Сценарий заседания дискуссионного клуба"Чёрное и белое" по теме "Болен ли Русский язык"
план-конспект по теме

Бурая Оксана Анатольевна

Мероприятие завершало неделю русского языка в школе. В дискуссии принимали участие команда детей и команда родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zasedaniya_diskussionogo_kluba.docx32.43 КБ
Файл chernoe_i_beloe.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38»

______________________________________________________________________

Сценарий

заседания дискуссионного клуба

«Черное и белое»

 по теме

 «Болен ли русский язык?»

                                                                        Бурая Оксана Анатольевна,                                                                                  учитель русского языка                                                                                       и литературы

ЦЕЛИ:

Образовательные: расширение кругозора, обогащение словарного запаса

Развивающие:  развитие речи, умения аргументировано излагать свою точку зрения

Воспитательные:   воспитание  бережного отношения к родному языку

ЗАДАЧИ:

  • Выяснить разные точки зрения на нормы современного русского литературного языка
  • Объяснить необходимость бережного обращения с языком
  • Воспитывать у учащихся культуру речевого поведения во время спора
  • Стимулировать речевую активность

ОФОРМЛЕНИЕ АУДИТОРИИ:

  1. Выставка книг по культуре речи.
  2. Плакаты:

То, чего недостает ораторам в глубине, они восполняют длиннотами.                                                                                                 Монтескье

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.                                                                                                   Вольтер

Красивые выражения украшают красивую речь и сохраняют ее.                                                                                                                Гюго

Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух.                                                                                                                         Ренан

        Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство         языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело.                                                                                                                                 Д.С. Лихачев

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Ведущий.  Добрый день, дорогие друзья: ученики, уважаемые родители и учителя. Мы открываем очередное заседание клуба «Черное и белое». Сегодня же мы завершаем предметную «Неделю русского языка», которая в этом году была посвящена культуре речи.

(слайд 1)

Президент Владимир Путин отметил: «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ». 

(слайд 2)

Ведущий. Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить о его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура говорящего, тем больше его речь будет соответствовать нормам литературного языка.

В последнее десятилетие обнаружилась крайне низкая культура речи: люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. На нас хлынула лавина ошибок – грамматических, стилистических, синтаксических.  В одном из своих последних интервью великий русский просветитель – академик Д.С.Лихачев сказал: «Общая деградация нас как нации сказалась на языке прежде всего». Язык улицы – брань, матерные слова – теперь не редкость и в литературных произведениях, и в публичных выступлениях. Об этом с болью говорил Дмитрий Сергеевич: «Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».

(слайд 3)

Сегодня мы постараемся определить, что же происходит с нашим языком. Болен ли русский язык? Можно ли ему помочь? Хотелось бы, чтобы совместными усилиями определили некоторые шаги к исправлению сложившейся ситуации.

В нашем дискуссионном клубе принимают участие две команды: сборная учащихся 7-8 классов и сборная  родителей.

(слайд 4)

По правилам клуба команды отстаивают противоположные мнения. Мы условились: родители, защищая литературный язык, выдвигают аргументы, которые убедят нас в том, что русский язык болен и ему нужна помощь. Дети же доказывают, что с нашим языком всё в порядке, а грамматические и стилистические неточности лишь разнообразят речь, делая её более живой и эмоциональной.

За ходом дискуссии будет наблюдать жюри.

(представление жюри)

Итак, мы начинаем.

Вниманию команд я предлагаю первый вопрос:

(слайд 5)

1. Чтобы хорошо выглядеть, человек соблюдает гигиену, пользуется косметическими средствами. Как вы думаете, нужно ли человеку следить за правильностью своей речи, хотя бы для того, чтобы произвести впечатление? Или неважно, как произнести: тОрты или тортЫ, звОнишь или звонИшь?

(команды отвечают на вопрос)

Ведущий. Говорят, глаза – зеркало души. Речь человека – это отражение его мыслей.

«Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»,—  писал А. Н. Толстой.

Ни для кого не секрет, что умение красиво говорить – это ключ к успеху и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Умение правильно выражать мысль, соблюдая нормы русского языка, увеличивает шанс быть понятым и услышанным. Вот такую иллюстрацию я нашла в группе «Я люблю русский язык» на странице VK.

(слайд 6)

Мы попросим жюри определиться с тем, какая из команд привела более убедительные аргументы.

(жюри знакомит с решением)

        Ведущий. Пришло время второго вопроса:

(слайд 7)

         2. «Модное» поветрие – заведомое искажение, коверканье слов: «Дратути», «Дотвиданиня», «Зайчег». Это опасное или веселое, безобидное занятие?

(команды отвечают на вопрос)

        Ведущий. Пока жюри совещается, кому отдать свой голос, приведу мнение психологов, которые утверждают, что коверканье слов характерно при общении с годовалыми малышами и намеренное искажение слов недопустимо в том возрасте, когда ребенок уже понимает обращенную к нему нормальную речь, поскольку рушит его самооценку и может заложить в нем корни инфантилизма. 

(слайды 8 - 10)

(Инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности).

(жюри знакомит с решением)

        Ведущий: А у меня к командам третий вопрос:

(слайд 11)

        3. Есть интересная теория о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира… Согласны ли вы с этим утверждением?  Или, может быть, слова - «паразиты» рассказывают о чём-то другом?

(команды отвечают на вопрос)

        Ведущий: Прежде, чем предоставить слово жюри, хочу обратить ваше внимание, что могут рассказать о человеке его слова-паразиты.

(слайды 12 - 13)

  •      Если человек употребляет слово-«паразит»  «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Но на самом деле это слово используют люди, привыкшие всё в жизни усложнять. Еще этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся»
  • «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. 
  • «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект.
  •         У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

(слайд 14)

        Мы видим, что ничего хорошего не расскажут нам слова-паразиты. Вот ещё одна иллюстрация из группы «Я люблю русский язык».

(жюри знакомит с решением)

        Ведущий. Следующий вопрос командам:

(слайд 15)

        4. Русский язык всегда активно заимствовал иноязычную лексику. Говорит ли о  культуре человека использование в речи большого количества иностранных слов?

(команды отвечают на вопрос)

        Ведущий. Жюри совещается, а мы обратимся к мнению авторитетного человека.

(слайды 16 - 17)

Ещё в XIX веке В. Г.Белинский, великий русский критик, писал:    «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».


(жюри знакомит с решением)

        Ведущий. А я готова задать вам ещё один вопрос:

(слайд 18)

        5. Кто из нас не использовал хотя бы раз в своей речи жаргонизмы: «инет», «комп», «прикинь», «печалька», «игнор»? На ваш взгляд, жаргонизмы делают нашу речь более образной и интересной или обедняют наш язык?

(команды отвечают на вопрос)

Перед вами мнение языковеда Л. И. Скворцова:  «Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь». 

(слайд 19)


(жюри знакомит с решением)

        Ведущий. И последний на сегодня вопрос:

(слайд 20)

        6. В близком соседстве с жаргонизмами находится сквернословие. Нужно ли бороться с нецензурной бранью или, может быть, само рассосётся? Предложите ваши варианты решения этой проблемы.

(команды отвечают на вопрос)

        Ведущий. Сквернословить всегда плохо, об этом в один голос кричат и священнослужители,  и филологи-лингвисты.

        Интересный эксперимент был проведён в Японии. Воду, обруганную, униженную и оскорблённую, использовали для полива семян пшеницы. В итоге половина из них не взошла.

        Из этого следует, что мат – это негативная энергия, которую ни в коем случае нельзя выплёскивать на других и тем более сохранять в себе. 

(слайд 21)

        Мы выслушали мнение разных поколений. А вот как предлагают бороться с ненормативной лексикой создатели группы «Я люблю русский язык» на странице VK и создатели фильма «Джентельмены удачи».

(жюри знакомит с решением)

        Ведущий. Подводя итог нашей дискуссии, отметим, что здоровье нашего языка зависит от каждого из нас.

        В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

        Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности.

        Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

        Поэтому каждому уважающему себя человеку  необходимо  следить за своей  речью, добиваться ее правильности и грамотности.

(слайд 22)

        «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,  этот клад , это достояние, переданное нам нашими предшественниками», – призывает И. С. Тургенев.  

(вручение памятных призов,

 награждение победителей предметной недели)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЁРНОЕ БЕЛОЕ И

Слайд 2

Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ. Владимир Путин

Слайд 3

Важнейший способ узнать человека… – прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает. Д. С. Лихачёв Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело. Д. С. Лихачёв

Слайд 4

Болен ли русский язык?

Слайд 5

Чтобы хорошо выглядеть, человек соблюдает гигиену, пользуется косметическими средствами. Как вы думаете, нужно ли следить за правильностью своей речи, хотя бы для того, чтобы произвести хорошее впечатление? Или неважно, как произнести: т О рты или торт Ы , зв О нишь или звон И шь ?

Слайд 6

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н.Толстой

Слайд 7

«Модное» поветрие – искажение слова. Это опасное или веселое, безобидное занятие?

Слайд 8

Коверканье слов характерно при общении с годовалыми малышами. Психологи утверждают, что намеренное искажение слов недопустимо в том возрасте, когда ребенок уже понимает обращенную к нему нормальную речь, поскольку рушит его самооценку. Ребёнок видит, что взрослые его всерьез не воспринимают. Это закладывает в нем корни инфантилизма.

Слайд 9

Инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности.

Слайд 11

Есть интересная теория о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира… Согласны ли вы с этим утверждением? Или, может быть, слова- «паразиты» рассказывают о чём-то другом?

Слайд 13

Если человек употребляет слово-«паразит» «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Но на самом деле это слово используют люди, привыкшие всё в жизни усложнять. Еще этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся » « Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося . « Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект. У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – « как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слайд 15

Русский язык всегда активно заимствовал иноязычную лексику. Говорит ли о культуре человека использование в речи большого количества иностранных слов?

Слайд 18

Кто из нас не использовал хотя бы раз в своей речи жаргонизмы: « инет », « комп », «прикинь», « печалька », « игнор » ? На ваш взгляд, жаргонизмы делают нашу речь более образной и интересной или обедняют наш язык?

Слайд 19

Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь. Л. И. Скворцов

Слайд 20

В близком соседстве с жаргонизмами находится сквернословие. Нужно ли бороться с нецензурной бранью или, может быть, само рассосётся? Предложите ваши варианты решения этой проблемы.

Слайд 22

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса! И.С.Тургенев

Слайд 24

Использованные источники: https://goo.gl/BgrUxX https://goo.gl/HAxVwU https://goo.gl/VVLjqf https://goo.gl/1sD3s6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание дискуссионного клуба

На заседании дискуссионного клуба учащиеся рассматривают вопросы о безопасном использовании сетевых ресурсов...

Заседание дискуссионного клуба"А зачем мне физика?" (ток-шоу)

Материал по внеурочной работе по физике....

Сценарий заседания дискуссионного клуба «А что могу сделать я?».

Цель мероприятия : воспитание позитивного отношения к миру; формирование гражданской позиции; диалоговой культуры....

Заседание дискуссионного клуба "Чёрное и белое" по теме "Классики или современники?"

Полная версия опубликована в электронном сборнике: Фестиваль методических материалов «Чтение – лучшее учение»: сборник статей и методических материалов / сост. Т. В. Соловьева и др. ...

Заседание дискуссионного клуба по теме «Зачем нужно ходить в школу?»

Создание условий для осознания детьми своего нового статуса «первоклассник» и «пятиклассник»....

Заседание дискуссионного клуба по теме « Как стать успешным учеником?»

Формирование у учащихся мотивации достижения успеха как возможности оценки своих личностных качеств....

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ»

Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и разв...