Рабочая программа кружка "Основы журналистики"
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Основы журналистики" для учащихся 7-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_osnovy_zhurnalistiki.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Агибаловская средняя школа» Холм-Жирковского района
Смоленской области
Рабочая программа кружка
«Основы журналистики»
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Волкова Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
д. Агибалово , 2016г
В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Умение изложить свой опыт, критические замечания необходимы специалистам всех без исключения профилей. На занятиях кружка учащиеся будут проводить издательскую работу, собирать материал, обрабатывать его, представлять, учитывая особенности любой аудитории.
Результат кружка – активное участие в издании периодической информационно-развлекательной школьной газеты.
Задачи:
- создание условий, способствующих формированию способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
- способствовать реализации индивидуальных способностей обучающихся и развитию творческого потенциала личности;
- познакомить обучающихся с особенностями публицистического стиля и его жанрами (заметка, репортаж, интервью, корреспонденция, статья, рецензия, зарисовка, очерк);
- формировать базовый понятийный (терминологический) аппарат;
- формировать умение собирать материал и выполнять работы в жанрах публицистического стиля;
- воспитывать умение самостоятельно отбирать актуальный материал, развить у обучающихся коммуникативные навыки письма и слушания.
Кружок “Основы журналистики” рассчитан на 34 часа.
В процессе изучения курса, обучающиеся должны овладеть основными категориями и ключевыми терминами, составляющими понятийный аппарат:
- лексика современной газеты;
- синтаксис языка газеты;
- заметка;
- интервью;
- статья;
- корреспонденция;
- отзыв;
- зарисовка;
- очерк;
- эссе;
- издательская работа.
Обучающиеся должны знать:
- теоретические основы и тенденции журналистской деятельности;
- формы организации работы журналиста;
- функции, мотивы, цели журналистской деятельности;
- принципы формирования имиджа журналиста;
- каналы формирования “информационного багажа”;
- особенности жанров публицистического стиля;
- теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью;
- разновидности вопросов;
- тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.
Обучающиеся должны уметь:
- программировать собственную деятельность на успех;
- учитывать менталитет отечественного читателя;
- оформлять рукопись;
- планировать работу журналиста;
- самостоятельно отбирать актуальный материал (темы, информацию);
- задавать вопросы;
- отбирать устойчивые сочетания, фразеологию, формирующие различные газетные жанры;
- выполнять работу в жанрах публицистического стиля (анализировать и обрабатывать собранный материал);
- оформлять печатные издания (литературное и шрифтовое оформление заголовков, составление макета будущей газеты);
- планировать работу редакции;
- работать в команде.
Содержание курса кружка
Журналистика в социальном мире
Массовая коммуникация. Диалог и формы “человекотворчества”. Информация. Мотивы, цели, функции и результаты массово-коммуникативной деятельности. Управление имиджем журналиста. Права и обязанности журналиста. Что такое плагиат? Культура оформления рукописи.
Должны знать: тенденции журналистской деятельности; принципы формирования имиджа журналиста; наряду с очевидными психологическими факторами, влияющими на характер восприятия журналистских произведений, уровни психической деятельности; функции, мотивы, цели журналистской деятельности.
Должны уметь: программировать собственную деятельность на успех; учитывать менталитет отечественного читателя; оформлять рукопись.
Формирование “информационного багажа” журналиста
Поиск темы и информации. Каналы формирования “информационного багажа”.
Должны знать: каналы формирования “информационного багажа”.
Должны уметь: самостоятельно отбирать актуальный материал; формулировать тему публицистического сочинения.
Публицистический стиль: лексика и синтаксис
Общие особенности языка газеты. Лексика современной газеты. Стилистическая роль устойчивых сочетаний. Фразеология в контексте. Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии. Синтаксис языка газеты.
Практические занятия:
Анализ лексики современной газеты.
Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии.
Наблюдения над синтаксисом языка газеты. Сочетание книжного и разговорного синтаксиса. “Рубленая” проза. Эллиптическое предложение. Номинативные предложения. Присоединительные конструкции. Актуальное членение предложения. Управление. Согласование.
Примеры организации самостоятельной работы учащихся: Составить таблицу “Особенности публицистического стиля”.
Найти приметы научного и художественного стилей.
Выбрать из текста речевые формы, обладающие оценочным характером.
Должны знать: лексические особенности газетного жанра; синтаксические особенности публицистического произведения.
Должны уметь: отбирать устойчивые сочетания, фразеологию, формирующие различные газетные жанры.
Технология интервью
Подходы к интервью. Виды интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди “читают” людей. Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники). Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире.
Примеры организации самостоятельной работы учащихся: Составить интервью на заданную тему.
Должен знать: теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью; знать разновидности вопросов; тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.
Должен уметь: задавать вопросы; преодолевать “особые” обстоятельства.
Жанр заметки
Разновидности заметки. Заметка информационного характера. Поиск заголовка. Особенности положительной заметки. Критическая заметка. Полемическая заметка. Расширенная заметка.
Практические занятия:
Анализ заметки информационного характера.
Специфика положительной заметки.
Особенности критической заметки.
Специфические особенности полемической заметки.
Примеры организации самостоятельной работы учащихся: Найти в газете критическую, полемическую, расширенную заметку, заметку информационного характера. Найти в любой газете 10 свежих заголовков, записать их с указанием газеты и номера. Если сам заголовок не ясен, то в скобках сообщить суть материала.
Исправить заметки учащихся. Объяснить коррективы.
Написать заметку на любую актуальную тему.
Должны знать: виды, формирующие жанр заметки; роль и функции заголовка.
Должны уметь: продуцировать заметку любого вида.
Корреспонденция
Практические занятия:
Особенности жанра корреспонденции.
Должны знать: специфические особенности жанра.
Должны уметь: анализировать и обрабатывать исходный материал.
Жанры периодической печати
Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе.
Практические занятия:
Отзыв о кинофильме, спектакле, картине…
Отзыв о двух или нескольких произведениях современной литературы на одну и ту же или близкую тему.
Что такое рецензия? Отличие от отзыва и аннотации.
Особенности жанра рецензии.
Жанр очерка. Виды очерков: публицистический, художественный, путевые заметки.
Эссе.
Примеры организации самостоятельной работы учащихся: Найти в газетах зрительский отзыв.
Написать отзыв о кинофильме или спектакле.
Найти в газетах очерк. Определить вид очерка.
Написать эссе на заданную тему (об искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах).
Должны знать: особенности публицистических жанров.
Должны уметь: составлять аннотации, рецензии, писать отзывы, очерки, эссе; высказывать свои впечатления о произведении искусства; уметь сжато излагать текст.
Издательская работа
Организация и планирование работы редакций. Выбор и подготовка иллюстраций. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий. Макетирование. Планирование работы редакций.
Примеры организации самостоятельной работы учащихся: работают в группах – каждая группа должна оформить одну страницу номера газеты.
Написать сочинение в любом публицистическом жанре.
Должны знать:
как оформить заголовок (шрифт); как составить макет будущей газеты.
Должны уметь:
оформить печатные издания; планировать работу редакции; уметь работать в команде.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1. | Журналистика в социальном мире. Массовая коммуникация. | 1 | |
2. | Права и обязанности журналиста. | 1 | |
3. | Формирование «информационного багажа» журналиста. | 1 | |
4. | Поиск темы и информации. | 1 | |
5. | Каналы формирования «информационного багажа» | 1 | |
6. | Издательская работа. | 1 | |
7. | Публицистический стиль: лексика и синтаксис. | 1 | |
8. | Лексика современной газеты. | 1 | |
9. | Синтаксис языка газеты. | 1 | |
10. | Издательская работа. | 1 | |
11. | Технология интервью. | 1 | |
12. | Подготовка к интервью. | 1 | |
13. | Искусство задавать вопросы. | 1 | |
14. | Интервью: люди и обстоятельства. | 1 | |
15. | Подготовка интервью для печати. | 1 | |
16. | Издательская работа. | 1 | |
17. | Жанр заметки. | 1 | |
18. | Разновидности заметки. | 1 | |
19. | Заметка информационного характера. | 1 | |
20. | Поиск заголовка. | 1 | |
21. | Особенности положительной заметки. | 1 | |
22. | Критическая заметка. | 1 | |
23. | Полемическая заметка. | 1 | |
24. | Расширенная заметка. | 1 | |
25. | Создание заметки. Практическая работа. | 1 | |
26. | Корреспонденция. | 1 | |
27, 28. | Особенности жанра корреспонденции. | 2 | |
29. | Жанры периодической печати. Отзыв. | 1 | |
30. | Аннотация. | 1 | |
31. | Рецензия. | 1 | |
32. | Очерк. Эссе. | 1 | |
33. | Издательская работа. | 1 | |
34. | Планирование работы редакций. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА:
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М., 1965.
- Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
- Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
- Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации для работников печати. – М., 1984.
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
- Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики" написана в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «ПРОБА ПЕРА: основы журналистики»
Программа кружка «Проба пера: основы журналистики» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа.Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение тво...
рабочая программа ДО "Журналистика"
рабочая программа содержит пояснительную записку, ктп, тематический план, расчитана на 2 группы...
Рабочая программа кружка " Журналистика"
Данная программа реализует один из двух аспектов изучения предмета русского языка, на базе которого создан этот курс, а именно - технологический подход, в котором информатика рассматривается как средс...
Рабочая программа кружка "Журналистика"
Занятия в кружке «Журналистика» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело; позволяют мак...
Рабочая программа по журналистике
Рабочая программа кружка журналистики в школе для 1ого года обученияВозраст детей -8-9 лет...