Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся
статья (5 класс)

Старыгина Ольга Владимировна

Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим “atere” - «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности». Наиболее остроумно на эту тему высказался известный психолог Б.Д. Эльконин: «Компетентностный подход - это как привидение: все о нем говорят, но мало кто его видел». Я же хочу рассказать о формировании профессиональных компетенций обучающихся в нашем центре доп.образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-1.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся

Выступление на РМО по направлению «Профориентация»

Подготовила Старыгина Ольга Владимировна, методист МБУДО «Лянторский ЦДО»

Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся

        Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим “atere” - «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности»

Наиболее остроумно на эту тему высказался известный психолог Б.Д. Эльконин: «Компетентностный подход - это как привидение: все о нем говорят, но мало кто его видел»

Я же хочу рассказать о формировании профессиональных компетенций обучающихся в нашем центре доп.образования, исследование было проведено Валиевой Дианой с ее руководителем Андреевой Ольгой Николаевной.

Конечно же, как любой исследовательский проект предполагает изучение литературы, использование в работе методик, проведение диагностик, но, чтобы не загружать вашего внимания, остановлюсь только на одном моменте.  

Диана тестировала экспериментальную группу в количестве 58 человек в возрасте 13-16 лет  по методике Владимира Борисовича Успенского «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии».

СЛАЙД 2

Было выявлено: 41 человек не готов к выбору будущей профессии; у 11 - средняя готовность; у  6 человек высокая готовность к выбору будущей профессии. Таким образом, был сделан вывод: обучающиеся подросткового возраста имеют затруднения в выборе будущей профессии, значит профессиональные компетенции у них не сформированы.  

Для группы испытуемых был составлен комплекс профориентационных мероприятий для повышения профессиональных компетенций, чтобы к моменту окончания школы обучающиеся были готовы к осознанному выбору профессии

СЛАЙД 3

В ходе реализации проекта осуществлялась следующая деятельность: для испытуемых обучающихся были организованы: «Профориентационный КВН»,   игры,  

СЛАЙД 4

информационные встречи, включающие видео-ролик  о людях различных профессий. При подготовке мультимедиа «Новое время-новые профессии» был использован метод интервьюирования с представителями профессий нашего города:

СЛАЙД 5

интервью у  библиотекаря, фотографа, художника, педагогов и других СЛАЙД 6

Также были  организованы встречи с педагогом-психологом и методистом по профориентации. Педагог-психолог и методист дали рекомендации по изготовлению буклета «Мир профессий».

СЛАЙД 7

Особенность проекта в комплексном подходе к профориентации подростков, а именно – организация деятельности, направленной на «примерку» профессии, профтестирование, психологические тренинги, профконсультирование, встречи с профессионалами высокого уровня, а также содержит в себе практико-ориентированную направленность профориентационной работы – это экскурсии на профессиональную «территорию» - предприятия города.

СЛАЙД 8

Экскурсия – одна из важнейших форм знакомства обучающихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями различных отраслей.  Проект включает в себя цикл экскурсий по следующим направлениям: сфера обслуживания, производственная сфера, транспорт, профессиональные учебные заведения, информационная сфера. Успешность и активность ребенка в образовательной и творческой деятельности поможет в дальнейшем в выборе будущей  профессии.

СЛАЙД 9

Также в реализации проекта в качестве консультантов приняли участие 3 студента факультета социальной педагогики и практической психологии Сургутского государственного педагогического университета, бывшие выпускники центра дополнительного образования.

СЛАЙД 10

В феврале 2015 года было проведено повторное тестирование.  На слайде видно, что низкая готовность к выбору будущей профессии осталась у 12 человек; средняя готовность к выбору будущей профессии у 54 человек и высокая готовность к выбору будущей профессии наблюдается у  34 человек.

СЛАЙД 11

Также хочу сказать, что в период настоящих осенних каникул обучающиеся СОШ № 6 5-8 классов в количестве 150 чел. организованно посетили в нашем центре профессиональные пробы, участвовали в мастер-классах.  

Итого за 4 дня было педколлективом было проведено более 30 мероприятий – это

ЛИСТАТЬ СЛАЙДЫ вокал, пластилинография, театр, повар, кондитер, оператор ЭВиВМ, кассир, дизайн интерьера, изостудия, художественная гимнастика, аэробика и шейпинг, маникюрша, парикмахер и др.  

СЛАЙД ОСТАНОВИТЬ НА ОРИГАМИ

Считаю, что в нашем учреждении созданы условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся,  проектная деятельность способствует формированию у обучающихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута будущей профессиональной деятельности, а также успешной активной социализации подростков в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся

Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции.

Сегодня не для кого ни секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи...

Проектная деятельность как средство формирования предметных компетенций в школе-интернате

Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность...

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях пенитенциарной системы

Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, который способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов....