Методическая разработка тренинга « Наша судьба – в наших руках»
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему

Буханцова Валентина Николаевна

Форма реализации проекта: тренинг.
Цели:
- обсуждение проблемы употребления ПАВ и  вредных привычек в аспекте  осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся;
 - формирование  у подростков  осознанной позиции в отношении вредных привычек и выработка  навыков аргументированной защиты.

Задачи:

- информирование подростков о пагубном воздействии психоактивных веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими;

- создание условий для личностного роста подростков и самореализации;

- формирование подростками собственной системы ценностей;

- формирование у подростков навыков ответственного поведения;
- создание условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 15-18 лет
Педагогические условия:  профилактика немедицинского потребления ПАВ несовершеннолетними.

Планируемые результаты: осознание учащимися ответственности за жизненный выбор, формирование инициативности, умение различать истинные мотивы своего поведения и умение сказать «Нет!» в сложной жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение
« Меркуловская  средняя общеобразовательная школа»

Муниципальный конкурс методических разработок

по формированию навыков здорового образа жизни и профилактике немедицинского потребления ПАВ несовершеннолетними

Методическая разработка

тренинга

« Наша судьба – в наших руках»

Автор:  Буханцова Валентина Николаевна,
МБОУ «Меркуловская СОШ»,

учитель биологии и химии

2017 год

Пояснительная записка

Форма реализации конкурсного проекта: тренинг.
Цели:
- обсуждение проблемы употребления ПАВ и  вредных привычек в аспекте  осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся;
- формирование  у подростков  осознанной позиции в отношении вредных привычек и выработка  навыков аргументированной защиты.

Задачи:

- информирование подростков о пагубном воздействии психоактивных веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими;

- создание условий для личностного роста подростков и самореализации;

- формирование подростками собственной системы ценностей;

- формирование у подростков навыков ответственного поведения;
- создание условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 15-18 лет
Педагогические условия:  профилактика немедицинского потребления ПАВ несовершеннолетними.

Планируемые результаты: осознание учащимися ответственности за жизненный выбор, формирование инициативности, умение различать истинные мотивы своего поведения и умение сказать «Нет!» в сложной жизненной ситуации.

Перечень необходимого оборудования и оформления

доска (ватман), мяч, карандаши, чистые листы формата А4, макет « Дерева  возможностей»

Содержание методической разработки

I. Приветствие

Учитель:
Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте». Это значит, что я всем желаю здоровья! Давайте друг друга поприветствуем и пожелаем здоровья.

Игра «Меня зовут»

Цель: создание позитивной, доброжелательной, комфортной и доверительной атмосферы.

Игра проводится следующим образом: каждый участник по кругу говорит «Здравствуй» своему соседу справа и произносит его имя с эпитетом комплиментом, который начинается на первую букву его имени. Например: Таня – талантливая, Виктор – великолепный рассказчик, Игорь – исключительно умный и т. д.

II. Основная часть.

Учитель:

-Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что здоровье, для человека – самая главная ценность.

Так хочется, чтоб были все счастливыми!

Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!

Давайте станем каплю терпеливее!

Давайте станем чуточку добрей!

Давайте жить в спокойствии, согласии!

Пусть свет земли нам освещает путь!

Трудиться будем творчески и радостно, но так,

Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!

- К чему призывает данное стихотворение? Ответ предполагаемый: ( Жить без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.)
- Что может помешать счастливой, здоровой жизни? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?
Ответ предполагаемый: ( Употребление психоактивных веществ – актуальная проблема во всем мире.)
- К сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем. Сегодня мы с вами поговорим о том, что может принести вред нашему здоровью. Речь пойдёт о психоактивных веществах (ПАВ). Кто может сказать, что такое ПАВ? (ответы подростков).Психоактивное вещество—любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются «наркотиками». Однако к психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин и др.

Человек должен быть хорошо информирован о проблемах, связанных с ПАВ, и путях их преодоления, для того чтобы оставаться здоровым и независимым от наркотиков, токсических и лекарственных веществ. Проблема употребления ПАВ – это выбор и ответственность каждого человека. Поэтому сегодня мы проведем тренинг по профилактике ПАВ «Наша судьба – в наших руках».

Упражнение «Что мне важно знать?»  

Участники задают вопросы о ПАВ, ответы на которые хотели бы получить в ходе тренинга. Учитель фиксирует все вопросы на доске или листе ватмана.

Дискуссия по теме занятия. Обсуждение.
Проводится дискуссия, в ходе которой группа совместными усилиями отвечает на поставленные вопросы.

Цель: знакомство с объективной информацией о действии психоактивных веществ.

Учитель задает тон серьезного и открытого разговора своим примером.

Примеры вопросов для дискуссии:

  • Почему люди употребляют наркотики?
  • Что побуждает человека впервые попробовать наркотики?
  • Последствия употребления?
  • В чем «плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики?
  • Что такое зависимость от психоактивных веществ?
  • Что дает людям употребление наркотических веществ?
  • Какие вещества вызывают развитие зависимости?
  • Почему зависимость от психоактивных веществ – это хроническое неизлечимое и смертельное заболевание?

По тем вопросам, на которые участники не смогли найти ответа, учитель представляет достоверную информацию, противопоставляя ее мифам о ПАВ, бытующих в обществе. Проводится индивидуальная оценка ответов с целью позитивного подкрепления. Учитель, подводя итоги, подчеркивает ответственность самого человека за вовлечение в употребление ПАВ.

Игра «Ассоциации»

Для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик участникам тренинга, со словами «наркомания», «наркотики», «зависимость». Участники должны назвать ассоциации на данные термины.

Игра « Марионетки»

Цель: дать возможность участнику почувствовать на себе волю другого человека или обстоятельств (например: как наркотик может управлять подвластными ему людьми). 

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

1.Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
2.Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
3.Хотелось ли что-либо сделать самому?
Игра  «Ценности»
Цель: показать, что в конечном итоге ПАВ забирают у человека все, что есть ценного и важного в его жизни и саму жизнь.

(На столах разложены листы чистой бумаги)

-  Ребята, представьте, что перед вами  лист вашей жизни, подпишите ваши ценности жизни хаотично на листе, чтобы они друг от друга были на расстоянии.

Ситуации:

  1. Вы на вечеринке  гуляете, веселитесь, выпиваете и  вам хорошо
    (скомкайте часть листа с любой ценностью);
  2. Там вы знакомитесь с девушкой (юношей), на следующий день вы идёте с ней (с ним) гулять и вливаетесь в их компанию, где тебе предлагают  попробовать таблетки ,которые веселят(скомкайте часть листа с любой другой  ценностью);
  3. Вы любите друг друга у вас всё хорошо. Пошли в гости и там предложили закурить травку (косячок) (скомкайте часть листа с любой другой ценностью);
  4. На дискотеке вам предложили попробовать таблетки экстазе, для получения больших ощущений (скомкайте часть листа с любой другой  ценностью);
  5. Праздники, дискотеки, гуляния приводят к ещё большему чувству неудовлетворённости, желанию узнать что-то большее, вы попробовали уколоться (скомкайте часть листа с любой другой  ценностью);
  6. Я завяз. Мне плохо. Дайте ещё. Мне нужен укол не для того чтобы было хорошо, а чтобы не было плохо (скомкайте часть листа с любой другой  ценностью);

- Посмотрите на лист, что станет с вашими ценностями, если вы станете употреблять ПАВ.

III. Рефлексия «Дерево возможностей»

ЦЕЛЬ:  научить делать правильный выбор в жизни .

-Хочется ли вам, чтобы ваша жизнь была без ПАВ?

-Что взамен этого вы получите? Ответ предполагаемый: (долгую и счастливую жизнь)

-Давайте представим себе, что наша жизнь -  это дерево. Пусть плоды этого дерева - ваши решения. И каждый из вас примет свое решение снимая эти плоды с ветви нашего дерева жизни и СДЕЛАЕТ СВОЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР. На ветвях этого дерева висят яблоки, а на них надписи (наркотик, семья, любовь, работа, радость, удача, горе , слезы и т, д.) Сорвите тот плод, который будет являться частичкой счастливой жизни. Можно выбрать один плод. Объясните, почему вы выбрали этот плод.

- Наша встреча подошла к концу, и  я хочу рассказать вам одну притчу.

Притча

   «Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный  волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: «Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: «Живая бабочка или мертвая?» - Если маг ответит: «Живая», — я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось».

   Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: «Живая бабочка или мертвая?» На что маг ответил мудро: «Все в твоих руках».

Ребята,  помните: ваша будущая судьба - только в ваших руках.

Методические рекомендации, способствующие наиболее успешному проведению мероприятия и достижению поставленных целей

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение  не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных и психологических. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте тренинговые занятия.

Тренинговые занятия имеют ряд особенностей - носить дискуссионный подтекст, не навязывать участникам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения, способствовать установлению доверительных отношений и благоприятного психологического климата.

  Тренинг это:

-тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков положи тельного поведения;

-способ обучения участников и развития у них необходимых качеств и способностей, позволяющих быть успешными в определенной деятельности;

-совместная деятельность всех участников, где каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад;

-обмен индивидуальными знаниями, идеями, способами деятельности;

-организация и развитие идеологического общения, ведущего к взаимопониманию, взаимодействию, направленному на решение общих, но значимых для каждого участника задач.

В ходе некоторых упражнений учителю приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения «на равных» с подростками.

                           

Список использованных источников

  1. Коваль, И. Учимся мыслить. / И.Коваль – Харьков: Книжный клуб, 2007. – 286 с.
  2. Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с.

3.         Карандашев, В.А. Развивай логическое мышление. / В.А. Карандашев. – М.: Образование, 1993. – 47

4.     Колесов Д. В. «Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни». М.: «Дрофа», 2002 г. – 192 стр.

5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

6.Людмила Анн «Психологический тренинг с подростками». СПб: Питер, 2005 г.-271 стр.

7.«Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения. В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». Б. И. Хасан, Е. Ю. Федоренко и др. М.: «Вариант», 2003 г. – 335 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В судьбе природы - наша судьба

Урок экологической направленности с использованием ИКТ  для обучающихся 5 класса. Проведение урока сопровождается показом электронной презентации.Данная работа может быть использована на ур...

Программа воспитательной работы по экологическому воспитанию детей "Судьба природы - наша судьба"

Основными результатами реализации этой программы должно являться изменения в поведении детей (доброта, отзывчивость, помощь и защита слабого), дети научатся видеть и понимать прекрасное, ориентировать...

Буклет "Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!"

Буклет о необходимости охраны природы....

Экологический урок "Судьба природы – наша судьба…"

На уроке мы будем говорить о природе, заниматься исследовательской работой и решать экологические задачи. Посмотрите на доску, где написано высказывание замечательного писателя и большого любителя при...

Судьба природы - наша судьба.

Судьба природы - наша судьба....

Экологический брейн-ринг "Судьба природы - наша судьба" 7-8 классы

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 и 8 классов, посвященное Дню Земли.Цели:1.  развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школь...

Методическая разработка «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»

Методическая разработка  «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ  НАШЕ БОГАТСТВО,  МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»Видео:Что такое толерантность? Краткая история терпимости lhttps://ww...