Воспитательная система
методическая разработка на тему

Концепция воспитательной системы МБОУ « Основная общеобразовательная школа села Бобровка Красноармейского района Саратовской области »  « Дом, в котором мы живем »  на 2015-2018 годы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_s._bobrovka_na_2015-2018g.g.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            «Утверждаю»:

Директор МБОУ «ООШ села Бобровка»

                                                                                             _______________     Л.А. Карбаницкая

                                                                                   Приказ № ____ от___________2015 г.

                                         

Концепция воспитательной системы

МБОУ « Основная общеобразовательная школа села Бобровка Красноармейского района Саратовской области »

« Дом, в котором мы живем »

на 2015-2018 годы

         

                                                                                                Автор:

                                                                                                зам. директора по ВР

                                                                                                МБОУ«ООШ села Бобровка»

                                                                                                Степина Г.А.

                 Содержание концепции

  1. Характеристика школы                         3  стр.

  2. Пояснительная записка                         4   стр.

        3. Содержательная часть                       5- 11 стр.

  4. Приложения:                                    

         - План воспитательной работы МБОУ «ООШ села Бобровка» на 2015-2016 учебный год;

-  Программа патриотического воспитания учащихся «Никто не забыт, ничто не забыто…» на 2015-2018 годы;

- Программа здоровьесбережения «Мы за здоровый образ жизни» на 2015-2018 годы;

- Программа гражданско-правового воспитания «Дети и право» на 2015-2018 годы;

-Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- Программа по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни «Я выбираю жизнь» на 2015-2018 годы;

-  Программа по профилактике  и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога и мы» на 2015-2018 годы;

- Программа по пропаганде здорового питания на 2015-2018 годы ;

- Программа по воспитанию народных традиций на 2015-2018 годы;

- Программа социальной адаптации «Наши дети!» на 2015-2018 годы;

- Программа по профориентации на 2015-2018 годы;

-  Программа по семейному воспитанию «Родители, дети, школа» на 2015-2018 годы;

- Программа по экологическому воспитанию на 2015-2018 годы;

- Программа по «Профилактике по гармонизации межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношений», укрепление толерантности в школе» на 2015-2018 годы;

- Программа по энерго-  и ресурсосбережению на 2015-2018 годы;

- Программы дополнительного образования на 2015-2016 уч.г.;

- Целевая программа «Родители, дети, школа» на 2015-2018 годы;

- Детская общественная организация «Наша школьная страна»;

- Научное общество «Мысль».

 Характеристика школы

 МБОУ «ООШ села Бобровка» находится в 14 километрах от районного центра.

До 1982 года данная школа имела статус Бобровской восьмилетней школы. В 1983 году восьмилетняя школа была реорганизована в среднюю общеобразовательную школу села Бобровка. За годы существования 77 учеников окончили школу с серебряной и золотой медалями.

В школе в 2015-2016 учебном году обучается 80 учеников, 9 классов. Обучающихся первой ступени -  38, второй ступени – 42.

Преподавателей 13 человек. Это высокообразованные, владеющие методикой преподавания, специалисты. Среди них:

- отличников народного просвещения -   ;

- учителей высшей квалификационной  категории –    ;

- учителей первой квалификационной категории -      ;

- учителей второй квалификационной категории –      ;

- 8 специалистов - выпускники нашей школы.

Возрастной состав:

- до 30 лет – ___

- от 30 до 40 лет – ____

- от 40 до 50 лет – ____

- от 50 до 60 лет  – ____

- свыше 60 - ____

Воспитательная работа ведется под руководством центра:

Заместителя директора по ВР Степина Г.А.

Социального педагога – Власенко А.Е.

В школе работают 15 кружков и секций. Внеклассную работу по музыке ведет – Карбаницкая Л.А., спортивную – учителя физической культуры Родимцев С.Н. и Духанова Т.В., работу по военно-патриотическому воспитанию возглавляет учитель ОБЖ Мещеряков В.Н., учитель истории и руководитель школьного музея – Волкова Т.П.

Назначение школы: массовая доступная школа с общеобразовательными программами на уровне государственного стандартизированного минимума.

1. Пояснительная записка

Необходимость возникновения данной концепции связана с тем, что школа воспроизводит все проблемы общества: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности и др. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.

Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.

За последние годы снижена воспитательная функция школы. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития Личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной.. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, стремление к успеху, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Главным направлением в развитии школы в современных условиях должно стать создание целостной воспитательной системы.

2. Концептуальное обоснование

 В настоящее время существуют несколько концепций воспитания. Изучив особенности каждой из них, педагогическим коллективом нашей школы, была  разработана концепция, которая отвечает современным требованиям. За основу мы взяли концепции:  личностно ориентированную  систему (авторы: О. Газман, С. Поляков, Н.Михайлова и др.) и системно-ролевую (автор: Н.М.Таланчук). Эти концепции объединяет главная идея – самоопределение личности.

Самоопределение – это выбор, но для него недостаточно знать окружающий мир людей, вещей, природы. Выбор должен быть по отношению к себе. Познание себя, своего «я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил – новая, достойная гуманизма задача образования – и обучения, и воспитания.

Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным принять концепцию под названием «Дом, в котором мы живем».

3. Сущность и структура воспитательной системы.

Воспитательная система школы – это школа как целостный организм. Воспитательная система школы соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую, интегрируя, таким образом, все педагогические воздействия, идущие на ребенка, в целостный воспитательный процесс, соответствующий целостности как системообразующей характеристике личности ребенка.

Основные признаки воспитательной системы школы:

  • наличие тесной взаимосвязи всех составных частей школы, всех ее состояний. Всякий фрагмент школьной жизни должен быть объяснен с точки зрения ее отношения к целому;
  • самоорганизация, самовоспроизводство;
  • наличие системообразующих факторов (цели – деятельность – отношения – идеология).

 Объектом, субъектом и главным критерием эффективности воспитательной системы школы является развивающаяся личность школьника.  

 Школа должна помочь ребенку на каждом его возрастном этапе успешно решать все четыре задачи в пяти основных сферах его жизнедеятельности:

  1. Сфера познания (учеба, информирования, знания).
  2. Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).
  3. Сфера игры (игровая активность, веселые развлечения и т.д.).
  4. Сфера физического развития (реализация физических возможностей).
  5. Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними).

Ученику школы должны быть присущи такие качества личности, как:

- гуманистическое отношение к окружающему миру;

- нравственность, высокий культурный уровень;

- гражданственность, патриотизм;

- образованность, знание основ наук, владение навыками самообразования;

- креативность (способность к творчеству);

- физическое здоровье.

Основные системообразующие факторы воспитательной системы:

  1. Учебно-познавательный компонент (образовательные маршруты с правом выбора, образовательные программы, научно-методическая деятельность, новые технологии).
  2. Клубная деятельность (традиционные дела, совместные КТД, исследовательская и просветительская деятельность, интегрированные творческие дела и др.).
  3. Социально-культурный блок развития (сотрудничество с ДК с. Бобровка,  библиотеками, другими учреждениями культуры, взаимодействие с семьями).

В организации жизнедеятельности школы доминирующую роль играют такие системообразующие формы организации воспитательного процесса, как конкурсные программы « Класс года», « Ученик года».

Объединению воспитательных усилий для развития креативности способствуют коллективные творческие дела, культивирование традиций воспитывающего характера, инициативные группы детей и взрослых при реализации конкретного социально-педагогического проекта.

4. Цель и задачи

Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Цель:

Создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество, саморазвитие, стремящейся к успеху.

Задачи:

- содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;

-  содействие учащихся в освоение ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в них;

- предоставление личности широких возможностей выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации;

- организация воспитательного пространства через детские объединения, где учащиеся развивают свои способности и склонности.

 Воспитательные цели и задачи детализированы на каждом возрастном этапе.

Модели воспитательных систем на различных ступенях ОУ

Ступени

Ведущие потребности

Потенциал личностного развития

Цели, задачи

Виды деятельности

1 ступень

1 – 4 классы (7 – 11 лет)

Соответствовать роли школьника, быть успешным в учебе

Осознанное отношение к общению и совместной деятельности

Создание благоприятных условий для успешной адаптации, развитие любознательности, формирование навыков общения

Совместная познавательная и игровая деятельность

2 ступень

5 – 9 классы (11 – 17 лет)

Реализация индивидуальных способностей в личностно значимой деятельности, перенос на образ «Я» эталонов, соответствующих  социокультурным образцам.

Развитие индивидуальности и социальности подростка

Создание условий для раскрытия личностного потенциала, социализация подростка

Групповое общение, организация деятельности, создающей условия для самоутверждения и самореализации

5.Содержание воспитания

Исходя из цели и задач, в школе организуется такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребенку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.

Воспитание

Виды деятельности

Умственное

Гражданское

Нравственное

Правовое

Половое

Семейное

Экологическое

Трудовое

Эстетическое

Физическое

Профориентационное

Интеллектуальная

Познавательная

Трудовая

Художественная

Физкультурно-оздоровительная

Творческая

Организация воспитывающей деятельности  базируется на следующих принципах

- приоритет нравственных общечеловеческих ценностей:

добро, уважение, ответственность, готовность прийти на помощь, старательность, добросовестность;

- природосоответствие воспитания:

опора на природу ребенка, его врожденные психофизиологические особенности; возможности;

- демократизм и гуманизм;

- опора на лучшее в человеке;

- системность воспитания.

Реализация цели воспитания школьников возможна при выполнении следующих условий:

- организация интересной внеурочной деятельности;

- обеспечение заинтересованности родителей в творческой деятельности их детей, использование в работе их опыта и помощи;

- развитие сотрудничества между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями учеников.

Для реализации цели и задач воспитания и самовоспитания необходимо использовать нижеследующие методы:

Наименование методов

Содержание методов

Диагностические

Изучение

Наблюдение

Беседа

Составление характеристик

организационные

Организация коллектива

Регулирование ролей

Регулирование ответственной зависимости

Мобилизационно-побудительные – это формирование у учащихся психической готовности и способности к восприятию воспитательных воздействий, к решении. Задач, поставленных педагогом

Актуализация

Актуализация психических состояний

Внушение

убеждение

Коммуникативные – это установление с учащимися воспитательного контакта, т.е взаимопонимания, доверия, согласия и сотрудничества

Выбор «спорных позиций» (опора на положительное)

Адаптирование отношений на бесконфликтной основе;

Переход к доверительным отношениям

Ориентация на сотрудничество

Методы формирующего воздействия

Создание проблемных воспитывающих ситуаций

Формирование сознания, опыта

Методы координации и коррекции

Выработка единых требований к учащимся

Корректирование

Методы совершенствования

Изучение новых достижений науки, передового опыта

Опытная и экспериментальная работа

Обобщение результатов

6.Этапы построения воспитательной системы:

I.  Оценочно – прогностический – сентябрь 2015г.– сентябрь 2016 г.

Цель - выявить позитивный опыт воспитания в школе, определить приоритетные направления его развития и разработать концепцию, подготовить условия для организации опытно-экспериментальной работы по теме «Воспитательная система школы».

II.Организационно – коррекционный – сентябрь 2016 г. – сентябрь 2017 г.

Цель – реализация программы деятельности, внесение коррективы в концептуальные положения.

III. Обобщающий – сентябрь 2017 г. – сентябрь 2018 г.

Цель – обобщить позитивный опыт реализации концепции воспитательной системы школы.

7. Основные направления воспитательной работы

  1. Пропаганда ЗОЖ и физической культуры.
  2. Профилактика вредных привычек, противоправного поведения учащихся.
  3. Гражданско-патриотическое.
  4. Воспитание культуры жизненного самоопределения.
  5. Экологическо-краеведческое.
  6. Художественно-эстетическое.
  7. Работа школьных кружков и секций.
  8. Работа с семьей.

Программа реализации концепции воспитания МБОУ «ООШ села Бобровка »

Направ-

ление

Задачи

Содержание

деятельности

Предпола-

гаемый

результат

Ответственные

Пропаганда

ЗОЖ и физической культуры

Просвещение школьников в области физического                        здоровья.

Формирование здорового         образа жизни обучающихся.

Укрепление здоровья.

Повышение уровня       физического развития и физической                      подготовленности обучающихся.

Формирование физических качеств, умений и навыков.

Совершенствование в избранных видах спорта.

Развитие чувства необходимости

занятий физической культурой и спортом,

Заместитель                      директора по ВР

Учителя

физкультуры

Классные      руководители

Профилактика вредных привычек, противоправ-

ного поведения учащихся.

Сформировать правовую

Культуру  обучающихся.

Заместитель                  директора по ВР

Социальный

педагог

Классные       руководители

Гражданско-патриотическое

Научить разбираться в политической жизни России, ее традиции             и современных реалиях.

Научить школьников          понимать соотношение внутренней и внешней политики государства

Воспитание гражданственности, патриотизма у обучающихся. Сформированное               чувство сострадания

и милосердия.

Заместитель                    директора по ВР

Учителя истории

Руководитель школьного музея

Классные   руководители

Воспитание культуры жизненного самоопре-

деления

Привитие школьникам навыков планирования и управления временем для достижения поставленной цели.

Воспитание умения устанавливать приоритеты в учебе и работе.

Воспитание чувства ответственности за совершенные действия.

Заместитель               директора по ВР

Классные  руководители

Экологическо-краеведческое

Формировать широкое экологическое мировоз-          зрение школьников.

Воспитывать убежденность в приоритете экологических ценностей над                       эгоистическими интересами отдельных личностей и               групп.

Заместитель                директора по ВР

Учитель биологии

Учителя истории

Художественно-эстетическое

Формировать                       художественный и эстетический вкус                  обучающихся.

Развитое чувство прекрасного.

Умение найти свое                               место в  творчестве. Массовое участие в

культурном досуге.

Заместитель                  директора по ВР

Учитель ИЗО

Учителя

технологии

Учитель музыки

Классные        руководители

Работа

школьных      кружков и

секций

Заместитель                    директора по ВР

Руководители                  кружков и секций

Работа

с семьей

- создание условий для творческих форм взаимоотношений с родителями;

- вовлечение родителей в общую с педагогами и                      детьми учебную и                           внеурочную деятельность путем осуществления совместного планирования,            организации и подведения итогов деятельности;

- привлечение родителей                      как профессионалов для реализации возрастных воспитательных

Укрепление связи                            семьи и школы в                    интересах развития ребенка.

Организация педагогического просвещения родителей.

Овладение способами разрешения конфликтов.

Заместитель                   директора по ВР

Социальный

педагог

Классные       руководители

Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы

  1. Образ школы в сознании педагогов, обучающихся, родителей.
  2. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
  3. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
  4. Отношение к внутришкольным конфликтам.
  5. Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
  6. Событийный характер деятельности.
  7. Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).
  8. Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, обучающихся.

 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МБОУ «ООШ села Бобровка»

Критерии

Показатели

Методики изучения

Гармоническое развитие личности.

Любознательность. Трудолюбие.

Бережное отношение к природе.

Я и школа. Прекрасное в жизни.

Отношение к себе, к здоровью.

Методика определения уровня воспитанности Н.П.Капустина.

Социальная ответственность нравственность и патриотизм.

1. Направленность личности.

2.Отношение подростка к семье, отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку, своему внутр. миру, своему «Я».

1. Методика «Цветик семицветик» И.М. Витковской.

2. Методика Д.В.Григорьева, И.В.Кулешовой, П.В.Степанова «Личностный рост».

Умение адаптироваться в современном мире.

Свобода личности. Гуманность. Духовность. Толерантность

Творчество личности.  Практичность личности.

1.Методика изучения социализированности  личности

(профессор М.И. Рожков)

Сформированность индивидуальности  личности.

 Нравственная воспитанность.

1. Методика Н.Е. Щурковой  «Размышляем о жизненном опыте».

Гуманистическая ориентация личности.

1. Готовность к активному взаимодействию в многонациональной среде.       Толерантность.

2. Этнокультурные установки подростков.

1.Методика Т.А. Криворотовой «Уровень восприятия многонациональной среды».

2. Н.Д. Эристави «Диагностика этнокультурных установок»,

Сформированность классного коллектива

Степень сплочённости детского коллектива

Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)

Развитие ученического самоуправления.

Социальная активность, лидерские качества.

Анкетирование

(Методика М.И.Рожкова)

Удовлетворённость жизнедеятельностью школы участников образовательного процесса

Комфортность, защищённость личности обучающегося.

Удовлетворённость педагогов трудовой деятельностью и взаимоотношениями в школьном сообществе.

Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания.

1. Анкетирование.

2. Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Коллектив педагогов-

- коллектив воспитателей.

Стиль общения педагогов и обучающихся.

Уровень профессионализма педагогов.

1. Методика "Стиль общения учителей с воспитанниками"

(Ю.А.Конаржевский).

2.  Методика изучения уровня профессионализма педагогов. (А.А. Ярулов).

Здоровье обучающихся

Группы здоровья, заболевания, физкультурные группы,

Наблюдение, сбор                                                                                     информации.

Изучение семей обучающихся

Социальный состав семей.

Уровень образования. Статус.

Сбор информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...