Методическая разработка воспитательного мероприятия «Сохранять здоровье – удел мудрых»
методическая разработка на тему
Мероприятие способствует расширению представлений воспитанников о здоровом образе жизни; формированию позитивной оценки активного, здорового образа жизни, критического отношения к вредным привычкам;
побуждению к самопознанию, саморазвитию, и искоренению вредных привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_po_zozh.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский строительный лицей»
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Сохранять здоровье – удел мудрых»
Разработал: воспитатель общежития
ГБПОУ СО «ВСЛ» Тимохин М.В.
г. Вольск
Цели:
- расширение представлений воспитанников о здоровом образе жизни;
- формирование позитивной оценки активного, здорового образа жизни, критического отношения к вредным привычкам;
- побуждение к самопознанию, саморазвитию, и искоренению вредных привычек.
Форма проведения: беседа.
План:
I. Вступительная беседа.
II. Работа с понятиями.
1. Ум и мудрость.
2. Что значит быть здоровым?.
3. Здоровый образ жизни.
III. Информационный блок «Хирург из Книги рекордов Гиннеса».
IV. Интерактивная беседа.
V. Работа с «Памяткой российскому долгожителю».
VI. Заключительная беседа.
VII. Тест «Вы и ваше здоровье».
VIII. Рефлексия.
Ход мероприятия:
Этап мероприятия | Воспитатель | Обучающиеся |
I. Вступительная беседа | Прочитайте тему нашего мероприятия. Здоровье и мудрость - можно ли связывать эти понятия? Виноват ли человек в своих болезнях? И если да, то в каких? | Примерные ответы: - Нельзя винить человека во врожденных болезнях. - Можно винить в простудных заболеваниях, в кишечных инфекциях, в травмах по неосторожности. |
Считаете ли вы себя мудрыми? | Ответы обучающихся | |
II. Работа с понятиями | ||
1. Ум и мудрость | Прежде чем о чем-то говорить, нужно определиться с понятиями. Ключевые понятия сегодня: «мудрость», «здоровье», «здоровый образ жизни». Что же такое мудрость? | Ответы обучающихся |
Какая общая противоположность есть у мудрости и ума? | Ответы обучающихся | |
Что такое глупость? Может ли умный не быть мудрым, а мудрый не быть умным? Как можно понять выражение: «Мудрость - это поиск лучших мнений в отсутствие точных знаний»? | Ответы обучающихся | |
В словаре С.И. Ожегова «мудрость» определяется как «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Можно сказать, что это достаточно полное определение? | Ответы обучающихся | |
2. Что значит быть здоровым? | Напомню, что, по определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Итак, существует физическое, психическое и нравственное здоровье (его еще называют «социальным»). Предлагаю раскрыть смысл каждого из этих понятий (по группам) и объяснить, в чем этот вид здоровья проявляется. Первая группа - физическое здоровье. Вторая группа - психическое здоровье. Третья группа - нравственное, или социальное здоровье. | В течение 3 мин обучающиеся обдумывают ответы. Примерные ответы: Первая группа: физическое здоровье - это естественное состояние организма, стабильная работа всех органов, хороший иммунитет; проявляется в отсутствии болезней, травм. Вторая группа: психическое здоровье - зависит от состояния головного мозга, от развития мышления, памяти, внимания, от степени развития волевых качеств; проявляется в эмоциональной устойчивости, умении владеть собой. Третья группа: нравственное здоровье - зависит от нравственных принципов человека, от их соответствия нормам морали; проявляется в сознательном отношении к труду, в культурном поведении, в активном неприятии пороков. |
3. Здоровый образ жизни | Здоровый образ жизни - это образ жизни, который позволяет до глубокой старости сохранять физическое, психическое и нравственное здоровье. Я буду читать вам составляющие ЗОЖ, попробуйте определить, к какому виду здоровья они относятся. - Оптимальный режим труда и отдыха. - Правильное питание. - Достаточная двигательная активность. - Личная гигиена, закаливание. - Искоренение вредных привычек. -Любовь к людям, позитивное восприятие жизни. | Ответы обучающихся |
III. Информационный блок «Хирург из Книги рекордов Гиннеса» | Есть болезни, которыми можно заразиться. Но, оказывается, заразить может и положительный пример. Человек, сохранивший здоровье и долголетие, может стать образцом для подражания, примером мудрого отношения к своему здоровью. Рассказ о таком человеке подготовили (имена, фамилии обучающихся). | Обучающийся 1. Наш герой - это доказательство истины, что здоровье - привилегия мудрых. Представление о долгожителях у нас связано с Кавказом или Тибетом - там можно встретить столетних богатырей. А у нас, в России мужчины в среднем живут до 60, женщины до 77 лет. Поэтому герой нашего рассказа - человек уникальный. Можно сказать, единственный в мире. Его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Это легенда отечественной хирургии, академик Федор Григорьевич Углов. В начале XXI в. он был самым пожилым оперирующим хирургом мира. Скончался Федор Григорьевич в июне 2008 г., в возрасте 103 лет. Но до последнего он продолжал работать, поражая всех ясностью ума и прекрасной физической формой. Углов - профессор, доктор медицинских наук. Он был действительным членом многих академий, председателем Союза борьбы за народную трезвость, лауреатом Ленинской премии, лауреатом Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность», членом Союза писателей России, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, автором многих книг. Обучающийся 2. Стать хирургом Федор Углов решил еще в юности. Большое влияние на него оказала мать, простая русская женщина. Она научила его терпению и доброму отношению к людям. Эти заповеди помогли Федору в его врачебной практике. Ему пришлось много учиться. После учебы в Иркутске, Ленинграде он вернулся в родной городок и стал работать хирургом. Ему приходилось делать самые разные операции, выезжать на вызовы и ночью, и в выходные. Тогда он взял себе за правило - ни капли спиртного, ведь непростительная слабость хирурга может стоить жизни больному. Начало своей врачебной карьеры Федор Григорьевич вспоминал с иронией. Когда к нему в кабинет заходил пациент, доктор выслушивал его и просил выйти за дверь, а сам в это время лихорадочно листал справочники и учебники, чтобы установить диагноз. Обучающийся 1. Постепенно приходили опыт и знания, росло мастерство молодого хирурга. Он решил продолжить учебу и вернулся в Ленинград. Здесь тоже не все шло гладко. Его наставник, опытный и строгий хирург как-то заявила: «У вас не руки, а крюки, вам и дворником с такими руками нельзя работать, не то, что хирургом. Пока не разработаете их, я вас в операционную не пущу». Пришлось ему 3 месяца тренироваться в работе с иглой и ниткой. Чтобы создать иллюзию операции, он штопал чулки, помещая их в ящик стола и, возясь с ними вслепую, учился завязывать узлы. Но для хирурга нужна не только техника рук. «Хирург должен быть таким, как в старинной русской поговорке: иметь глаз орла, силу льва и сердце женщины», - считал Федор Григорьевич. Он и был таким хирургом. Он первым начал делать такие операции, на которые не решались другие. Благодаря ему, сейчас эти операции не вызывают трудностей у хирургов. Федор Григорьевич Углов был универсальный хирург. Он оперировал раненых в Великой Отечественной, спасал жизни в блокадном Ленинграде. Профессору Углову медицина обязана рождением новых разделов хирургии. Обучающийся 2. В Новую Книгу рекордов Гиннеса Углов попал по другой причине. Он был единственным в мире практикующим хирургом старше 90 лет. До 97 лет он проводил сложные операции! Вот что он говорил о секретах своего долголетия: «Я поставил себе цель и всю жизнь к ней стремился, это мне и помогло. Я и сейчас постоянно работаю, ложусь спать в половине двенадцатого ночи, встаю в половине восьмого. Днем никогда не сплю. От обеденного стола сразу же перехожу к рабочему. И, конечно же, веду здоровый образ жизни. Не пью и не курю. Обливаюсь холодной водой прямо на снегу. Двадцать лет таких процедур, и я напрочь забыл дорогу в аптеку. Чтоб сохранить бодрость, не обойтись и без спорта. В юности я занимался французской борьбой, любил позаниматься на турнике, ходить на лыжах. Сейчас, когда есть свободное время, люблю гулять пешком по лесу - общение с природой помогает восстановить силы. Я и сейчас с удовольствием делаю любую домашнюю работу - колю дрова, убираю снег на даче. Да и обед по надобности запросто могу приготовить... Но главное - делать людям добро. Этому меня учила мама». |
IV. Интерактивная беседа | Биография этого человека поучительна. Это и правильный выбор своего пути, и целеустремленность, и любовь к своему делу. Легко ли ему подражать? | Примерные ответы: - Он жил в другую эпоху, когда государство предоставляло все возможности для самореализации. - Подражать ему очень трудно, потому что нужно много работать над собой, не прощать своих слабостей. - Для этого нужно лучшие годы жизни посвятить учебе, работе - а ради чего? Чтобы попасть в Книгу рекордов? - Зачем жить до ста лет? Нужно в молодости взять от жизни все! - Углов не просто продлил свою жизнь - он продлил активную жизнь. Он показал, что и в 100 лет можно работать, быть нужным людям, наслаждаться жизнью. - Можно поучиться у этого хирурга, как сохранить здоровье и работоспособность до 100 лет. |
Федор Григорьевич Углов сделал за свою долгую жизнь множество операций, спас тысячи человеческих жизней. Но еще больше людей он спас без скальпеля – он помог им избавиться от алкогольной, наркотической и табачной зависимости. Книги профессора Углова были особенно убедительны - ведь он, как хирург, своими глазами видел разрушительную работу алкоголя, табака и наркотиков. На основании длительных наблюдений и исследований Ф.Г. Углов пришел к выводу, что алкоголь и табак ведут Россию к пропасти. Доктор Углов выступал против воспитания «культуры пития», он боролся за полный отказ от алкоголя и курения - за трезвый образ жизни. Предлагаю обсудить этот вопрос: «Какой путь кажется вам наиболее оптимальным для нашей страны - воспитание «культуры пития» или полная трезвость? | Ответы обучающихся. | |
V. Работа с «Памяткой российскому долгожителю» | Из всех своих рекомендаций Федор Углов составил «Памятку российскому долгожителю». В этой памятке 12 правил. Но некоторые правила, казалось бы, не имеют отношения к здоровью и нуждаются в разъяснении. Однако этих разъяснений академик не дал, предоставляя нам самим делать выводы. Постарайтесь объяснить, как выполнение каждого из этих правил скажется на улучшении нашего здоровья, и о каком именно здоровье может идти речь? 1.Люби родину. И защищай ее. Безродные долго не живут. 2. Люби работу. И физическую тоже. 3.Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах. 4.Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации. 5.Люби свою семью. Умей отвечать за нее. 6.Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай! 7.Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опасных для жизни мест. 8.Не бойся вовремя пойти к врачу. 9.Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки. 10.Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы твоего тела. Люби свое тело, щади его. 11.Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от тебя самого. 12.Делай добро. Зло, к сожалению, само получится. | Ответы обучающихся Примерные ответы: Здоровье связано с патриотизмом. Родина - это корни, вера, желание оставить после себя хорошее наследство. Этот пункт касается нравственного, психического здоровья. Работа дает энергию, цель в жизни. Именно в работе человек может наиболее полно раскрыть себя как личность. Этот пункт имеет отношение к физическому, психическому, нравственному здоровью. Этот пункт касается психического здоровья. Упадок духа может привести к депрессии, когда сломаться может даже высоконравственный и физически крепкий человек. Речь здесь идет о физическом здоровье. Эти вредные привычки буквально разрушают человека. Это правило говорит о психическом, нравственном здоровье. Семья дает человеку ощущение защиты, стабильности, сознание правильно прожитой жизни. Речь идет о физическом здоровье. Но избыточный вес может стать причиной и психологических расстройств. Травмы - это относится к физическому здоровью. Для этого нужно преодолеть свою лень и страх - значит, нужно обладать психическим здоровьем. Это призыв защитить психику ребенка. Музыка может оказывать разрушительное воздействие: человек становится неуправляемым. Нельзя переутомляться, нужно правильно распределять нагрузку. Иначе можно прийти к нервному срыву, а значит, подорвать психическое и физическое здоровье. Забота о физическом, психическом, нравственном здоровье помогает продлить жизнь. Это правило помогает сохранить и физическое, и психическое, и нравственное здоровье. |
VI. Заключительная беседа | Здоровье – удел мудрого человека. Чтобы сохранить здоровье, нужно проявить мудрость. Как это сделать? | Примерные ответы: - Найти высшую цель, обрести смысл жизни. - Отказаться от излишеств. - Познать себя, делать то, что тебе полезно. Избегать того, что может навредить. - Соблюдать меру во всем. - Сначала подумать, а потом сделать, а не наоборот. |
Философы говорят, что ум дается человеку от природы, разум дается обучением, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием. Вот и получается, что здоровье - это непрестанная работа над собой, воспитание себя. И опыт Ф.Г. Углова это наглядно подтверждает. | ||
VII. Тест «Вы и ваше здоровье». | Я предлагаю вам, пройти тест и узнать, все ли правильно вы делаете, чтобы сохранить свое здоровье. Отвечаете «да» или «нет». 1. Занимаетесь ли Вы спортом?
| Обучающиеся отвечают на вопросы в индивидуальных листах, обрабатывают результаты теста. |
VIII. Рефлексия | Нашу совместную работу, проведенную сегодня, предлагаю проанализировать, используя методику «5 пальцев». | Воспитанники анализируют работу, пользуясь пальцами своей руки (на выданных каждому распечатках они делают соответствующие записи): - Мизинец - МЫСЛЬ: какие знания, опыт приобрел? - Безымянный - Близка ли цель? Что я сделал сегодня для достижения цели? - Средний - Состояние души. Каким было мое настроение? От чего оно зависело? - Указательный - УСЛУГА: Чем я мог порадовать других? - Большой - Бодрость тела: физическое состояние тела. |
Список используемой литературы:
- www.kakras.ru/interesn/akademik_uglov.htm
- www.pravdu.net/load/video_lekcii/fedor_grigorevich_uglov_vydajushhijsja_khirurg_sovremennosti/5-1-0-52
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
- http://www.uglov.tvereza.info/knihi/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья и работоспособности. Понятие здоровье, его содержание и критерии."
Понятие здоровье, его содержание и критерии....
Методическая разработка воспитательного мероприятия интеллектуальная игра «Моё здоровье – здоровье нации»
Методическая разработка интеллектуальной игры направлена на формирование интереса обучающихся к своему здоровью, основам ЗОЖ....
Методическая разработка воспитательного мероприятия "здоровая еда - здоровое поколение"
В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей – это одна из главных стратегических задач развития страны. В федеральном государственном образовательном стандарте бо...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Источники духовной мудрости и нравственного здоровья»
Методическая разработка воспитательного мероприятия по духовно-нравственному развитию«Источники духовной мудрости и нравственного здоровья» (1 курс, СПО)В настоящее время «Обесп...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА праздничного мероприятия «Сохраняя память!»
Что может быть главнее, чем воспитание у ребят патриотизма, пробуждения к истории, к традициям, к родному языку, осмыслению понятия Родина, воспитания чувства любви, ...
Методическая разработка воспитательного занятия по социальной адаптации и профессиональному самоопределению для детей с ограниченными возможностями здоровья «Вот она – самостоятельная жизнь...»
Цель занятия: закрепить знания умения и навыки социального адаптирования к самостоятельной жизни и труду, нацелить воспитанников на оценку своих трудовых и профессиональных возможностей пр...