Заседание дискуссионного клуба "Чёрное и белое" по теме "Классики или современники?"
план-конспект на тему

Бурая Оксана Анатольевна

Полная версия опубликована в электронном сборнике: Фестиваль методических материалов «Чтение – лучшее учение»: сборник статей и методических материалов / сост. Т. В. Соловьева и др. – Челябинск, 2017. – 400 с. и доступна по ссылке  https://cloud.mail.ru/public/Lp78/dTeW8YReU

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.71 КБ
Файл chernoe_i_beloe.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

ФЕСТИВАЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

«ЧТЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»

НОМИНАЦИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ»

КОНСПЕКТ

ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

«ЗАСЕДАНИЕ ДИСКУССИОННОГО КЛУБА «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

ПО ТЕМЕ

«КЛАССИКИ ИЛИ СОВРЕМЕННИКИ?»

                         Сведения об авторе:

                          Бурая Оксана Анатольевна,

г. Златоуст

ЦЕЛИ:

Образовательные: расширение кругозора, обогащение словарного запаса

Развивающие:  развитие речи, умения аргументировано излагать свою точку зрения

Воспитательные:   воспитание  любви к книге и чтению

ЗАДАЧИ:

  • Выявить читательские предпочтения аудиторий разных возрастов
  • Выяснить разные точки зрения на актуальность проблем, языковые нормы классической и современной литературы
  • Воспитывать у учащихся культуру речевого поведения во время спора
  • Стимулировать речевую активность

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

        Ведущий.  Добрый день, дорогие друзья: ученики, уважаемые родители и учителя. Мы открываем очередное заседание клуба «Черное и белое». Сегодня же мы завершаем тематическую неделю «От Дня Знаний ко Дню Распространения Чтения и грамотности», которая в этом году была посвящена Году Литературы в России.

(слайд 1)

        Ведущий. Президент Владимир Путин отметил: «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ». 

(слайд 2)

        Ведущий.        Одной из целей Года Литературы явилось привлечение внимания современного российского общества к литературе и чтению. По исследованиям социологов, современная Россия переживает системный кризис чтения. По статистике, около 46% россиян не читают книг совсем. В основном, к ним относятся представители молодого поколения. Причины этого разные. Одну из них мы сегодня попытаемся проанализировать.

(слайд 3)

        Ведущий. Итак, тема нашей дискуссии – «Классики или современники?»  Классическую литературу защищают учителя, современную – наши девятиклассники.  А чтобы наш разговор протекал более оживленно, нам понадобится жюри.

(представление жюри)

Ведущий.Молодежь зачастую не желает читать классическую литературу, отказывая ей в актуальности, и в море современной не может определиться. В связи с этим у меня к командам вопрос:

(слайд 4)

  1. Какую книгу вы прочитали в последнее время или читаете сейчас? Почему?

(команды отвечают на вопрос)

Ведущий. Мы попросим жюри определиться с тем, какой из команд отдать свой голос, а мне хочется продемонстрировать ролик-победитель школьного конкурса буктрейлеров.

(слайд 5)

(жюри знакомит с решением, вручает одной из команд

открытку-портрет писателя)

  1. А сейчас пришло время второго вопроса: Литература – учебник жизни. Какая литература поднимает более важные проблемы: классическая или современная?

(слайд 6)

(команды отвечают на вопрос)

        Ведущий. Жюри готовится дать свою оценку, а мне хочется прочитать вам слова Эрнеста Хемингуэя: «Все хорошие книги сходны в одном, — когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода». 

(слайд 7)

(жюри знакомит с решением, вручает одной из команд

открытку-портрет писателя)

  1. Хорошая литература – это образец красивой, правильной речи. Какая из литератур: классическая или современная действительно стоит на страже сохранения нашего «прекрасного русского языка»?

(слайд 8)

(команды отвечают на вопрос)

Ведущий. Жюри определяется с решением, а мы с вами смотрим еще один ролик-призер.

(слайд 9)

Обратите внимание на слова Лукиана: «Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано».

(слайд 10)

(жюри знакомит с решением, вручает одной из команд

открытку-портрет писателя)

  1. Книгу какого писателя вы скорее всего возьмете с собой в поездку:         классика или современника? Почему?

                                        (слайд 11)

(команды отвечают на вопрос)

Ведущий. Илья Ильф как-то отметил: « В поезде читают, потому что скучно, в трамвае - потому что интересно».

(слайд 12)

жюри знакомит с решением, вручает одной из команд

открытку-портрет писателя)

  1.    Какие книги вы порекомендовали бы прочитать своим оппонентам? Почему?

(слайд 13)

 (команды отвечают на вопрос)

        Ведущий.  Пока жюри подводит итог, мне бы хотелось познакомить вас еще с некоторыми мудрыми мыслями.

В группе «Я люблю русский язык» на странице VK мне встретилось такое выражение: «Классическую литературу простительно не любить лишь тому, кто её читал!»

(слайд 14)

Или ещё одно: «Лекарство от глупости уже существует… Читайте книги!»

(слайд 15)

(жюри знакомит с решением, вручает одной из команд

открытку-портрет писателя)

        Ведущий. Подводя итог нашему разговору, хочется сказать следующее: классику, безусловно, необходимо читать, она проверена временем. Это наш золотой фонд. Это наши традиции. Нисколько не умаляя значимость классики, все-таки подчеркнем: современная художественная литература для подростков очень важна.  В ней находят отражение все проблемы подрастающего поколения,  она очень интересна юным читателям, поскольку созвучна времени.

        Кстати сказать, в гимназиях 150—200 лет назад читать писателей-современников было не просто принято, это было модно.

(слайды 16-18)

  • Уже в 1796 году вышел учебник по литературе, где в разделе поэзии присутствовали новейшие на тот момент авторы — Гавриил Державин, Ипполит Богданович и Михаил Херасков.
  • В Царскосельском лицее курса современной литературы в программе не было, но гимназисты регулярно читали свежие номера «Вестника Европы» и обсуждали их с учителями.
  • Пушкин появился в учебниках по литературе еще при жизни — в 1833 году.
  • Вышедший в 1863 году учебник «Курс истории русской литературы» предлагал к изучению «Бедных людей» Достоевского, рассказы Тургенева, пьесы Островского.
  • Кроме античной литературы, гимназисты в рамках специальных штудий активно читали и обсуждали современников — Федора Достоевского и Льва Толстого.

После революции, в 30-е годы ХХ века, в школах был взят курс на изучение новой советской литературы — произведений Михаила Шолохова, Александра Фадеева, Александра Твардовского.

        Ведущий. Думается, что читатель мыслящий всегда найдет полезное для себя и в литературе классической, и в литературе современной. Главное – читать. Иосиф Бродский в своей нобелевской лекции произнёс следующее:

(слайд 19)

«… ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не – чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей. 

Поэтому, думаю, тему нашей дискуссии следует переименовать: «Классики и современники».

(вручение памятных призов,

награждение победителей тематической недели)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЁРНОЕ БЕЛОЕ И

Слайд 2

Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ. Владимир Путин

Слайд 3

«Классики или современники?»

Слайд 4

Какую книгу вы прочитали в последнее время или читаете сейчас? Почему?

Слайд 6

Литература – учебник жизни. Какая литература поднимает более важные проблемы: классическая или современная?

Слайд 7

Все хорошие книги сходны в одном, — когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода. Э. Хемингуэй

Слайд 8

Хорошая литература – это образец красивой, правильной речи. Какая из литератур: классическая или современная действительно стоит на страже сохранения нашего «прекрасного русского языка»?

Слайд 10

Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано. Лукиан Вымышленный портрет Лукиана

Слайд 11

Книгу какого писателя вы скорее всего возьмете с собой в поездку: классика или современника? Почему?

Слайд 12

В поезде читают, потому что скучно, в трамвае - потому что интересно. Илья Ильф

Слайд 13

Какие книги вы порекомендовали бы прочитать своим оппонентам? Почему?

Слайд 16

Уже в 1796 году вышел учебник по литературе, где в разделе поэзии присутствовали новейшие на тот момент авторы — Гавриил Державин, Ипполит Богданович и Михаил Херасков. В Царскосельском лицее курса современной литературы в программе не было, но гимназисты регулярно читали свежие номера «Вестника Европы» и обсуждали их с учителями.

Слайд 17

Пушкин появился в учебниках по литературе еще при жизни — в 1833 году. Вышедший в 1863 году учебник «Курс истории русской литературы» предлагал к изучению «Бедных людей» Достоевского, рассказы Тургенева, пьесы Островского. Кроме античной литературы, гимназисты в рамках специальных штудий активно читали и обсуждали современников — Федора Достоевского и Льва Толстого.

Слайд 18

После революции, в 30-е годы ХХ века, в школах был взят курс на изучение новой советской литературы — произведений Михаила Шолохова, Александра Фадеева, Александра Твардовского.

Слайд 19

«… ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не – чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей. из нобелевской лекции Иосифа Бродского

Слайд 20

«Классики и современники!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание дискуссионного клуба

На заседании дискуссионного клуба учащиеся рассматривают вопросы о безопасном использовании сетевых ресурсов...

Заседание дискуссионного клуба"А зачем мне физика?" (ток-шоу)

Материал по внеурочной работе по физике....

Сценарий заседания дискуссионного клуба «А что могу сделать я?».

Цель мероприятия : воспитание позитивного отношения к миру; формирование гражданской позиции; диалоговой культуры....

Сценарий заседания дискуссионного клуба"Чёрное и белое" по теме "Болен ли Русский язык"

Мероприятие завершало неделю русского языка в школе. В дискуссии принимали участие команда детей и команда родителей....

Заседание дискуссионного клуба по теме «Зачем нужно ходить в школу?»

Создание условий для осознания детьми своего нового статуса «первоклассник» и «пятиклассник»....

Заседание дискуссионного клуба по теме « Как стать успешным учеником?»

Формирование у учащихся мотивации достижения успеха как возможности оценки своих личностных качеств....

Презентация к заседанию общественно - дискуссионного клуба "Диалог"

Презентация к заседанию общественно - дискуссионного клуба "Диалог"...