Занятие по этическому воспитанию на тему "Родительский дом".
план-конспект занятия (6, 7 класс) на тему

Дюмина Марина Павловна

Занятие по этическому воспитанию  на тему "Родительский дом" подойдет для тематических (этических)  бесед в 6 - 7 классах, где дети могут подумать о родителях, важности родителей и родительского дома в нашей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия.67 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский дом

Цели:

  1. Образовательная: учить ребят строить взаимоотношения в семье, между членами семьи, расширить и углубить представления учащихся о взаимоотношениях между людьми, о доброжелательном отношении к окружающим их людям, обобщив полученные знания.
  2. Развивающая: способствовать раскрытию у ребёнка положительных качеств. 
  3. Воспитательная: воспитывать любовь к родителям, к близким людям, сохранять семейные традиции.

Задачи:

  1. Образовательная: способствовать развитию кругозора, логического мышления, культуры речи, общения.
  2. Развивающая: развивать умение ценить и дорожить своими родными, близкими, друзьями; умение применять во взаимоотношениях этические правила и нормы поведения и общения в повседневной жизни.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к дому, к уюту, чувство ответственности.

Оборудование:

Мультимедийная установка;

презентация;
магнитофон, диск с музыкой.


Структура занятия:

  1. Вступление 6 мин. 
  2. Основная часть: (составляющие дома) 31 мин.

Мудрость и понимание 5 мин.

Любовь 6 мин.

Дружба 4 мин.

Уют 6 мин.

Трудолюбие 6 мин.

Хорошее настроение 4 мин.

3. Заключение 3 мин.

 Эпиграф:   «Семья вместе – душа на месте»

Учитель     «Поговорим?

                     О том, что важно…

                     О том, что ценно…

                     О том, что не всегда понятно…

                     «…о том, что радостно и больно…

                     «Поговорим? «Поговорим!!!»

Учитель:  Сегодня мы поговорим о Семье… Семья это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

 Сила любви к своей семье, своему дому освещает особым светом наше детство, нашу юность. А что означает понятие «ДОМ»?

Учитель: Понятие «ДОМ»? Я согласен с поэтом:

« А дом, заставленный добром, - ещё не дом.

   И даже с люстрой над столом - ещё не дом.

   И на окне с живым цветком - ещё не дом

   И даже с чайника баском - ещё не дом.

   ………………………………………….

   Когда вечерняя сгустится темнота,

   Так эта истина понятна и проста-

   Что от ладоней до окна наполнен дом

    Твоим теплом, твоим теплом…»

Учитель: Давайте поразмышляем, что такое «тепло дома»?

- Я думаю, что «тепло дома» - от семьи, от людей,  живущих в доме…

Учитель: Мне кажется, еще это и те ощущения, чувства, которые согревают душу. Давайте вспомним, какие ассоциации связаны у нас с понятием «СЕМЬЯ»…

Учитель: Большинство из нас связывает с понятием «СЕМЬЯ» и «РОДИТЕЛИ» позитивные эмоции и ощущения. Да, родители остаются для нас самыми близкими, главными и любимыми людьми. Именно добрые отношения с ними, с сёстрами, братьями, бабушками и дедушками и согревают наш ДОМ!  И как хрупки порой бывают взаимоотношения с ними… А как ты думаешь: необходимо ли быть деликатными, тактичными не только в обществе, но и в доме, в семье?

 - Давайте посмотрим видео-ролик, будьте внимательны.

ВИДЕО

Учитель: Зачем нам необходимы тактичность и деликатность в семейных отношениях?

(Предполагаемые ответы:  чтобы не было обид, ссор, непонимания, отчуждения и т.д.)

Учитель:  Конечно, не у всех у нас всё хорошо в семьях: есть и неполные семьи, есть и разлад в отношениях с родителями… А вот какие проявления  подросткового возраста, характера осложняют наши взаимоотношения с близкими в семье? Как вы думаете?

(Предполагаемые ответы: эгоизм, непослушание, грубость, своеволие и т.д.)

Учитель: Надо сказать ещё и о том, что мы не всегда  бываем снисходительны, не умеем прощать и просить прощения…                                                          

                                                               

Эти проявления мешают нам жить в мире и в ладу с близкими, создают отчуждённость, если так можно сказать они «остужают»  ТЕПЛО наших ДОМОВ.… Значит, и от нас, нашего отношения, поведения зависит Тепло наших Домов! А как вы считаете? Зависит и от нас мир в семье?

Я предложила вам для сегодняшней нашей встречи тему под названием «Родительский дом». (Включить презентацию, 1 слайд – Тема)

Отсюда, из родного дома начинается ваш собственный  жизненный путь… Отсюда его начало…Что вы возьмёте из семьи с собой в жизнь?  Вам повезло, если вашим родителям удалось построить крепкую семью…И их пример у вас перед глазами… А тем, кому повезло меньше…Я надеюсь, что вы сумеете построить  в будущем  свой ДОМ…ДОМ, который станет счастливым «началом начал» для ваших детей…

 Обратите внимание на эпиграф к занятию. 2 слайд - эпиграф.

«Семья вместе – душа на месте»

 - Как вы думаете, что означат эта пословица?

(Предполагаемый ответ: если все члены семьи дома, то на сердце спокойно).

Игра: Строим дом.

Учитель: А давайте сейчас поиграем!  Создадим  проект идеального ДОМА, ДОМА  НАШЕЙ МЕЧТЫ- как символа ОЧАГА, УЮТА,ТЕПЛА…Подумаем, какие нравственные качества создадут атмосферу УЮТА, РАДОСТИ и СЧАСТЬЯ в ДОМЕ?

В основании его для меня важнее всего «Любовь». Специалисты в области семейной психологии выделяют 3 варианта любви в семье:

1. «Я буду любить тебя, ЕСЛИ…» (при условии)

2. « Я буду любить тебя, ПОТОМУ ЧТО» (за заслуги)

3. « Я буду любить тебя, НЕСМОТРЯ НА (твою неблагодарность, лень и т.д.»

Учитель:  Мне кажется, очень важно определиться с фундаментом такого ДОМА! На чём, на каком основании он будет построен? Ведь от этого зависит его прочность!

В основном, так и любят родители… Как сказал поэт:

                     «…Любили тебя без особых причин:

                    За то, что ты внук,

                     За то, что ты сын,

                     За то, что малыш,

                     За то, что растёшь,

                     За то, что на маму и папу похож…

                       И эта любовь до конца твоих дней

                       Останется тайной опорой твоей…»

 Вот эта безусловная, бескорыстная, порой жертвенная любовь и помогает наполнить ДОМ теплом, гармонией, миром и тишинойНадо учиться любить близких именно так… «несмотря на…»… А любим ли мы их так сейчас? Любим ли?!! Подумайте об этом…

Чтобы найти следующее составляющее фундамента дома, который мы создаем, послушайте притчу.

В ней речь идёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения. (притча)

«В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нём одно и то же слово – «понимание», - пока не написал его сто раз. «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.»

Учитель: Как вы думаете, ребята, неужели тому старцу из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, отругать баловников, ненароком разбивших тарелку? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар! Но он никогда не позволял себе и слова, произнесённого от неспокойного или злого сердца.

- Каким он был человеком?

- Каковы черты характера этого человека? (мужество, доброта, милосердие). 

Как можно назвать, охарактеризовать выбранную старцем линию поведения? (мудрой)

Итак, одними из составляющих нашего дома являются МУДРОСТЬ и ПОНИМАНИЕ (2 листа).  Заложим это составляющее в дом.


3) Учитель: Помимо чувства любви, мудрости и понимания в семье возникают взаимоотношения между близкими людьми. В семейных взаимоотношениях близкие люди, члены семьи в НАШЕМ ДОМЕ придерживаются некоторых негласных правил, «законов». Об этих «законах» мы говорили и прочитаем их, объединив одним словом. Именно это составляющее будет скреплять все предыдущие. 

Давайте попробуем определить это важное составляющее.

1. Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи другого.

2. Не ссорься и не упрекай, если у других что-то не получается.

3. Умей принять помощь, совет и замечания от других.

4. Относись к своему товарищу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

5. Умей слушать других.

«Законы» ДРУЖБЫ 

ДРУЖБА (листок) – вот ещё одно составляющее, которое мы заложим в НАШ ДОМ.


4) Учитель: Как можно назвать предметы и многие другие, которые «живут» в наших домах? (Предметы быта) 

Все эти предметы, а так же и многие другие создают в доме обстановку, а по- другому - ^ УЮТ (слайд 16)

Это составляющее мы тоже поместим в наш дом.



5) Учитель: А сейчас давайте представим, что мы вошли в дом, в котором хотите поселиться со своими близкими. А там только пустые комнаты. Что вы возьмёте с собой в свой дом? (Называют предметы быта – холодильник, утюг и др.)  

 Учитель: В НАШЕМ ДОМЕ должно быть тепло, чисто, светло, должно вкусно пахнуть приготовленным мамой или бабушкой обедом. 

Но всё это возможно только при наличии ещё одного составляющего, которое мы найдём в пословицах. Пословицы необходимо «собрать» из разрозненных слов. Работать вы будете в парах – с 1по8, каждую пословицу собирает одна пара.


(8 конвертов с разрезанными пословицами)


1. Землю красит солнце, а человека — труд.

2. Птицу узнают в полете, человека — в работе.

3.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

4. Кто труда не боится, того и лень сторонится.

5.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

6.Труд кормит, а лень портит.

7.Терпенье и труд всё перетрут.

8.Славен человек не словами, а делами.

Учитель: Итак, какое составляющее объединяет эти пословицы? (Труд)

Составляющее НАШего ДОМа - ТРУД (листок). Присоединяем к доске.


Учитель: Закройте глаза…Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…

   Откройте глаза.

 - Вам понравился этот дом?

Теперь разведем очаг и согреем наш дом. (переворачиваю плакат на доске, под ним камин). У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь. (Поочередно выходят дети, читают надпись на дровах и отвечают на вопрос: Кто эту обязанность выполняет у вас дома?

 

На доске нарисован плакат - камин и на магниты (клей) нужно приклеить дрова.

                    Надписи на поленьях дров (с обратной стороны).

1.     стирать

2.     приготовить обед

3.     мыть обувь

4.     ухаживать за домашними животными

5.     готовить ужин

6.     пылесосить в доме

7.     готовить завтрак

8.     поливать комнатные растения

9.     позаниматься с младшими братьями, сестрами.

10. вынести мусор

11. подоить корову

12. сходить в магазин

13. прополоть грядки

14. отнести бабушке продукты

15. вымыть посуду

16. вымыть полы

17. наколоть дров

18. вскопать грядки

В «камин» положены все дрова.

 

    И вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом.

   Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях. Кто большую часть домашних забот выполняет …????

   Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония.

   Там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении.


6) Учитель: (Звучит муз. «Улыбка») Знакома нам эта песня? (Конечно, с детства). О чём в неё поётся? (Об улыбке).

Дейл Карнеги (известный психолог) считает, что улыбка «создаёт счастье в доме, служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много даёт». Как хорошо жить, находиться в там, где тебя ждут, встречают и провожают с улыбкой, говоря при этом добрые, приятные слова. 

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, скажите несколько добрых слов.

Ребята, улыбки и приятные слова создают нам…??? (хорошее настроение)

Поэтому в НАШЕМ ДОМЕ всегда должно быть

^ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ (листок прикладываем на доску)


Заключение.


Учитель: Посмотрите, каким получился НАШ ДОМ!

Давайте ещё раз произнесём те составляющие, которые будут лежать в основе уже ВАШЕГО ДОМА. (читают)

Я надеюсь, что вы в своей семье будете любящими, мудрыми, всегда всё понимающими, дружелюбными, трудолюбиво создающими уют, и всегда в хорошем настроении, доброжелательно общаясь со своими такими дорогими близкими людьми!

И закончить наше занятие я хочу такими словами: 

«Любите родственников своих. Умейте быть благодарными. Кто холоден и  невнимателен, не досадуйте и  не огорчайтесь, но надейтесь, что постоянным вниманием и терпением заслужите и его любовь».


Всем спасибо! Занятие окончено!

             

         

  1. Землю красит солнце, а человека — труд.

2. Птицу   узнают  в полете, человека — в работе.


3.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.


4. Кто труда не боится, того и лень сторонится.
5.Без труда                  не выловишь и рыбку  из пруда.


6.Труд кормит,  а лень портит.
7.Терпенье и  труд  всё перетрут.


8.Славен   человек       не словами, а делами.

вскопать грядки

стирать

приготовить обед

мыть обувь

ухаживать за домашними

животными

готовить ужин

пылесосить в доме

готовить завтрак

поливать комнатные

растения

позаниматься с младшими

братьями, сестрами.

вынести мусор

подоить корову

сходить в магазин

прополоть грядки

отнести бабушке продукты

вымыть посуду

вымыть полы

наколоть дров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская модель внеурочного занятия по этическому воспитанию "Родительский дом -начало начал..."

Это модель внеурочного занятия с подростками,составлена она по технологии "этического диалога "с учащимися....

Занятие "Этические диалоги"

Этические диалоги являются одной из концепций процесса нравственно-этического воспитания, в которой воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций. Беседы, ра...

Внеклассное занятие Афоризмы этического содержания

Внеклассное занятие Афоризмы этического содержания...

Этическое занятие "Любимой учитель. Какой он?"

Этическое занятие (классный час) с учащимися "Любимый учитель. Какой он?"...

Конспект занятия по этическому воспитанию в 7 классе на тему: "Час доброты"

Цель:  -  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека; Задачи: формировать нравств...

Этическое занятие на тему "Толерантность" 10 класс

Этическое занятие на тему "Толерантность" 10 класс...

Открытое занятие этической грамматики "Это стол - за ним едят. Этика чаепития".

На мой взгляд чрезвычайно важно не просто обладать теоретичесчкими знаниями в области этикета, но и применять их на практике, в реальной жизни. В данном занятии учащиеся самостоятельно сервировали сто...