,, А всё- таки жаль…” Литературная гостиная, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина.
план-конспект на тему

Однобокова Лилия Анатольевна

                                     ,, А всё- таки жаль…”

Литературная гостиная, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smert_poeta.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

                                     ,, А всё- таки жаль…”

Литературная гостиная, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина.

Цели и задачи:

- развитие литературно-творческих способностей обучающихся;

- развитие духовного мира обучающихся;

- воспитание любви и уважения к литературе как к поэзии А.С. Пушкина, к поэтическому слову, к книге;

- воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;

- воспитание интереса к отечественной истории и культуре. 

Оформление: На сцене – портреты  А.С. Пушкина, цветы, свечи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, отрывок из к/ф Светланы Бондарчук  ,,Последняя дуэль”

Литература:

1. Вересаев В.В. Пушкин в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников. М., 1984.

2. Высочина Е.И. Образ, бережно хранимый: жизнь Пушкина в памяти поколений. М., 1989.

3. Гессен А. Жизнь поэта. М., 1972.

4. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. В 2-х томах. М., 1987.

5. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Материалы для выставки в школе. М., 1989.

6. Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10-ти томах. М., 1962.

7. России первая любовь. Писатели о Пушкине. Поэты - Пушкину. М., 1989.

8. Светлое имя - Пушкин. М., 1988.

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

Слайд  1. 2

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… - он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Отрывок из к/ф Светланы Бондарчук  ,,Последняя дуэль”

( ролик начать на 6 мин.20сек. примерно 3 мин.)

 Слайд 3 Дуэль

2 вед: 27 января 1837 года (по старому стилю) на окраине Петербурга, близ Чёрной речки, в пятом часу пополудни прогремел выстрел…

А.С.Пушкин стрелялся на Чёрной речке с Дантесом, а около 6 часов смертельно раненого Пушкина его секундант Данзас доставил домой.

Старый и верный дядька Пушкина Никита Козлов внёс его на руках по лестнице в дом, на Мойке.

 К 7 часам вечера в кабинете Пушкина, где он лежал, собрался консилиум врачей. Их приговор был единодушный: никакой надежды на спасение нет.

Слайд 4(дом)

1 вед: 29 января в Петербурге в своей квартире на Мойке, 12  умирал великий человек, равного которому не было во всей России.

2 вед: у его дома собралась толпа народа. Люди безмолвно смотрели на окна квартиры, плотно задёрнутые шторами. Надежды почти не было. Но люди не расходились.

1 ведущий. Вот из подъезда вышел человек. За ним еще двое… И поползла по толпе скорбная весть: Пушкин скончался....

Чтец:

Бегу на Мойку… берега

Закованы в гранит,

Одеты в синие снега,

Их ветер леденит.

Ах, дом 12… у ворот –

Заметить я успел –

О чём-то шепчется народ,

 растерян и несмел.

Из окна, как будто на ладони,

Река замёрзшая видна,

Пролётки, люди, кони.

Снег покрывает все следы –

Валит, валит, валит.

Спешу к поэту в кабинет.

«он там», сказали мне.

Черты знакомые бледны,

Повис до пола плед,

Глаза страдания полны,

В них гаснет жизни след.

диван у книжных стеллажей,

Бегущих к небу этажей.

 Пришёл... Спасибо... Плохо, брат...

А за окном метели гул.

Покой седых громад.

И книги, взяв на караул,

Шеренгами стоят.

Последний близится рассвет,

Часы пробили два.

Я чую роковой предел,

ласкаю мрамор рук

Поэт прощально поглядел,

Морошки просит вдруг.

Тарелка ягоды полна -.

Болотной ржавой кровью.

И, на колени став, жена

приникла к изголовью.

Не завершен атлантов труд,

К чему пустая жалость,

Коль жизни 45 минут

у Пушкина осталось?

(В. Махановский.  Рассказ Владимира Даля.)

2 вед:  Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во

цвете лет, в середине своего великого поприща! ...  Пушкин! Наш поэт! Наша радость, народная слава! Неужели, в самом деле, нет уже у нас Пушкина?

(В. Ф. Одоевский)

- Около двух дней и ночей продолжались последние мучения Пушкина. Он  достойно жил – и умирал с достоинством.

- Перед смертью проносится вся жизнь.

У Пушкина было время подумать: дуэль состоялась 27 января по старому стилю ( 8 февраля – по новому), а умер поэт – 29 января (10 февраля – по новому стилю).

1 вед: У великих людей,— писал А. Н. Толстой,— не две даты бытия в истории рождение и смерть,— а только одна дата — их рождение».

Слайд (5 няня поэта)

Вед. Он не был любимым ребенком в семье. Матери и отцу было не до него. Они были заняты собой. Няня заменила ему мать.. Она возилась с ним, заботилась о нем, утешала и баловала.

Чтец: отрывок из стихотворения ,,Сон”.

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов, игривых и печальных,

Тебя знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой

И надо мной сидела в шушуне

В больших очках  и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж плен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Младенчество прошло, как лёгкий сон.

Ты отрока беспечного любила…

Слайд 6 (12 лет 19окт.)

Ведущий: В 12 лет, благодаря дружеским связям отца и дяди, Пушкина отдают в только что открывшееся, новое для России, привилегированное учебное заведение, расположенное в Царском Селе под Петербургом, - Лицей. Императором Александром 1 он был задуман для подготовки образованных и преданных слуг государства. Лицею царь придавал столь важное значение, что разместил его рядом со своей летней резиденцией и намеревался отдать туда своих младших братьев Николая и Михаила. Девиз Лицея был: «Для пользы общей!». Предусматривалось шестилетнее обучение, состоявшее из двух трехгодичных курсов: начального и окончательного образования, приравненного к университетскому.

Слайд 7 (вид лицея)  

Ведущий: В 1811 году юный Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей

Слайд 8 (учебный год продолжается)

Ведущий: Здание Лицея было четырёхэтажным. На первом этаже располагались преподаватели, гувернёры и разные хозяйственные службы. На втором – столовая, больница с аптекой, актовый зал, канцелярия. На третьем – классы, зал для отдыха, газетная комната (по-нашему, читальный зал), библиотека. на четвёртом этаже находились комнаты 30-ти мальчиков-лицеистов.

Слайд 9 

     КОМНАТА ПУШКИНА.  У Пушкина была комната под номером 14,  которую в шутку он называл кельей. В ней была конторка для письма, железная кровать, комод, зеркало, стул, умывальник.

Слайд 10

Ведущий: Программа Лицея предусматривала изучение самых разнообразных наук: языков русского, французского, немецкого, латинского, греческого; литературы, философии, истории, юриспруденции, экономики, естественных наук, математики, изящных искусств; преподавались гимнастика, танцы, фехтование, верховая езда и др. В то время лицеист Пушкин увлёкся боксом в подражание своему кумиру, английскому поэту Джорджу Байрону. Так что Пушкин не только первый поэт, но и первый боксёр России. В Лицее, в отличие от гимназий, были запрещены телесные наказания. Профессора аттестовали воспитанников не оценками, а отзывами.

Ведущий: На торжественном открытии Лицея 19 октября 1811 года присутствовала царская семья, родители, гости. Однако самым памятным, по воспоминанием самого Пушкина, стало для него выступление профессора нравственной философии и психологии Александра Петровича Куницина:

Вы помните когда возник Лицей,

И царь открыл для нас чертог Царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей…

… Он создал нас, он воспитал наш пламень…

Лицейская республика, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в жизни столь необходимое для человека ощущение дома.

Ведущий: Начались лицейские годы Пушкина. На учение отводилось 7 часов в день, остальное – прогулки, игры, гимнастика, самостоятельная работа по самообразованию. Учёба в Лицее была высшим предназначением. Лицеисты воспитывались с высокой верой в свою гражданскую миссию. Свой патриотизм, чувство гражданского долга и товарищества, человеческое достоинство и честь Пушкин вынес отсюда.

Ведущий: О первых днях лицейской жизни Пушкин писал в своих воспоминаниях: «Мы скоро сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья; в этой семье свои кружки, в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого; близко узнали мы друг друга; никогда не разлучаясь, тут образовывались связи на всю жизнь». В Лицее Пушкин обрёл самых близких друзей: вспыльчивого, мечтающего о поэтическом поприще Вильгельма Кюхельбекера, добродушного, талантливого поэта Антона Дельвига, решительного и бескомпромиссного Ивана Пущина.

Слайд 11( Пушкина друзья)

Ведущий: Друзья любили Пушкина за поэтический дар, доброту, остроумие, отзывчивость и весёлость. Как вспоминал Иван Пущин, Пушкин «постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал, точил на всех эпиграммы».

Сохранилось воспоминание об одном лицейском приключении с участием Пушкина и его друзей.

Ученик: 17-тилетний Пушкин и его товарищи по Царскосельскому Лицею попросили у гувернёра Трико разрешения погулять в Петербурге. Трико не отпустил. Пушкин и Кюхельбекер этим запрещением решили пренебречь, но, зная, что гувернёр непременно пустится в погоню, обезопасили себя остроумной шуткой.

На заставе под Петербургом проезжающих опрашивали, не требуя документов, записывали имена и пропускали дальше.

Первым проезжал в пролётке Пушкин.

- Фамилия? – спросил страж.

- Александр Однако, ответил тот.

«Однако» регистрируют и пропускают, полагая, что странная фамилия принадлежит иностранцу.

Приближается Кюхельбекер и представляется Базилем Двако. Недоумение стражников усиливается, но Кюхельбекеру всё же дают возможность проследовать дальше.

Через некоторое время подъезжает гувернёр и торопливо сообщает своё имя:

- Жан Трико.

Терпение стражников лопнуло, у них уже не было сомнения, что это одна компания шалопаев, а может быть, и мошенников! Жаль, упустили первых двух, зато третий не уйдёт.

Трико арестовали, и он просидел сутки под арестом, пока выяснилось, кто он такой.

А Пушкин и Кюхельбекер благополучно вернулись вечером в Лицей.

Ведущий: Пролетели счастливые Царскосельский годы. Между лицеистами случались ссоры, даже дуэли, но ни одного упрёка нет в стихах поэта в адрес лицейских товарищей. Это была даже не дружба, а какое-то высшее, необычное явление. Лицей оправдал своё предназначение: Александр Горчаков, золотой медалист, стал дипломатов, канцлером России; другой золотой медалист, Владимир Вольховский, - боевым гвардейским генералом; серебряный медалист Сергей Ломоносов – дипломатом; серебряный медалист Вильгельм Кюхельбекер – декабристом, поэтом; Иван Пущин – декабристом, Фёдор Матюшкин – адмиралом. При выпуске лучшим ученикам присваивался IX класс чиновничьей Табели о рангах. Но всё же имя выпуску дал человек, занявший по успеваемости только 26 место из 29-ти. Пушкин среди тех, кто получает X класс, что рангом ниже, и назначается  чиновником в иностранную коллегию. В официальных бумагах он многие годы будет подписываться « X класса Пушкин», а умрёт IX класса камер-юнкером. А пока...

Ведущий: Пишутся последние пожелания в альбомы, письма родным и знакомым. Новая жизнь и манит, и пугает. У Пушкина в последний год написано много стихов и посвящений друзьям.

Ученик: «Товарищам»

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И Царскосельские поля.

Разлука ждёт нас у порога,

Зовёт нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

Лишь я , судьбе во всём послушный,

Счастливой лени верный сын,

Душой беспечный, равнодушный,

Я тихо задремал один…

Равны мне писари, уланы,

Равны законы, кивера,

Не рвусь я грудью в капитаны

И не ползу в ассесора…

Ведущий: Открытие Лицея было пышно и торжественно, выпуск тих и скромен. 9 июня 1817 года в актовом зале собрались лицеисты вместе с директором Егором Антоновичем Энгельгардтом, профессорами, инспектором и гувернёром. Было провозглашено постановление о выпуске, пропета последняя песня на слова Дельвига. А потом директор наденет им на пальцы чугунные кольца – символ крепкой, как металл, дружбы, и они станут «чугунниками». Наконец, прощальная клятва: «и последний лицеист один будет праздновать 19 октября».

Ученик: отрывок из стихотворения «19 октября 1827 года»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Слайд 12( Пущин в Михайловском)

Ведущий: В судьбе Пушкина, величайшего человека нашей культуры, неизбежно пересеклись все важнейшие процессы русской истории.  Но история есть жизнь, а в жизни всё конкретно. Пушкина окружали не проблемы, а люди – враги и друзья.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединённый,

Печальным снегом занесённый,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Ведущий: Это стихотворение посвящено Ивану Пущину – другу поэта ещё с лицейских лет, поэту, участнику восстания декабристов.  После южной ссылки Пушкину предписано ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии. В эти годы он по-прежнему изгнанник, он лишён свободы передвижения, он одинок… Как не хватает ему сейчас дружеского участия! И когда ясным морозным утром во дворе его дома раздаётся дорожный колокольчик и поэт видит спешащего ему навстречу Пущина, - он по-настоящему счастлив… Позднее это стихотворение будет переслано Ивану Пущину в Сибирь на каторгу вместе с посланием декабристам

 ,,Во глубине сибирских руд”.

Слайд 13 (Петербург)

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут

Это послание Пушкин прочитает на прощальном вечере, который устроила княгиня Зинаида Волконская в честь своей невестки Марии Волконской, отправлявшейся к своему мужу-декабристу в Сибирь.

Слайд 14 ( Бакунина)

Ведущий: В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривались им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в ,,погасший пепел”, ,,цветок засохший, бездыханный”.

Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Его стихи о любви  справедливо относят к шедеврам мировой любовной лирики.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Екатерина Бакунина… сестра лицейского товарища, ,,милая Бакунина” - первая восторженная и поэтическая любовь юного Пушкина… Вы видите её портрет той поры – ,,черты живые прелестной девы”… Более 20-ти стихотворений посвятил ей поэт.

Слайд 15 ( Оленина)

Анечка, Аннет, Анна – двадцатилетняя красавица, умная, блестящая, в альбом которой лучшие русские поэты спешили записать свои восторги. Пушкин увидел, вспыхнул, загорелся – влюбился. Это было серьёзно, хотя даже близкие друзья не очень-то верили, вот и Пётр Вяземский рассказал жене: «Девица Оленина довольно бойкая штучка: Пушкин называет её драгунчиком и за этим драгунчиком ухаживает».

Он влюблён, ей же только льстит, что гений припал к её ногам. Хотя, впрочем, его буйная неземная страсть, видно, передалась и ей: ещё не любила, но уже не была равнодушной. Такой милый, такой добрый, почти родной дом Олениных – и полный, яростный отказ матери Аннет, Елизаветы Марковны. Он переживал. С его-то темпераментом, гордостью – отказ получить! он не бывает у Олениных, он замкнулся, несколько месяцев молчит. Душа же работает, стонет, переплавляет удар – во что? Сейчас мы знаем эти строки наизусть.

И уже не важно, Олениной ли посвящены эти строки, другой ли, но и в том, что душа, сжавшаяся поначалу от удара, вгляделась в себя и не месть нашла в неразделённости, а пожелание счастья. ( Звучит романс Козловского)

Ученик:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

 Слайд 16

 В июне 1825 года он вновь встречает девушку в Тригорском, куда она приезжает к своей тёте, Прасковье Александровне Осиповой. Чувства вспыхнули с новой силой. Пушкин очарован юной красавицей, они часто беседуют, гуляют по живописным аллеям Тригорского парка.

Слайд17 

А незадолго до её отъезда он вручает Анне Петровне Керн обращённое к ней стихотворение.

               Ведущий: ,,Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты…” Редкое стихотворение обладает такой популярностью, как это. Позднее Михаил Иванович Глинка написал на эти слова свой знаменитый романс.

Звучит романс  ,, Я помню чудное мгновенье…”

Ведущий: Стихотворения А. С. Пушкина необыкновенно певучи, многие из них положены на музыку и по праву принадлежат к шедеврам мирового музыкального творчества.

Слайд18. 19

Ведущий: На одном из московских балов в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу. Она только начала выезжать в свет. Поэт очарован её красотой. В апреле 1829 года он уже просит руки Натальи Николаевны Гончаровой. Ему не отказывают, но и не дают согласия.

Слайд20

Ведущий: Наталья Николаевна Гончарова была необыкновенной красавицей. Её современница Надежда Михайловна Еропкина так вспоминает о ней: ,, Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом  воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение её было преисполнено грации. Глаза добрые, весёлые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но главную прелесть Наташи составляло отсутствие всякого притворства и естественность. Всё в ней было безупречно, без  фальши.

Слайд21

Ведущий: Гончарова была прекрасна, это бесспорно, но только красивая внешность не привлекла бы поэта. Её отличало какое-то необыкновенное обаяние, и не случайно тонкий знаток человеческой души Пушкин в посвящённом ей стихотворении ,,Мадонна” называет её ,,чистейшей прелести чистейший образец”.

Ученик: ,,Мадонна”                                          

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая каждому сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились твои желания.    Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Слайд 22

Ведущий: Весной 1829 года Пушкин получает согласие на брак с Натальей Николаевной Гончаровой. Летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Здесь ему пришлось пробыть не месяц, как он намеревался, а целых три: началась эпидемия холеры.

Слайд 53

Ученик: ,,Элегия”                                      

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старее, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущее волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над замыслом слезою обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной

Слайд 23. 24.

Ведущий: На пороге нового периода своей жизни Пушкин напряжённо вглядывается в грядущую даль. Он жаждет семейного счастья, простых человеческих радостей, личной независимости и одновременно томится мрачными предчувствиями. В журналах пишут об упадке таланта поэта, бессовестно клевещут на него и даже унижают его человеческое достоинство.

Ведущий: Известный доносчик и агент 3 отделения Булгарин в 1830 году опубликовал фельетон, в котором утверждал, что Пушкин в своих сочинениях не обнаружил ни одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины. Травля началась. Пушкин принял вызов. Однако борьба была слишком неравной.

Слайд 25

Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нём? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я…

Его убийца хладнокровно

Навёл удар… спасенья нет:

Пустое сердце бьётся ровно.

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

Слайд 26

Ведущий: Убийца поэта – Дантес. Его карьера в России была быстрой и блестящей. Его жалует царь, его приглашают в самые известные петербургские дома. Он красив, светски любезен, циничен, пользуется успехом у дам. Познакомившись на одном из балов с Натальей Николаевной Пушкиной, он начинает откровенно за ней ухаживать. Пушкин доверяет своей жене, но в свете, падком на всякие слухи, интрижки и сплетни, уже говорят о Дантесе и Наталье Николаевне.

Ведущий: Пушкину тяжело. В это время Дантес часто бывает в доме поэта, якобы ухаживая за сестрой Натальи Николаевны Екатериной. В то же время продолжает откровенно и цинично преследовать жену Пушкина. Поэт получает несколько оскорбительных анонимных писем. Взрыв был неизбежен.

Слайд 27

Ведущий: Его убийца хладнокровно навёл удар… спасенья нет…

Ведущий: У гроба Пушкина побывало неслыханное количество людей – называют до 50 тысяч. Во время выноса тела поэта из церкви явились жандармы, полиция. Прах поэта по приказу царя тайком был перевезен в Святогорский монастырь под Псковом, где предано земле без всяких почестей. Но Пушкину уже было всё равно: для него началась новая жизнь – жизнь в бессмертии русской культуры.

Слайд28

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Слайд 29

Ведущие:

Трудно себе представить, как в одной жизни, в одном человеке могла сосредоточиться такая мощь!

Наверное, Пушкин никогда не будет познан до конца. Человеческой жизни не хватит для этого.

Как ему не хватило его жизни для того , чтобы высказать всё.

Но короткая жизнь Пушкина была так полна, в ней столько уместилось, что прошли десятилетия, идут уже века, а эта жизнь всё ещё продолжает для нас открываться новыми гранями.

                                                                                               11.02.13.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой

Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам  глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...

Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню Матери

Субъектом учебно-воспитательного процесса, кроме учителя и ученика, является родитель. Поэтому в своей деятельности классного руководителя средствами творческого компонента урока литературы я приглаша...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»

Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить  и заинтересовать обучающихся  жизнью и  творчеством А.В. Вампилова...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока«Сотри случайные черты -И ты увидишь: мир прекрасен.»...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Литературно-музыкальная композиция«Друзья мои, прекрасен наш союз!»          Ребята класса провели литературно-музыкальную композицию, посвящен...

Музыкально-литературная гостиная, посвящённая памяти В.С.Высоцкого 6 класс

Музыкально-литературная гостиная, посвященная памяти В.С.Высоцкого, к 78-летию со дня рождения.  Учебное занятие по музыке в 6 классе...

Литературная гостиная, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина «Пушкинские дороги».

Данная методическая разработка поможет учителю в проведении мероприятия по литературе в виде литературной гостиной для учащихся 9 классов специальной (коррекционной) школы. Расширить знания детей...