ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Мустафина Нина Леонидовна

Данная статья имеет цель представить практический опыт по формированию исторической памяти у школьников в рамках внеурочной работы в музее, развернутом на базе образовательного учреждения МБОУ Паршиковская СОШ. Будут описаны основные экспозиции, реализованные в нем, а также возможности их практического использования для осуществления целей патриотического воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ist.pamyati.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мустафина Н.Л.

учитель истории и обществознания

МБОУ Паршиковской СОШ х. Паршиков

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Данная статья имеет цель представить практический опыт по формированию исторической памяти у школьников в рамках внеурочной работы в музее, развернутом на базе образовательного учреждения МБОУ Паршиковская СОШ. Будут описаны основные экспозиции, реализованные в нем, а также возможности их практического использования для осуществления целей патриотического воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, музей «Колокол», краеведческая работа, Великая российская революция, тачанка, Нефёдов Ф.И.

Россия обладает поистине богатой и насыщенной историей, которая во многом определяет наш особенный характер, особенную самобытность, присущую только русскому человеку. Однако, происходящие в настоящее время события вносят смуту в наивные и ещё неокрепшие умы молодых граждан нашей страны, пытаясь тем самым навязать такие представления об имевших место исторических событиях, которые далеки от реальности. Наверное, именно поэтому из всех предложенных научно-практической конференцией тем наиболее близкой для меня является «Историко-антропологический подход в преподавании Великой российской революции на уроках истории в условиях реализации Историко-культурного стандарта и Концепции нового УМК по отечественной истории», поскольку она позволит в полной мере отразить накопленный мною опыт работы по формированию исторической памяти о Великой российской революции, Гражданской войне, Великой Отечественной войне в рамках внеурочной деятельности.

Участники и свидетели русской революции, невольно втянутые в нее, стали тем поколением, для которого это событие явилось определяющим и судьбоносным. Наверное, в их жизни никогда не случалось ничего болеезапоминающегося, чем события в России, начало которым положил октябрь 1917 года. Именно поэтому подлинной историей стоит считать те чувства, эмоции и переживания, которые довелось испытать этим мужественным людям.

Стоит отметить, что история нашей страны имеет как светлые, так и темные страницы. Воспоминания о событиях Октябрьской революции- это не попытка сохранить прошлое, это свидетельство того, что прошлое забывать нельзя. При всей неоднозначности оценок событий того времени, они помогают лучше понять наше прошлое и разобраться в настоящем. Ведь идеи объединения и солидарности трудящихся, равенства всех людей остаются актуальными и в наше время.

У времени есть своя память – история, и потому мир никогда не забывает о трагедиях, будораживших нашу планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Именно поэтому каждый преподаватель истории обязательно должен знать четкий ответ на вопрос о том, как сформировать историческую память, патриотическое самосознание, пробудить гражданские чувства, воспитать любовь к великому культурному наследию нашей страны в современных условиях. Ведь в наше переломное время такие понятия, как «любовь к Родине», «чувство патриотизма», «гражданская позиция» кажутся просто возвышенными и помпезными словами. Подобные убеждения ни в коем случае не должны стать нормой для современной молодежи, и поэтому нам, как её наставникам, необходимо отыскать такой способ, который помог бы зажечь огонь пламенной любви к своей стране в сердце каждого молодого человека.

И этот способ, отчасти, находит свое отражение в изумительном наследии Д.С. Лихачева, который писал о том, что очень важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Он называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека. Без неё, как полагал учёный, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками»[1, с.202]. 

Процесс патриотического воспитания историей на уроках и во внеклассной работе предполагает, в первую очередь, воздействие на учащихся с целью выработки у них осознанного восприятия исторических знаний о богатых традициях русского народа, его героической борьбе, подвигах, талантах, высоких нравственных качествах лучших людей Отечества.

 В.А. Сухомлинский в своей книге «Рождение гражданина» писал: «Воспитать патриота… − это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте познает и делает»[2, с.210].

Взрастить ростки исторической памяти и подлинного патриотизма, на мой взгляд, может позволить нижеследующий перечень действий:

  • изучение исторического и культурного наследия Отечества;
  • изучение истории семьи; изучение истории хутора Паршикова;
  • знакомство с жизнью и подвигом своих земляков в годы Великой Российской революции, Гражданской войны, Великой Отечественной войны, Афганской войны;
  • культуры и традиций донского края;
  • пополнение фондов школьного музея «Колокол»;
  • изучение собранного материала, определение тем для дальнейшего исследования и использования на уроках и во внеклассной деятельности, как учителями, так и учащимися;
  • создание и обновление экспозиций, передвижных выставок;
  • проведение экскурсий для учащихся начальной и средней школы;
  • оказание содействия преподавателями школы в использовании музейных материалов в учебном процессе;
  • встречи с ветеранами труда, тружениками тыла, детьми войны, воинами-афганцами;
  • организация походов, поездок по родному краю;
  • исследовательская и проектная деятельность.

Одним из ключевых направлений воспитательной работы в современных условиях является гражданско-патриотическое воспитание. К сожалению, сегодня в обществе происходит изменение человеческих ценностей, и, порой, не в самую лучшую сторону. Именно поэтому проблема формирования личности школьника является для образовательного учреждения особо значимой. Важно придать новый импульс патриотическому и гражданскому воспитанию, котороедолжно стать нравственной основой для молодого поколения.

Наиболее важную роль здесь играет школьный музей, который, взаимодействуя непосредственно с самой школой, способствует формированию высоких нравственных норм, воспитывает чувства милосердия, патриотизмаи коллективизма. Основной его целью является, формирование личности гражданина – патриота Родины. Одним из главных источников воспитания гражданственности является память о прошлом. Знание своего исторического наследия способствует выработке активной жизненной позиции у школьников.

Надежным способом воспитания исторической памяти, патриотизма, гражданственности у обучающихся является деятельность по вовлечению их во внеурочную работу. В качестве наиболее эффективного инструмента, помогающего воспитать в подрастающем поколении истинную любовь к родному краю, Отечеству, является краеведческая работа.В этих условиях особенно возрастает рольмузеев, которые были созданы в рамках образовательных учреждений. Зачастую, именно они становятся центром краеведческой деятельности, которая позволяет школьникам развивать собственный кругозор, формировать гражданское самосознание, а также воплощать в жизнь идею о том, что именно они являются наследниками и продолжателями традиций своих предков. Школьный музей — это не просто учебный кабинет, а воспитательный центр открытого образовательного пространства и особая достопримечательностьвсего хутора.Его главной задачей является воспитание гражданина, обладающего активной жизненной позицией, обусловленной высокими нормами морали и нравственности.

В 1984 году при поддержке администрации нашего образовательного учреждения мною был создан историко-краеведческий кружок «Поиск», члены которого начали активную работу по накоплению материала для будущего школьного музея. Юных краеведов заинтересовал рассказ участника Великой Отечественной войны Нефедова Александра Ивановича о своем брате Федоре Ивановиче. На протяжении нескольких месяцев проводились встречи с родственниками Нефедова Федора Ивановича, в рамках которых ребята изучали семейный альбом, а также документы и статьи в СМИ.Кроме того, были проведены многочисленные встречи с жителями хутора, которые лично знавших Федора Ивановича. Накопленный в рамках этой деятельности материал, фотографии, записи, воспоминания из книги «Мы с Буденным ходили…», автором которой является Рябышев, очерки из книг «Твои люди Цимла», «Тачанка» Н.И. Сивашова, позволили оформить экспозицию о легендарном земляке, Нефедове Федоре Ивановиче.

В исследовательской работе «Человек - легенда», выполненной учеником 8 класса Подельщиковым Дмитрием, автор рассказывает о Федоре Ивановиче, как о человеке, который прошел путь от солдата царской армии, в годы Первой мировой войны, до красногвардейца, в годы октябрьской революции и гражданской войны. Благодаря воспоминаниям Д.И. Рябышева, описанным в книге «Помнят степи донские…», Дмитрием было установлено, что идея поставить пулемет на тачанку, принадлежала именно нашему земляку Нефедову Ф.И.. Исследуя семейный альбом, а также воспоминания родного брата, автор открыл для себя факт встречи Федора Ивановича с самим Владимиром Ильичом Лениным, доказательством чему служит соответствующая фотография.

Еще одним важным направлением работы краеведческого музея является развитие экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Со школьниками ведётся целенаправленная работа по воспитанию чувства сопричастности к подвигам, высокого осознания личной ответственности за продолжение и преумножение славных боевых и трудовых традиций тех, кто принес нашей Родине Великую Победу. Особо значима сейчас поисковая работа. К сожалению, все меньше остаётся живых свидетелей Великой Отечественной войны, а по сему в музее бережно хранятся воспоминания её ветеранов. Использование материалов, собранных по крупицам в данной экспозиции, помогает сделать изучение истории Родины интересным и увлекательным, а также воспитывать в сердцах школьников глубокое уважение к памяти тех, кто воевал в годы Великой Отечественной войны за свободу и независимость Родины.

Исходя из всего вышеизложенного, стоит отметить, что оформление собранного материала в тематические выставки, освоение многообразных форм и методов краеведческой и музейной работы, накопление фактического и информационного материала, позволило, в конечном счете, создать музей боевой и трудовой славы «Колокол». В результате поисковой работы учащимися были собраны подлинные экспонаты, записаны воспоминания участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, ветеранов труда.

 Сегодня школьный музей является исследовательским и просветительным центром, осуществляющим комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры хутора. Важно отметить, что к краеведческой работе дети приобщаются с малых лет. Во время экскурсий по музею они узнают о возникновении своего хутора и школы, знакомятся с именами выпускников разных лет, узнают об учителях, которые некогда в ней работали и воспитали не одно поколение умных и добрых людей, а также изучают быт донских казаков. Дети гордятся тем, что учатся в этой школе и знают её историю. У учащихся появляется потребность участвовать в общественно-полезном труде, сохранять традиции своего хутора, охранять природу. Можно отметить также возросший интерес молодёжи к историческим и художественным ценностям, которые обладают свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства, оказывая существенное влияние на воспитание подрастающих граждан.

Одним из важных направлений в работе музея стали Уроки Мужества, которые проводятся во всех классах, из которых ребята узнают много нового о Великой российской революции, гражданской войне, Великой Отечественной войне, о боях, где участвовали наши земляки, о тяжелых буднях тружеников тыла и детей войны.

Ещё одной важной формой музейной деятельности стало участие воВсероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество». Лучшие работы представляются на конкурсах различного уровня. По итогам многолетней поисковой работы, старшеклассники представляют свои исследовательские проекты по различным темам: «Человек- легенда», «Великая Отечественная война в судьбе моих земляков», «Человеку важно знать свои корни», «Подвиг его - доблестный труд»,«Детство, опаленное войной»,«Необъявленная война», «История страны в истории семьи»,«Человек тыла»,«Жизненный секрет военного летчика». Также на протяжении пяти лет учащиеся нашей школы принимают участие в районной историко-краеведческой конференции «Все до подробностей бесценно…», достойно представляя свои исследовательские проекты.

Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет ученикам адекватно воспринимать новые ситуации, ставить перед собой новые цели и задачи. Школьники, в сотрудничестве с Советом ветеранов сельского поселения, ежегодно принимают участие в подготовке и проведении Митинга, посвященного Дню Победы, который проводится у памятника павшим воинам, совместно ухаживают за окружающей его территорией. Каждый год, 22 июня проводятся мероприятия, посвящённые Дню памяти и скорби. Ученики несут «Вахту памяти» у монумента воинской славы «Никто не забыт, ничто не забыто». Стало традицией, после общешкольного мероприятия, посвящённого Дню Неизвестного солдата, возлагать цветы на три солдатские могилы, которые находятся на кладбище нашего хутора. Ребята из старших классов регулярно наводят порядок на прилегающей к ним территории, а также на могиле легендарного земляка Нефедова Федора Ивановича.

Инновационной формой работы музея стало создание тематических мультимедийных презентаций, проведение на базе музея воспитательных мероприятий с использованием электронных ресурсов. На примере героических событий, участниками которых были наши земляки, идёт процесс воспитания у обучающихся чувства гордости за нашу Родину.

Стоит также отметить, что во внеурочное время обычной практикой стало проведение тематических встреч с тружениками тыла, детьми войны. Кроме того, ежегодно проходят встречи с участниками военных конфликтов в Афганистане и Чечне.Поисковый отряд принимает активное участие в районных мероприятиях: «Бессмертный полк» и«Юные хранители истории».

Столетие Великой российской революции — хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории.Последствия произошедших в то время событий являются неоднозначными, и поэтому требуют глубокого переосмысления. Возможно, когда-нибудь человечество придёт к верной интерпретации их влияния на развитие мировой истории.

Литература:

  1. Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном». М., 1989, с. 201.
  2. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., «Молодая гвардия», 1971, с. 210.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к зачёту "Великая российская революция 1917-1922 гг"

Предлагаются следующие разделы к зачёту: 1. Развите революционного кризиса в России в феврале-июле 1917; 2. Развитие революционного кризиса в июле-октябре 1917; 3. Становление Советской государственно...

тест для 9-11 классов Великая российская революция

В тестовых заданиях размещены вопросы по Февральской революции и периоду- 20 годы...

Комплект контрольно-измерительных материалов по теме "Великая российская революция 1917 - 1921 гг" для 9 класса.

Комплект контрольно-измерительных материалов состоит из тестовх заданий, позволяющих провести контроль знаний и уровня подготовки учащихся к каждому уроку темы, и  рабочих листов к параграфам уче...

Игра "Великая российская революция 1917 года"

Цель: сформировать представление об истории возникновения праздника и событиях,  связанных с 1917 годом,повторение изученного материала с помощью конкурса-соревнования знатоков историиЗадач...

Самостоятельная работа по теме "Великая российская революция 1917-1921 гг." 9 класс

Самостоятельная работа по теме "Великая российская революция 1917-1921 гг." 9 класс - история России...