ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ
проект по теме
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Васильев Алексей Геннадьевич,
заместитель директора по воспитательной работе , педагог-психолог, учитель обществознания,
Васильева Валентина Николаевна,
учитель обществознания МОУ «Коркатовский лицей»
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ
Одной из важных задач системы образования в условиях введения Профессионального стандарта является подготовка как учителя, так и ученика к эффективной деятельности и общению в поликультурной среде. Это связано с осознанием культурного многообразия, толерантным отношением к этому многообразию и способностью к культуросообразному поведению в зависимости от определенных культурных условий. Важной предпосылкой подготовки высококвалифицированных педагогов является развитие их межкультурной компетентности. В любом классе любой российской школы могут оказаться рядом представители различных этнических и религиозных групп, как это и наблюдается в нашем Коркатовском лицее. У нас учатся марийцы, татары, русские, дагестанцы.
В современной педагогической литературе используется термин межкультурная компетентность, представляющая собой личностное качество, объединяющее в себе содержание различных компетенций: иноязычных, коммуникативных, лингвострановедческих, социокультурных, профессиональных. Это качество, включающее готовность к осуществлению межкультурной коммуникации на основе толерантности к другой культуре, интереса к менталитету ее представителей, направленности на ценности диалогового взаимодействия, осознанности профессионально-личностного смысла поликультурного знания. Нам надо уметь быстро ориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать решения, имеющие необходимое воспитательное значение. Учителю важно в общении с людьми разных национальностей уметь выслушать и высказать свою точку зрения, проявлять такт в оценке исторических событий, обрядов, традиций других народов, хорошо знать историко-культурное наследие народов, проживающих в республике, районе, а также владеть основными методами и формами работы в полиэтнической образовательной среде.
Замечательной технологией является ученическое проектирование. Это самостоятельная активность учащихся и в организации, и в осуществлении проекта. У учителя педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях и проектной деятельности в целом. Нам нужна особая активность при втягивании учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта; поддержание взаимодействия детей между собой, со взрослыми экспертами, консультантами; работе с материалом - результатом информационно-поисковой деятельности детей.
В качестве примера приведём социальный проект «Морко велем шумбелем», выполненный обучающимися разных национальностей, членами волонтёрского объединения «Морко шушпык».
1. Обоснование актуальности проекта.
Наш Моркинский район известен не только в Республике Марий Эл, но и за её пределами как родник талантов. Мы по праву гордимся нашими знаменитыми писателями и поэтами С.Г. Чавайном, Н.И. Казаковым, В. Мухиным, В. Осиповым-Ярча, С.Н. Николаевым, композиторами В. Захаровым, И. Кузьминым. Среди них есть и наши выпускники, например, заслуженный работник культуры Марийской АССР П. П. Эчейкин. Когда мы провели анкетирование среди учащихся 5-8 классов с открытым вопросом, каких наших земляков они знают, кто известен своими достижениями в культуре, искусстве, народном творчестве, 100% назвали имя С.Г. Чавайна, 77 – Н.И. Казакова, 43 – С.Н. Николаева, но лишь 2 ученика назвали имя П.П. Эчейкина. Поэтому мы решили, что нам надо обратить внимание на тех, кто своим трудом, достижениями прославил наш марийский народ. Так как мы учимся в Коркатовском лицее, в том самом, где в свое время учился П.П. Эчейкин, мы решили собрать материалы о нем, оформить буклет, чтобы каждый желающий смог его приобрести, присвоить его имя кабинету марийского языка и литературы и ИКН. Каждый раз, когда дети будут входить на урок в класс, они будут вспоминать этого человека. Кто-то, возможно, в первый раз заинтересуется культурой своего народа.
2. Цели, задачи проекта.
Цель проекта: увековечить память заслуженного работника культуры Марийской АССР Петра Павловича Эчейкина.
Задачи:
- провести анкетирование среди учеников 5-8 классов;
- собрать материалы о П. П. Эчейкине;
- оформить буклет о жизни и деятельности П.П. Эчейкина;
- повесить именную доску на кабинет марийского языка и литературы.
3. Содержание проекта.
1.На первом этапе наши руководители Васильева В.Н. и Васильев А.Г. нам напомнили, чем занимаются государственные органы власти. Мы вспомнили, что правовое государство возможно при сформированном гражданском обществе, которое включает в себя и организации по интересу, активно занимающиеся проблемами общества.
Мы живем в многонациональной республике. В нашем лицее учатся марийцы, русские, татары, даже дагестанец. Когда у нас ежегодно проводится неделя финно-угорских народов, мы показываем песни, танцы этих народов. Так мы узнаем ближе друг друга, и нам интересна культура другого народа.
2. Выбор проблемы.
Для выбора актуальной проблемы мы провели анкетирование среди учащихся 5-8 классов с открытым вопросом, каких наших земляков они знают, кто известен своими достижениями в культуре, искусстве, народном творчестве: 100% назвали имя С.Чавайна, 77 – Н.И. Казакова, 43 – С.Н. Николаева, но лишь 2 ученика назвали имя П.П. Эчейкина. Поэтому мы решили, что нам надо обратить внимание на тех, кто своим трудом, достижениями прославил наш марийский народ. Так как мы учимся в Коркатовском лицее, в том самом, где в свое время учился П.П. Эчейкин, мы решили собрать материалы о нем, оформить буклет, чтобы каждый желающий смог его приобрести, присвоить его имя кабинету марийского языка и литературы и ИКН.
3.Сбор информации.
Первым делом мы пошли в Музей Боевой славы нашего лицея, поговорили с его руководителем В.А. Подбойкиным. К сожалению, никаких биографических данных П.П. Эчейкина мы не нашли. Но в Музее было 2 стенда, оформленных по результатам поисковой работы учеников нашей школы. Мы узнали, что основным направлением поисковой работы была именно этнография. Чтобы лучше справиться с этой работой, В.А. Подбойкин обратился к П.П. Эчейкину, в школе организовали кружок «Марий семмастар» под его руководством. Здесь Петр Павлович делился с детьми опытом изготовления таких марийских национальных инструментов, как шўвыр (волынка), тўмыр (барабан), шиялтыш (флейта). Он научил наших учеников играть на этих инструментах. Также они учились делать сувениры – маленькие барабаны, пользуясь подручными средствами. Итоги работы были просто замечательными: команда нашей школы заняла первое место на республиканском и второе место в российском слёте юных краеведов в 1998 году. Команде нашей школы, в составе которой был и П.П. Эчейкин, было предоставлено почётное право приветствия участников и гостей российского слета юных краеведов игрой на марийских национальных инструментах. Таким образом, он сделал очень много для того, чтобы наши дети знали, любили марийскую культуру и имеет полное право, чтобы была открыта его именная доска в нашем лицее в честь 130-летия школы.
4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
Так как наши дети не знают даже выпускника своей школы, который прославил всю марийскую культуру в 12 странах Европы, мы решили увековечить имя П.П. Эчейкина, всю свою жизнь посвятившего изучению, сохранению марийской традиционной культуры.
5. Реализация плана действий.
На первом этапе мы собрали имеющиеся сведения в школьном музее, Шерегановской сельской библиотеке, съездили в гости к родственнице Петра Павловича, предпринимательнице, учителю воскресной школы Татьяне Васильевне Гавриловой.
Нам было очень интересно. Мы уже знали, что умер и сын Петра Павловича Эчейкина. Но его родственница Татьяна Васильевна не только сохранила дом, но и обустроила его. Она открыла в этом доме воскресную школу. Если при жизни Петра Павловича здесь он изготавливал марийские национальные инструменты, которые ещё сохранились во многих народных коллективах, то в его доме формируются души детей. Мы побывали на занятии, где дети готовили пасхальное выступление, а потом взяли интервью у Татьяны Васильевны.
10 мая мы со своей идеей выступили на методическом совете лицея перед администрацией и учителями лицея. Они одобрили начатую нами работу. В этот же день мы среди учеников 5-9 классов объявили конкурс на лучший эскиз именной доски.
11 мая мы со своим классом съездили в деревню Кутюккинер по другому долгосрочному социальному проекту «Улыбнись, ветеран!» и посетили музей Н.И. Казакова, в котором есть этнографический отдел, где хранятся инструменты, изготовленные нашим мастером. Так через десятки лет мы встретились с творчеством нашего замечательного земляка Петра Павловича Эчейкина.
Таким образом, мы при сборе информации сотрудничали с двумя музеями, Шерегановской сельской библиотекой, нашим краеведом В.А. Подбойкиным, родственницей Петра Павловича Татьяной Васильевной Гавриловой, учителями и администрацией лицея.
К сожалению, ни в какой из библиотек нет подшивок газет за долгие годы. Поэтому на июнь мы запланировали поездку в Республиканскую библиотеку, чтобы поработать с подшивками газетных материалов, найти информацию о Петре Павловиче, его ансамбле, поездках за рубеж.
5.Кадровое обеспечение проекта. Руководители проекта – Васильева В.Н., заместитель директора по воспитательной работе, руководитель многих проектов, реализуемых в лицее. Васильев А.Г., педагог-психолог, председатель Совета молодых педагогов Моркинского района, председатель Молодёжного парламента Моркинского района и член республиканского, организатор патриотических акций в районе «Бессмертный полк», «Сирень Победы», «Георгиевская ленточка», «Чисто на районе».
Члены волонтёрского отряда «Морко шўшпык» - участники всех этих акций, победители республиканского конкурса «Путешествие с Экокайыком».
Дементьева Мария – руководитель отряда, участница финно-угорского лагеря, Кремлёвской ёлки, победитель НПК «Моя страна – моя Россия», «Актуальные проблемы гуманитарного знания», фестиваля «Ший талешке», Поволжского научно-образовательного форума «Мой первый шаг в науку», участница республиканского экологического волонтёрского слета по акции Любимому озеру – чистые берега» на озере Чуркан, победитель нескольких этапов III Республиканского конкурса вожатых От винта».
Для подведения итогов конкурса эскизов приглашен учитель изобразительного искусства высшей категории В.А. Павлов.
6. Достигнутые результаты.
Проведено анкетирование среди обучающихся 6-9 классов, заинтересовали их историей и культурой своего народа.
Собраны фотографии, биографические данные Петра Павловича Эчейкина.
Проведены экскурсии для сбора материалов о Петре Павловиче в Дом-музей Н.И. Казакова в деревне Кутюккинер. Здесь в этнографическом отделе хранятся музыкальные инструменты, изготовленные П.П. Эчейкиным.
Побывали в родном доме П.П. Эчейкина, встретились с его племянницей Т.В. Гавриловой, которая открыла в этом доме воскресную школу.
26 апреля – в день 10-летия смерти П.П. Эчейкина - подготовили и провели презентацию о П.П. Эчейкине для обучающихся 5-8 классов. В эти дни наш марийский народ отмечает День марийского национального героя, и смерть Петра Павловича именно в это день символична. Его тоже мы можем назвать марийским национальным героем.
Объявили конкурс на эскиз именной доски.
Согласовали действия по открытию именной доски с администрацией и коллективом лицея.
Запланировали поездку в г.Йошкар-Ола в Республиканскую библиотеку.
Запланировали итоговую статью в газеты «Морко мланде», «Марий эл», «Кугарня».
7. Предполагаемые конечные результаты проекта
Количественные показатели: ученики Коркатовского лицея будут знать жизнь и творчество нашего выпускника Петра Павловича Эчейкина, интересоваться его творческим наследием, а также историей и культурой своего народа.
Качественные показатели: все ученики 5-9 классов поневоле задумаются о судьбе, творчестве П.П. Эчейкина, будет выпущено 100 буклетов, которые можно будет использовать для самых разных целей.
8. Потенциал развития проекта.
Планируем запустить сетевой проект «Морко велем – шумбелем», в котором своими исследованиями смогут поделиться все ученики района. Они тоже заинтересуются историей, традициями, культурой своей местности.
Список литературы
1. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2005.
2. Майер Б.О. Когнитивные аспекты современной философии отечественного образования /Б.О.Майер; отв. ред. Н.В. Наливайко; Рос. акад. Наук, Ин-т филос. и права [и др.] - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - 276 с. - (Прил. к журн. «Философия образования», Том XXII)
3. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования. Народное образование, 2003 - С. 58-64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников 5- 8 классов" (на примере иностранного языка)
Данную тему я считаю актуальной на современном этапе обучения. Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному...
Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)".
Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)" была опубликована в сборнике статей "Школа в условиях модернизации: от идеи к ре...
«Образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»
Данные материалы могут быть использованы учителями как в работе, так и в выступлениях различного уровня....
статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
Из опыта работы...
Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся
Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим “atere” - «с...
Статья «Проектно-исследовательская технология как средство формировании ключевых компетенций у обучающихся”.
В статье рассматриваются ключевые компетенции учеников, отличия проектной деятельности от исследовательской, этапы проектно-исследовательской деятельности. В презентации представлены сервисы, которые ...
Лингвострановедческий материал на уроках английского языка: целесообразность использования как средства формирования межкультурной компетенции
Использование лингвострановедческого материала на уроках иностранного языка способствует формированию у обучающихся межкультурной компетенции.Для успешной реализации лингвострановедческих упраж...