Законы, по которым мы живём
методическая разработка на тему
(устный журнал)
для воспитанников «СРЦдН»
среднего и старшего школьного возраста
Е. А. Дудникова
воспитатель МБУ «СРЦдН»
Старооскольского городского округа
Цель: формирование правовой грамотности воспитанников.
Задачи:
- Познакомить детей с их основными правами; с главным, защищающим их документом; с основным законом государства.
- Формировать положительное отношение к законам и их выполнению; побудить к дальнейшему изучению законов.
- Развивать гражданские убеждения; позицию уважения к своим правам и правам других людей.
Оборудование:
Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, портрет А.В. Суворова, А. Лиханова, аудио-визуальные средства, высказывания знаменитых людей: «Гражданин - лицо принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью политических и иных прав и обязанностей» из словаря С.И. Ожегова.
Первая страница «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Ведущий:
Всегда у всех народов высоко ценились качества, которые помогали обществу сначала выжить, а затем нормально развиваться. Эти качества наука называет социально значимыми. Благополучие общества зависит во многом от того, какими качествами обладают его члены. Причины трудностей страны – в самих гражданах. В особенностях их характера, воли, чувств, способностей, мотивов. Человек, способный направить эти качества не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо Родины, становится Гражданином.
Чтец:
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастия к труду,
К терпению, к правде, к доброте.
Вот в чем её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все её дела большие
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.
(В. Быков)
Чтец:
У человека есть социальное чувство. Чувство ответственности за своих детей, чувство долга перед родителями. Огромное значение играют отношения в семье. Не случайно семью называют ячейкой общества. Из таких ячеек, в конечном счёте, формируется государство, от них зависит его положение. Какое внимание уделяется семье, как защищаются права детей, родителей, какие обязанности есть у детей и родителей? На эти вопросы помогут ответить соответствующие законы.
Вторая страница «Конституция – основной закон государства»
Чтец:
Господство законов – это один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество. Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».
Чтец:
Каждый гражданин своей страны, любой страны мира, кроме общечеловеческих качеств, обладает ещё и правами и обязанностями, которые закреплены Конституцией этой страны.
Ведущий:
Кто из вас знает, что такое Конституция?
Звучат ответы детей..
Чтец:
Конституция – это основной закон государства. Он регулирует общественные отношения. Это документ, в котором выражены базовые устои общественного и государственного строя.
Чтец:
Истоки конституционной мысли в Русском государстве прослеживаются со времён «Русской правды» Ярослава Мудрого и «Правды Ярослава» в XIвеке; «Поучения» Владимира Мономаха XII век; Судебника Ивана III 1497 г. и Судебника Ивана IV 1550 г.; Соборного Уложения 1649 г.; Конституции адмирала Ушакова Ф.Ф., составленного им для жителей Ионических островов 1799 г.; проектов конституций XIX в. – «Конституции» Н. М. Муравьёва и «Русской правды, или Заповедной грамоты Великого Народа Российского» П. И. Пестеля. В XIX в. в составе Российской империи существовали две инонациональные территории, имеющие собственные конституции – Финляндия и Польша.
Чтец:
В истории Российской Федерации XX в. насчитывается 5 Конституций – 1918г., 1937г., 1978г. и 1993г. Сроки их действия составляли соответственно 7, 12, свыше 40 лет и 18 лет.
Чтец:
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.
Чтец:
Первые четыре Конституции РСФСР были советскими социалистическими конституциями. Несмотря на некоторые отличия, они предполагали определённую преемственность, отражающую сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, их классовый характер и выступали как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли.
Ведущий:
Последняя Конституция, по которой мы с вами живём, была принята 12 декабря 1993 года. Её реформирование было начато в 1989 году и шло постепенно. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:
Чтец:
- отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;
Чтец:
- устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы, означающее конституционное признание многопартийности;
Чтец:
- признание приоритета прав человека и гражданина;
Чтец:
- признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;
Чтец:
- постепенное видоизменение структуры советской власти; признания принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.
Ведущий:
Пройдя 18-летний путь, Конституция РФ 1993 года доказала свою жизнеспособность, действенность и адекватность реалиям и перспективам развития современного российского общества и государства.
Третья страница «Конвенция о правах ребёнка»
Ведущий:
Существует множество документов, регламентирующих права человека, но пока вы являетесь детьми, ваши права регулирует Конвенция о правах ребёнка.
Чтец:
В Соединённых Штатах Америки, в городе Нью-Йорке, высится 39-этажное здание, в котором расположена штаб-квартира Организации Объединённых Наций. Главной целью этой организации является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Стремление защищать детей возникло ещё в прошлом столетии, в 20-е годы. Но закон, защищающий детей, был принят гораздо позже. Назывался он «Конвенция о правах ребёнка».
Чтец:
Этот документ принят Организацией Объединённых Наций 20 ноября 1989 года. От нашего государства в поддержку проекта Конвенции выступил Председатель Советского детского фонда писатель Альберт Лиханов. Конвенцию от имени СССР подписал Министр иностранных дел СССР Шеварнадзе А.А. Около 149 стран подписали этот документ. И на территории этих стран этот документ самый важный, выполнение его контролируется всеми странами участниками Конвенции.
Ведущий:
Государства – участники обязуются информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы Конвенция о правах ребёнка исполнялась, был учреждён комитет по правам ребёнка. Он состоит из девяти экспертов. Сегодня мы с вами познакомимся с несколькими статьями Конвенции. Давайте заглянем в Конвенцию.
Чтец:
Статья 1. Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Ведущий:
Можно ли назвать ребёнком котёнка, жеребёнка? Почему?
Звучат ответы детей.
Ведущий:
Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своим непобедимыми воинами: сильными, здоровыми и выносливыми. И в этом государстве каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живёт. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно ли поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения?
Звучат ответы детей.
Чтец:
Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить. Слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов (показ. портрет) родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся – и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
На экране видеоролик с мест боевых действий с изображением голодных, испуганных детей.
Чтец:
На нашей планете всё не утихают войны. То там, то здесь возникают очаги войны. Тысячи детей гибнут в местах боевых действий, тысячи умирают от голода и холода. Из-за взрослых проблем, может быть, не успели вырасти и погибли будущие нобелевские лауреаты. А может быть, погибли учёные, благодаря которым мы могли бы свободно летать в другие галактики. Все эти дети могли бы жить, делать научные открытия, могли бы стать великими писателями. Да и просто могли бы жить и радоваться жизни.
Ведущий:
Ваш закон «Конвенция о правах ребёнка» подумал об этом.
Статья 6.
Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
Чтец:
Наше государство уважает ваше право на жизнь и всё делает для того, чтобы у нас в государстве, во всём мире не было войн.
Чтец:
Пусть над землёй моей
Не рвётся в клочья небо,
Пусть тишина полей
Прольётся тёплым хлебом,
И солнце по утрам
Свет дарит всей планете!
Не быть войне, смертям!
Быть Миру, Счастью, Детям!
Чтец:
Были в нашей стране времена, когда учиться в школах, не говоря уже о высших учебных заведениях, могли только дети состоятельных родителей. А дети, рождённые в бедных семьях, вынуждены были с детства работать, чтобы помогать взрослым. Денег порой не хватало на еду, одежду, а уж об учёбе даже и разговора не было, т.к. обучение стоило немалых денег. Да и не принято было, чтобы бедняки учились в школе.
Ведущий:
Конвенция о правах ребёнка позаботилась и об этом.
Чтец:
Статья 28.
Государство признаёт право ребёнка на образование. В нашей стране введено бесплатное и обязательное начальное образование; поощряется развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивается его доступность для всех детей; обеспечивается доступность высшего образования на основе способностей каждого.
Чтец:
Наша страна, наше государство принимает самое деятельное участие в работе ООН. А это значит, что она с честью и гордостью выполняет все законы, которые принимаются в ООН. В любом уголке нашей огромной страны выполняются все законы государства, все мировые законы. А этот закон - «Конвенцию о правах ребёнка» должны исполнять все взрослые, в каком бы городе, посёлке, деревне они не жили. Этот документ ваш. И вы должны знать свои права и уметь их отстаивать, перед взрослыми людьми, перед сверстниками.
Ведущий:
Сегодня вы познакомились с теми документами, которые помогут вам в жизни отстаивать свои права и достойно исполнять свои обязанности. Я надеюсь, что жить вы будете не только по законам Конституции РФ и Конвенции о правах ребёнка, а ещё почести и совести. Очень надеюсь, что вы будете достойно нести звание Гражданина своей страны.
Чтец:
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.
И поднимай бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И может, от одной твоей руки
Зависит всё, что будущим зовётся.
Литература
- Бахревский В., Смирнова О. Поле жизни Альберта Лиханова / Москва издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» 2005.
- Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Настольная книга по патриотическому воспитанию / Глобус 2007.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В. Я – гражданин России! / Москва «Вако» 2006.
- Конвенция о правах ребёнка
- Конституция РФ
- Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание. /Москва «Вако» 2009.
- Энциклопедия для детей. Т 5. История России и её ближайших соседей. Ч. 1. /Аванта +, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Астрахань - город, в котором мы живём
Основная цель в этом мероприятии :раскрыть и изучить особенности родного города, воспитывать патриота своей родины, развивать интер...
Презентация- проект"Дом,в котором мы живём"
Проект,предназначенный для учащихся 6 класса,предполагает активную работу учеников по сбору материала,их совместной работе с одноклассниками,родителями.Данный проект поможет учащимся оценить роль родн...
Игра - путешествие: "Край, в котором мы живём".
Предлагаемая игра - путешествие закрепляет знания детей об истории родного края. Воспитывает морально патриотические качества учащихся. Рекомендуется воспитателям специальных коррекционных школ ...
Тематическая игра "Планета, на которой мы живём!"
Тематическая игра - "Планета, на которой мы живём!", посвящённая 22 апреля – Международному дню Земли....
МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ: ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ.
С самого начала мы, взрослые, решили, что экологическое движение не должно сводиться к банальной уборке школьных территорий. Это, конечно, тоже нужное дело, но ограничиваться им нельзя. Значит нужно р...
Устный журнал «Закон, по которому мы живём»
Цель: воспитание правовой культуры школьников.Задачи:Научить учащихся различать понятия шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.Закрепить знания о правах и ответственности подростка....