Фольклорное занятие "Мы на Волге живём"
методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме
Ученики 5 класса изучают литературно-этнографический курс "Культура народов Поволжья". В конце учебного года было проведено фольклорное занятие на тему: "Мы на Волге живём".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornoe_zanyatie.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: рассказать о третьей по численности народности Саратовской области, её обычаях, традициях, праздниках, культуре.
Хороша всякая земля, а лучше всех земля своя.
Казахская пословица.
- Слово учителя: Одной из самых главных задач образовательного процесса является воспитание патриотизма. А патриотическое воспитание, как известно, начинается с интереса и любви к малой родине. Уже не первый год пятиклассники изучают литературно – этнографический курс «Культура народов Поволжья».
Главной целью данного курса является пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Издалека, долго
Течёт река Волга.
Течёт река Волга,
Конца и края нет.
На берегах нашей реки – великой матушки Волги – проживают многие народы. Сегодня мы расскажем о третьей по численности народности Саратовской области, её обычаях, традициях, праздниках, культуре. Это казахи. (Слайд 1 и песня).
- Какую казахскую легенду и сказание мы прочитали на уроке краеведения?
- Какое произведение вам понравилось больше всего?
2. Знакомство с новой сказкой.
- Сегодня мы познакомимся с новой казахской сказкой «Мастер Али». Прослушав её, вы разгадаете кроссворд.
- Что казахам служило жилищем? Рассказ Кати.
- Сейчас мы познакомимся с казахским национальным костюмом. Алина и Айнура рассказывают.
3. Казахские традиции, обычаи, праздники.
Земля появилась – обычай появился,
Без обычаев на земле не проживёшь,
Без обычаев на земле жить не будешь.
Вся жизнь людьми делается,
Все обычаи людьми устанавливаются. Слайды 6,7,8,9.
- Какие казахские обычаи вы знаете?
- Базарлык – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки для своих близких и знакомых.
Алина рассказывает: Базар, базар, базарлык,
Базардан келде базарлык,
Мяган келде базарлык,
Сяган келде базарлык.
Базар, базар, базарлык.
В этих словах воплощена народная мудрость, осознание того, что традиция, обычай, праздник – основа жизни. Первым праздником, который берёт своё начало ещё в доисламской истории казахов, является Наурыз, или праздник Весны. Выступление членов кружка «Литературное краеведение».
Два других праздника связаны уже с исламским ритуалом и их проведение регламентируется «Кораном». Одним из них является «раз-айт» или «праздник разговения» (после завершения поста месяца Рамадан).
Главным мусульманским праздником является Курбан-айт, или «праздник жертвоприношения». Праздник длится 3-4 дня. Обряд праздника имеет чёткую историческую основу. Согласно преданию, одному из первопредков народов Северной Аравии Ибрахиму однажды во сне явился Аллах, повелевая ему испытать его веру, тайно подняться в горы и принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Когда тот поднялся в горы и готов был убить мальчика, Аллах, убедившись в его преданности, послал в качестве искупительной жертвы ягнёнка. С тех пор в этот праздник во всём мусульманском мире в жертву приносятся овцы и ягнята. Обязательным ритуалом праздника является общая молитва в храме.
- У казахского народа есть прекрасный конкурс «Айтыс» - состязание. На этом конкурсе идёт состязание, своеобразный песенный диалог. Песни во время состязания могут быть на любую произвольную тему. Сейчас мы проведём айтыс, небольшое импровизированное состязание между мальчиками и девочками. Они будут петь частушки на извечную тему – тему любви.
Мальчики: Касен кара, кузен кук.
Сяган айтар сузем куп.
Сяган бер суз айтаредем,
Касенда кеселер куп.
Девочки: Жегет, жегет екансен,
Жегет емес екансен.
Айтпадеген суздаремде,
Айтеп койган екансен.
Мальчики: Машинянен копоте
Салдер, гулдер етеде.
Мен кыздарде кургенде,
Есем менем кетеде.
Девочки: Шай ешеде узляре,
Терезеде кузляре.
Жас жерегем жандераде,
Сау болсен сузляре.
4. Казахские игры.
- Как и у других народов, у казахов есть свои национальные игры. Их много. Мы разучили некоторые из них. Я предлагаю вам сейчас поиграть.
а) Орамал тастау (бросить платок).
Играют 2 команды. Встают друг против друга. Ведущий передаёт платок одному из игроков 1 команды. Он бросает платок противнику с возгласом, например «кА», соперник должен поймать его и выкрикнуть слог, который вместе с первым образует слово, например: кА-газ (бумага).
б) Сакина салу (найти колечко).
«Где моё колечко?»
в) Бестас (5 камешков).
5. Казахская кухня.
- А теперь речь пойдёт о вкусной части нашего занятия – о традиционной казахской кухне. Конечно, вы её знаете. Назовите. Вы уже попробовали баурсаки. А сейчас будем кушать бешбармак.
6. Заключение.
- Вот и заканчивается наше занятие. Я очень хочу, чтобы оно вам запомнилось. Мы обязаны знать свой родной язык, свои традиции, обычаи, праздники, свою культуру. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЖИВЁМ И ПОМНИМ!
Заметка в школьную газету и на сайт администрации Палехского района Ивановской области о музее Боевого пути 3-армии. Музей Боевой Славы 3-й (общевойсковой) армии был создан в 1983 году на базе ср...
Законы, по которым мы живём
(устный журнал)для воспитанников «СРЦдН»среднего и старшего школьного возрастаЕ. А. Дудниковавоспитатель МБУ «СРЦдН»Старооскольского городского округа Цель: формирование правовой грамотност...
«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»
развитие певческих навыков...
Астрахань - город, в котором мы живём
Основная цель в этом мероприятии :раскрыть и изучить особенности родного города, воспитывать патриота своей родины, развивать интер...
Конспект урока по теме"Обобщение.Растительность Волго-Ахтубинской поймы и дельты р.Волги"
Урок - обобщение по нескольким пройденным темам.Используется учебник "Растительность Астраханской области".В уроке предусмотрены задаания занимательного характера:загадки,анаграммы,вопросы-тесты,вопро...
Проектная работа по литературе в 5 классе по теме «Образ Волги в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге»
Для использования на уроках литературы в 5 классе...