Законы, по которым мы живём
методическая разработка на тему

Дудникова Елена Анатольевна

 

(устный журнал)

для воспитанников «СРЦдН»

среднего и старшего школьного возраста

Е. А. Дудникова

воспитатель МБУ «СРЦдН»

Старооскольского городского округа

 

Цель: формирование правовой грамотности воспитанников.

Задачи:

  • Познакомить детей с их основными правами; с главным, защищающим  их документом; с основным законом государства.
  • Формировать положительное отношение к законам и их выполнению; побудить к дальнейшему изучению законов.
  • Развивать гражданские убеждения; позицию уважения к своим правам и правам других людей.

Оборудование:

Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, портрет А.В. Суворова,  А. Лиханова, аудио-визуальные средства, высказывания знаменитых людей: «Гражданин - лицо принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью политических и иных прав  и обязанностей» из словаря С.И. Ожегова.

Первая страница «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

Ведущий:

Всегда у всех народов высоко ценились качества, которые помогали обществу сначала выжить, а затем нормально развиваться.  Эти качества наука называет социально значимыми. Благополучие общества зависит   во многом от того, какими качествами обладают его члены. Причины трудностей страны – в самих гражданах.  В особенностях их характера, воли, чувств, способностей, мотивов. Человек, способный направить эти качества не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо Родины, становится Гражданином.

Чтец:  

                                                                                                                     Откуда начинается Россия?

                  С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

 О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех её озёр?

 

                      Россия начинается с пристрастия к труду,

      К терпению, к правде, к доброте.

              Вот в чем её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

 

Отсюда все её дела большие

                                                                                                                       Её неповторимая судьба. 

             И если ты причастен к ней – Россия

    Не с гор берёт начало, а с тебя.

                                                  (В. Быков) 

Чтец:

У человека есть социальное чувство. Чувство ответственности за своих детей, чувство долга перед родителями. Огромное значение играют отношения в семье. Не случайно семью называют ячейкой общества. Из таких ячеек, в конечном счёте, формируется государство, от них зависит его положение. Какое внимание уделяется семье, как защищаются права детей, родителей, какие обязанности есть у детей и родителей? На эти вопросы помогут ответить соответствующие законы.

 

Вторая страница «Конституция – основной закон государства»

        Чтец:

Господство законов – это один из важнейших принципов, на котором строится свободное  общество. Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Чтец:

Каждый гражданин своей страны, любой страны мира, кроме общечеловеческих качеств, обладает ещё и правами и обязанностями, которые закреплены Конституцией этой страны.

Ведущий:

Кто из вас знает, что такое Конституция?

Звучат ответы детей..

Чтец:

Конституция – это основной закон государства. Он регулирует общественные отношения. Это документ, в котором выражены базовые устои общественного и государственного строя.

Чтец:

Истоки конституционной мысли в Русском государстве прослеживаются со времён «Русской правды» Ярослава Мудрого и «Правды Ярослава» в XIвеке;  «Поучения» Владимира Мономаха XII век; Судебника Ивана III 1497 г. и Судебника Ивана IV  1550 г.; Соборного Уложения 1649 г.; Конституции адмирала Ушакова Ф.Ф., составленного им для жителей Ионических островов 1799 г.; проектов конституций XIX в. – «Конституции» Н. М. Муравьёва и «Русской правды, или Заповедной грамоты Великого   Народа Российского» П. И. Пестеля. В XIX в. в составе Российской империи существовали две инонациональные территории, имеющие собственные конституции – Финляндия и Польша.

Чтец:

В истории Российской Федерации XX в. насчитывается 5 Конституций – 1918г., 1937г., 1978г. и 1993г. Сроки их действия составляли соответственно 7, 12, свыше 40 лет и 18 лет.

Чтец:

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Чтец:

Первые четыре Конституции РСФСР были советскими социалистическими конституциями. Несмотря на некоторые отличия, они предполагали определённую преемственность, отражающую сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, их классовый характер и выступали как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли.

Ведущий:

Последняя Конституция, по которой мы с вами живём, была принята 12 декабря 1993 года. Её реформирование было начато в 1989 году и шло постепенно. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:

      Чтец:

- отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;

 

Чтец:

-  устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы, означающее конституционное признание многопартийности;

Чтец:

                - признание приоритета прав человека и гражданина;

Чтец:

-  признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;

Чтец:

-  постепенное видоизменение структуры советской власти; признания принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Ведущий:

Пройдя  18-летний путь, Конституция РФ 1993 года доказала свою жизнеспособность, действенность и адекватность реалиям и перспективам развития современного российского общества и государства.

 

 

Третья страница «Конвенция о правах ребёнка»

Ведущий:

Существует множество документов, регламентирующих права человека, но пока вы являетесь детьми, ваши права регулирует Конвенция о правах ребёнка.

               Чтец:

В Соединённых Штатах Америки, в городе Нью-Йорке, высится 39-этажное здание, в котором расположена штаб-квартира Организации Объединённых Наций. Главной целью этой организации является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Стремление защищать детей возникло ещё в прошлом столетии, в 20-е годы.  Но закон, защищающий детей, был принят гораздо позже. Назывался он «Конвенция о правах ребёнка».

Чтец:

Этот документ принят Организацией Объединённых Наций 20 ноября 1989 года. От нашего государства в поддержку проекта Конвенции выступил Председатель Советского детского фонда  писатель Альберт Лиханов.  Конвенцию от имени СССР подписал  Министр иностранных дел СССР Шеварнадзе А.А. Около 149  стран подписали этот документ. И на территории этих стран этот документ самый важный, выполнение его контролируется всеми странами участниками Конвенции.

Ведущий:

Государства – участники обязуются информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.  Для того, чтобы Конвенция о правах ребёнка исполнялась, был учреждён комитет по правам ребёнка. Он состоит из девяти экспертов. Сегодня мы с вами познакомимся с несколькими статьями Конвенции. Давайте заглянем в Конвенцию.

Чтец:

Статья 1. Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ведущий:

Можно ли назвать ребёнком котёнка, жеребёнка? Почему?

Звучат  ответы детей.

Ведущий:

Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своим непобедимыми воинами: сильными, здоровыми и выносливыми. И в этом государстве каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живёт. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно ли поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения?

Звучат ответы детей.

Чтец:

Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить. Слабым -  помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов (показ. портрет) родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся – и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

На экране видеоролик с мест боевых действий с изображением голодных, испуганных детей.

Чтец:

На нашей планете всё не утихают войны. То там, то здесь возникают очаги войны. Тысячи детей гибнут в местах боевых действий, тысячи умирают от голода и холода. Из-за взрослых проблем, может быть, не успели вырасти и погибли будущие нобелевские лауреаты. А может быть, погибли учёные, благодаря которым мы могли бы свободно летать в другие галактики. Все эти дети могли бы жить, делать научные открытия, могли бы стать великими писателями. Да и просто могли бы жить и радоваться жизни.

Ведущий:

Ваш закон «Конвенция о правах ребёнка» подумал об этом.

Статья 6.

Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Чтец:

Наше государство уважает ваше право на жизнь и всё делает для того, чтобы у нас в государстве, во всём мире не было войн.

                Чтец:

                                                                                                                       Пусть над землёй моей

                                                                                                                       Не рвётся в клочья небо,

                                                                                                                       Пусть тишина полей

                                                                                                                       Прольётся тёплым хлебом,

                                                                                                                       И солнце по утрам

                                                                                                                       Свет дарит всей планете!

                                                                                                                       Не быть войне, смертям!

                                                                                                                       Быть Миру, Счастью, Детям!

Чтец: 

Были в нашей стране времена, когда учиться в школах, не говоря уже о высших учебных заведениях, могли только дети состоятельных родителей. А дети, рождённые в бедных семьях, вынуждены были с детства работать, чтобы помогать взрослым. Денег порой не хватало на еду, одежду, а уж об учёбе даже и разговора не было, т.к. обучение стоило немалых денег. Да и не принято было, чтобы бедняки учились в школе.

 

Ведущий:

Конвенция о правах ребёнка позаботилась и об этом.

Чтец:

Статья 28.

Государство признаёт право ребёнка на образование. В нашей стране введено бесплатное и обязательное начальное образование; поощряется развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивается его доступность для всех детей; обеспечивается доступность высшего образования на основе способностей каждого.

Чтец:

Наша страна, наше государство принимает самое деятельное участие в работе ООН. А это значит, что она с честью и гордостью выполняет все законы, которые принимаются в ООН. В любом уголке нашей огромной страны выполняются все законы государства, все мировые законы. А этот закон - «Конвенцию о правах ребёнка» должны исполнять все взрослые, в каком бы городе, посёлке, деревне они не жили. Этот документ ваш. И вы должны знать свои права и уметь их отстаивать, перед взрослыми людьми, перед сверстниками.

Ведущий:

Сегодня вы познакомились с теми документами, которые помогут вам в жизни отстаивать свои права и достойно исполнять свои обязанности. Я надеюсь, что жить вы будете не только по законам Конституции РФ и Конвенции о правах ребёнка, а ещё  почести и совести. Очень надеюсь, что вы будете достойно нести звание Гражданина своей страны.

Чтец:

                                                                                                               Какие ждут вас в будущем дела?

                                                                                                               Об этом думать вы должны всё чаще.

                                                                                                               И если гражданин ты настоящий,

                                                                                                               Большой отдачи ждёт от вас страна.

                                                                                                               И поднимай бездумью вопреки,

                                                                                                               Свою решимость до конца бороться.

                                                                                                               И может, от одной твоей руки

                                                                                                               Зависит всё, что будущим зовётся.         
                                                                  

 

 

 

Литература

  • Бахревский В., Смирнова О. Поле жизни Альберта Лиханова / Москва издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» 2005.
  • Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Настольная книга по патриотическому воспитанию / Глобус 2007.
  • Жиренко О.Е., Лапина Е.В. Я – гражданин России! / Москва «Вако» 2006.
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Конституция РФ
  • Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание. /Москва «Вако» 2009.
  • Энциклопедия для детей. Т 5. История России и её ближайших соседей. Ч. 1. /Аванта +, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Астрахань - город, в котором мы живём

                Основная цель в этом мероприятии :раскрыть и изучить особенности родного города, воспитывать патриота своей родины, развивать интер...

Презентация- проект"Дом,в котором мы живём"

Проект,предназначенный для учащихся 6 класса,предполагает активную работу учеников по сбору материала,их совместной работе с одноклассниками,родителями.Данный проект поможет учащимся оценить роль родн...

Игра - путешествие: "Край, в котором мы живём".

Предлагаемая игра - путешествие закрепляет знания детей об истории родного края. Воспитывает морально патриотические качества учащихся. Рекомендуется воспитателям специальных коррекционных школ  ...

Тематическая игра "Планета, на которой мы живём!"

Тематическая игра - "Планета, на которой мы живём!", посвящённая 22 апреля – Международному дню Земли....

МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ: ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ.

С самого начала мы, взрослые, решили, что экологическое движение не должно сводиться к банальной уборке школьных территорий. Это, конечно, тоже нужное дело, но ограничиваться им нельзя. Значит нужно р...

Устный журнал «Закон, по которому мы живём»

Цель: воспитание правовой культуры школьников.Задачи:Научить учащихся различать понятия шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.Закрепить знания о правах и ответственности подростка....