Мы живём в России
методическая разработка по теме
Познавательная игра об истории российских символов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_rossii_stsenariy.docx | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области станция юных техников
Познавательная игра
«МЫ ЖИВЁМ В РОССИИ»
Введение
Ознакомление с важнейшими государственными символами входит в патриотическое содержание детей младшего школьного возраста. Дети мало знакомы с историей нашей сраны. Обо всём они могут познакомиться в игре, которая стимулирует познавательную активность, расширяет кругозор, первые знания по истории России.
Занятие проводится в форме интересной беседы о символах нашей Родины и сопровождается иллюстрациями, фотографиями, слайдами, прослушиванием звукозаписей государственных гимнов разных времён, стихов о Родине, играми. Проявляют творчество в рисунках и поделках. Кроме расширения знаний, игра имеет воспитательное значение, так как способствует воспитанию чувства любви и гордости и за свою Родину, развивает познавательный интерес к своей стране, помогает знать и ценить культуру своего Отечества, его государственную символику.
Игра предназначена для детей младшего школьного возраста.
Цель:
- Знакомство детей с символами своего государства,
Задачи:
- Дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их предназначении, о символическом значении цветов и образов;
- формировать чувство гордости за свою Родину;
- развивать познавательный интерес к своей Родине.
Участники: дети младшего школьного возраста 6-10 лет.
Оборудование:
- изображение флага и герба России;
- шаблоны герба для раскрашивания;
- монеты с изображением герба;
- текст и музыка гимна;
- пословицы о Родине:
- карта России
- столы,
- стулья,
- проигрыватель,
- экран,
- компьютер,
- карандаши,
- ножницы
- клей,
- бумага белая, цветная,
- шары.
Условия проведения. Мероприятие проводится в актовом зале. В зале располагаются два стола для команд, стулья для болельщиков, стол для жюри. На столах разложены карандаши и листы бумаги для конкурсов. После проведения конкурса результаты оцениваются, анализируются. Команды, набравшие большее количество баллов награждаются грамотами.
Оформление. Название «МЫ ЖИВЁМ В РОССИИ» написано большими буквами на ватмане и закреплено в центре зала. Справа и слева прикреплены бумажные листы, на которых в процессе программы ставятся очки командам в виде звёздочек. Зал украшен лозунгами «Вижу реки и моря - это Родина моя!», «Слышу пенье соловья – это Родина моя!» и др. На стенах развешаны, заранее нарисованные участниками программы, рисунки на тему «Родина», шары, иллюстрации различной государственной символики. Организована выставка, на которой представлены экспонаты и сувениры, сделанные учащимися. Музыкальное сопровождение: гимны разных времён.
Подготовительный период.
Дети заранее оповещаются о проведении мероприятия. Раздаются пригласительные билеты. Задание конкурсантам: к празднику нарисовать рисунок на тему «Родина»; прочитать литературу, связанную с темой. Заранее участники придумывают своей команде название, девиз, выбирают капитана и делают эмблему. Болельщики заготавливают плакаты для поддержки своей команды.
Ход сценария:
Звучит музыка. Всех участников конкурса и болельщиков встречает педагог и приглашает в зал, где все занимают свои места.
Игра начинается.
Педагог: Добрый день дорогие участники, родители и гости!
Сегодня мы собрались для того, чтобы узнать много нового и интересного о своей Родине. А так же сможем принять участие в играх, эстафетах, конкурсах.
Педагог:12 июня наша страна отмечает праздник.
- Кто знает какой?
Дети отвечают…
Педагог: День Российской Федерации.
Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, узнаем историю государственных символов.
Послушайте стихотворение З.Александровой.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки-берёза скромница
И ромашковый бугор…
А другим ,наверно, вспомнится
Свой родной московский двор
В лужах первые кораблики, над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная, золотая целина…
Родина бывает разная, но у всех она …одна!
А вы ребята как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас?
Дети отвечают…
Педагог: Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.
Конкурс №1 «Сложи пословицу»
Участники команд должны правильно сложить обе части пословицы. Команда, сделавшая первой, выигрывает.
Всякому мила | своя сторона |
Велика святорусская земля, | а везде солнышко |
Родина краше солнца, | дороже золота |
Родная сторона – мать | чужая мачеха |
Глупа та птица, которой | свое гнездо не мило |
За морем веселье, да чужое. | а у нас и горе, свое да свое |
Человек без Родины | - что соловей без песни |
Родина – мать | умей за нее постоять |
Если народ един, | он непобедим |
Педагог: А как называется наша страна?
Дети отвечают…
Педагог: Россия или Российская Федерация. Кто знает, что означает слово «Федерация»?
Дети отвечают…
Педагог: «Федерация» (в переводе с латинского - укреплять союзом) – объединение (государств) союзных республик и автономных областей в единое союзное государство. Основано на добровольном объединении, на равноправии, дружбе и братского сотрудничества между народами.
В нашей стране живут люди разных национальностей.
Кто знает, что такое нация?
Дети отвечают…
Педагог: «Нация» - (в переводе с латинского.- народ) – исторически сложившаяся общность людей, возникшая на базе (основе) единого языка, территории, культуры, экономической жизни.
Конкурс №2 «Наша Федерация»
Участникам команд по очереди необходимо назвать нации, проживающие в Российской Федерации. Команда, назвавшая большее количество наций – выигрывает.
( Автономные республики России: татарская, башкирская, дагестанская, бурят-монгольская, кабардинская, коми, марийская, мордовская, североосетинская, удмуртская, чувашская, якутская и др)
Педагог: Кто знает, что такое государственный символ?
Дети отвечают…
Педагог: Каждая страна имеет свой герб, флаг, гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль.
Давайте рассмотрим гербы нашей страны. Демонстрация гербов России разных времён.
Кто знает, что такое «герб».
Дети отвечают…
Педагог: Слово «герб» - в переводе означает «наследство» .
Герб это отличительный знак (эмблема) государства, города, рода изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.
Почти пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно менялось. Каждое новое правление вносило в герб что-то своё. Его крылья то опускаются вниз, то расправляются, готовые к полёту. Лапы орла несу то меч и крест, то скипетр и державу. Святой Георгий на груди орла, то исчезает, то появляется вновь.
Один из последних вариантов Российского государственного герба был утвержден в 1882 году императором Александром III. В таков виде герб просуществовал до февраля 1917 года.
Конкурс №3 «Собери изображение Герб»
Конкурс-эстафета. Участникам команд нужно собрать изображение герба Александра III. Команда, сделавшая первой - выигрывает.
Педагог: В августе 1918 года Совет народных комиссаров издал постановление о запрете использовать двуглавого орла. В 1935 году пришли советские символы. Просмотр иллюстрации советского герба. Это серп и молот на фоне земного шара в лучах восходящего солнца.
После распада СССР вновь стал вопрос о государственных символах. Государственный герб в виде орла принят и подписан Президентом РФ В.В.Путиным 25 декабря 2000 года.
Демонстрация изображения современного герба. Это рисунок орла эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны, символизирующие суверенитет, как всей РФ, так и её частей, субъектов федерации.
Педагог: Кто знает, что такое «суверенитет»?
Дети отвечают…
Педагог: «Суверенитет» в переводе с французского означает «верховенство», полная независимость о других государств в его внутренних делах и внешних отношениях.
В лапах орла - скипетр и держава олицетворяющие государственную власть и единое государство. На груди орла на красном щите – изображение всадника, поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом. Готовность своего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.
Конкурс №4 «Раскрась герб»
В конкурсе участвую капитаны. Они должны раскрасить шаблон герба в соответствии оригиналу.
Во время работы капитанов, остальные участники прослушивают звукозапись «рассказы о святых».
Педагог: Кто знает ещё один важный символ государства?
Дети отвечают…
Педагог: Флаг. Флаг имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучок травы, веток, конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «тянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Потом стяги стали делать из ткани в виде косого клина ярко красного цвета. Затем на полотнищах стали изображать святых. Сейчас флаг имеет государственное значение.
Флаг – это полотнище определенной раскраски; является официальным отличительным знаком государства.
Первый флаг, в качестве государственного, появился в Дании в 13 веке.
Флаги остальных государств мира в основном стали появляться в 18-19 веках.
В России были сначала бело-сине-красный, потом чёрно-желто-белый, затем опять в 1914 году бело-сине-красный. А после революции 1917 года флаг стал красным. Демонстрация флага.
Педагог: Кто знает, какого цвета флаг в настоящее время?
Дети отвечают…
Педагог: С 1991 года Россия имеет бело-сине-красный.
Наш российский флаг трёхцветный. Каждому цвету придаётся особый смысл. Кто знает, что означают цвета?
Дети отвечают…
Педагог: Белый означает мир и чистоту совести,
синий - небо, верность и правду,
красный – огонь и отвагу.
Педагог: На каких зданиях нашего села или предметах можно увидеть герб и флаг?
Дети отвечают…
Конкурс №5 «Сделай флаг России»
Каждый участник команды по шаблону изготавливает флаг из бумаги. Команда, выполнившая работу без ошибок и аккуратно – выигрывает.
Педагог: Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню.
Кто скажет, какую?
Дети отвечают…
Педагог: Гимн.
«Гимн» в переводе с греческого означает «петь», «славить», «хвалить».
Гимн –это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
Первые гимны были созданы в глубокой древности в Египте, и возникли они намного раньше , чем флаги и гербы и прославляли богов.
Своего государственного гимна в России не было долгое время. Только в 1833 году по указанию Николая1 композитор Алексей Федорович Львов написал национальный гимн «Боже, царя храни!» и был до 1917 года. Прослушивание аудиозаписи гимна.
После Октябрьской революции с января 1918 года государственным гимном СССР являлся пролетарский «Интернационал». Прослушивание аудиозаписи.
Гимн Советского Союза был написан 1января 1944 года А.В.Александровым, слова – С.В.Михалкова. Прослушивание аудиозаписи.
После распада СССР в 1991 году гимном России стала «Патриотическая песня» М.И.Глинки . Прослушивание аудиозаписи.
Современный гимн России написал Сергей Михалков, а музыка Александра Александрова.
Гимн слушают стоя. Давайте послушаем куплет этой торжественной песни.
Педагог: Что такое Родина?
Дети отвечают…
Педагог: Родина – это дом, в котором мы живём, учимся, это место где мы родились и выросли.
А какие города нашей страны вы знаете?
Дети отвечают…
Конкурс №6 «Города России»
Командам раздаются карточки, в которых написаны буквы. Нужно отгадать название города, которое состоит из этих букв.
Т Ь Т Я Т И О Л (Тольятти) | О М В К А С (Москва) | М А А С А Р (Самара) |
С Ч О И (Сочи) | Н Т Д Й Р О А Ы (Отрадный) | О Р Н Д О Г В О (Новгород) |
Педагог: На праздниках у Кремля и разных городах дают праздничный салют.
Кто знает, что такое «салют»?
Дети отвечают…
Педагог: «Салют» в переводе с латинского означает «приветствие».
В торжественных случаях приветствие отдают холостыми залпами из орудий или разноцветными ракетами, которые взлетают на большую высоту и образуют при движении огненный хвост.
Конкурс №7 «Салют»
Необходимо каждой команде из бумаги сделать разноцветные шарики и произвести «салют». Команда выполнившая более красивый салют –выигрывает.
Конкурс №8 «Викторина о символах России»
- Что такое герб? (эмблема государства, города изображается на флагах, монетах, печатях и др)
- Кто изображен на гербе Российской империи (Двуглавый орёл)
- Какая эмблема изображена на гербе СССР (серп и молот на фоне земного шара в лучах восходящего солнца)
- Древнерусское название воинского знамени (Стяг).
- Что такое флаг? (Полотнище определённой раскраски, является официальным отличительным знаком государства).
- Как назывался гимн Российской империи? («Боже царя храни»).
- Кто является автором музыки и слов гимна Российской федерации? (Автор музыки Александр Васильевич Александров, слов – Сергей Владимирович Михалков)
- Что в переводе означает «гимн»? («Славить, хвалить»).
- Какого цвета флаг РФ? (бело-сине-красный).
- Что означает «суверенитет» страны? (полная независимость от других стран).
- Что означает «федерация»? (объединение республик и автономных областей в единое союзное государство).
БЕРЕГИТЕ РОССИЮ
К.Синицин
Берегите Россию – нет России другой,
Берегите её тишину и покой,
За небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в забытом селе.
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её , чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,
Берегите Россию – нет России другой.
Педагог: Итак, наше путешествие подошло к концу. Пока жюри подводит итоги, проведем музыкальную паузу. Звучит музыка.
А теперь наступает церемония награждения победителей. (Награждение сопровождается музыкой).
Я уверена, что многие из вас будут достойными людьми. Желаю успехов в учебе, что бы ваши знания и умения смогли применять для своей жизни и нашей Родины.
Берегите Россию – нет России другой!
Литература:
- Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации»,2000 год,
- Федеральный конституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации»,2000 год,
- Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации»,2000 год,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЖИВЁМ И ПОМНИМ!
Заметка в школьную газету и на сайт администрации Палехского района Ивановской области о музее Боевого пути 3-армии. Музей Боевой Славы 3-й (общевойсковой) армии был создан в 1983 году на базе ср...
Законы, по которым мы живём
(устный журнал)для воспитанников «СРЦдН»среднего и старшего школьного возрастаЕ. А. Дудниковавоспитатель МБУ «СРЦдН»Старооскольского городского округа Цель: формирование правовой грамотност...
Астрахань - город, в котором мы живём
Основная цель в этом мероприятии :раскрыть и изучить особенности родного города, воспитывать патриота своей родины, развивать интер...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «Как живём-поживаем мы в нашей школе».
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ«Как живём-поживаем мы в нашей школе».ТИП ПРОЕКТА.Творческий. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА:Ознакомить коллег района с достижениями школы в области воспитания, предложив новые,...
Фольклорное занятие "Мы на Волге живём"
Ученики 5 класса изучают литературно-этнографический курс "Культура народов Поволжья". В конце учебного года было проведено фольклорное занятие на тему: "Мы на Волге живём"....
Мы живём в России
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню народного единства. Материал включает в себе стихи, песни и игры о России....
Коррекционно-развивающее занятие "Мы живём в России"
Данная разработка может быть полезна для воспитателей школы-интерната для обучающихся с умственной отсталостью. Содержит многообразие видов деятельности обучающихся....