Методическая разработка тренинга « Наша судьба – в наших руках»
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему
Форма реализации проекта: тренинг.
Цели:
- обсуждение проблемы употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся;
- формирование у подростков осознанной позиции в отношении вредных привычек и выработка навыков аргументированной защиты.
Задачи:
- информирование подростков о пагубном воздействии психоактивных веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими;
- создание условий для личностного роста подростков и самореализации;
- формирование подростками собственной системы ценностей;
- формирование у подростков навыков ответственного поведения;
- создание условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 15-18 лет
Педагогические условия: профилактика немедицинского потребления ПАВ несовершеннолетними.
Планируемые результаты: осознание учащимися ответственности за жизненный выбор, формирование инициативности, умение различать истинные мотивы своего поведения и умение сказать «Нет!» в сложной жизненной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Меркуловская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальный конкурс методических разработок
по формированию навыков здорового образа жизни и профилактике немедицинского потребления ПАВ несовершеннолетними
Методическая разработка
тренинга
« Наша судьба – в наших руках»
Автор: Буханцова Валентина Николаевна,
МБОУ «Меркуловская СОШ»,
учитель биологии и химии
2017 год
Пояснительная записка
Форма реализации конкурсного проекта: тренинг.
Цели:
- обсуждение проблемы употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся;
- формирование у подростков осознанной позиции в отношении вредных привычек и выработка навыков аргументированной защиты.
Задачи:
- информирование подростков о пагубном воздействии психоактивных веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими;
- создание условий для личностного роста подростков и самореализации;
- формирование подростками собственной системы ценностей;
- формирование у подростков навыков ответственного поведения;
- создание условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 15-18 лет
Педагогические условия: профилактика немедицинского потребления ПАВ несовершеннолетними.
Планируемые результаты: осознание учащимися ответственности за жизненный выбор, формирование инициативности, умение различать истинные мотивы своего поведения и умение сказать «Нет!» в сложной жизненной ситуации.
Перечень необходимого оборудования и оформления
доска (ватман), мяч, карандаши, чистые листы формата А4, макет « Дерева возможностей»
Содержание методической разработки
I. Приветствие
Учитель:
Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте». Это значит, что я всем желаю здоровья! Давайте друг друга поприветствуем и пожелаем здоровья.
Игра «Меня зовут»
Цель: создание позитивной, доброжелательной, комфортной и доверительной атмосферы.
Игра проводится следующим образом: каждый участник по кругу говорит «Здравствуй» своему соседу справа и произносит его имя с эпитетом комплиментом, который начинается на первую букву его имени. Например: Таня – талантливая, Виктор – великолепный рассказчик, Игорь – исключительно умный и т. д.
II. Основная часть.
Учитель:
-Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что здоровье, для человека – самая главная ценность.
Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так,
Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!
- К чему призывает данное стихотворение? Ответ предполагаемый: ( Жить без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.)
- Что может помешать счастливой, здоровой жизни? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?
Ответ предполагаемый: ( Употребление психоактивных веществ – актуальная проблема во всем мире.)
- К сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем. Сегодня мы с вами поговорим о том, что может принести вред нашему здоровью. Речь пойдёт о психоактивных веществах (ПАВ). Кто может сказать, что такое ПАВ? (ответы подростков).Психоактивное вещество—любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются «наркотиками». Однако к психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин и др.
Человек должен быть хорошо информирован о проблемах, связанных с ПАВ, и путях их преодоления, для того чтобы оставаться здоровым и независимым от наркотиков, токсических и лекарственных веществ. Проблема употребления ПАВ – это выбор и ответственность каждого человека. Поэтому сегодня мы проведем тренинг по профилактике ПАВ «Наша судьба – в наших руках».
Упражнение «Что мне важно знать?»
Участники задают вопросы о ПАВ, ответы на которые хотели бы получить в ходе тренинга. Учитель фиксирует все вопросы на доске или листе ватмана.
Дискуссия по теме занятия. Обсуждение.
Проводится дискуссия, в ходе которой группа совместными усилиями отвечает на поставленные вопросы.
Цель: знакомство с объективной информацией о действии психоактивных веществ.
Учитель задает тон серьезного и открытого разговора своим примером.
Примеры вопросов для дискуссии:
- Почему люди употребляют наркотики?
- Что побуждает человека впервые попробовать наркотики?
- Последствия употребления?
- В чем «плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики?
- Что такое зависимость от психоактивных веществ?
- Что дает людям употребление наркотических веществ?
- Какие вещества вызывают развитие зависимости?
- Почему зависимость от психоактивных веществ – это хроническое неизлечимое и смертельное заболевание?
По тем вопросам, на которые участники не смогли найти ответа, учитель представляет достоверную информацию, противопоставляя ее мифам о ПАВ, бытующих в обществе. Проводится индивидуальная оценка ответов с целью позитивного подкрепления. Учитель, подводя итоги, подчеркивает ответственность самого человека за вовлечение в употребление ПАВ.
Игра «Ассоциации»
Для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик участникам тренинга, со словами «наркомания», «наркотики», «зависимость». Участники должны назвать ассоциации на данные термины.
Игра « Марионетки»
Цель: дать возможность участнику почувствовать на себе волю другого человека или обстоятельств (например: как наркотик может управлять подвластными ему людьми).
Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
1.Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
2.Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
3.Хотелось ли что-либо сделать самому?
Игра «Ценности»
Цель: показать, что в конечном итоге ПАВ забирают у человека все, что есть ценного и важного в его жизни и саму жизнь.
(На столах разложены листы чистой бумаги)
- Ребята, представьте, что перед вами лист вашей жизни, подпишите ваши ценности жизни хаотично на листе, чтобы они друг от друга были на расстоянии.
Ситуации:
- Вы на вечеринке гуляете, веселитесь, выпиваете и вам хорошо
(скомкайте часть листа с любой ценностью); - Там вы знакомитесь с девушкой (юношей), на следующий день вы идёте с ней (с ним) гулять и вливаетесь в их компанию, где тебе предлагают попробовать таблетки ,которые веселят(скомкайте часть листа с любой другой ценностью);
- Вы любите друг друга у вас всё хорошо. Пошли в гости и там предложили закурить травку (косячок) (скомкайте часть листа с любой другой ценностью);
- На дискотеке вам предложили попробовать таблетки экстазе, для получения больших ощущений (скомкайте часть листа с любой другой ценностью);
- Праздники, дискотеки, гуляния приводят к ещё большему чувству неудовлетворённости, желанию узнать что-то большее, вы попробовали уколоться (скомкайте часть листа с любой другой ценностью);
- Я завяз. Мне плохо. Дайте ещё. Мне нужен укол не для того чтобы было хорошо, а чтобы не было плохо (скомкайте часть листа с любой другой ценностью);
- Посмотрите на лист, что станет с вашими ценностями, если вы станете употреблять ПАВ.
III. Рефлексия «Дерево возможностей»
ЦЕЛЬ: научить делать правильный выбор в жизни .
-Хочется ли вам, чтобы ваша жизнь была без ПАВ?
-Что взамен этого вы получите? Ответ предполагаемый: (долгую и счастливую жизнь)
-Давайте представим себе, что наша жизнь - это дерево. Пусть плоды этого дерева - ваши решения. И каждый из вас примет свое решение снимая эти плоды с ветви нашего дерева жизни и СДЕЛАЕТ СВОЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР. На ветвях этого дерева висят яблоки, а на них надписи (наркотик, семья, любовь, работа, радость, удача, горе , слезы и т, д.) Сорвите тот плод, который будет являться частичкой счастливой жизни. Можно выбрать один плод. Объясните, почему вы выбрали этот плод.
- Наша встреча подошла к концу, и я хочу рассказать вам одну притчу.
Притча
«Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: «Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: «Живая бабочка или мертвая?» - Если маг ответит: «Живая», — я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось».
Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: «Живая бабочка или мертвая?» На что маг ответил мудро: «Все в твоих руках».
Ребята, помните: ваша будущая судьба - только в ваших руках.
Методические рекомендации, способствующие наиболее успешному проведению мероприятия и достижению поставленных целей
Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных и психологических. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте тренинговые занятия.
Тренинговые занятия имеют ряд особенностей - носить дискуссионный подтекст, не навязывать участникам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения, способствовать установлению доверительных отношений и благоприятного психологического климата.
Тренинг - это:
-тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков положи тельного поведения;
-способ обучения участников и развития у них необходимых качеств и способностей, позволяющих быть успешными в определенной деятельности;
-совместная деятельность всех участников, где каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад;
-обмен индивидуальными знаниями, идеями, способами деятельности;
-организация и развитие идеологического общения, ведущего к взаимопониманию, взаимодействию, направленному на решение общих, но значимых для каждого участника задач.
В ходе некоторых упражнений учителю приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения «на равных» с подростками.
Список использованных источников
- Коваль, И. Учимся мыслить. / И.Коваль – Харьков: Книжный клуб, 2007. – 286 с.
- Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с.
3. Карандашев, В.А. Развивай логическое мышление. / В.А. Карандашев. – М.: Образование, 1993. – 47
4. Колесов Д. В. «Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни». М.: «Дрофа», 2002 г. – 192 стр.
5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
6.Людмила Анн «Психологический тренинг с подростками». СПб: Питер, 2005 г.-271 стр.
7.«Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения. В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». Б. И. Хасан, Е. Ю. Федоренко и др. М.: «Вариант», 2003 г. – 335 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В судьбе природы - наша судьба
Урок экологической направленности с использованием ИКТ для обучающихся 5 класса. Проведение урока сопровождается показом электронной презентации.Данная работа может быть использована на ур...
Программа воспитательной работы по экологическому воспитанию детей "Судьба природы - наша судьба"
Основными результатами реализации этой программы должно являться изменения в поведении детей (доброта, отзывчивость, помощь и защита слабого), дети научатся видеть и понимать прекрасное, ориентировать...
Буклет "Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!"
Буклет о необходимости охраны природы....
Экологический урок "Судьба природы – наша судьба…"
На уроке мы будем говорить о природе, заниматься исследовательской работой и решать экологические задачи. Посмотрите на доску, где написано высказывание замечательного писателя и большого любителя при...
Судьба природы - наша судьба.
Судьба природы - наша судьба....
Экологический брейн-ринг "Судьба природы - наша судьба" 7-8 классы
Внеклассное мероприятие для учащихся 7 и 8 классов, посвященное Дню Земли.Цели:1. развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школь...
Методическая разработка «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»
Методическая разработка «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»Видео:Что такое толерантность? Краткая история терпимости lhttps://ww...