Программа "Русские узоры"
рабочая программа по теме
Программа «Русские узоры» художественно эстетической направленности.
Программа направлена на развитие способностей детей по росписи изделий орнаментами народных промыслов. Занятия с детьми по данной программе направлены на знакомства с культурой и традициями народных промыслов, развитие декоративного стиля, освоение разных приемов и техник декоративного письма, овладение графической и живописной грамотой и навыками построения композиций. Программа способствует развитию фантазии, творческого потенциала и эстетического вкуса. Воспитывает интерес и любовь к декоративно – прикладному творчеству, к традициям народной культуры. Воспитывает гражданские и патриотические черты характера, любовь к Родине, гордость за культурное наследие страны. Педагогическая целесообразность программы «Русские узоры» состоит в знакомстве с основными сведениями о народно-художественных промыслах России, с историей возникновения, возрождения и развития, с их характерными особенностями, с традициями, с основами композиции, законами цветоведения и материаловедения, с технологической последовательностью обработки и росписи изделий. Она дополняет, расширяет и углубляет школьные общеобразовательные программы по рисованию и трудовому обучению. В основу программы положен многолетний опыт изучения творчества народных умельцев и мастеров художественных промыслов России, и личное профессиональное мастерство педагога по росписи изделий из твердых материалов, по мотивам Хохломской, Городецкой, Гжельской росписи и росписи матрешек: Загорской, Семеновской, Полхов-Майданской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роспись изделий из твердых материалов по мотивам народных промыслов. | 57.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
У Т В Е Р Ж Д А Ю:
Директор МБОУДОД ДДТ
__________________ Зорина Л.П.
«___»___________20___г.
Утверждена педагогическим советом
Протокол № __от« » 20_ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«РУССКИЕ узор»
Возраст обучающихся - 8-13лет
Срок реализации программы - 3 года
Автор программы:
Шишкунова Валентина Ивановна
педагог дополнительного образования
Место и год создания: п. М. Горького, 2009г
2. Пояснительная записка
Программа «Русские узоры» художественно эстетической направленности.
Программа направлена на развитие способностей детей по росписи изделий орнаментами народных промыслов. Занятия с детьми по данной программе направлены на знакомства с культурой и традициями народных промыслов, развитие декоративного стиля, освоение разных приемов и техник декоративного письма, овладение графической и живописной грамотой и навыками построения композиций. Программа способствует развитию фантазии, творческого потенциала и эстетического вкуса. Воспитывает интерес и любовь к декоративно – прикладному творчеству, к традициям народной культуры. Воспитывает гражданские и патриотические черты характера, любовь к Родине, гордость за культурное наследие страны. Детям нужно знать народное искусство своей страны. В этом залог и актуальность сохранения художественной культуры прошлых поколений, развития ее традиций и приумножение народных промыслов, которые являются достоянием и богатством народа и страны в целом.
Человек, сколько он помнит себя, старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет назад, еще живя в пещере, первобытный человек начал изображать на стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Потом в ход пошли самые разные материалы: дерево, глина, кости, шерсть, камень, стекло, металл и даже болотные травы. Появились разные способы художественной обработки материалов.
Человечество испокон веков живет в окружении самых разных предметов, встречается с ними в помещениях и на улице. Среди этого многообразия есть такие предметы и вещи, которых удостоил особого внимания художник. Они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. Слово «декор» означает «украшать», придавать красивый вид. И этим родом деятельности занимается объединение «Русские узоры». Воспитанники украшают сувенирные изделия, предметы домашнего быта, общественные помещения, расписывают их, то есть дополнительная программа «Русские узоры» несет для детей новизну труда , интереса к народным традициям, занятости и потребности в познании ремесленного мастерства.
Декоративно-прикладное искусство - самое древнее искусство. Оно возникло еще в первобытные времена. Это результат творчества многих поколений. И в то же время оно молодое потому, что оно по-прежнему актуально на сегодняшний день. Прикладное творчество «не стоит на месте», а находится в постоянном развитии. И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, вошли в быт, как необходимые предметы, выполняющие определенные функции. Их продуманная своеобразная форма и пропорции, содержательный рисунок, узор, орнамент, оригинальная цветовая окраска характеризуют эстетику данных вещей. Их художественное содержание, превращает утилитарные предметы в произведения искусства. Они создают атмосферу праздничности. Вызывают у человека приподнятое настроение, украшают повседневный быт, организуют общение людей, строят их отношения, определяют ритм человеческой жизни, являются непременными атрибутами нашего быта. Декоративные предметы и вещи становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие для перевозки вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже страны.
Педагогическая целесообразность программы «Русские узоры» состоит в знакомстве с основными сведениями о народно-художественных промыслах России, с историей возникновения, возрождения и развития, с их характерными особенностями, с традициями, с основами композиции, законами цветоведения и материаловедения, с технологической последовательностью обработки и росписи изделий. Она дополняет, расширяет и углубляет школьные общеобразовательные программы по рисованию и трудовому обучению. В основу программы положен многолетний опыт изучения творчества народных умельцев и мастеров художественных промыслов России, и личное профессиональное мастерство педагога по росписи изделий из твердых материалов, по мотивам Хохломской, Городецкой, Гжельской росписи и росписи матрешек: Загорской, Семеновской, Полхов-Майданской.
Концепцией автора является «творчество, рожденное творчеством», «сохранение и приумножение красоты и богатств народных творческих традиций», «чему научился
сам - научи другого».
Цель программы. Развитие личности ребенка средствами декоративно-прикладного творчества (росписи изделий из твердых материалов).
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству и приобщить к традициям народной культуры.
- Научить росписи изделий из твердых материалов.
- Воспитать любовь к декоративно-прикладному творчеству.
- Развить творческие способности и образное мышление.
Возраст детей: 7-13лет
1год обучения: 7-11лет
2год обучения: 8-12лет
3год обучения: 9-13лет
Срок реализации программы: 3года
Формы занятий: групповые
Режим занятий:
1год обучения: 4раза по 1часу; 2раза по 2часа.
2год обучения: 3раза по 2часа.
3год обучения: 3раза по 2часа.
Количество часов:
1год обучения: 144часа в год, 4часа в неделю.
2год обучения: 216часов в год, 6часов в неделю.
3год обучения: 216часов в год, 6часов в неделю.
Наполняемость учебной группы: 8-10 человек
Программа объединения «Русские узоры» рассчитана на детей в возрасте 7-13лет. Начинать обучение по программе могут дети с 7-ми летнего возраста.
Дет 7-11лет проявляют любознательный интерес к прекрасному, в познании декоративно - прикладного творчества. Им интересен яркий образный мир росписи, его колорит, неординарность, которые влекут детей познать и попробовать самим, испытав свои силы в творчестве. На этом жизненном этапе воспитанники работают с простейшими формами на повтор изображения, копируя оригиналы. Делая упражнения на повтор, дети усваивают и закрепляют материал по декоративно - прикладному творчеству. Не менее важным представляется наличие у детей начальных навыков рисования и представление о творчестве. У детей 8-12 лет появляется самоконтроль деятельности (сначала по результатам, потом по образцу, потом по процессу). Дети могут самостоятельно составлять композиции, использовать в своих работах разную технику письма. Знают технологическую последовательность, что позволяет самостоятельно выполнять роспись изделий по желанию. У детей 9-13 лет обогащается понятийный аппарат. Они овладевают сложными интеллектуальными операциями, происходит становление самосознания. Дети этого возраста могут использовать знания по народным промыслам России в составлении рефератов, знают отличительные особенности народных промыслов. Имеют навыки росписи в различных техниках, самостоятельно могут описывать технологическую последовательность обработки изделий под роспись из дерева. Могут составлять творческие проекты и оформлять персональные выставки.
Форма организации: объединение «Русские узоры».
Предполагаемые результаты:
К концу обучения в объединении «Русские узоры» воспитанники 1го года обучения имеют:
- Интерес к народному искусству, к творчеству мастеров народно-художественных промыслов России, к росписи изделий Городца и Хохломы, к красоте и необычайности изделий.
- Имеют навыки и умения в поддержании и следовании традиций народного творчества городецкой и хохломской росписи.
- Имеют знания, умения и навыки в традиционном и гармоничном сочетании цветов композиционного орнамента.
- Имеют навыки в обращении с рабочим инструментом, с кистью, красками, учитывая технику безопасности при работе.
- Имеют знания, умения, навыки по стилизации элементов орнамента, составлению композиций Городца и Хохломы. Хохломская роспись – верховое письмо: «Травка», «Пряник», «Под листок», «Растительно - травочный орнамент». Прорабатывают композиционное построение в формах: квадрат и прямоугольник.
- Умеют расписывать изделия из дерева по мотивам городецкой росписи и хохломской росписи - верховое письмо, учитывая знания по материаловедению, технологическую последовательность обработки материала при изготовлении заготовок и росписи изделий, а так же технику безопасности и правила поведения при использовании необходимого инструмента и материала в работе.
- Понимают профессиональную терминологию, ориентируются в разновидностях декоративно-прикладного искусства, через изделия видят и понимают традиции и жизнь русского народа.
К концу обучения в объединении «Русские узоры» воспитанники 2го года обучения имеют:
- Интерес к народному искусству, к истории возникновения, летописным фактам старейших мастеров и их легендарным сказаниям о народно - художественных промыслах России.
- Имеют знания по декоративно - прикладному творчеству и росписи изделий Загорской матрешки ,Хохломы – огненной росписи, Мезенской росписи.
- Имеют понятие о законах цветоведения, основах композиционного построения орнамента Загорской матрешки, Хохломы – верхового и фонового письма.
Вид росписи: фон - «Черный», «Красный», «Зеленый», «Смешанный». Прорабатывают композиционное построение элементов орнамента хохломской росписи в формах: круг, овал, квадрат, прямоугольник.
Имеют понятия по составлению рефератов.
- Умеют расписывать изделия по мотивам Загорской матрешки, и Хохломы – верховое и фоновое письмо по дереву, стеклу и металлу, учитывая законы материаловедения, технологическую последовательность обработки материала и технологию росписи изделий, а так же технику безопасности и правила поведения при использовании необходимого инструмента и материала в работе.
- Развита наблюдательность, моторика рук, а так же сформированы сенсорные способности - глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, ритма. Развито образное мышление, фантазия и кругозор, необходимые для творческого выразительного решения и изобразительных задач, развиты художественно-творческие способности.
К концу обучения в объединении «Русские узоры» воспитанники 3го года обучения имеют:
- Интерес к народному искусству, к истории возникновения и возрождения народных промыслов России. Имеют понятия о великой значимости народных промыслов России в современное время и его продолжении, развитии и процветании. В необходимости поддержания и передачи народного мастерства из поколений в поколения.
- Имеют знания по декоративно - прикладному творчеству и росписи изделий из твердых материалов Семеновской, Полхов – Майданской, нетрадиционной матрешки, Гжели, Хохломы, Петриковской росписи.
- Имеют понятие о законах цветового сочетания в орнаментах, основах композиционного построения Семеновской, Полхов – Майданской, нетрадиционной матрешки. Гжели, Хохломы – верхового и фонового письма.
- Умеют составлять композиций и расписывать изделия по мотивам Семеновской, Полхов – Майданской, нетрадиционной матрешки. Гжели, Хохломы – верховое и фоновое письмо, Петриковской росписи, по дереву, стеклу, металлу, керамике, учитывая законы материаловедения, технологическую последовательность обработки материала и технологию росписи изделий, а так же технику безопасности и правила поведения при использовании необходимого инструмента и материала в работе.
- Развиты положительные качества и черты характера: чувство добра, нежности, добропорядочности, сплоченности, общительности, чувство взаимопонимания и взаимовыручки. Умеют отстаивать свои права, знают и выполняют обязанности.
- Развиты усидчивость, стремление к качественному завершению начатого дела, самостоятельность и аккуратность, чувство вкуса, понятие красоты, гармонии окружающего мира.
- Развиты художественно-творческая активность, чувства необходимости знаний, умений, навыков народно-прикладного ремесла в дальнейшей их жизнедеятельности, даже если профессиональный выбор ребенка не выпадает на прикладное ремесло.
- Развивается духовно – нравственная, гражданская и патриотическая личность.
Этапы педагогического контроля
№ | Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма проведения контроля |
1 год | Январь | 1. Сведения из истории народно – художественных промыслов России: Городец, Хохлома. Их отличительные особенности. 2. Умения и навыки в составлении композиций и цветовом сочетании Городецкой росписи, Хохломской росписи - верховое письмо. 3. Основные правила и особенности в обращении с рабочим инструментом: кисти, краски. | Устный опрос. Наблюдение. Практическое задание: кистевые приемы на бумаге. |
Май | 1. Технологическая последовательность росписи под Городец и Хохлому - верховое письмо. | Практическое задание: в альбомах, на бумажных шаблонах, по деревянным изделиям. | |
2 год | Январь | 1. Сведения из истории прикладного 2. Умения и навыки в составлении композиций и цветовом решении Загорской матрешки и хохломской росписи: верховое и фоновое письмо. 3. Кистевые упражнения по мотивам орнамента Загорской матрешки и Хохломской росписи-
4. Роспись изделий по мотивам Загорской матрешки и Хохломской росписи. | Устный опрос. Наблюдение. Практическое Практическое задание на изделиях. Участие в выставках. |
Май | 1. Технологическая последовательность росписи по мотивам: Хохлома – верховое и фоновое письмо, Городецкая роспись, Загорская матрешка. Мезенской росписи. | Практическое задание на изделиях. Участие в выставках. | |
3 год | Январь | 1. Знания народно – художественных промыслов России их отличительные особенности. 2. Умения и навыки в составлении композиций Семеновской, Полхов – Майданской, нетрадиционной матрешек, Гжели, 3. Кистевые упражнения по мотивам орнамента Семеновской, Полхов – Майданской, нетрадиционной матрешек, Гжели, Хохломской росписи – фон «Древко». 4. Роспись изделий по мотивам орнамента Семеновской, Полхов – Майданской, нетрадиционной матрешек, Гжели, Хохломской росписи – верховое и фоновое письмо. | Устный опрос. Наблюдение.
Практическое задание по карточкам, в альбомах, по дереву, стеклу, металлу, керамике. Практическое задание на изделиях. Участие в выставках. |
Май | 1.Технологическая последовательность росписи по мотивам: Хохлома – верховое и фоновое письмо, Городецкая роспись, Загорская, Семеновская, Полхов – Майданская, нетрадиционная матрешка, Гжель. |
Практическое задание на изделиях. Участие в выставках. |
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 года обучения (7-11 лет)
№ |
|
. | Кол-во часов | ||
| практика |
| |||
I. | Вводное занятие. | 2 | 1--- 2 | 4 | |
II. | Знакомство с народными промыслами России. Городецкая и Хохломская росписи. | 4 | 2 | 6 | |
III. | Цветоведение. | 2 | 4 | 6 | |
IV. | Ознакомление с орнаментами и основами композиций. | 6 | 6 | 12 | |
V. | Изучение материала под роспись (древесина). | 2 | 2 | 4 | |
VI. | Составление композиций в квадрате, в прямоугольнике, в круге, в овале. | 4 | 20 | 24 | |
VII. | Выполнение росписи: Городецкая роспись, Хохломская роспись – «Травка», «Пряник», «Под листок», «Растительно – травочное письмо», «Древо». | _ | 14 | 14 | |
VIII. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | |
Итого: | 22 | 50 | 72 |
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ первого года обучения
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с родом деятельности объединения, с оборудованием помещения в объединении. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения для воспитанников.
Практические занятия: Организационные вопросы. Организация рабочего места для работы над росписью стилевых рисунков и композиций. Тестирование (Выявление художественно – творческих способностей).
2. Знакомство с народными промыслами России. Городецкая и Хохломская росписи.
Теория: Знакомство с Народно-художественными промыслами России. Демонстрация изделий народных мастеров. Значение расписных изделий народных мастеров в быту крестьянина и значение изделий мастеров народных промыслов в современном интерьере. Краткие сведения из истории росписи в России, Городецкая и Хохломская роспись. Показ слайдов, репродукций, видеозаписей.
Практические занятия: зарисовка изделия с элементами орнамента Городецкой росписи.
Материалы: альбомы с образцами изделий, плакаты, рабочие альбомы. акварельные краски, гуашь.
Инструменты: простой карандаш, ластик. кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.
3. Цветоведение.
Теория: Чем и на чем рисует художник. Учимся рисовать кистью. Техника работы акварелью, гуашью. Основы цветоведения. Цвета радуги и способы получения оттенков цвета. Линии и формы. Контрасты черного и белого. Цветовой круг. Специфика цветовой гаммы в городецкой росписи; в хохломской росписи.
Практика: Секреты цветового круга. Работа кистью акварелью и гуашью. Знакомство с цветовыми сочетаниями красок в городецком орнаменте; в хохломском орнаменте.
Материалы: альбомы, акварельные краски, гуашь, плакаты, иллюстрации, образцы изделий с росписью.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.
4. Ознакомление с орнаментами и основами композиций.
Теория: Центр народного промысла хохломской росписи – город Семенов. Орнаменты хохломы, характерные особенности. Композиционные принципы хохломской росписи. Достижение стилевого единства, выбор главного композиционного центра, ритм в композициях хохломских мастеров. Демонстрация изделий народных мастеров. Характерные приемы росписи.
Практические занятия: упражнения в кистевой росписи Хохломы – верховое письмо: «Травка», «Пряник», «Под листок», «Растительно-травочный орнамент».
Материалы :альбомы, бумажные шаблоны изделий. Акварельные и гуашевые краски.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.
5. Изучение материала под роспись (древесина).
Теория: Породы древесины: (мягкие породы - липа, твердые - дуб, самшит).
Виды срезов, цвет дерева. Изучение материала под роспись. Технологическая последовательность изготовления деревянных изделий под роспись. Виды лаков, влияние лакового покрытия на свойства дерева.
Практическое занятие: Исследование и определение пород древесины. Обработка деревянных изделий. Обработка заготовки наждачной бумагой с последующим покрытием поверхности раствором грунта.
Перевод рисунка на изделия. Точное копирование при помощи копировальной бумаги основных, второстепенных элементов и ведущих линий будущей росписи.
Материалы: плакаты; образцы срезов различных пород деревьев; разновидности пиломатериалов и древесных заготовок. Фанерные заготовки, ДВП(древесная волокнистая плита), ДСП(плита из древесной стружки); гуашь, водная эмульсия; копировальная бумага.
Инструменты: наждачная бумага 1 - 6 номер; кисть широкая, плоская.
6. Составление композиций в квадрате, в прямоугольнике, в круге, в овале.
Теория: Изучение композиций на изделиях хохломских мастеров. Изучение элементов растительного и животного мира природы, для дальнейшего сравнения с элементами композиционных орнаментов.
Практические занятия: Стилизация (превращение элементов природы в стилевые элементы орнамента) и разживка элементов композиции. Выполнение композиционных схем. Разработка эскизов в цвете, выбор наиболее выразительного эскиза. Композиционные формы - квадрат и прямоугольник.
7. Выполнение росписи: Городецкая роспись, Хохломская роспись – «Травка», «Пряник», «Под листок», «Растительно – травочное письмо», «Древо».
Практические занятия: Роспись изделия. Выявление неточностей при исполнении росписи и их исправление. Технологическая последовательность покрытия изделий с росписью лаком, выполнение хохломской или городецкой росписи.
Материалы: бумага, краски, гуашь, водная эмульсия.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера, широкая плоская кисть.
8. Итоговое занятие: Подведение итогов за период учебного года.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 года обучения (8-12 лет)
№ |
|
. | Кол-во часов | ||
| практика |
| |||
I. | Вводное занятие. | 2 | 1------- - | 2 | |
II. | Знакомство с народными промыслами России. Загорская матрешка и Хохломская росписи. Мезенская роспись. | 10 | 10 | 20 | |
III. | Цветоведение. | 6 | 10 | 16 | |
IV. | Ознакомление с орнаментами и основами композиций. | 12 | 6 | 18 | |
V. | Изучение материала под роспись (дерево, стекло, металл). | 6 | 4 | 10 | |
VI. | Составление композиций в квадрате, в прямоугольнике, в круге, в овале. | 16 | 66 | 82 | |
VII. | Выполнение росписи. Загорская матрешка. Хохломская роспись – верховое и фоновое письмо. Городецкая роспись. Мезенская роспись. | _ | 66 | 66 | |
VIII. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | |
Итого: | 54 | 162 | 216 |
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ второго года обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Ознакомление воспитанников с содержанием предстоящей работы второго года обучения. Правила внутреннего распорядка.
Организационные вопросы. Организация рабочего места для работы над росписью по дереву, стеклу, металлу.
2. Знакомство с народными промыслами России. Загорская матрешка и Хохломская росписи. Мезенская роспись.
Теория: История возникновения хохломского промысла. Старейшие хохломские мастера. Искусство огненной росписи. Эстетическая красота изделий мастеров народных промыслов. Краткие сведения по истории росписи в России: Загорской матрешки, Хохломы, Мезенской росписи. Демонстрация изделий народных мастеров. Показ слайдов, репродукций, видеозаписей.
Практические занятия: упражнения в росписи элементов Хохломской, Мезенской росписей и Загорской матрешки.
Материалы: альбомы, акварельные краски.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.
3. Цветоведение.
Теория: Цвета присущие росписи Загорской матрешке, Хохломской и Мезенской росписей. Красота цвета. О цвете и колорите. Цветовые эффекты.
Практика: Знакомство с цветовыми сочетаниями красок в орнаментах Хохломы и Загорской матрешки.
Материалы: альбомы, акварельные краски, плакаты, иллюстрации.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.
4. Ознакомление с орнаментами и основами композиций.
Теория: Таинственный мир природы в народном орнаменте. Связь орнамента с формой изделия. Работа над созданием эскиза будущей росписи. Основные законы композиции. Эмоциональная выразительность композиции. Цветовые сочетания в орнаментах. Знакомство с правилами написания рефератов.
Практические занятия: упражнения в технике кистевой росписи под фон черный, красный, смешанный, зеленый.
Материалы: альбомы, акварельные краски, гуашь, деревянные заготовки.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.
5. Изучение материала под роспись (дерево, стекло, металл).
Теория: Изучение и исследование деревянных, стеклянных и металлических изделий под роспись. Технология обработки деревянных изделий, стекла и металла, под роспись. Технология росписи.
Практические занятия: обработка заготовок под роспись. Обработки изделий из твердых материалов. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Упражнения в кистевой росписи на стекле и металле. Верховое письмо: «Травка», «Пряник», «Под листок». Прорисовка элементов росписи.
Материалы: деревянные, стеклянные, металлические заготовки; акварельные краски, гуашь; водная эмульсия; хозяйственное мыло; копировальная бумага.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера, широкая плоская кисть.
6. Составление композиций в квадрате, в прямоугольнике, в круге, в овале.
Теория: Закрепление знаний композиции на изделиях хохломских мастеров.
Практические занятия: разработка эскизов. Выбор композиционного решения для будущего изделия. Построение композиции в круге, овале, квадрате, прямоугольнике. Гармонические сочетания цветов в композициях.
Материалы: альбомы, акварельные краски, гуашь.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.
7. Выполнение росписи. Загорская матрешка. Хохломская роспись – верховое и фоновое письмо. Городецкая роспись. Мезенская роспись.
Практические занятия: Роспись изделия. Выявление неточностей при исполнении росписи и их исправление. Анализ выполненных работ (смысловое решение композиций, гармоничное сочетание цветов, качество выполненной работы),
выполнение хохломской росписи – верховое или фоновое письмо, или роспись Загорской матрешки.
Материалы: краски, гуашь, водная эмульсия, хозяйственное мыло, изделия под роспись.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера, широкая, плоская кисть.
8. Итоговое занятие: Подведение итогов за период учебного года. Подготовка и проведение итоговой выставки.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 года обучения (9-13 лет)
№ |
|
. | Кол-во часов | ||
| практика |
| |||
I. | Вводное занятие. | 2 | 1------- - | 2 | |
II. | Знакомство с народными промыслами России. Русская матрешка, Хохломская роспись, Гжель, Петриковская роспись. | 26 | 12 | 38 | |
III. | Цветоведение. | 10 | 10 | 20 | |
IV. | Ознакомление с орнаментами и основами композиций. | 10 | 12 | 22 | |
V. | Изучение материала под роспись (дерево, керамика). | 6 | 12 | 18 | |
VI. | Составление композиций. | 2 | 78 | 80 | |
VII. | Выполнение росписи. Семеновская матрешка, Полхов – Майданская матрешка, нетрадиционная матрешка. Хохломская роспись – верховое и фоновое письмо. Городецкая роспись, Гжель, Петриковская роспись. | _ | 34 | 34 | |
VIII. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | |
Итого: | 56 | 160 | 216 |
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ третьего года обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с родом деятельности объединения, с содержанием предстоящей работы на третьем году обучения. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка.
Организационные вопросы. Организация рабочего места для росписи изделий
2. Знакомство с народными промыслами России. Русская матрешка, Хохломская роспись, Гжель, Петриковская роспись.
Теория: Жизнь и быт мастеров хохломы. Создание артелей и фабрик. Хохлома сегодня. Заслуженные художники «Хохломской росписи». Краткие сведения из истории росписи в России. Семеновской, Полхов – Майданской матрешек, росписи нетрадиционной матрешки, Гжели, Хохломы. Демонстрация изделий народных мастеров. Показ репродукций, слайдов, рисунков, видеозаписи. Знакомство с промыслами Кубани, с Петриковской росписью.
Практические занятия: упражнения в техники кистевой росписи Семеновской,
Полхов – Майданской матрешек, и нетрадиционной матрешки, Гжели. Хохломы, Петрикова.
Материалы: альбомы, акварельные краски, гуашь.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера
3.Цветоведение.
Теория: Цвета присущие росписи матрешек: Семеновской, Полхов – Майданской, росписи нетрадиционной матрешки, Гжели, Хохломы, Петриковской росписи. Тоновый и цветовой контраст. Восприятие цвета и воздействие цвета на человека.
Практика: Знакомство с цветовыми сочетаниями красок в орнаментах Хохломы, Гжели, и росписи матрешек.
Материалы: альбомы, акварельные краски, плакаты, иллюстрации.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.
4.Ознакомление с орнаментами и основами композиций.
Теория: Цветовые сочетания в орнаментах. Основные элементы, составляющие орнамент. Образная выразительность росписи. Типовые композиции.
Практические занятия: упражнение в кистевой росписи хохломского орнамента «Фон», «Древко».
Материалы: альбомы, акварельные краски, гуашь.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.
5. Изучение материала под роспись (дерево, керамика).
Теория: Изготовление керамических изделий. Технологическая последовательность обработки изделий под роспись. Технология обработки изделий «под золото». Технологическая последовательность росписи изделий.
Практические занятия: обработка заготовки изделия под роспись. Закрашивание фона (если это предусмотрено эскизом). Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Упражнения в кистевой росписи.
Материалы: краски, гуашь, водная эмульсия, хозяйственное мыло. Деревянные и керамические изделия.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера, широкая, плоская кисть.
6. Составление композиций.
Теория: композиционное построение орнамента. Гармонические сочетания цветов в композициях. Основные законы композиции.
Практические занятия: создание эскизов в натуральную величину будущего изделия на основе собранного материала по теме. Построение композиций.
Материалы: альбомы, акварельные краски, гуашь.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.
7. Выполнение росписи. Семеновская матрешка, Полхов – Майданская матрешка, нетрадиционная матрешка. Хохломская роспись – верховое и фоновое письмо. Городецкая роспись, Гжель, Петриковская роспись.
Практические занятия: Работа по выполнению росписи изделия. Окончательная обработка дерева. Роспись изделий любым орнаментом, с учетом изученного материала по народным промыслам.
Материалы: краски, гуашь, водная эмульсия, хозяйственное мыло, изделия под роспись.
Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера, широкая, плоская кисть.
8. Итоговое занятие: Подготовка и проведение итоговой выставки. Подведение итогов за период обучения.
5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Форма проведения занятий:
Теоретические - лекции, беседы, викторины, анкетирование, опросы, просмотр репродукций, фотографий, открыток, альбомов, образцов изделий народно – художественных промыслов России, видеозаписей по народно – художественным промыслам, прослушивание аудиокассет с фонограммами фольклорных коллективов и тематическими записями звуков природы, информаций на электронных носителях с тематическим материалом.
Теория знакомит детей с народно-художественными промыслами России, с их истоками мастерства, традициями, технологией изготовления и росписью изделий, с особенностями образного языка, которому свойственны обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность. Особенности художественных средств (формы, объемы, линии, цвет, ритм, фактура). Так же теория знакомит с фольклорными жанрами, обрядами, поговорками, сказками, сказаниями и легендами, с укладом жизни разных регионов страны.
Практические - позволяют приобретать навыки в ремесленном промысле. Росписи изделий. В изготовлении наглядных пособий, образцов, методических карточек, таблиц, плакатов, схем, открыток, альбомов с композициями. В изготовление сувениров.
Практика позволяет попробовать собственные силы в создании изделий народно-прикладных ремесел с элементами композиций по мотивам Хохломской, Городецкой, Гжельской росписи и росписи матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской, в составлении традиционных и нетрадиционных мотивов народных промыслов.
Программа предусматривает экскурсии:
- на природу (с целью изучения растительного и животного мира, которые тесно связаны с прикладным творчеством);
- в производственные цеха (знакомство с технологической последовательностью изготовления изделий народного творчества);
- в музеи, на выставки, конкурсы, праздники, концерты и другие массовые мероприятия с общеобразовательной и обще-развивающей целью.
- встречи с мастерами художественных промыслов России;
- Так же программа предусматривает привлечение родителей к сознательному поиску путей формирования личности ребенка через искусство и национальную культуру, к творчеству детей в объединении «Русские узоры». Одной из форм программы является приглашение родителей на культурно-массовые мероприятия объединения, школы, района, края, на индивидуальные беседы, собрания.
Методические рекомендации
Программа содержит темы, дающие детям знания, умения, навыки по народно-художественным промыслам России.
В программу входят:
- Вводное занятие.
- Знакомство с видами росписи.
- Цветоведение.
- Ознакомление с орнаментами и основами композиции.
- Изучение материала под роспись.
- Составление композиций
- Выполнение росписи изделий.
- Итоговое занятие.
Объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу изучения, повторения и расширения объема знаний. Каждая возрастная группа последовательно овладевает новым уровнем знаний на базе ранее полученных сведений, постепенно осуществляя переход от простого к сложному. Некоторые темы одной возрастной группы и года обучения перекликаются с темами другой группы и годом обучения, но на каждом новом этапе обучения усложняются цели и задачи. Изменяется и сам подход к выполнению работ.
Весь учебный материал разбит на общие темы-модули, которые связаны между собой, и являются последовательным дополнением друг друга. Это способствует целостному обучению и развитию детей. Программа обучения росписи носит поэтапный характер. Дети знакомятся с природой, зарисовывают в альбомах элементы живой природы, затем стилизуют их, превращая природные элементы в традиционные орнаменты при этом, используя наглядный материал, увязывают элементы в композицию, отрабатывают кистевые приемы и гармоническое сочетание цветов. Затем расписывают изделия, знакомясь с технологической последовательностью покрытия изделий лаком для закрепления рисунка.
Приобретая теоретические знания и практические навыки, воспитанники создают не только полезные, но и красивые изделия, которые являются конечным результатом обучения детей по программе «Русские узоры». К результатам относится и то, что созданные ребятами расписные изделия экспонируются на выставках, являются подарочными сувенирами для людей, украшают интерьер помещений. Воспитанники познают радость от создания, сопричастности к преобразованию обычного материала в высокохудожественное произведение.
Технологии автора:
по подходу к ребенку
1.гуманно-личностные;
2.технологии сотрудничества;
3.личностно-ориентированные;
4.природосообразные (природа и взаимодействие с ней).по видам занятий
1.групповые;
по методам
1.объяснительно-иллюстрированный метод (методически - дидактический);
2.репродуктивный (педагог демонстрирует – воспитанник воспроизводит);
3.поисковый;
4.диагностический;
5.игровой;
6.информационный.
7.эмпирический (проб и ошибок);
8.эвристический (развитие творческих способностей);
метод творчества
1.образного видения;
2.смыслового видения;
3.эмпатическо - эмоциональный;
4.символического видения;
5.придумывания;
6.сравнения;
7.ассоциативно-рефлекторная методика
метод воспитания
1.изменения отношений;
2.изменения деятельности в общении;
3.изменения компонентов воспитательной системы (коррекция родительского воспитания).
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
Для того, чтобы продуктивно реализовать программу необходимы следующие условия:
- Просторное и хорошо освещенное помещение с определенными условиями техники безопасности, для сохранения здоровья и гигиенических норм детей. Так как деятельность программы рассчитана на групповые и индивидуальные занятия, то для более продуктивной реализации программы необходимо оптимальное количество детей в группах по 8-10 человек, соответственно для каждого рабочее место и рабочий стол. Стеллажи, шкафы для изделий и методического материала, методической литературы, школьная доска.
- Для обучения необходимо следующее техническое оснащение:
- Видеомагнитофон и телевизор для просмотра видео сюжетов по Народно – художественным промыслам;
- Аудио магнитофон для прослушивания с фоновыми коллекциями звуков природы, народного фольклора;
- Драллоскоп (электрический стол – подсветка, для перевода стилевых композиций).
- Компьютерная техника.
- Для обучения росписи из дерева, стекла, металла, керамики, основными материалами служат:
- деревянные заготовки или фанера под роспись;
- стеклянные изделия под роспись;
- металлические изделия под роспись;
- керамические изделия под роспись.
- Для занятий понадобится:
- 3-4 листа фанеры толщиной в 80 мм. (для изготовления изделий под роспись);
- обрезная строганная доска, шириной - 0,25 см., и длинной - 6 м.,
количеством 2-3 доски;
- акварельные краски и гуашь персонально для каждого воспитанника;
- мебельный лак (масленый и нитролак) - 6 кг.;
- растворитель лаков, уайт-спирид, скипидар, всего - 3литра;
- водоэмульсионная цветная краска, для грунтовки поверхности изделий из фанеры и дерева по 1 кг.;
- кисти беличьи, колонковые или из пони, из искусственного упругого мягкого волокна с 1-12 номера, широкая, плоская кисть.
- наждачная бумага различной нумерации;
- листы ватмана, цветная копировальная бумага, калька, альбомы для рисования, картон, цветная бумага;
- канцелярские принадлежности в неограниченном количестве. Методический материал
- Наглядные образцы изделий по народно – художественным промыслам России.
- Шаблоны форм изделий для обводки в личных альбомах с последующей росписью.
- Образцы элементов композиций.
- Иллюстрированные альбомы; эскизы с разными видами росписи народно – художественных промыслов.
- Открытки с изделиями, видами бабочек, рыб, птиц, лошадей, насекомых, лекарственными травами, альбомы с фотографиями по хохломской росписи.
- Альбом по стилизации элементов народно – художественных промыслов.
- Гербарий с природными материалами, для знакомства и стилизации природных элементов в элементы народно – художественных промыслов.
- Наглядные пособия по материаловедению (образцы деревянных заготовок различных пород деревьев).
- Видеокассеты с записью народно – художественных промыслов Горьковской области, аудиокассеты с фоновой коллекцией народного фольклора и с записью звуков живой природы, компьютерные диски с записью фрагментов природы родного края, и элементами живой природы(цветы, листья, бутоны, ягоды, бабочки, птицы, рыбы).
- Раздаточный методический материал «Альбом, тетрадь для детского творчества с народно – художественными промыслами».
- Контрольные карточки с заданиями:
- по составлению композиции народно – художественных промыслов;
- по стилизации элементов народно – художественных промыслов;
- по зарисовки и прорисовки элементов народно - художественных промыслов;
- по технологической последовательности росписи изделий народно – художественных промыслов.
12. Карточки с заданиями для общего развития. Знаем ли мы природу?:
- назови, запомни, нарисуй, раскрась (цветы, листья, рыбы, бабочки, птицы, животные).
13. Виды росписи по хохломским мотивам:
- элементы кустов травки;
- технологическая последовательность росписи.
14. Викторина: карточки с вопросами и ответами по народно – художественным промыслам НХП.
15. Наглядный альбом рисунков воспитанников «В подарок учителям, родным, знакомым, друзьям».
Программный материал изучается по принципу от простого к сложному. От изучения основных элементов росписи, упражнений на повтор, до заданий на импровизацию и роспись объемных изделий.
Работа по изучению видов росписи сопровождается показом подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства.
Список литературы для педагога:
- Белецкая Л.Б. Прессованная Флористика. Москва. ЭКСМО, 2008.
- Берд Линди Изысканные композиции из сухих цветов своими руками. Москва. Мой мир,2004.
- Бондарева Н.А. Воспитание школьника: планирование, педагогическая диагностика. Армавир, 2001.
- Бондарева Н.А. Развитие творческих качеств школьников, 2002.
- Бондарева Н.А., Немошкова С.А. Петриковская роспись. Армавир, 2005.
- Емельянова Т. Любовь моя Хохлома Горький. Волго-Вятское книжное изд. 1981.
- Еолод Людмила Искусство составлять цветочные картины. Москва. ЭКСМО, 2008.
- Жигалов С. Росписи Хохломы. Москва. Детское издательство. 1990.
- Величко Н.К. Русская роспись. Техника, приёмы. Москва. АСТ-ПРЕССКНИГА, 2008.
- Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Москва Дрофа, 2006.
- Новикова Е.Н. Семеновский сувенир. Горький. Волго-Вятское книжное изд. 1987.
- Орлова Л.В. Знакомство с Хохломской росписью. Москва, 2000.
- Павлова О.В. Изобразительное искусство 1-4 классы. Волгоград. Учитель, 2008.
- Проснякова Т.Н. Уроки мастерства 3 класс. Самара. Фёдоров, 2006.
- Проснякова Т.Н. Уроки мастерства 4 класс. Самара. Фёдоров, 2006.
- Рогов А. Кладовая радости. Москва. Просвещение,1982.
- Салабай Е., Липущова С., Дёмина Н. Подарки для друзей. Смоленск. Русич, 2002.
- Семёнов А.Ю.Резьба по дереву материаловедение. Минск. Современное слово, 2003.
- Цирулик Н А. и др.Ручное творчество 4 класс. Самара. Фёдоров, 2006.
- Цирулик Н А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара. Фёдоров, 2006.
- Цирулик Н.А., Хлебникова С.И.Твори, выдумывай, пробуй. Самара. Фёдоров, 2006.
- Широков Б.П.Художественные промыслы земли Нижегородской. Нижний Новгород, 2001.
- Шпикалова Т.Я., Ершова JI.B. Изобразительное искусство. Москва. Просвещение, 2002.
Список литературы для детей
- Багрова JI.A. Я познаю мир - растения. Москва. Астрель,2004.
- Багинская А. Деревья, плоды, листья. Москва. Адонис, 2007.
- Баранова И. Деревья и листья; Ягоды, фрукты. Москва. ООО Хатбер - пресс,2008.
- Баранова И. Насекомые; Птицы. Москва. ООО Хатбер - пресс,2006.
- Васильева М.А. Городецкая роспись - искусство детям. Москва. Мозаика - Синтез,2009.
- Ващенко О Н. Учимся писать акварелью. Ростов на Дону. Лео,2004.
- Дорожин Ю Г. Сказочная Гжель - искусство детям. Москва. Мозаика - Синтез,2008.
- Дунаева Ю.А. Бабочки Санкт-Петербург, Балтийская книжная компания, 2007.
- Жданова Л.В. Мезекская роспись. - Народные промыслы. Москва. ООО Хатбер - пресс, 2006.
- Жданова Л.В. Русский сувенир. Хохломы. Гжели. Дымки. Городца Москва. ООО ВИКРУС, 2002.
- Иваницкий В.В. Я познаю мир. - Птицы. Москва. Астрель, 2001.
- Куцакова JIB. Мама я умею рисовать. Москва. Мой мир, 2007.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. - Искусство детям. Москва. Мозайка – Синтез, 2008.
- Фёдоров Генадий Глина и керамика. Академия мастерства. Москва ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.
- Чичёв Ю. Разноцветный мир. Москва. ООО Альтей - Бук. 2008.
- Шалаева Г.П. Цвет. Форма. Размер. Москва. ООО Альт, 2008.
- Шалаева Г.П. Учимся рисовать растения. Москва. ACT СЛОВО, 2009.
- Шалаева Г.П. Учимся рисовать животных. Москва. ACT СЛОВО, 2009.
- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985.
- Шерстнева Ольга Морские жители. Москва. ООО Лунный Аист, 2008.
- Шерстнева Ольга Птицы. Москва. ООО Лунный Аист, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему: Интегрированный урок ИЗО и ИКТ по мотивам Городецких узоров
Традиционные виды изображения и новейшие технологии на уроках....
Программа кружка "Русские узоры"
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Национальные узоры
Презентация, посвященная демонстрации достижений народной вышивки. Работы мастериц села Нижняя Ошма...
ОРНАМЕНТЫ, УЗОРЫ
ОРНАМЕНТЫ, УЗОРЫ-2 [more=]1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. ...
Cказочные узоры городецкой росписи
Фотографии в альбоме «2.Cказочные узоры» zhital на Яндекс.Фотках...
Конспект урока технологии по теме: "Плетение репсового узла. Выполнение узора "Цветок".
Ознакомление с этим видом рукоделия проводится в 7 классе (6 учебных часов). За этот период учащиеся осваивают азбуку и грамматику макраме. Каждое занятие включает и теоретическую, и практическу...
Цветочные узоры. Bauernmalerei № 2.
Colegao de Motivos e Riscos para Pintura Журнал Bauernmalerei № 2Год издания : 1987Язык: португальский[more=…роспись / шаг за шагом …] 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ...