Духовно-нравственное воспитание учащихся с ОВЗ
статья на тему

Яковлева Светлана Сергеевна

Задачи духовно-нравственного развития личности реализуются в процессе социализации, укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего - выбор духовно-нравственного поколения.

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, чвто хорошо, а что плохо - носят довольно поверхостный характер. Они узнают правила морали от учителей, родителей, их книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.

Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ  в благоприятных социальных условиях  даёт возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель должен добиться того, что бы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи духовно-нравственного развития личности реализуются в процессе социализации, укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего – выбор духовно-нравственного поколения.

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.

Поэтому  такие дети по неразумению,  либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии.

Педагог коррекционной школы должен научить детей с нарушениями в развитии определенным правилам поведения и общения. Требуется формировать любовь к себе и другим, стремление к нравственному самосовершенствованию, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали, сознательное отношение к своим действиям. Благодаря именно этой сфере, люди вступают в разнообразные взаимоотношения друг с другом. Её характеризует умение человека управлять своими отношениями. Главной функцией этой сферы является отбор позиций и взглядов, идей и ценностей.

Границы воспитательных воздействий определяют уровень развития ребенка и его психофизиологические особенности. Фундаментом становления нравственности и морали является индивидуальность ребенка. Педагогическая работа состоит в том, чтобы объединить индивидуальное и социальное воспитание. Процесс педагогического воспитания будет считаться и результативным, и успешным тогда, когда во всех сферах индивидуальности будут развиваться все части социального облика.

Использование разнообразных методов воспитания подразумевает под собой постоянное обращение к различным приемам и их совокупностям. Приемы воспитания подразумевают под собой тщательно организованный педагогами процесс влияния на поведение, взгляды, ценностные ориентиры и идеалы воспитанника. В результате этого влияния включаются процессы самовоспитания и регуляции поведения и поступков.

При работе с умственно-отсталыми детьми очень важно организовывать общественную деятельность, в ходе которой у детей возникает возможность помочь или как-либо иначе принести пользу. При этом очень важно дать верную оценку поступку — не переоценить, но и не недооценить.

 Формирование нравственных чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям – важнейшая задача нравственного воспитания.                

Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственных чувств у умственно отсталых детей. Это проявляется в том, что формирование высших чувств, происходит с относительным опозданием и значительным трудом.

У учащихся младших (1-Ш) классов формируется чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, успеваемость, за соблюдением режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и пр.

У учащихся средних (IV-VI) классов формируется чувство коллективизма, дружбы, непримиримости к нечестности, лени. В этот период особенно важно воспитывать у мальчиков чувство уважения к девочкам, а у девочек чувство собственного достоинства и скромности. У младших подростков воспитывается чувство гордости за свой коллектив, школу, город, страну.

У старших подростков (VII-IX классы) формируется чувство ответственности не только за свои дела  поступки, но и за поступки окружающих, всего коллектива; готовность выступать против недостатков,  в защиту слабых, обиженных.

 Формирование навыков и привычек общественного поведения – важная задача нравственного воспитания.

Особое место в работе с умственно отсталыми детьми занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Свойственная многим умственно отсталым инертность, тугоподвижность мыслительных процессов ставит успех формирования их привычек в известную зависимость от случайных отрицательных впечатлений.

Воспитание детей с ОВЗ требует применения особых технологий, методов в работе педагога.

Трудность проблемы духовно - нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1)  Недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2)  Дети отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3)  Семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.

Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

4)  Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

Образовательное учреждение, ставит перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации их в общество. Мы осуществляем коррекционно-воспитательный образовательный процесс с учетом того, что воспитательная система в коррекционной школе, имеет коррекционную направленность, и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ОВЗ, на формирование их личности, социальную адаптацию на основе специальных педагогических приемов.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся разработано на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 

 Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.

Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. 

 Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 

 Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Все направления тесно взаимосвязаны между собой и представляют единую систему по формированию и развитию нравственных качеств учащихся с ОВЗ.

Работа по всем направлениям строится с учётом особенностей развития детей с ограниченными возможностями  здоровья. Основным принципом является - создание ситуации успешности ребёнка, которые необходимы для обретения уверенности в своих силах, преодолении трудностей связанных с неуверенностью в себе, страхов быть непринятым в обществе, что в конечном итоге помогает ребёнку социализироваться в обществе, овладеть нормами поведения, не чувствовать себя изгоем.

В нашей школе одним из ведущих направлений работы является гражданско – патриотическое воспитание учащихся. Основной его задачей является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Актуальность работы по нравственно-патриотическому воспитанию, проводимой в  школе, заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья, начиная с первого класса, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций ( в силу определённых причин: большинство из них ранее не посещали других образовательных учреждений, имели ограничения в коммуникативной сфере и т.п.).

Наша цель - организация системы нравственно-патриотического воспитания и решение проблем личностного развития  «особенных» детей через приобщение их к историческому, культурному, природному наследию нашего города, а затем и страны.

Конечно, основные знания об истории своего города, страны учащиеся получают на уроках:  история Санкт – Петербурга, Обществознание, Культура поведения. Проводится большая экскурсионная и музейная работа.  

Основная работа по гражданско – патриотическому воспитанию реализуется во внеклассной работе,  через взаимодействие с социальными партнёрами, участие в районных и городских мероприятиях.

Мы стремимся к тому, чтобы воспитательная деятельность была увлекательна, вела детей к  самоутверждению и нравственному становлению. Для этого в работе используются различные технологии: Личностно-ориентированная технология, КТД , ИКТ, проектная технология и здоровьесберегающая деятельность.

Воспитательная работа строится по принципу добровольного участия детей во внеклассной деятельности в соответствии с интересами и способностями.

Классные часы и беседы имеют огромное значение в формировании личностных качеств обучающихся. Они помогают выработать правильное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, нравственным обязанностям.

В нашей школе проводится большое количество бесед, направленных на формирование общечеловеческих понятий, таких как добро и зло, вера, любовь, дружба, уважение и т.д.

Общешкольные праздники особая форма работы, которая позволяет решать вопросы патриотического и нравственного воспитания. Они дают возможность проявить свои способности в разнообразной деятельности. Пережить событие, получить и углубить знания, расширить кругозор и развить творческие способности учащихся. Это способствует их самоутверждению, самовыражению, успеху.

Результатом совместной деятельности являются проекты. Проект представляет собой изучение темы истории Великой отечественной войны. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили, берегли и защищали её наши предки. Так, например, работая над проектом «Книга жизни. Книга о блокаднике», дети самостоятельно осуществляли поиск информации, работали с различными источниками, проявили познавательную активность, брали интервью у блокадницы, делали подарки своими руками.  

Проектная деятельность  даёт огромные возможности для решения не только воспитательных, образовательных, но и развивающих задач.

Участие в акциях различного уровня и направлений служат для формирования нравственных качеств учащихся. Воспитания ответственности за себя и окружающих, положительных личностных качеств, состраданию, уважению.

Уже не первый год особенно актуально стоит проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры.

Проводя работу в этом направлении, мы стремимся донести до учащихся, что толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей. Задача школы состоит  в том, чтобы из её стен выходили учащиеся, мировосприятие которых основано на принципах толерантности.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание. 

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

В рамках работы по образованию, развитию, воспитанию и формированию активной жизненной позиции по вопросам охраны природы, учащимся  даются знания в области экологии, и формируется бережное отношение к природе в целом. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного человека.

Работа с семьёй так же является одной из важных задач. Семья, имеющая ребенка с ОВЗ, на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. У родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений.

Учитывая все факторы риска в семьях, где есть ребёнок с ОВЗ, основной задачей школы является в первую очередь создание условий, для благоприятной эмоциональной и психологической обстановки в семье. Задача школы помочь укрепить, а где – то и  обстановка, то и  у ребёнка формируется правильное отношение к семье, к семейным ценностям.

Совместные семейные праздники, где дети ощущают поддержку близкого человека, а родители испытывает радость за успехи своих детей.

   Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития  образовательной системы современной школы. Важной задачей данного направления является подготовка образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность, в том числе и деятельность по ведению здорового образа жизни.

Большая ответственность по формированию и развитию здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу, но вместе со школой активно должна взаимодействовать семья, в которой растет этот ребенок. Именно в школе под контролем учителей, педагогов ЛФК формируется алгоритм ведения и построения здорового образа жизни, а домашних условиях эти знания и умения должны закрепляться. Необходимо формировать у детей с ограниченными возможностями умения и навыки сохранения и укрепления здоровья. То есть элементарные правила безопасного поведения по отношению к собственному телу, для этого необходимо развивать у ребенка чувство безопасности через тактильные ощущения. Детям  с ограниченными возможностями необходимо помогать формировать навыки и умения  ведения здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом.

 Трудовое воспитание учащихся строится на  максимальном вовлечении воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда. Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим формируется мотивация к трудовой деятельности детей, развивается интерес к разным формам труда и помощи старшим.

Таким образом, процесс нравственного воспитания учащихся нашей школы, включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и качеств личности, навыков поведения. Нравственные качества учащегося с ОВЗ формируются и проявляются в процессе взаимоотношений с окружающей средой и являются важнейшей характеристикой личности ребёнка. Они развиваются во взаимосвязи  с другими качествами личности как элемент единого целого.

Авторы:

Курьина Елена Геннадьевна, учитель технологии, педагог организатор

Яковлева Светлана Сергеевна, замдиректора по ВР, учитель логопед

ГБОУ школа № 613 Московского района , Санкт - Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...