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности.
Программа рассчитана на детей 9 – 15 лет, количество детей в группах 6-8 человек. Срок обучения детей – 1 год.
Процесс обучения детей строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Занятия строятся от простого к сложному, от приобретения первоначальных навыков до выполнения значимой для учащегося работы.
В процессе занятия развивается моторика рук, терпение, усидчивость, наблюдательность, воображение, умение держать кисть.
В группах обучаются дети разных возрастов. Старшие помогают младшим. С каждым этапом обучения уровень сложности в выполнении работ повышается.
В процессе обучения по программе «Русские узоры», учащиеся делают первые шаги в познании разных видов росписи. Самое главное, что достигается за это время, это интерес к красивому в окружающей жизни. Прививается любовь к искусству. За курс обучения дети узнают историю развития Хохломской росписи, историю русской матрешки и ее разновидность.
Уровень знаний определяется участием в конкурсах и выставках.
Актуальность этой программы заключается в том, что после обучения ребенок сможет самостоятельно выполнять любую роспись. И сделать приятное своим родным и близким, подарив свою работу.
Основные виды деятельности учащихся:
- Формирование навыков рисования кистью красками на бумаге и объемных изделиях.
- Создание узоров, композиций кистью на бумаге и объемных изделиях;
- изучение основ работы графического редактора и его возможностей в декоративной графике.
- Создание узоров, композиций в графическом редакторе.
- Участие в проектной деятельности.
- Составление композиционных проектов.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- работать в группе, учитывать мнения других обучающихся, отличные от собственных;
- обращаться за помощью, предлагать помощь;
- формулировать свои затруднения, ставить вопросы;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные УУД:
- наличие учебно-познавательной мотивации;
- способность к самооценке;
- ориентация на бережное и заботливое отношение к своему здоровью;
- внутренняя позиции гимназиста на основе положительного отношения к гимназии;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Русские узоры»;
- способность к самооценке.
Регулятивные УУД:
- сотрудничество с учителем при решении проблемы;
- осуществление пошагового продвижения от наблюдения к действию;
- умение анализировать ошибки;
- адекватно воспринимать предложения учителя по исправлению допущенных ошибок;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД:
- умение работать по алгоритму;
- устанавливать аналогии, проводить сравнения;
- умение находить необходимую информацию для выполнения заданий с использованием различной художественной литературы и Интернет;
- начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения заданий;
- сбор, обработка, передача информации (с помощью ИКТ);
- оценивать процесс и результат деятельности.
1.6. Виды и формы контроля.
Согласно уставу гимназии и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом занятии), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента, как согласованы между собой все элементы росписи, как выражена общая идея и содержание.
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, инструментами, использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность композиции, качество созданного изделия, соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формами контроля может быть:
- Опрос, викторины.
- Контроль выполнения действий.
- Контроль качества выполнения.
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
- Тестирование.
- Планируемый результат:
- Улучшение коммуникативных способностей, приобретение навыков работы в коллективе.
- Применение полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
- Расширение информации о различных видах декоративно-прикладного искусства, знакомство с видами хохломской росписи, историей русской матрешки.
- Развитие фантазии и наблюдательности, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей.
- Воспитание интереса к истокам народной культуры, стремления возродить забытые традиции русского народа.
- Развитие чувства радости от сопричастности к красоте, способности видеть прекрасное в окружающем мире.
- Развитие интереса к профессиям мастера - ремесленника, дизайнера, художника-оформителя.
- Умение создавать художественные изделия по мотивам народных промыслов.
- Участие в выставках и конкурсах, возможность почувствовать себя народными мастерами и юными дизайнерами.
- Умение работать в графическом редакторе Paint., использовать возможности декоративной компьютерной графики (применение полученных навыков художественной росписи для работы с планшетом, обработка изображений, изготовления открыток, буклетов, публикаций и другой печатной продукци).
В результате изучения курса «Русские узоры» ученик должен:
знать/понимать:
- правила техники безопасности;
- историю народного промысла «Хохлома», «Русская матрешка»;
- название и виды хохломской росписи;
- виды русской игрушки «матрешка»;
- основные понятия о композиции;
- цветовое решение Хохломской росписи;
- последовательность выполнения росписи «Под фон»;
- технологию выполнения сложной композиции.
- назначение основных устройств компьютера;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе материалами и инструментами (краски, лак, кисти и др.,в том числе с компьютером);
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, акрилоаве краски, лак) в творческой деятельности;
- выполнять зарисовки орнаменты любых типов;
- кистевые приемы Хохломской росписи;
- составлять композиции с приемами Хохломских мотивов;
- прорисовывать в цвете траву, цветы, птиц, замысловатые завитки, с помощью сочных мазков (Хохломская роспись);
- самостоятельно выполнять декоративные композиции на основе известных видов хохломской росписи;
- самостоятельно выполнять роспись народной игрушки «матрешка»;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- применять навыки художественной росписи в графическом редакторе Paint.
1.8. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во занятий | Деятельность учащихся |
1 | Введение. Цели и задачи работы кружка. Техника безопасности, основы организации рабочего пространства. Фабрика народных промыслов «Семеновская хохлома» | 2 | Знакомство с целями и задачами работы кружка. Изучение техники безопасности, основ организации рабочего пространства. Видеоэкскурсия. |
2 | Краеведение. Орнамент сквозь века. Древние корни народного искусства. Знаки-символы в декоративной работе предков. | 2 | Изучение древних корней народного искусства. Изучение знаков-символов в декоративной работе предков. |
Вид росписи - «верховое письмо» | 42 | ||
3 | История возникновения народныого промысла хохлома. Виды росписи. Материалы и инструменты используемые при росписи. | 2 | Изучение истории народного промысла. Изучение основных элементов хохломской росписи «верховое письмо» |
4 | Элементы росписи (верховое письмо) | 14 | Изучение элементов росписи: травка, листики, ягоды, цветы, птицы и др. |
5 | Композиция элементов. Орнамент. (бумага + краски). | 14 | Изучение правил составления композиции,выполнение композиции «верховое письмо» |
6 | Применение навыков составления композиции. Роспись плоского изделия изделия. Акриловые краски. | 8 | Изучение этапов росписи изделия. Составление и применение собственной композиции для росписи. |
Применение навыков составления композиции. Роспись объемного изделия изделия. Акриловые краски. | 6 | Изучение этапов росписи изделия. Составление и применение собственной композиции для росписи. | |
II . Хохломская роспись. Вид росписи - «под фон» | 44 | ||
7 | Элементы росписи (фоновое письмо) | 18 | Изучение элементов росписи «под фон» |
8 | Композиция элементов. Орнамент. (бумага + краски). | 18 | Составление собственной композиции. |
9 | Применение навыков составления композиции. Роспись плоского изделия (акриловые краски). | 4 | Применение собственной композиции и эскиза для росписи плоского изделия |
10 | Применение навыков составления композиции. Роспись объемного изделия (акриловые краски). | 6 | Применение собственной композиции для росписи плоского изделия |
III. Русская матрешка | 6 | ||
11 | История игрушки. Виды росписи. Плоское изделие «Матрешка». Составление эскиза росписи. | 2 | Изучение истории русской игрушки матрешки, видов росписи. Создание рисунка |
12 | Объемное изделие «Матрешка». Роспись пяти кукольной матрешки. | 4 | Изучение этапов росписи. Роспись изделия |
IV. Пасхальное яйцо | 8 | ||
13 | Пасха в народной традиции. Объемное изделие «Деревянное яйцо». Виды росписи. | 2 | Изучение видов росписи. Составление эскиза |
14 | Пасхальное яйцо. Этапы росписи. | 6 | Роспись изделия. |
V. Проект «Подарок». | 12 | ||
15 | Индивидуальная творческая работа над изделием плоской формы | 4 | Выполнение небольших сувениров (панно, разделочная доска, рамка для фото, и др.), это могут быть подарки учителям, родителям, и др. |
16 | Индивидуальная творческая работа над изделием объемной формы | 8 | Выполнение небольших сувениров (солонка, ложка, чаша, матрешки и др.), это могут быть подарки учителям, родителям, и др. |
V. «Итоговые работы (выставки) | 8 | ||
17 | Групповая работа для оформления выставок. Творческий отчет за год. | 8 | Творческие работы учащихся по всем видам изученной росписи. |
VII. Планшет и графический редактор Paint | 12 | ||
18 | Использование ПК при создании и обработке графических изображений. Знакомство с графическими редакторами Paint. Основы использования планшета. | 2 | Изучение основ работы графического редактора, использование планшета. |
19 | Элементы росписи (планшет + Paint). Элементы росписи. Композиция. Орнамент | 4 | Создание изображений с использованием полученных навыков. |
20 | Творческая работа. Оформление буклета. | 4 | Рождение идеи, обработка данных, проработка результатов, создание макета, печать буклета |
21 | Итоги работы. Творческий отчет, организация и проведение выставки (бумага, цифровые изображения). | 2 | Организация просмотра работ. Создание альбома работ. |
Итого: 136 занятий |
1.9. Содержание программы
№ | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия | Формы контроля |
1 | Занятие 1. Вводное занятие. Цели и задачи работы кружка. Техника безопасности, основы организации рабочего пространства. | Ознакомить обучающихся с целями и задачами работы кружка на учебный год, изложить ТБ при работе с красками, клеем кистями и т.д. | 1. Изложить цели и задачи на учебный год. 2. Организовать знакомство обучающихся между собой и с преподавателем. 3. Обсудить меры предосторожности при работе с жидкостями (клеем), легковоспламеняющимися веществами (красками). | Опрос |
2 | Занятие 2. Видео-экскурсия на предприятие Ордена «Знак Почета» ЗАО «Хохломская роспись» г.Семенов.
| Ознакомить учащихся с примерами продукции предприятия и знаменитыми мастерами хохломской росписи. | 1. Прослушать лекцию экскурсовода. 2. Ознакомиться с продукцией. 3. Обсудить существенные отличия стиля хохломских мастеров от других стилей. | Устный опрос |
3 | Занятие 3. Древние корни народного искусства. | Ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства русского народа | 1.История и виды ДПИ. 2.Демонстрация готовых примеров. 3.Просмотр и обсуждение. | Устный опрос |
4 | Занятие 4. Знаки-символы в декоративной работе предков. | Изучение знаков-символов, их применение в декоративной работе предков. | 1.История 2.Продемонстрировать изображение знаков символов. 3.Самостоятельное выполнение (зарисовка на бумаге). 4.Использование знаков-символов в Липецкой вышивке. 5.Просмотр и обсуждение. | Устный опрос Контроль выполнения |
Раздел 1. «Золотая Хохлома». Вид росписи «верховое письмо» – 44 ч. | ||||
1.1.Элементы росписи (26 ч.) | ||||
5 | Занятие 5. История возникновения народных промыслов «Золотая хохлома». Народный промысел в городе Липецке. О фабрике «Липецкие узоры» | Ознакомить обучающихся с историей возникновения ДПИ, видами росписи на различных примерах. | 1. История возникновения промысла. 2. Виды росписи (рассмотреть материал, принесенный обучающимися, заострить внимание на особенностях различных направлений росписи). 3. Возрождение промысла. История фабрики «Липецкие узоры», примеры готовой продукции, поиск существенных отличий липецкого стиля росписи от других стилей. | Устный опрос |
6 | Занятие 6. Материалы и инструменты, используемые при росписи | Ознакомить обучающихся с перечнем материалов и инструментов, используемых при росписи, дать практи-ческие советы по их выбору. | 1. Выслушать сообщения о современном состоянии народных промыслов. 2. Изложить информацию о материалах и инстру-ментах, необходимых для работы на занятиях. | Приобрести материалы и инструменты в соответствии с перечнем, принести необходимое для росписи по бумаге. |
7 | Занятие 5-10. Элементы росписи «травка»: капелька, осочка, травинка, завиток, кустик, криуль, пряник. Краски + бумага. | Обучить выполнению элементов росписи «травка»: капелька, осочка, травинка, завиток, кустик, криуль, пряник. | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс росписи. 4. Самостоятельное выполнение. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Отработать изученные элементы. |
8 | Занятие 11-16. Элементы росписи «листики» Лист клубники, смородины, крыжовника, малины, рябины, яблони, березы и др. | Обучить выполнению элементов росписи «листок» различных видов | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс росписи, поэтапно прорисовку листа. 4. Самостоятельное выполнение. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Отработать изученные элементы. |
9 | Занятие 17-24. Элементы росписи «ягоды»: клубника, малина, смородина, рябина, крыжовник, вишня, яблоко и др. | Обучить выполнению элементов росписи: «ягоды» различных видов | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс росписи. 4. Самостоятельное выполнение. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Отработать изученные элементы. |
10 | Занятие 25-28. Элементы росписи «цветы» | Обучить выполнению элементов росписи: «цветы» различных видов. | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс росписи. 4. Самостоятельное выполнение. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Отработать изученные элементы. |
11 | «Занятие 29-30. Элементы росписи: птичка, бабочка, пчелка, жучек, рыбка и др. | Обучить выполнению элементов росписи: птичка, бабочка, пчелка, жучек, рыбка и др. | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс росписи. 4. Самостоятельное выполнение. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Отработать изученные элементы. |
1.2. Составление композиций (8 ч.) | ||||
12 | Занятие 31-34. Композиция в круге: «волна», «куст», «каскад». | Отработать навык составления композиции в круге по ведущей линии «волна», «куст», «каскад». | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс составления композиции. 4. Самостоятельное выполнение эскиза. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Практическая работа Создать 2-3 композиции. |
13 | Занятие 35-38. Композиция в полоске: «волна», «куст», «каскад» | Отработать навык составления композиции в полоске по ведущей линии «волна», «куст», «каскад» | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс составления композиции. 4. Самостоятельное выполнение эскиза. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Создать 2 композиции. Контроль над действием |
1.3. Роспись плоского изделий (8 часов) | ||||
14 | Занятие 39-42. Роспись плоского изделия: рамка для фотографий. Применение навыка составления композиций. | Изготовление первого изделия: идея, эскиз, роспись, оформление. | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Генерация идей. 3. Продумать цвета, форму. 4. Воплощение идеи на бумаге (схематичный эскиз). 5. Обсуждение. 6. Изготовление заготовки, нанесение разметки. 7.Роспись (акриловые краски). 8.Сушка, лакирование 9.Выставка и обсуждение. 10.Оформление альбома готовых работ (фотографии или сканы). | Приступить к росписи. |
15 | Занятие 43-46. Роспись плоского изделия: разделочная доска Применение навыка составления композиций. | Ознакомиться со способами применения навыка росписи для украшения предметов быта (посуды). Изготовление первого изделия: идея, эскиз, роспись, оформление. | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Генерация идей. 3. Продумать цвета, форму. 4. Воплощение идеи на бумаге (схематичный эскиз). 5. Обсуждение. 6. Изготовление заготовки, нанесение разметки 7.Роспись (акриловые краски) 8. Сушка. Лакирование. 9.Выставка и обсуждение 10.Оформление альбома готовых работ (фотографии или сканы). | Приступить к росписи. Контроль над действием |
1.4. Роспись объемного изделия (4 ч.) | ||||
16 | Занятие 47-50 Роспись объемного изделия: ложка, чаша, блюдце, чайник, горшочек, ваза, яйцо и др. Применение навыка составления композиций. | Изготовление первого объемного изделия: идея, эскиз, роспись, оформление | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Генерация идей. 3. Продумать цвета, форму. 4. Воплощение идеи на бумаге (схематичный эскиз). 5. Обсуждение. 6. Изготовление заготовки, нанесение разметки 7.Роспись (акриловые краски) 8. Сушка. Лакирование. 9.Выставка и обсуждение. 10.Оформление альбома готовых работ (фотографии или сканы). | Изготовить первое изделие |
Раздел 2. Хохломская роспись Вид росписи «под фон» | ||||
2.1.Элементы росписи (18ч.) | ||||
17 | Занятие 51-54. Элементы росписи «листики» «Краски + бумага. | Обучить выполнению элементов росписи «листики» | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс росписи. Форма. Контур. Оживка. 4. Самостоятельное выполнение. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Отработать изученные элементы. |
18 | Занятие 55-58. Элементы росписи «цветы» «Краски + бумага. | Обучить выполнению элементов росписи «цветы» | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс росписи. Форма. Контур. Оживка. 4. Самостоятельное выполнение. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Отработать изученные элементы. |
19 | Занятие 59-60. Элементы росписи «двойная ведущая линия» «Краски + бумага. | Обучить выполнению элементов росписи «двойная ведущая линия» | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс росписи. Контур линии. Разветвление. Заливка фона 4. Самостоятельное выполнение. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Отработать изученные элементы. |
20 | Занятие 61-64. Элементы росписи «сказочные птицы» «Краски + бумага. | Обучить выполнению элементов росписи «сказочные птицы» | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс росписи. Форма. Контур. Оживка. 4. Самостоятельное выполнение. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Отработать изученные элементы. |
21 | Занятие 65-66. Элементы росписи «бабочки, рыбки, насекомые» «Краски + бумага. | Обучить выполнению элементов росписи «бабочки, рыбки, насекомые» | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс росписи. Форма. Контур. Оживка. 4. Самостоятельное выполнение. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Отработать изученные элементы. |
22 | Занятие 67-68. Элементы росписи «кудрина» «Краски + бумага. | Обучить выполнению элементов росписи «кудрина» | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс росписи. 4.Самостоятельное выполнение. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Отработать изученные элементы. |
2. 2. Композиция. Орнамент. Составление композиций (20 ч.) | ||||
23 | Занятие 69-72. Композиция элементов в круге «волна», «куст», «каскад» Составление композиции. Нанесение эскиза. Контур. Заливка фона. Роспись по фону. (бумага, карандаш) | Отработать навык составления композиции в круге по ведущей линии «волна», «куст», «каскад» | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс составления композиции. 4. Самостоятельное выполнение эскиза - композиции. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Создать композицию |
24 | Занятие 73-76. Композиция элементов в полоске «волна», «куст», «каскад» Составление композиции. Нанесение эскиза. Контур. Заливка фона. Роспись по фону. (бумага, карандаш). | Отработать навык составления композиции в полоске по ведущей линии «волна», «куст», «каскад» | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс составления композиции. 4. Самостоятельное выполнение эскиза - композиции. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Создать композицию |
25 | Занятие 77-80. Композиция элементов в круге «кудрина» Составление композиции. Нанесение эскиза. Контур. Заливка фона. Роспись по фону. (бумага, карандаш). | Отработать навык составления композиции в круге «кудрина» | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс составления композиции. 4. Самостоятельное выполнение эскиза - композиции. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Создать композицию |
26 | Занятие 81-84. Композиция элементов в полоске «кудрина» Составление композиции. Нанесение эскиза. Контур. Заливка фона. Роспись по фону. (бумага, карандаш) | Отработать навык составления композиции в полоске «кудрина» | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс составления композиции. 4. Самостоятельное выполнение эскиза - композиции. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Создать композицию |
27 | Занятие 85-88 Композиция элементов «узор на липецкий мотив» Составление эскиза (бумага, карандаш) | Отработать навык составления композиции «узор на липецкий мотив» | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Напомнить ТБ. 3. Продемонстрировать процесс составления композиции. 4. Самостоятельное выполнение эскиза - композиции. 5. Обсуждение недостатков в работе. | Создать композицию |
2.3.Роспись плоского и объемного изделий (12 ч.) | ||||
28 | Занятие 89-92 Роспись плоского изделия: разделочная доска Применение навыков составления композиции. Нанесение эскиза на изделие. Контур. Заливка фона. Роспись по фону. | Изготовление плоского изделия: идея, эскиз, роспись, оформление | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Генерация идей. 3. Продумать цвета, форму 4. Воплощение идеи на бумаге (схематичный эскиз). 5. Обсуждение. 6. Изготовление заготовки, нанесение разметки 7.Роспись (акриловые краски) 8. Сушка. Лакирование. 9.Выставка и обсуждение. 10.Оформление альбома готовых работ (фотографии или сканы). | Изготовить изделие |
29 | Занятие 93-96 Роспись плоского изделия: декоративное панно Применение навыков составления композиции. Нанесение эскиза на изделие. Контур. Заливка фона. Роспись по фону. | Изготовление плоского изделия: идея, эскиз, роспись, оформление | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Генерация идей. 3. Продумать цвета, форму 4. Воплощение идеи на бумаге (схематичный эскиз). 5. Обсуждение. 6. Изготовление заготовки, нанесение разметки 7.Роспись (акриловые краски) 8. Сушка. Лакирование. 9.Выставка и обсуждение. 10.Оформление альбома готовых работ (фотографии или сканы). | Практическая табота |
2.4.Роспись объемного изделия (4 ч.) | ||||
30 | Занятие 97-100 Роспись объемного изделия: чашка, блюдце, чайник Составление композиции. Нанесение эскиза. Контур. Заливка фона. Роспись по фону. | Изготовление плоского изделия: идея, эскиз, роспись, оформление | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Генерация идей. 3. Продумать цвета, форму 4. Воплощение идеи на бумаге (схематичный эскиз). 5. Обсуждение. 6. Изготовление заготовки, нанесение разметки 7.Роспись (акриловые краски) 8. Сушка. Лакирование. 9.Выставка и обсуждение. 10.Оформление альбома готовых работ (фотографии или сканы). | Практическая работа |
Раздел 3. «Русская матрешка» (8 ч.) | ||||
31 | Занятие 101 Русская матрешка. История игрушки. Виды росписи. Знакомство с образцами матрешек. Основные законы композиции. Составление эскиза (бумага, карандаш). | Ознакомиться с историей возникновения игрушки, способами росписи. Рассмотреть основные элементы росписи матрешки. Создание эскиза для росписи (бумага + акварель). | 1.История матрешки. 2. Центры росписи (Сергиев Посад, Загорск, Полохов-Майдан, Семенов, и др.). 3. Современная матрешка . 4. Лицо, ручки, сарафан, платок. 5. Составление иэскиза | Практическая работа Контроль области знаний |
32 | Занятие 102 Русская матрешка. Роспись плоского изделия «Матрешка» (кисти, гуашь). | Роспись плоского изделия «Матрешка». | 1. Мотивы и композиции. 2. Расписать все ракурсы (вид спереди, сбоку, сзади). | Практическая работа Текущий контроль над действием |
33 | Занятие 103-106. Русская матрешка. Роспись объемного изделия «Матрешка 5- кукольная» (кисти, акриловые краски, лак) | Роспись объемного изделия «Матрешка» Подготовить выставку | 1. Мотивы и композиции 2.Расписать объемную матрешку. 3.Выставка. 4.Обсуждение. 5. Оформление альбома работ (фотографии или сканы). | Практическая работа Контроль выполнения |
Раздел 4.«Пасхальное яйцо» (6 ч.) | ||||
34 | Занятие 107-114. Пасхальное яйцо «писанка» Роспись объемного изделия: пасхальное яйцо. Акриловые краски. | Ознакомиться с историей возникновения, способами росписи. Рассмотреть основные элементы росписи | 1. Демонстрация готовых примеров. 2. Генерация идей. 3Выбрать вид росписи 4. Воплощение идеи на бумаге (схематичный эскиз). 5. Обсуждение. 6.Роспись (акриловые краски) 7. Сушка. Лакирование. 8.Выставка и обсуждение. 9.Оформление альбома готовых работ (фотографии или сканы). | Практическая работа |
5.Проект «Подарок» (12 ч.) | ||||
35 | Занятие115-118 Индивидуальная творческая работа над изделием плоской формы. | Применение полученных навыков росписи на изделиях. Осуществление мотивации – подарок близкому и родному человеку |
| Контроль качества выполнения |
36 | Занятие119-126 Индивидуальная творческая работа над изделием плоской формы. | Применение полученных навыков росписи на изделиях. Осуществление мотивации – подарок близкому и родному человеку | 1.Выполнение росписи на изделии объемной формы (солонка, ложка, чаша, матрешка, боченок, ваза и др.) | Контроль качества выполнения |
Раздел 5. Итоговые работы для выставок (8 ч.) | ||||
37 | Занятие127-134. Коллективная работа над изделиями для выставок: «Солнечный круг»; «Золотой горшочек»; «Декоративное панно»; «Веселое чаепитие»; «Сувенир Сочи-2014» «Русская матрешка»; «Пасхальное яйцо»; «Узор на липецкий мотив» | Оформить готовое изделие для выставки. Подвести итоги, организовать выставки. | 1. Завершить роспись изделий. Оформить работы для выставки (с коммента-риями). 4. Определить критерии отбора. 5. Организовать голосование. 6. Отобрать работы для выставки. 7.Изготовить таблички-подписи (паспарту) к работам. 8.Оформть альбом работ. 9.Разместить работы в месте проведения выставки. 10.Подготовить выступление-рассказ обучающихся о процессе работы над изделиями. | Творческая работа Контроль над действиями |
38 | Занятие 125-126. Творческий отчет работы за год. Организация выставок. | Разместить работы, продумать выступление. Провести выставку. | 1. Выставка (с комментариями авторов). Принять посетителей. 2. Продемонстрировать работы с комментариями авторов. 3. Попросить оставить записи в книге отзывов. 4. Проводить посетителей. | Творческий отчет |
Раздел 6. Планшет и графический редактор Paint (12ч.) | ||||
39 | Занятие 127 Использование ПК при создании и обработке графических изображений. Знакомство с графическим редактором Paint. | Ознакомиться с основами использования ПК. Изучить основные понятия компьютерной графики. | 1. Уточнить ТБ при работе с ПК. 3.Базовые понятия: пиксель, растровая и векторная графика. 4.Форматы графических изображений. 5. Цветовая палитра. Графические примитивы. 6.Запуск. 7. Панель инструментов. 8. Меню. 9. Демонстрация работы. 10.Просмотр готовых примеров. 11. Самостоятельная работа. | Контроль области знаний Практическая работа |
40 | Занятие 128. Основы использования планшета. | Ознакомиться с основами использования планшета. | 1. Подключение. 2. Взаимодействие планшета с графическим редактором: масштабирование и др. 3. Изображение графических примитивов. 4. Демонстрация работы. 5. Просмотр готовых примеров. 6. Самостоятельная работа | Практическая работа |
41 | Занятие 129-132. Элементы росписи в графическом редакторе Paint с использованием планшета. | Изучить основные понятия компьютерной графики. Обучить выполнению элементов художественной росписи на планшете. | 1. Демонстрация примеров. 2. Демонстрация процесса выполнения. 3. Самостоятельное выполнение. 4. Обсуждение недостатков. | Практическая работа |
42 | Занятие 133-136 Творческая работа: оформление буклета. Эскиз в карандаше. Создание электронной версии. Печать результата. | Сформулировать цели и задачи работы, определиться с темой и видом изделия. Выполнить проект с использованием ПК. | 1. Разметка листа в соответствии с желаемым форматом. 2. Создание изображения с использованием полученных в результате предыдущих занятий навыков. 3.Завершение буклета. 4.Печать. | Творческий отчет |
- Информация об используемой литературе
- С.К. Жегалова. Росписи хохломы – Детская литература, М., 1991.-48 с.:фотоил.
- Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (М., 1999).
- Ю.А.Первин, А.Н.Никитин. Компьютер-инструмент искусства. Дрофа,М., 1998.
- Л. Яхнин «Веселое слово хохлома». Москва, 1987 г.
- Некрасова М.А. Народное искусство России. — М., 1983. — С. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства», 1-4 классы (М., 1992) .
- Дурасов Г.П. Росписи хохломского мастера С.П.Веселова. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1/Под ред. М. А. Некрасовой. — М., 1985
- Сборник авторских программ дополнительного образования детей. Москва, «Народное образование», 2002 г.
- Василенко В.М. Искусство Хохломы. – М., 1959.
- Вишневская В.М. Хохлома. – М.: Просвещение, 1980.
- Емельянова Т.И. Декоративная роспись «Золотая хохлома». Альбом. – М.: Интербук-бизнес, 2001.
- Званцев М. П. Хохломская роспись. – Горький, 1951.
- Горячева И.А. – Церковнославянские прописи на уроках орнамента. – М.: Издательство Москккооовской Патриархххии Русской Православной Церкви, 2013. -72 с.
Список источников Интернет
- http://cliparti.jimdo.com
- http://goldenhohloma.com/20923
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://www.etoya.ru/puteshestviya
- http://paskha.ru
- http://vdohnovenie2.ru/zolotaya-xoxloma-dragocennyj-narodnyj-promysel/
- http://www.ya-zemlyak.ru/np_hoh.asp
- http://nsportal.ru/
- http://vgorodmasterov.blogspot.ru/p/blog-page.html
- http://kindergenii.ru/grdiktant.htm
- http://www.adme.ru/kreativnyj-obzor/istorii-velikih-logotipov-21826/
- http://www.pixarra.com/sketchbook_tutorials.html
- http://wwwgoldenhohloma/com21213
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
- Пакет офисных приложений MSOffice 2010.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/).
- Программа «Раскраска».
- Компакт-диск «Город мастеров».
- Компакт-диск «Золотая хохлома».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Русские узоры"
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Музыка русских узоров
Презентация знакомит с народно-художественными промыслами .Каждый слайд знакомит с промыслом и содержит стихотворение, дающее краткую характеристику данному промыслу....
Программа "Русские узоры"
Программа «Русские узоры» художественно эстетической направленности.Программа направлена на развитие способностей детей по росписи изделий орнаментами народных промыс...
Календароно-тематическое планирование Русские узоры
Календарно-тематическое планирование Русские узоры составлено по авторской программе Филиной И.С. "Русские узоры". КТП разработано для занятий в кружке-мастерской Русские узоры на 2013-2014 учебный го...
Задания для творческого развития детей в объединении «Русские узоры» по программам: «Народные мотивы», «Краски росписи», «Расписные сувениры».
Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности во время. Ребенок п...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗО В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: " РУССКИЕ УЗОРЫ"
Урок построен так, чтобы ученик успел попробовать свои силы и способности в нескольких видах деятельности в течение часа. Работа за компьютером, с цветной и силуэтной аппликацией, с элементами р...