Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока
«Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А.Блока
«Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.»
Ведущий. Есть имена, которые, прозвучав однажды, остаются в нашей памяти навсегда. Они связаны с тем прекрасным, возвышенным, таинственным и вечным, которым наполнена наша душа. Одно из таких имён – Александр Блок.
Ведущая:
Из тьмы веков светлеющие лики…
Как много их, несущих явь и свет,
Как много их, прекрасных и великих,
Оставивших в душе глубокий след.
Их имена переживут столетья,
Их жизнь для нас – таинственный урок.
Поэтам суждено уйти в бессмертье.
Итак, знакомьтесь: Александр Блок
Ведущий: Александр Александрович Блок родился 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге.
Отец Блока, Александр Львович, был юристом, профессором права Варшавского университета.
Мать Блока, Александра Андреевна, урождённая Бекетова, была переводчицей. Дед Александра Блока со стороны матери – А.Н. Бекетов, ректор Петербургского университета.
Родители Александра Блока разошлись ещё до рождения сына, и Александра Андреевна переехала в родительский дом. Здесь, в кругу старой русской интеллигенции, и прошли ранние детские годы будущего поэта.
Ведущая: Писать стихи Александр Блок начинает в пятилетнем возрасте. («”Сочинять” я стал чуть ли не с пяти лет», - напишет сам поэт в «Автобиографии».) Позже он пробует свой литературный талант в самых разных жанрах, от пародии до перевода.
1-й чтец:
Высоко с темнотой сливается стена,
Там — светлое окно и светлое молчанье.
Ни звука у дверей, и лестница темна,
И бродит по углам знакомое дрожанье,
В дверях дрожащий свет и сумерки вокруг.
И суета и шум на улице безмерней.
Молчу и жду тебя, мой бедный, поздний друг,
Последняя мечта моей души вечерней.
Ведущий: 1889 год – Александра Андреевна выходит замуж за гвардейского офицера. Свою фамилию она меняет на Кублицкую-Пиоттух, но сыну оставляет прежнюю. Семья поселяется на окраине Петербурга в Гренадерских казармах.
Этот же год – Александр Блок отдан в Введенскую гимназию и учится там до 1898 года.
1897 год – первая любовь. На немецком курорте Бад-Наугейм Блок знакомится с Ксенией Михайловной Садовской и посвящает ей ряд стихотворений. Позже он включает эти произведения в свои сборники «Ante Lucem» («Перед светом», «Перед рассветом»), «За гранью прошлых дней» и в цикл «Через двенадцать лет». Роман с Садовской длится несколько лет.
2-й чтец
Ты, может быть, не хочешь угадать,
Как нежно я люблю Тебя, мой гений?
Никто, никто не может так страдать,
Никто из наших робких поколений.
Моя любовь горит огнём порой,
Порой блестит, как звёздочка ночная,
Но вечно пламень вечный и живой
Дрожит в душе, на миг не угасая.
О, страсти нет! Но тайные мечты
Для сердца нежного порой бывают сладки,
Когда хочу я быть везде, где Ты,
И целовать Твоей одежды складки.
Мечтаю я, чтоб ни одна душа
Не видела Твоей души нетленной,
И я лишь, смертный, знал, как хороша
Одна она, во всей, во всей вселенной.
21 сентября 1898
Ведущая: 1898 год – окончив гимназию, Блок поступает на юридический факультет Петербургского университета. Тогда же, в 17 лет, Александр Блок приступает, по его собственному выражению, к «серьёзному писанию». Во время учёбы в университете Блок серьёзно увлекается театром и даже серьёзно задумывается над актёрской карьерой, некоторое время играет в составе труппы Петербургского драматического кружка.
Этот же год – Блок знакомится с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого учёного Д.И. Менделеева. Она производит на него огромное впечатление. В августе 1903 года – Александр Блок женится на Менделеевой.
Ученица в образе Л.Д.Менделеевой:
О день, роковой для Блока и для меня! Как был он прост и ясен! Жаркий, солнечный, июньский день. До Петрова дня ещё далеко, травы стоят ещё не кошенные, благоухают. После обеда, который в деревне кончался у нас около двух часов, поднялась я в свою комнату на втором этаже и только что собралась сесть за письмо -- слышу: рысь верховой лошади, кто-то остановился у ворот, открыл калитку, заводит лошадь и спрашивает у кухни, дома ли Анна Ивановна? Из моего окна ворот и этой части дома не видно; прямо под окном пологая, зелёная железная крыша нижней террасы, справа -- разросшийся куст сирени загораживает и ворота, и двор. Уже зная, подсознательно, что это "Саша Бекетов", как говорила мама, рассказывая о своих визитах в Шахматово, я подхожу к окну. Меж листьев сирени мелькает белый конь, которого уводят на конюшню, да невидимо внизу звенят по каменному полу террасы быстрые, твёрдые, решительные шаги. Сердце бьётся тяжело и глухо. Предчувствие? Или что? Но эти удары сердца я слышу и сейчас и слышу звонкий шаг входившего в мою жизнь. Вижу, что он одет в городской тёмный костюм, на голове мягкая шляпа. Тщательно выбритое лицо придавало человеку в то время "актёрский" вид. Блок и держал себя в то время очень "под актёра", говорил не скоро и отчётливо, аффектированно курил, смотрел на нас как-то свысока, откидывая голову, опуская веки. Первый и единственный за эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был в вечер представления "Гамлета"14. Мы были уже в костюмах Гамлета и Офелии, в гриме. Я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающих ниже колен... Блок в чёрном берете, колете, со шпагой. Мы сидели за кулисами в полутайне, пока готовили сцену. Помост обрывался. Блок сидел на нем, как на скамье, у моих ног, потому что табурет мой стоял выше, на самом помосте.
Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое -- я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора.
Этот, может быть, десятиминутный разговор и был нашим "романом" первых лет встречи. Перед природой, перед ее жизнью и участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, дышали одним дыханием. Эта голубая "звезда полночная" сказала все, что не было сказано. Пускай "ответ немел", -- "дитя Офелия" и не умела сказать ничего о том, что просияло мгновенно и перед взором и в сердцах.
Даже руки наши не встретились и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.
Ведущий: в конце 1904 года выходит первая книга Александра Блока - «Стихи о прекрасной Даме». Надо сказать, что образ Прекрасной Дамы – это олицетворённый образ Вечной Женственности, которой поклонялся романтически настроенный поэт. Свою любовь к Любови Дмитриевне (прототипу Прекрасной Дамы) Блок воспринимает как «возвышенный мистический роман».
3-й чтец:
SERVUS - REGINAE *
Не призывай. И без призыва
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам,
И буду слушать приказанья
И робко ждать.
Ловить мгновенные свиданья
И вновь желать.
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой — слуга; порою — милый;
И вечно— раб.
14 октября 1899
* Слуга — царице (лат.).
Ведущая:
В 1909 году Блок путешествует по Италии и Германии. Написан цикл «Итальянские стихи». По утверждению критиков, этот цикл – лучшее, что написано об Италии в русской поэзии.
Звучит «Сердце красавицы» (из оперы Джузеппе Верди «Риголетто»).
4-й чтец:
Девушка из Spoleto
Строен твой стан, как церковные свечи.
Взор твой - мечами пронзающий взор.
Дева, не жду ослепительной встречи -
Дай, как монаху, взойти на костёр!
Счастья не требую. Ласки не надо.
Лаской ли грубой тебя оскорблю?
Лишь, как художник, смотрю за ограду,
Где ты срываешь цветы,- и люблю!
Мимо, все мимо - ты ветром гонима -
Солнцем палима - Мария! Позволь
Взору - прозреть над тобой херувима,
Сердцу - изведать сладчайшую боль!
Тихо я в тёмные кудри вплетаю
Тайных стихов драгоценный алмаз.
Жадно влюблённое сердце бросаю
В тёмный источник сияющих глаз.
3 июня 1909
Ведущий:
В 1911 году состоялось путешествие по Старому свету. Поэт посетил Францию, Бельгию, Голландию, Германию.1913 год – снова путешествие в Европу. На этот раз Блок побывал во Франции и на Бискайском побережье Атлантики. В этом же году публикуется драма «Роза и крест»
В 1914 году Блок пишет и выпускает циклы стихотворений «Кармен» и «Арфы и скрипки». Оба цикла посвящены певице Л. А. Дельмас.
Ведущая:
Октябрь 1917 года – Революция. Блок принимает её с надеждой и оптимизмом, он ждёт от большевиков исполнения всех их обещаний. Но действия новой власти не оправдывают ожиданий поэта. Постепенно приходит разочарование новым режимом, которое усиливается год от года и на фоне голодной жизни в Петрограде приводит поэта к депрессии и болезни. В 1918 году Блок пишет статью «Интеллигенция и Революция». Призывы «…слушайте Революцию!» соседствуют в ней с попытками оправдать уже возникшие у новой власти проблемы и словами «Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были… она жестоко обманывает многих…».
В Этом же году Блок пишет поэму «Двенадцать». Спустя два года, в «Записке о “Двенадцати”», он укажет, что в этом произведении «…в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907…».
Ученик в образе А.Блока:
"Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России" - слышу я вокруг себя.
Но передо мной - Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский; та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.
Россия - буря. Демократия приходит "опоясанная бурей", говорит Карлейль.
России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой.
К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно.
А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки.
Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию.
5-й чтец:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
Стоит буржуй на перекрёстке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмётся шерстью жёсткой
Поджавший хвост паршивый пёс.
Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Ведущая: Каким же был настоящий Блок? Предоставим слово К.И. Чуковскому.
Ученик в образе К.И. Чуковского:
Блок был последний поэт-дворянин, последний из русских поэтов, кто мог бы украсить свой дом портретами дедов и прадедов.
Барские навыки его стародворянской семьи были облагорожены её высокой культурностью. Из поколения в поколения семья эта служила наукам, но самая преемственность духовной культуры была в ту пору привилегией дворянских семейств — таких, как Аксаковы, Бекетовы, Майковы.
И обличье у него было барское: чинный, истовый, немного надменный. Даже в последние годы — без воротника и в картузе — он казался переодетым патрицием. Произношение слов у него было старинное, книжное: он говорил, например, не „на балу”, а „на бале”. Я помню ту ночь, перед самой зарёй, когда он впервые прочитал „Незнакомку”. Читал он её на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова, поэта-символиста, у которого каждую среду собирался для всенощного бдения весь артистический Петербург. Из башни был выход на пологую крышу, и в белую петербургскую ночь мы, художники, поэты, артисты, опьянённые стихами и вином — а стихами опьянялись тогда, как вином, — вышли под белесое небо, и Блок, медлительный, внешне спокойный, молодой, загорелый взобрался на большую железную раму, соединявшую провода телефонов, и по нашей неотступной мольбе уже в третий, в четвёртый раз прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом. И мы, впитывая в себя её гениальную звукопись, уже заранее страдали, что сейчас её очарование кончится, а нам хотелось, чтобы оно длилось часами, и вдруг, едва только произнёс он последнее слово, из Таврического сада, который был тут же, внизу, какой-то воздушной волной донеслось до нас многоголосое соловьиное пение. И теперь всякий раз, когда, перелистывая сборники Блока, я встречаю там стихи о Незнакомке, мне видится: квадратная железная рама на фоне петербургского белесого неба, стоящий на её перекладине молодой, загорелый, счастливый своим вдохновением поэт и эта внезапная волна соловьиного пения, в котором было столько родного ему.
6-й чтец:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздаётся детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздаётся женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушён.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чьё-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склонённые
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Ведущий:
Последние выступления Александра Блока в Петрограде и в Москве состоялись в 1921 году. Он произнёс речь, посвящённую пушкинской годовщине («О назначении поэта»), читал свои стихи.
Звучит запись голоса А. Блока: «В ресторане» (Аудиокнига. Сборник. Голоса, зазвучавшие вновь. Записи 1908-1950 годов)
Ведущая:
7 августа 1921 года Александр Александрович Блок умирает в Петрограде. В 1944 году прах поэта перенесён со Смоленского на Волково кладбище.
Ведущий:
Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твёрдо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд - да будет твёрд и ясен,
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
Благодарим всех за внимание!
Литература
- Новиков В. Александр Блок. – М., Молодая гвардия, 2010.
- Блок А. Записные книжки. – М., Вагриус, 2000
При подготовке гостиной использовался материал следующих сайтов:
http://biographer.ru/biographies/46.html
http://www.lovelegends.ru/classics/blok2.php
http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_02401.shtml
http://sauserful.livejournal.com/211184.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная по творчеству А.Блока
Литературная гостиная по творчеству А.Блока...
Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»
Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить и заинтересовать обучающихся жизнью и творчеством А.В. Вампилова...
Литературная гостиная,посвящённая творчеству М.И.Цветаевой
Работа,посвящена творчеству Марины Ивановны Цветаевой....
Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Оскара Уайльда
Конспект внеклассного мероприятия (с презентацией) для 7х классов школ с углублённым изучением английского языка о жизни и творчестве знаменитого британского писателя Оскара Уайльда...
Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству Николая Рубцова «Путник на краю поля…»
Цели:Обучающие: расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве русского поэта XX века Н.М.Рубцова; обратить внимание на разнообразие тематики стихотворений Н.М. Рубцова; раскрыть незаурядну...
Литературная гостиная, посвящённая творчеству И.А. Крылова.
Методическая разработка, посвященная 250-летию со дня рождения писателя. использован биографический материал. Занятие включает в себя различные конкурсы и викторины на знание басен И.А. Крылова...
Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвящённой творчеству В.Берестова
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста...