Воспитательная система
методическая разработка на тему
Концепция воспитательной системы МБОУ « Основная общеобразовательная школа села Бобровка Красноармейского района Саратовской области » « Дом, в котором мы живем » на 2015-2018 годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_s._bobrovka_na_2015-2018g.g.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»:
Директор МБОУ «ООШ села Бобровка»
_______________ Л.А. Карбаницкая
Приказ № ____ от___________2015 г.
Концепция воспитательной системы
МБОУ « Основная общеобразовательная школа села Бобровка Красноармейского района Саратовской области »
« Дом, в котором мы живем »
на 2015-2018 годы
Автор:
зам. директора по ВР
МБОУ«ООШ села Бобровка»
Степина Г.А.
Содержание концепции
1. Характеристика школы 3 стр.
2. Пояснительная записка 4 стр.
3. Содержательная часть 5- 11 стр.
4. Приложения:
- План воспитательной работы МБОУ «ООШ села Бобровка» на 2015-2016 учебный год;
- Программа патриотического воспитания учащихся «Никто не забыт, ничто не забыто…» на 2015-2018 годы;
- Программа здоровьесбережения «Мы за здоровый образ жизни» на 2015-2018 годы;
- Программа гражданско-правового воспитания «Дети и право» на 2015-2018 годы;
-Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- Программа по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни «Я выбираю жизнь» на 2015-2018 годы;
- Программа по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога и мы» на 2015-2018 годы;
- Программа по пропаганде здорового питания на 2015-2018 годы ;
- Программа по воспитанию народных традиций на 2015-2018 годы;
- Программа социальной адаптации «Наши дети!» на 2015-2018 годы;
- Программа по профориентации на 2015-2018 годы;
- Программа по семейному воспитанию «Родители, дети, школа» на 2015-2018 годы;
- Программа по экологическому воспитанию на 2015-2018 годы;
- Программа по «Профилактике по гармонизации межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношений», укрепление толерантности в школе» на 2015-2018 годы;
- Программа по энерго- и ресурсосбережению на 2015-2018 годы;
- Программы дополнительного образования на 2015-2016 уч.г.;
- Целевая программа «Родители, дети, школа» на 2015-2018 годы;
- Детская общественная организация «Наша школьная страна»;
- Научное общество «Мысль».
Характеристика школы
МБОУ «ООШ села Бобровка» находится в 14 километрах от районного центра.
До 1982 года данная школа имела статус Бобровской восьмилетней школы. В 1983 году восьмилетняя школа была реорганизована в среднюю общеобразовательную школу села Бобровка. За годы существования 77 учеников окончили школу с серебряной и золотой медалями.
В школе в 2015-2016 учебном году обучается 80 учеников, 9 классов. Обучающихся первой ступени - 38, второй ступени – 42.
Преподавателей 13 человек. Это высокообразованные, владеющие методикой преподавания, специалисты. Среди них:
- отличников народного просвещения - ;
- учителей высшей квалификационной категории – ;
- учителей первой квалификационной категории - ;
- учителей второй квалификационной категории – ;
- 8 специалистов - выпускники нашей школы.
Возрастной состав:
- до 30 лет – ___
- от 30 до 40 лет – ____
- от 40 до 50 лет – ____
- от 50 до 60 лет – ____
- свыше 60 - ____
Воспитательная работа ведется под руководством центра:
Заместителя директора по ВР Степина Г.А.
Социального педагога – Власенко А.Е.
В школе работают 15 кружков и секций. Внеклассную работу по музыке ведет – Карбаницкая Л.А., спортивную – учителя физической культуры Родимцев С.Н. и Духанова Т.В., работу по военно-патриотическому воспитанию возглавляет учитель ОБЖ Мещеряков В.Н., учитель истории и руководитель школьного музея – Волкова Т.П.
Назначение школы: массовая доступная школа с общеобразовательными программами на уровне государственного стандартизированного минимума.
1. Пояснительная записка
Необходимость возникновения данной концепции связана с тем, что школа воспроизводит все проблемы общества: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности и др. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.
Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.
За последние годы снижена воспитательная функция школы. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития Личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной.. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, стремление к успеху, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.
Главным направлением в развитии школы в современных условиях должно стать создание целостной воспитательной системы.
2. Концептуальное обоснование
В настоящее время существуют несколько концепций воспитания. Изучив особенности каждой из них, педагогическим коллективом нашей школы, была разработана концепция, которая отвечает современным требованиям. За основу мы взяли концепции: личностно ориентированную систему (авторы: О. Газман, С. Поляков, Н.Михайлова и др.) и системно-ролевую (автор: Н.М.Таланчук). Эти концепции объединяет главная идея – самоопределение личности.
Самоопределение – это выбор, но для него недостаточно знать окружающий мир людей, вещей, природы. Выбор должен быть по отношению к себе. Познание себя, своего «я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил – новая, достойная гуманизма задача образования – и обучения, и воспитания.
Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным принять концепцию под названием «Дом, в котором мы живем».
3. Сущность и структура воспитательной системы.
Воспитательная система школы – это школа как целостный организм. Воспитательная система школы соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую, интегрируя, таким образом, все педагогические воздействия, идущие на ребенка, в целостный воспитательный процесс, соответствующий целостности как системообразующей характеристике личности ребенка.
Основные признаки воспитательной системы школы:
- наличие тесной взаимосвязи всех составных частей школы, всех ее состояний. Всякий фрагмент школьной жизни должен быть объяснен с точки зрения ее отношения к целому;
- самоорганизация, самовоспроизводство;
- наличие системообразующих факторов (цели – деятельность – отношения – идеология).
Объектом, субъектом и главным критерием эффективности воспитательной системы школы является развивающаяся личность школьника.
Школа должна помочь ребенку на каждом его возрастном этапе успешно решать все четыре задачи в пяти основных сферах его жизнедеятельности:
- Сфера познания (учеба, информирования, знания).
- Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).
- Сфера игры (игровая активность, веселые развлечения и т.д.).
- Сфера физического развития (реализация физических возможностей).
- Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними).
Ученику школы должны быть присущи такие качества личности, как:
- гуманистическое отношение к окружающему миру;
- нравственность, высокий культурный уровень;
- гражданственность, патриотизм;
- образованность, знание основ наук, владение навыками самообразования;
- креативность (способность к творчеству);
- физическое здоровье.
Основные системообразующие факторы воспитательной системы:
- Учебно-познавательный компонент (образовательные маршруты с правом выбора, образовательные программы, научно-методическая деятельность, новые технологии).
- Клубная деятельность (традиционные дела, совместные КТД, исследовательская и просветительская деятельность, интегрированные творческие дела и др.).
- Социально-культурный блок развития (сотрудничество с ДК с. Бобровка, библиотеками, другими учреждениями культуры, взаимодействие с семьями).
В организации жизнедеятельности школы доминирующую роль играют такие системообразующие формы организации воспитательного процесса, как конкурсные программы « Класс года», « Ученик года».
Объединению воспитательных усилий для развития креативности способствуют коллективные творческие дела, культивирование традиций воспитывающего характера, инициативные группы детей и взрослых при реализации конкретного социально-педагогического проекта.
4. Цель и задачи
Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.
Цель:
Создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество, саморазвитие, стремящейся к успеху.
Задачи:
- содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;
- содействие учащихся в освоение ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в них;
- предоставление личности широких возможностей выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации;
- организация воспитательного пространства через детские объединения, где учащиеся развивают свои способности и склонности.
Воспитательные цели и задачи детализированы на каждом возрастном этапе.
Модели воспитательных систем на различных ступенях ОУ
Ступени | Ведущие потребности | Потенциал личностного развития | Цели, задачи | Виды деятельности |
1 ступень 1 – 4 классы (7 – 11 лет) | Соответствовать роли школьника, быть успешным в учебе | Осознанное отношение к общению и совместной деятельности | Создание благоприятных условий для успешной адаптации, развитие любознательности, формирование навыков общения | Совместная познавательная и игровая деятельность |
2 ступень 5 – 9 классы (11 – 17 лет) | Реализация индивидуальных способностей в личностно значимой деятельности, перенос на образ «Я» эталонов, соответствующих социокультурным образцам. | Развитие индивидуальности и социальности подростка | Создание условий для раскрытия личностного потенциала, социализация подростка | Групповое общение, организация деятельности, создающей условия для самоутверждения и самореализации |
5.Содержание воспитания
Исходя из цели и задач, в школе организуется такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребенку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.
Воспитание | Виды деятельности |
Умственное Гражданское Нравственное Правовое Половое Семейное Экологическое Трудовое Эстетическое Физическое Профориентационное | Интеллектуальная Познавательная Трудовая Художественная Физкультурно-оздоровительная Творческая |
Организация воспитывающей деятельности базируется на следующих принципах
- приоритет нравственных общечеловеческих ценностей:
добро, уважение, ответственность, готовность прийти на помощь, старательность, добросовестность;
- природосоответствие воспитания:
опора на природу ребенка, его врожденные психофизиологические особенности; возможности;
- демократизм и гуманизм;
- опора на лучшее в человеке;
- системность воспитания.
Реализация цели воспитания школьников возможна при выполнении следующих условий:
- организация интересной внеурочной деятельности;
- обеспечение заинтересованности родителей в творческой деятельности их детей, использование в работе их опыта и помощи;
- развитие сотрудничества между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями учеников.
Для реализации цели и задач воспитания и самовоспитания необходимо использовать нижеследующие методы:
Наименование методов | Содержание методов |
Диагностические | Изучение Наблюдение Беседа Составление характеристик |
организационные | Организация коллектива Регулирование ролей Регулирование ответственной зависимости |
Мобилизационно-побудительные – это формирование у учащихся психической готовности и способности к восприятию воспитательных воздействий, к решении. Задач, поставленных педагогом | Актуализация Актуализация психических состояний Внушение убеждение |
Коммуникативные – это установление с учащимися воспитательного контакта, т.е взаимопонимания, доверия, согласия и сотрудничества | Выбор «спорных позиций» (опора на положительное) Адаптирование отношений на бесконфликтной основе; Переход к доверительным отношениям Ориентация на сотрудничество |
Методы формирующего воздействия | Создание проблемных воспитывающих ситуаций Формирование сознания, опыта |
Методы координации и коррекции | Выработка единых требований к учащимся Корректирование |
Методы совершенствования | Изучение новых достижений науки, передового опыта Опытная и экспериментальная работа Обобщение результатов |
6.Этапы построения воспитательной системы:
I. Оценочно – прогностический – сентябрь 2015г.– сентябрь 2016 г.
Цель - выявить позитивный опыт воспитания в школе, определить приоритетные направления его развития и разработать концепцию, подготовить условия для организации опытно-экспериментальной работы по теме «Воспитательная система школы».
II.Организационно – коррекционный – сентябрь 2016 г. – сентябрь 2017 г.
Цель – реализация программы деятельности, внесение коррективы в концептуальные положения.
III. Обобщающий – сентябрь 2017 г. – сентябрь 2018 г.
Цель – обобщить позитивный опыт реализации концепции воспитательной системы школы.
7. Основные направления воспитательной работы
- Пропаганда ЗОЖ и физической культуры.
- Профилактика вредных привычек, противоправного поведения учащихся.
- Гражданско-патриотическое.
- Воспитание культуры жизненного самоопределения.
- Экологическо-краеведческое.
- Художественно-эстетическое.
- Работа школьных кружков и секций.
- Работа с семьей.
Программа реализации концепции воспитания МБОУ «ООШ села Бобровка »
Направ- ление | Задачи | Содержание деятельности | Предпола- гаемый результат | Ответственные |
Пропаганда ЗОЖ и физической культуры | Просвещение школьников в области физического здоровья. Формирование здорового образа жизни обучающихся. Укрепление здоровья. Повышение уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся. Формирование физических качеств, умений и навыков. Совершенствование в избранных видах спорта. | Развитие чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, | Заместитель директора по ВР Учителя физкультуры Классные руководители | |
Профилактика вредных привычек, противоправ- ного поведения учащихся. | Сформировать правовую Культуру обучающихся. | Заместитель директора по ВР Социальный педагог Классные руководители | ||
Гражданско-патриотическое | Научить разбираться в политической жизни России, ее традиции и современных реалиях. Научить школьников понимать соотношение внутренней и внешней политики государства | Воспитание гражданственности, патриотизма у обучающихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия. | Заместитель директора по ВР Учителя истории Руководитель школьного музея Классные руководители | |
Воспитание культуры жизненного самоопре- деления | Привитие школьникам навыков планирования и управления временем для достижения поставленной цели. Воспитание умения устанавливать приоритеты в учебе и работе. Воспитание чувства ответственности за совершенные действия. | Заместитель директора по ВР Классные руководители | ||
Экологическо-краеведческое | Формировать широкое экологическое мировоз- зрение школьников. Воспитывать убежденность в приоритете экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных личностей и групп. | Заместитель директора по ВР Учитель биологии Учителя истории | ||
Художественно-эстетическое | Формировать художественный и эстетический вкус обучающихся. | Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве. Массовое участие в культурном досуге. | Заместитель директора по ВР Учитель ИЗО Учителя технологии Учитель музыки Классные руководители | |
Работа школьных кружков и секций | Заместитель директора по ВР Руководители кружков и секций | |||
Работа с семьей | - создание условий для творческих форм взаимоотношений с родителями; - вовлечение родителей в общую с педагогами и детьми учебную и внеурочную деятельность путем осуществления совместного планирования, организации и подведения итогов деятельности; - привлечение родителей как профессионалов для реализации возрастных воспитательных | Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Организация педагогического просвещения родителей. Овладение способами разрешения конфликтов. | Заместитель директора по ВР Социальный педагог Классные руководители |
Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы
- Образ школы в сознании педагогов, обучающихся, родителей.
- Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
- Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
- Отношение к внутришкольным конфликтам.
- Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
- Событийный характер деятельности.
- Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).
- Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, обучающихся.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МБОУ «ООШ села Бобровка»
Критерии | Показатели | Методики изучения |
Гармоническое развитие личности. | Любознательность. Трудолюбие. Бережное отношение к природе. Я и школа. Прекрасное в жизни. Отношение к себе, к здоровью. | Методика определения уровня воспитанности Н.П.Капустина. |
Социальная ответственность нравственность и патриотизм. | 1. Направленность личности. 2.Отношение подростка к семье, отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку, своему внутр. миру, своему «Я». | 1. Методика «Цветик семицветик» И.М. Витковской. 2. Методика Д.В.Григорьева, И.В.Кулешовой, П.В.Степанова «Личностный рост». |
Умение адаптироваться в современном мире. | Свобода личности. Гуманность. Духовность. Толерантность Творчество личности. Практичность личности. | 1.Методика изучения социализированности личности (профессор М.И. Рожков) |
Сформированность индивидуальности личности. | Нравственная воспитанность. | 1. Методика Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». |
Гуманистическая ориентация личности. | 1. Готовность к активному взаимодействию в многонациональной среде. Толерантность. 2. Этнокультурные установки подростков. | 1.Методика Т.А. Криворотовой «Уровень восприятия многонациональной среды». 2. Н.Д. Эристави «Диагностика этнокультурных установок», |
Сформированность классного коллектива | Степень сплочённости детского коллектива | Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин) |
Развитие ученического самоуправления. | Социальная активность, лидерские качества. | Анкетирование (Методика М.И.Рожкова) |
Удовлетворённость жизнедеятельностью школы участников образовательного процесса | Комфортность, защищённость личности обучающегося. Удовлетворённость педагогов трудовой деятельностью и взаимоотношениями в школьном сообществе. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания. | 1. Анкетирование. 2. Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости жизнедеятельностью в образовательном учреждении». |
Коллектив педагогов- - коллектив воспитателей. | Стиль общения педагогов и обучающихся. Уровень профессионализма педагогов. | 1. Методика "Стиль общения учителей с воспитанниками" (Ю.А.Конаржевский). 2. Методика изучения уровня профессионализма педагогов. (А.А. Ярулов). |
Здоровье обучающихся | Группы здоровья, заболевания, физкультурные группы, | Наблюдение, сбор информации. |
Изучение семей обучающихся | Социальный состав семей. Уровень образования. Статус. | Сбор информации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...
презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»
Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»
Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...