Заседание дискуссионного клуба "Чёрное и белое" по теме "Классики или современники?"
план-конспект на тему
Полная версия опубликована в электронном сборнике: Фестиваль методических материалов «Чтение – лучшее учение»: сборник статей и методических материалов / сост. Т. В. Соловьева и др. – Челябинск, 2017. – 400 с. и доступна по ссылке https://cloud.mail.ru/public/Lp78/dTeW8YReU
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.71 КБ |
chernoe_i_beloe.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
ФЕСТИВАЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
«ЧТЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»
НОМИНАЦИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ»
КОНСПЕКТ
ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
«ЗАСЕДАНИЕ ДИСКУССИОННОГО КЛУБА «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»
ПО ТЕМЕ
«КЛАССИКИ ИЛИ СОВРЕМЕННИКИ?»
Сведения об авторе:
Бурая Оксана Анатольевна,
г. Златоуст
ЦЕЛИ:
Образовательные: расширение кругозора, обогащение словарного запаса
Развивающие: развитие речи, умения аргументировано излагать свою точку зрения
Воспитательные: воспитание любви к книге и чтению
ЗАДАЧИ:
- Выявить читательские предпочтения аудиторий разных возрастов
- Выяснить разные точки зрения на актуальность проблем, языковые нормы классической и современной литературы
- Воспитывать у учащихся культуру речевого поведения во время спора
- Стимулировать речевую активность
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья: ученики, уважаемые родители и учителя. Мы открываем очередное заседание клуба «Черное и белое». Сегодня же мы завершаем тематическую неделю «От Дня Знаний ко Дню Распространения Чтения и грамотности», которая в этом году была посвящена Году Литературы в России.
(слайд 1)
Ведущий. Президент Владимир Путин отметил: «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ».
(слайд 2)
Ведущий. Одной из целей Года Литературы явилось привлечение внимания современного российского общества к литературе и чтению. По исследованиям социологов, современная Россия переживает системный кризис чтения. По статистике, около 46% россиян не читают книг совсем. В основном, к ним относятся представители молодого поколения. Причины этого разные. Одну из них мы сегодня попытаемся проанализировать.
(слайд 3)
Ведущий. Итак, тема нашей дискуссии – «Классики или современники?» Классическую литературу защищают учителя, современную – наши девятиклассники. А чтобы наш разговор протекал более оживленно, нам понадобится жюри.
(представление жюри)
Ведущий.Молодежь зачастую не желает читать классическую литературу, отказывая ей в актуальности, и в море современной не может определиться. В связи с этим у меня к командам вопрос:
(слайд 4)
- Какую книгу вы прочитали в последнее время или читаете сейчас? Почему?
(команды отвечают на вопрос)
Ведущий. Мы попросим жюри определиться с тем, какой из команд отдать свой голос, а мне хочется продемонстрировать ролик-победитель школьного конкурса буктрейлеров.
(слайд 5)
(жюри знакомит с решением, вручает одной из команд
открытку-портрет писателя)
- А сейчас пришло время второго вопроса: Литература – учебник жизни. Какая литература поднимает более важные проблемы: классическая или современная?
(слайд 6)
(команды отвечают на вопрос)
Ведущий. Жюри готовится дать свою оценку, а мне хочется прочитать вам слова Эрнеста Хемингуэя: «Все хорошие книги сходны в одном, — когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода».
(слайд 7)
(жюри знакомит с решением, вручает одной из команд
открытку-портрет писателя)
- Хорошая литература – это образец красивой, правильной речи. Какая из литератур: классическая или современная действительно стоит на страже сохранения нашего «прекрасного русского языка»?
(слайд 8)
(команды отвечают на вопрос)
Ведущий. Жюри определяется с решением, а мы с вами смотрим еще один ролик-призер.
(слайд 9)
Обратите внимание на слова Лукиана: «Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано».
(слайд 10)
(жюри знакомит с решением, вручает одной из команд
открытку-портрет писателя)
- Книгу какого писателя вы скорее всего возьмете с собой в поездку: классика или современника? Почему?
(слайд 11)
(команды отвечают на вопрос)
Ведущий. Илья Ильф как-то отметил: « В поезде читают, потому что скучно, в трамвае - потому что интересно».
(слайд 12)
жюри знакомит с решением, вручает одной из команд
открытку-портрет писателя)
- Какие книги вы порекомендовали бы прочитать своим оппонентам? Почему?
(слайд 13)
(команды отвечают на вопрос)
Ведущий. Пока жюри подводит итог, мне бы хотелось познакомить вас еще с некоторыми мудрыми мыслями.
В группе «Я люблю русский язык» на странице VK мне встретилось такое выражение: «Классическую литературу простительно не любить лишь тому, кто её читал!»
(слайд 14)
Или ещё одно: «Лекарство от глупости уже существует… Читайте книги!»
(слайд 15)
(жюри знакомит с решением, вручает одной из команд
открытку-портрет писателя)
Ведущий. Подводя итог нашему разговору, хочется сказать следующее: классику, безусловно, необходимо читать, она проверена временем. Это наш золотой фонд. Это наши традиции. Нисколько не умаляя значимость классики, все-таки подчеркнем: современная художественная литература для подростков очень важна. В ней находят отражение все проблемы подрастающего поколения, она очень интересна юным читателям, поскольку созвучна времени.
Кстати сказать, в гимназиях 150—200 лет назад читать писателей-современников было не просто принято, это было модно.
(слайды 16-18)
- Уже в 1796 году вышел учебник по литературе, где в разделе поэзии присутствовали новейшие на тот момент авторы — Гавриил Державин, Ипполит Богданович и Михаил Херасков.
- В Царскосельском лицее курса современной литературы в программе не было, но гимназисты регулярно читали свежие номера «Вестника Европы» и обсуждали их с учителями.
- Пушкин появился в учебниках по литературе еще при жизни — в 1833 году.
- Вышедший в 1863 году учебник «Курс истории русской литературы» предлагал к изучению «Бедных людей» Достоевского, рассказы Тургенева, пьесы Островского.
- Кроме античной литературы, гимназисты в рамках специальных штудий активно читали и обсуждали современников — Федора Достоевского и Льва Толстого.
После революции, в 30-е годы ХХ века, в школах был взят курс на изучение новой советской литературы — произведений Михаила Шолохова, Александра Фадеева, Александра Твардовского.
Ведущий. Думается, что читатель мыслящий всегда найдет полезное для себя и в литературе классической, и в литературе современной. Главное – читать. Иосиф Бродский в своей нобелевской лекции произнёс следующее:
(слайд 19)
«… ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не – чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей.
Поэтому, думаю, тему нашей дискуссии следует переименовать: «Классики и современники».
(вручение памятных призов,
награждение победителей тематической недели)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ. Владимир Путин
«Классики или современники?»
Какую книгу вы прочитали в последнее время или читаете сейчас? Почему?
Литература – учебник жизни. Какая литература поднимает более важные проблемы: классическая или современная?
Все хорошие книги сходны в одном, — когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода. Э. Хемингуэй
Хорошая литература – это образец красивой, правильной речи. Какая из литератур: классическая или современная действительно стоит на страже сохранения нашего «прекрасного русского языка»?
Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано. Лукиан Вымышленный портрет Лукиана
Книгу какого писателя вы скорее всего возьмете с собой в поездку: классика или современника? Почему?
В поезде читают, потому что скучно, в трамвае - потому что интересно. Илья Ильф
Какие книги вы порекомендовали бы прочитать своим оппонентам? Почему?
Уже в 1796 году вышел учебник по литературе, где в разделе поэзии присутствовали новейшие на тот момент авторы — Гавриил Державин, Ипполит Богданович и Михаил Херасков. В Царскосельском лицее курса современной литературы в программе не было, но гимназисты регулярно читали свежие номера «Вестника Европы» и обсуждали их с учителями.
Пушкин появился в учебниках по литературе еще при жизни — в 1833 году. Вышедший в 1863 году учебник «Курс истории русской литературы» предлагал к изучению «Бедных людей» Достоевского, рассказы Тургенева, пьесы Островского. Кроме античной литературы, гимназисты в рамках специальных штудий активно читали и обсуждали современников — Федора Достоевского и Льва Толстого.
После революции, в 30-е годы ХХ века, в школах был взят курс на изучение новой советской литературы — произведений Михаила Шолохова, Александра Фадеева, Александра Твардовского.
«… ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не – чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей. из нобелевской лекции Иосифа Бродского
«Классики и современники!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание дискуссионного клуба
На заседании дискуссионного клуба учащиеся рассматривают вопросы о безопасном использовании сетевых ресурсов...
Заседание дискуссионного клуба"А зачем мне физика?" (ток-шоу)
Материал по внеурочной работе по физике....
Сценарий заседания дискуссионного клуба «А что могу сделать я?».
Цель мероприятия : воспитание позитивного отношения к миру; формирование гражданской позиции; диалоговой культуры....
Сценарий заседания дискуссионного клуба"Чёрное и белое" по теме "Болен ли Русский язык"
Мероприятие завершало неделю русского языка в школе. В дискуссии принимали участие команда детей и команда родителей....
Заседание дискуссионного клуба по теме «Зачем нужно ходить в школу?»
Создание условий для осознания детьми своего нового статуса «первоклассник» и «пятиклассник»....
Заседание дискуссионного клуба по теме « Как стать успешным учеником?»
Формирование у учащихся мотивации достижения успеха как возможности оценки своих личностных качеств....
Презентация к заседанию общественно - дискуссионного клуба "Диалог"
Презентация к заседанию общественно - дискуссионного клуба "Диалог"...