Конспект занятия по этическому воспитанию в 7 классе на тему: "Час доброты"
классный час (7 класс) на тему
Цель:
- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;
Задачи:
- формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
- способствовать формированию гражданской позиции подростков в сложных жизненных ситуациях нравственного выбора;
- прививать воспитанникам такие качества личности как доброта, милосердие, любовь, добропорядочность и уважение к окружающим;
- развивать умение мыслить и рассуждать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt20zanyatiya1.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по этическому
воспитанию в 7 классе
Тема:
«Час доброты»
Выполнила:
Воспитатель ОГОУ
«Детский дом г. Братска»
Шабалина Анна Александровна
14марта 2014 г.
Цель:
- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;
Задачи:
- формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
- способствовать формированию гражданской позиции подростков в сложных жизненных ситуациях нравственного выбора;
- прививать воспитанникам такие качества личности как доброта, милосердие, любовь, добропорядочность и уважение к окружающим;
- развивать умение мыслить и рассуждать.
Форма воспитательный час-размышление.
Подготовительный этап:
1. Ребятам предложено написать мини-сочинение на тему добра и зла: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».Л.Н. Толстой
- Нарисовать символы добра и зла.
- Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.
- Несколько человек готовятся к выступлению (стихи, сказки, басни на тему добра).
Эпиграф: «Добра и зла исток – в душе у нас, а не во вне».
(Китайская мудрость)
Ход занятия
Вступительное слово воспитателя: Добрый день, ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена доброте, она так и называется-«Час доброты».
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Уже IV в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
В жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом, оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать разные поступки: добрые или не очень.
Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте и мы поразмышляем вместе на эту тему.
Воспитатель предлагает детям продолжить фразу: «Доброта — это...», затем обобщает ответы ребят.
В словаре С.И.Ожегова читаем: “Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца. Доброе дело - это то, что дарит радость другому человеку.
1 Чтец. Стихотворение М. Шехтер:
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово —
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
Ребята, многим известны пословицы и поговорки про добро и зло. Давайте вспомним их.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Доброе дело и в воде не тонет.
- Доброе слово лечит, а худое калечит.
- Про доброе дело говори смело.
- Злой не верит, что есть добрые люди.
- Злом за зло не воздавай.
- Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
- За добро постоим, а на зло - настоим.
- Злой человек не проживет в добре век.
- Не ищи красоты - ищи доброты.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Мир не без добрых людей.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
Воспитатель:
Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья» — это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Человек доброжелательный не сможет быть злым, грубым, жестоким. Почему же не у каждого получается быть добрым? Ведь даже в семье могут сложиться совсем не добрые и тёплые отношения. Достаточно часто в средствах массовой информации рассказывают о трагедиях, которые случаются среди близких и родных людей. Жестокое обращение с детьми, жестокое обращение с родителями…
Послушайте, пожалуйста, болгарскую сказку «Непослушные дети».
Пришла мать с колодца с большими ведрами на коромысле. Она насквозь промокла, и с ее одежды стекала вода. Поставив ведра на лавку, простуженная женщина подошла к очагу, в котором горел яркий огонь, и сказала:
- Дети, подвиньтесь немножко, чтобы и я согрелась. Я еле держусь на ногах от усталости и холода. На улице хлещет страшный дождь. Река прибывает, опять смоет мост. Подвиньтесь немножечко!
Четверо детей, устроившись у очага, грели босые ноги и протянутые вперед покрасневшие руки. Первый сын обернулся и сказал:
- Мама, я не могу уступить тебе место. У меня дырявый ботинок, и я промочил ноги, когда возвращался из школы, мне надо согреться.
Второй сказал:
- А у меня шапка дырявая. Сегодня в классе, когда мы бросались шапками, моя порвалась. Пока я возвращался домой, я намочил голову. Потрогай, если не веришь!
- Я, мамочка, так удобно пристроилась рядом с братцем, что мне и вставать не хочется, – лениво добавила девочка. А четвертый, самый маленький, громко крикнул:
- Кто ходит под дождем, пускай мерзнет, как мокрая курица!
Согревшиеся дети засмеялись звонко и весело, а простуженная мать грустно покачала головой. Не говоря ни слова, она пошла в кухню месить хлеб детям. Пока она месила, ее мокрая рубашка прилипла к спине и зубы начали стучать от холода. Поздно ночью мать растопила печь, посадила в нее караваи, подождала, пока они испекутся, положила на полку и сверху накрыла своим тулупом. Потом легла под одеяло, задула лампу. Ее дети сладко спали, устроившись рядышком, а мать не могла сомкнуть глаз, потому что у нее болела голова и ее сильно знобило.
Утром дети, умываясь, вылили всю воду. Потом отломили по куску мягкого хлеба, сунули в мешочки и пошли в школу. С больной матерью остался младший сын.
Медленно тянулся день. Мать не смогла подняться с кровати. Ее губы потрескались от жара. После полудня трое детей вернулись из школы, хлопнули дверью.
- Ах, мама, ты все еще лежишь и ничего нам не сварила! – укорила ее девочка.
- Милые дети, – отвечала мать слабым голосом, – я очень больна. Мои губы потрескались от жажды. Утром вы вылили из ведер всю воду до последней капли. Скорее возьмите кувшин и бегите к колодцу! Тогда отозвался первый сын:
- Ведь я тебе сказал, что у меня ботинки промокают.
- Ты забыла, что у меня шапка дырявая, – добавил второй.
- Какая ты смешная, мама! – сказала девочка.- Разве я могу бежать за водой, когда мне надо делать домашнее задание?
Глаза матери наполнились слезами. Младший сын, увидев, что мать заплакала, схватил кувшин и бросился на улицу, но споткнулся на пороге, и кувшин разбился. Все дети ахнули, потом пошарили по полкам, отрезали себе по ломтю хлеба и незаметно ускользнули на улицу играть. Остался только младший сын, потому что ему нечего было обуть. Он начал рисовать пальцем человечков на запотевшем окне. Больная мать приподнялась, посмотрела на улицу в распахнутую дверь и сказала:
- Хоть бы мне превратиться в какую-нибудь птицу! Хоть бы у меня выросли крылья! Улетела бы я от таких плохих детей!
И мигом совершилось чудо: больная женщина превратилась в кукушку. Младший сын, увидев, что мать его стала птицей и машет крыльями, выбежал на улицу в одних чулках и закричал:
- Братишки, сестрица, идите скорей! Наша мама стала птичкой и хочет улететь от нас!
Дети бросились бежать, но когда они приблизились к дому, их мать уже вылетала в открытую дверь.
- Куда ты, мама? – спросили дети в один голос.
- Улетаю я от вас, не хочу жить с вами! Вы – плохие дети.
Мамочка, – запищали все четверо, – вернись домой, мы сразу принесем тебе воды.
-Поздно, детки. Я уже не человек – вы же видите, я птица. Не могу я вернуться. Я буду пить воду из прозрачных ручьев и горных озер. И она полетела над землей.
С плачем бросились дети за ней. Девять дней они бежали следом за кукушкой по нивам, оврагам и колючим кустам, падая, охрипнув от крика. Ночью кукушка устало куковала на каком-нибудь дереве, а дети ютились у его ствола. На десятый день птица взмахнула крыльями над густым лесом и пропала. Вернулись дети в свое родное село, но дом показался им совсем пустым, потому, что не было в нем их матери. А кукушка больше не вьет гнезд и не высиживает птенцов. По сей день она скитается по свету, одиноко кукует и несет яйца в чужие гнезда.
Воспитатель предлагает высказать своё мнение об этой сказке.
-Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?
-Можно ли принудить человека быть добрым?
-Согласны ли вы с мыслью о том, что доброе отношение к людям проявляется уже в детские годы?
Вместе делают вывод о том, что Доброта живет в том доме, где царят любовь, взаимопонимание, благодарность, забота друг о друге, покой. Очень плохо, если дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним.
Самый близкий и добрый человек, который заботится о нас с самого раннего детства – мама. Сколько бы нам не было лет, нам нужна мама, ее ласка, ее тепло. Есть такая пословица: при солнышке тепло, при матери добро. У мамы самое доброе и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным. А вот некоторые из нас порой обижают своих мам поступками и грубыми словами.
Стихотворение Татьяны Дашкевич “Обидное слово”.
2 чтец
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
Далее воспитатель предлагает учащимся послушать басню древнегреческого баснописца
Эзопа и ответить на вопрос, в чем ее смысл?
Солнце и ветер
Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.
— Я докажу, что я сильнее, — воскликнул ветер. — Вот видишь человека в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.
Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец ветер стих, а затем и совсем прекратился.
Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.
Эзоп был рабом при дворе царя Крёза. Свои бессмертные басни он сочинил в XVI в. до н.э., а их нравственные уроки справедливы и в наши дни.
(Обсуждение)
Во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его и человеком - то назвать трудно. Человек на то и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на Земле гораздо больше, чем злых.
У Л.Н. Толстого есть замечательное высказывание:
“Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.
Я думаю, что каждый из Вас совершает больше хороших поступков, чем плохих. Давайте послушаем несколько ваших сочинений.
(Учащиеся зачитывают отрывки из своих сочинений).
Каждый ваш хороший поступок - это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
Как бы жизнь ни летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело
Ради счастья людей. Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле, Делай доброе дело - Тем живём на земле
Слушаем сказку.
Даром ни одно доброе дело не пропадает. А.Неелова
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Вопросы и задания к сказке:
• Почему капелька пожалела крестьянина?
• Какими качествами должен обладать хороший земледелец?
• Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?
Доброта - стремление человека дать счастье всем людям.
Делайте добро! Это принесет вам счастье.
По качествам, определяющим доброту, человека можно назвать:
- Добродетельный (высоконравственный);
- Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру);
- Доброжелательный (желающий добра другому);
- Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением);
- Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый)
- Добросовестный (честно выполняет свои обязанности)
Мне очень хочется, чтобы каждому из вас всегда подходили эти определения.
3 чтец
Пусть завтра будет, как вчера, кто сердце не остудит!
Спешите, день начать с добра, и день ваш добрым будет.
Пусть только радость входит в дверь – откройте двери эти!
И горьких не было б потерь совсем на белом свете!
Пусть чьи-то сбудутся мечты и сгинут все напасти,
Пусть будет много доброты, пусть будет мир и счастье!
Завершить занятие можно словами В.А. Сухомлинского (лучше, если они будут на экране):
«Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, доброжелательность — главное противоядие от зазнайства, себялюбия. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская модель внеурочного занятия по этическому воспитанию "Родительский дом -начало начал..."
Это модель внеурочного занятия с подростками,составлена она по технологии "этического диалога "с учащимися....
конспект занятия по правовому воспитанию в 7 классе на тему: "Ответственность за хулиганство"
материал предоставлен для работы учителями социальным педагогам...
Занятие по этическому воспитанию на тему "Родительский дом".
Занятие по этическому воспитанию на тему "Родительский дом" подойдет для тематических (этических) бесед в 6 - 7 классах, где дети могут подумать о родителях, важности родителей и...
Конспект занятия по ОПК в 5 классе на тему "Церковнославянский язык"
Конспект занятия внеурочной деятельности составлен в соответствии с ФГОС к УМК А.В. Бородиной для пятого класса. Также с конспектом идет весь необходимый раздаточный материал и презентация....
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)...
Конспект занятия по нравственному воспитанию для подростков на тему «Разговор о счастье»
Конспект занятия по нравственному воспитанию для подростков на тему «Разговор о счастье»...
Конспект занятия русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"...