Литературная гостиная, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина «Пушкинские дороги».
методическая разработка по литературе (9 класс)

Назарова Елена Александровна

Данная методическая разработка поможет учителю в проведении мероприятия по литературе в виде литературной гостиной для учащихся 9 классов специальной (коррекционной) школы.

 Расширить знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

  Развить память, речь, внимание, творческие способности детей и обогащение духовно – нравственной культуры.

  Воспитывать гражданскую позицию, любовь к русской поэзии, уважение к литературе. 

  Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная)  школа № 10 г. Белореченска

 (ГБОУ школа № 10 г. Белореченска)

Методическая разработка по чтению

Литературная гостиная

«Пушкинские дороги»

9 класс

                                                               Разработала: 

                                                       учитель русского языка и литературы

                                                            Назарова Елена Александровна 

Литературная гостиная, посвящённая дню памяти

А.С. Пушкина «Пушкинские дороги».

Цели:

  • Расширить знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
  • Развить память, речь, внимание, творческие способности детей и обогащение духовно – нравственной культуры.
  • Воспитывать гражданскую позицию, любовь к русской поэзии, уважение к литературе.  
  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы.

Оборудование: оформление доски тема мероприятия «Пушкинские дороги», эпиграф «Наша память хранит с малолетства весёлое имя – Пушкин» А. Блок.

Портрет поэта А.С. Пушкина, литературная газета «А.С. Пушкин - солнце русской поэзии».

Даты жизни и смерти  А. С. Пушкина (26 мая  1799 г. – 10 февраля 1837 г.)

Выставка рисунков учеников «Что за прелесть эти сказки!», кроссворд.

Реквизиты: стол, подсвечник, перо, чернильница, лист бумаги,  прялка,  костюмы героев сказок, кукольный театр, декорации,  сказочный ларец.

Мультимедиа. Презентация «Пушкинские дороги». Музыкальное сопровождение слайдов.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент, сообщение темы мероприятия (звучит мелодия песни «Однозвучно гремит колокольчик»), как тема дороги.

Учитель:

«Добрый день! Мы рады приветствовать всех, кто пришёл к нам на наше мероприятие, посвящённое памяти великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина».

Тема мероприятия - «Пушкинские дороги». (Слайды 1-2)

Эпиграф: «Наша память хранит с малолетства весёлое имя – Пушкин» (А. Блок).

Ученики читают стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Памяти А.С. Пушкина».

            1 ученик

           Мы чтить тебя привыкли с детских лет

           И дорог нам твой образ благородный;

           Ты рано смолк, но в памяти народной

           Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

           2 ученик

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу.

3 ученик

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берёг ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

4 ученик

И всё ещё горит нам светоч тот,

Всё гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

5 ученик

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!

Учитель:

 Давайте вместе с вами пройдём дорогами жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина. А начиналось всё так же, как и у всех, с дороги детства. 

2. Проведение мероприятия .

  1. «Дорога детства». (Слайды 3 - 7)

Учитель:

Пушкин родился в городе Москве 6 июня 1799 года.

Прадед – Ибрагим Ганнибал уроженец Африки. Ещё мальчиком был привезён в подарок царю Петру Первому.

Василий Львович Пушкин – дядя (брат отца).

Старшая сестра – Ольга.

Младший братишка – Лёвушка.

Няня – крепостная крестьянка Арина Родионовна Яковлева. Пушкин ласково называл её мамушкой. Она любила Пушкина, как родного сына.

Родители Пушкина: Мать – Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой «арапа Петра Великого».

Отец – Сергей Львович Пушкин – небогатый помещик.

Детство Пушкина было нерадостное.  

В наружности Пушкина сказались черты его африканского прадеда: у него были курчавые волосы (хотя не чёрные, а тёмно – русые), крупные красивые губы. Характера он был горячего и вспыльчивого. Обладал необыкновенной памятью, наблюдательным не по годам умом. Горячо любил свою бабушку, Марию Алексеевну

В доме у Пушкина бывали писатели: дядя - Василий Львович Пушкин, был известным поэтом, Пётр Андреевич Вяземский, Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Николай Михайлович Карамзин. Они постоянно говорили о литературе, о театре, обсуждали новые стихи, пьесы.  Пушкин с раннего детства встречался с настоящими поэтами.

Учитель:

 Прошло детство. Дорога  привела Пушкина в Лицей. Это была прекрасная, незабываемая дорога

дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о ней с нежностью и восторгом.

И где б он ни был, душой Пушкин рвался в Царское Село.

  1. «Дорога в Лицей». (Слайды 8 -13)

Ученики разыгрывают сценку  «Лицеисты в математическом классе».

Преподаватель Карцов:

- Лицеист Пушкин к доске! Решите, пожалуйста, алгебраическую задачу.

(Лицеист мнется у доски, что – то молча пишет, зачёркивает, снова пишет, стирает, опять что – то пишет).

 Преподаватель Карцов (с нетерпением).

- Что же вышло? Чему равняется икс?

Пушкин отвечает.

- Нулю.

 Преподаватель Карцов:

- Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи!

Ученик   

                Друзья мои, прекрасен наш союз!

                Он как душа неразделим и вечен –

                Неколебим, свободен и беспечен,

                Срастался он под сенью дружных муз.

Пушкин на экзамене. «Воспоминания в Царском Селе».

Ученик 

                      Куда бы нас не бросила судьбина,

                      И счастье куда б не повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

 Отечество нам Царское Село.

Учитель:

  Царю и правительству в конце концов стало известно, что молодой поэт Пушкин пишет революционные стихи, что их все читают, что молодёжь ими восхищается. Решено было расправиться с Пушкиным. За эти стихи царь решил отправить Пушкина в ссылку.

  1. «Дорога в ссылку».  (14 – 19)

Ученик     «И.И. Пущину»

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединённый,

Печальным снегом занесённый,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Ученик    «Няне»

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь;

Тоска, предчувствие, заботы

Теснят твою всечасно грудь

Ученик

   На столе пирог и кружка

              За окном метель метёт.

              Тихо русская старушка

              Песню Пушкину поёт.

  1. «Дорога в сказку» (Слайд 20)

Ученик    «У Лукоморья…»   (лукоморье -изгиб у берега моря, морской залив).

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стрит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил:

  У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Разгадайте КРОССВОРД

Вопросы кроссворда: 1). Чем угощали богатыри царевну в «Сказке о мёртвой царевне»? (пирожком). 2). Назовите первый язык, которым овладел А.С. Пушкин? (французский). 3). Старуха хотела одеваться в дорогую соболью…(душегрейку). 4). Где родился А.С. Пушкин? (Москва). 5). Слово, которым бранила старуха старика  в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (простофиля). 6). Любимое время года поэта? (осень). Ключевое слово – ПУШКИН.

Игра. «Волшебный, сказочный  ларец»

 (В ларце спрятаны волшебные предметы из сказок А.С. Пушкина)

  1. Предмет, с которым можно было разговаривать и видеть своё отражение. (ЗЕРКАЛЬЦЕ в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»).
  2. Назовите предмет, из – за которого молодая царевна умирает (ЯБЛОЧКО  в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»).
  3. Какая обитательница морей исполняла три желания. (ЗОЛОТАЯ РЫБКА «Сказка о золотой рыбке).  

  1. «В ссылке». Зимний вечер. (Слайды 21, 22)

Ученик    «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?...

…Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой по утру шла.

   Письмо няне к Пушкину.

Ученик

«Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо, деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Всех лошадей на дорогу выставлю. Целую, Арина Родионовна».

Показ барельефа Арины Родионовны.

«С ним вы, Арина Родионовна  в  веках остались неразлучно. Святое слово – слово «родина». Так с вашим именем созвучно». (Слово барельеф). 

Барельеф- изображение на плоскости, в котором фигуры выступают над поверхностью. (Слайд 23)

Учитель:

  Ссылка А.С. Пушкина продолжалась 6 лет и захватила лучшие, молодые годы его жизни.

  1. «Дорога после ссылки». (Слайд 24 – 26)

Учитель:

В 1831 г. Пушкин женился на Наталье Николаевне Гончаровой. Она была девушкой необыкновенной красоты. Высокая, стройная, с прекрасным лицом, она считалась первой красавицей в Москве. У Пушкина было четверо детей: два мальчика - Саша и Гриша и две девочки – Маша и Наташа.

Ученица

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты

В томленьях грусти безнадёжной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

  1. «Дуэль Пушкина с Дантесом». (Слайд 27 )

Учитель:

Враги Пушкина проникли и в его семью. Молодой офицер – француз Жорж Дантес, долго преследовавший жену Пушкина своими назойливыми ухаживаниями, оскорблявшими Пушкина, в конце концов вывел Пушкина из себя и вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 г.

  1. Возвращение Пушкина с дуэли.  (Слайды 28, 39)

Учитель:

Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер – в возрасте всего тридцати семи лет, в полном расцвете своих сил.

10 февраля 1837 г. «Погиб поэт! - невольно чести…».

Ученик

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!...

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид, в

Восстал он против мнений света

Один, как прежде…и убит!...

Его убийца хладнокровно

Навёл удар… спасенья нет:

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет

 «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». (Слайд 30)

Ученик

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленье убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Учитель:

5 июня 1999 г., в честь 200 – летия со дня рождения А.С. Пушкина, в городе Краснодаре был торжественно открыт памятник великому поэту и писателю А.С. Пушкину (проект скульптора В.А. Жданова).

Итог урока:

Учитель:        «При  имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт (картина природы) на выпуклой поверхности оптического стекла» Н.В. Гоголь.

Литература:

  • Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах. — Москва: Икар, 1959. — Т. 1.
  • Иванов Вс. Н. Александр Пушкин и его время. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 448 с. — 100 000 экз.
  • Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина: 1799—1826/ Сост. М. А. Цявловский. — Л., 1991. — 784 с.
  • Последний год жизни Пушкина / Составление, вступительные очерки и примечания В. В. Кунина. — М.: Правда, 1988. — 704 с. —400 000 экз.
  • Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя // Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 21—184.
  • А.С. Пушкин. Избранные произведения. Составление, подготовка текста, вступительная статья и комментарии С. Бонди. – Москва 1965 г. Издательство «Детская литература».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой

Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам  глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...

Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню Матери

Субъектом учебно-воспитательного процесса, кроме учителя и ученика, является родитель. Поэтому в своей деятельности классного руководителя средствами творческого компонента урока литературы я приглаша...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»

Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить  и заинтересовать обучающихся  жизнью и  творчеством А.В. Вампилова...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока«Сотри случайные черты -И ты увидишь: мир прекрасен.»...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Литературно-музыкальная композиция«Друзья мои, прекрасен наш союз!»          Ребята класса провели литературно-музыкальную композицию, посвящен...

Музыкально-литературная гостиная, посвящённая памяти В.С.Высоцкого 6 класс

Музыкально-литературная гостиная, посвященная памяти В.С.Высоцкого, к 78-летию со дня рождения.  Учебное занятие по музыке в 6 классе...

,, А всё- таки жаль…” Литературная гостиная, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина.

                                   ,, А всё- таки жаль…”Литературная гостиная, посвящённая...