Разработка урока мужества 11 апреля 2012 г
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Воронежская область, Хохольский район
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кочетовская основная общеобразовательная школа»
с. Кочетовка
Урок мужества,
посвященный узникам фашистских концлагерей
разработан учителем русского языка и литературы
Минаковой Галиной Ивановной.
Презентация к мероприятию
-2012-
Урок мужества,
посвящённый узникам фашистских концлагерей
проведенный в МКОУ «Кочетовская ООШ»
учителем русского языка и литературы
Минаковой Галиной Ивановной.
Цель:
- сформировать у учащихся представление о политике фашизма в отношении покорённых народов, которых они относили к “низшим расам”.
Задачи:
-восстановить картину жизни и смерти узников концлагерей;
-развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам фашизма;
- воспитать неприятие насилия;
-показать на конкретном примере (односельчанина Григорьева Ф.П.) все тяготы и мучения людей, прошедших лагеря смерти.
Оборудование:
-мультимедийный проектор;
-компьютер;
-экран.
В мероприятии приняли участие учащиеся МКОУ «Кочетовская ООШ»
Ход урока:
Учитель:
11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей.
11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против гитлеровцев, и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.
Слайд № 1
Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим….
Это нужно – не мертвым,
Это надо – живым.
Слайд № 2
Концентрационный лагерь (концлагерь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового силового заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран:
В концентрационные лагерях Третьего рейха было уничтожено
около 6 миллионов людей.
Немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран. При этом использовался опыт работы внутренних концентрационных лагерей, созданных в Германии после прихода фашистов к власти.
Слайд № 3-4
Лагеря смерти - лагеря, созданные с целью массового уничтожения людей. Используемые нацистами для убийства евреев лагеря были построены по специальным проектам, с расчётной мощностью на заданное количество людей. В лагерях смерти уничтожались люди разных национальностей, врагов или представителей «низших» групп населения — в странах, попавших под власть нацистов. В лагерях были специальные приспособления для массовых убийств.
Учитель:
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч крупных концлагерей. По признанию самих эсэсовцев, узник, продолжительность жизни которого в лагере составляла менее года, приносил нацистам почти полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли. Всего в 1945 году вышли на свободу 530 тысяч человек, из них почти каждый второй являлся гражданином Советского Союза. За годы войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек. Среди наиболее известных в истории концлагерей были:
Слайд № 5
МАЙДАНЕК
(из воспоминаний очевидцев)
-один из самых страшных фашистских лагерей. Фашисты создали Майданек в 1941 году в польском городе Люблине. Прибыв в лагерь, каждый заключенный получал круглый жетон со своим лагерным номером; номер на шею, номер на грудь, номер на правую ногу. Полосатая роба. На спине – лагерный номер. Гремящие пантуфли ( деревянные башмаки), кружка, миска, на сутки - маленький кусочек хлеба, баланда – чай, заваренный на траве. Работа - с утра до ночи. Страшная работа!
Слайд № 6
-девочки спаривали и увязывали шнурками ботинки, сапоги. Горы обуви! Горы одежды... В ящики укладывали ложки и кружки.
Работа мальчиков - паковать в мешки людские волосы. Из них потом хозяйственные немцы делали парики, кисти, щетки, ими набивали матрацы...
Слайд № 7
ОСВЕНЦИМ
-лагерь смерти, огромная территория в 40 кв.км. Стена высотой до восьми метров. Железобетонные столбы, два ряда колючей проволоки под током высокого напряжения. Через каждые 150 метров – вышка с пулеметом. Внутри – кирпичные бараки под железной крышей, снаружи ворота с надписью: «Труд делает свободным». Более изощренного глумления над человеком трудно себе представить. Около ворот утром и вечером лагерный оркестр играет Штрауса, «приветствуя людей, идущих на работу ( с работы) или … в крематорий».
Слайд № 8-9
ДАХАУ
-узниками были более 250 000 человек, из 24 стран; замучены или убиты около 70 000 человек
Слайд № 10
МАЙДАНЕК
-немецко-фашистский концлагерь, был создан в пригороде польского города Люблина в 1941 г.. Имел филиалы в юго-восточной Польше:
* Будзынь (под Красником);
* Плашув (около Кракова);
* Травники (под Вепшем);
* два лагеря в г. Люблин.
По данным Нюрнбергского процесса, в 1941-1944 гг. в лагере фашистами уничтожено около 1,5 млн. человек различных национальностей.
Слайд № 11
Один из самых страшных лагерей - Саласпилс
-в латвийском концлагере немцы организовали фабрику детской крови, выкачивая у советских детей из кровеносных сосудов кровь для нужд своей армии. С 41-го по 45-й год у пленных детей было выкачано 3 500 литров крови. Для этой цели использовали даже новорожденных младенцев. Не трогали только малышей с признаками заболевания и тех, у кого кожа была покрыта язвами. Поэтому ребятишки постарше царапали малышам лица, пачкали их грязью и так спасали от смерти…
Слайд № 12
БУХЕНВАЛЬД
-концентрационный лагерь был построен близ Веймара (Германия) на горе Эттельсберг. Начал функционировать с 19 июля 1937 г. как лагерь для криминальных элементов, но вскоре сюда стали направлять политзаключенных. В июне 1938 г. в Бухенвальд прибыла первая группа заключенных, состоявшая целиком из евреев. В феврале 1945 года стал самым крупным лагерем смерти.
Слайд № 13
-из 238 380 заключенных, прошедших через Бухенвальд со дня его основания, 56 549 умерли или были убиты.
Слайд № 14
-над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Заключённых инфицировали сыпным тифом, туберкулезом и другими опасными заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней. Заболевания перерастали очень быстро в эпидемии из-за скученности в бараках, недостаточной гигиены, плохого питания, а также из-за того, что эти заболевания не лечились.
Слайд № 15
Опишем один из таких эшелонов, привезший из Львова 6700 человек. При высадке на станции их уже поджидали эсэсовцы со своими украинскими помощниками. Вот описание:
«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания; всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдают в окошко с надписью: "Драгоценности".
Слайд № 16
-Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля.
Слайд № 17-18
...Потом начинается марш... Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки украинцев с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки – все голые, как мать родила, идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: «Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное «вдыхание» необходимо для дезинфекции». Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов, а женщины работать не будут, - они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству... У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам.
Слайд № 19
Большинство знает хорошо, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам—и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие. Они медленно... но все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. Идущие сзади напирают, эсэсовцы нагайками подгоняют толпу.
-женщина лет сорока проклинает главаря убийц и кричит, что кровь ее детей падет на его голову. Офицер СС Вирт собственноручно ударяет ее пять раз хлыстом по лицу, и она исчезает в газовой камере. Многие молятся... Эсэсовцы вталкивают людей внутрь. —«Наполнить до отказа!»—командует Вирт. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми и зимой... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач...
Слайд № 20-21
-наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы, — это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны еврейские рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы—им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи—они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии. Выбрасывают трупы — полневшие, покрытие смертным потом и мочой. Среди них младенцы, детские трупики, — но нет времени!
Слайд № 22
-две дюжины еврейских рабочих заняты тем, что обследуют полость рта убитых, открывая ее с помощью железных крюков.
Всё что осталось от узников – это золотые зубы и кольца.
Слайд № 23
В конюшне, находившейся к западу от лагеря, было сооружено устройство для расстрела выстрелом в затылок. Его истинное назначение было искусно замаскировано с помощью различных приспособлений.
В этой конюшне были расстреляны 8.483 красноармейца
Свидетельство очевидца:
"Путь по концлагерю называли "кровавым". Здесь нельзя было идти пешком - только бежать. Вдоль дороги стояли эсэсовцы, избивая и натравливая на бегущих собак. Замешкался, споткнулся, помог другому - смерть.
Русских фашисты ненавидели особенно люто. Для них предназначался специальный загон, называемый "малым лагерем". Там были конюшни без окон и санитарных устройств с нарами в три и четыре этажа. Они были рассчитаны на 28 лошадей, и помещалось в них до двух тысяч человек.
Массовые истребления являлись для фашистов своего рода развлечением. Объявляли, например, что проводится медицинский осмотр. Людей сгоняли на окраину лагеря, к одной из конюшен, по одному заводили в "кабинет". Там "врач" расспрашивал, какие имеются жалобы. Затем жертву ставили к ростомеру возле стены. Планка опускалась на голову, а в это время сзади раздавался выстрел".
Слайд № 24
Свидетельство очевидца:
"Я вместе с группой заключенных тоже пытался бежать, но не удалось - поймали, посадили в карцер. Почему не расстреляли? А карцер был, по сути, тот же смертный приговор. Девять суток в камеру никто не заходил. На десятый день поставили бак с водой. Все, кто был еще жив, бросились пить. До сих пор не могу забыть, как жадно они пили, а затем громко вскрикивали и умирали. Вы бы видели их глаза... Я понял, что накидываться на воду нельзя, поэтому отрывал клочки пропитанной потом рубахи, мочил их и высасывал влагу"
Слайд № 25
Учитель:
События и факты истории КЛ являются лишь фоном для понимания того - где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою толику памяти.
Ребята в нашем селе тоже жил и работал человек прошедший все ужасы концлагерей – это Григорьев Фёдор Петрович.
Слайд № 26
Наш односельчанин, Григорьев Фёдор Петрович, 1913 года рождения, попал на фронт в первые дни войны. Состав из трёх эшелонов двигался в сторону г. Смоленска, где шли ожесточённые бои. Под г. Ельней заняли оборону в только что отрытых окопах. Выдали по одной винтовке на трёх человек, без патронов, сопроводив это устным указанием: «Оружие добудете в бою». Им предстояло встретить моторизованные части противника: |
танки, танкетки, мотоциклы, за которыми шла пехота. Немцы, поняв, что русские вооружены очень слабо, подходили к окопам и кричали: «Рус, ком!» Кто-то выходил с поднятыми руками, кто-то, вырыв углубление в окопе, старался укрыться там. Немцы, подождав несколько минут, забрасывали окоп гранатами, а пленных уводили. Вот так буднично, совсем негеройски попал рядовой 32 пехотного полка Григорьев Фёдор Петрович в плен.
С 1941 по 1943 год находился он в лагере для военнопленных в г. Рославле. Отношение к пленным было зверским. За малейшую провинность – расстрел на месте. В «меню» в день 150 граммов хлеба и две полулитровых порции баланды из брюквы. Выживали только самые сильные, физически и морально закалённые. Григорьев Ф. П. всегда отличался крепким здоровьем и при росте 185 см обладал недюжинной физической силой. К тому же полуголодное крестьянское детство выработало в нём своеобразный «иммунитет» к чувству голода. Всё это и помогло ему выжить в самые страшные первые два года плена.
В 1943 году обстановка на фронте изменилась и пленных стали перебрасывать дальше от линии фронта на запад. Так он очутился в лагере №126 в польском городе Штеттин (по-польски Щецин). Запомнился его рассказ о коменданте этого лагеря. Рыжий детина страдал патологической ненавистью к русским пленным. Если, не дай Бог, кто-то шевельнулся в строю, следовал приказ выйти из строя. Бил он изощрённо, в самые болевые точки, испытывал удовольствие, видя, как человек падает и корчится от боли. Однажды вызвал десять добровольцев, потом ещё шесть.. Первым было приказано идти в каменоломню, а остальным – на кухню. Один узник из первой группы попытался незаметно присоединиться ко второй, следовавшей на кухню. Комендант схватил стоявшую рядом лопату и тут же раскроил ему череп до основания.
Но время шло, наступил 1944 год, Советская армия стояла у границ Польши. И с комендантом-зверем произошла странная метаморфоза. После отпуска в лагерь он вернулся уже другим человеком, отношение его к пленным изменилось в лучшую сторону. Для всех это было загадкой. Стали водить заключённых в баню, выводить вшей. Но сделать это было не так-то просто. Вши продолжали донимать людей. Тогда комендант приказал обыскать барак. Нашли припрятанный кем-то полушубок. Вынесли его из барака, расстелили на земле и ужаснулись: мех полушубка был как будто живой, он весь шевелился от полчищ набившихся туда вшей. Полушубок облили бензином и подожгли.
В 1944 году союзники наконец-то открыли второй фронт и начались массированные авиабомбардировки немецкой территории. В центре лагеря №126 было построено бомбоубежище, бетонный купол которого достигал полутора метров. Во время налёта американской авиации нужно было бежать в бомбоубежище. Но многие этого не делали, а просто ложились и прижимались к земле, уповая на волю Божью. Так поступал и Григорьев. А вот комендант лагеря и один пленный из Кочетовки в один из таких налётов укрылись в бомбоубежище, и в него прямым попаданием угодила 500-килограммовая авиабомба. Оба погибли. К слову сказать, это был единственный из группы в 21 человек, уроженцев Хохольского района, погибший в фашистском концлагере.
Разрушенный концлагерь расформировали, и 10.04.1944 года Григорьев Ф. П. попал в лагерь №5 «Вольфен» на территории Германии. Освобождён он был в апреле 1945 года советскими войсками.
После возвращения Григорьев Ф. П. трудился на СТФ колхоза имени Мичурина и пользовался большим уважением у односельчан. Он был отличным каменщиком, его руками построена наша школа. До сих пор во многих домах сохранились сложенные им печи, а во дворах - погреба. Награждён медалью «За долголетний добросовестный труд». Вспомнили о нём как об участнике войны только в конце 80-х годов. Его имя занесено в районную Книгу Памяти «О тех, кто вернулся с войны», изданную в 1993 году под редакцией Н. Г. Пегарькова.
Похоронен на кладбище в селе Кочетовке.
Светлая ему память.
Слайд № 27
Учитель:
Давайте почтим память всех погибших людей в силу трагических обстоятельств на Великой Отечественной Войне минутой молчания….
Слайд № 28
Падут под ударом врагов легионы,
Моя возродится страна.
Ребята! Тогда подведите итоги
Страданий и наших побед,
К безвестным героям не будьте так
строги,-
Ведь многим пришлось умереть.
Вы память святую о них сохраните,
Запомните их имена
И в песне погибших борцов вспомяните,
Когда запоёт вся страна.
Слайд № 29
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте: гудит со всех сторон-
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон!
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь!
Учитель:
Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно. Не уважать оной – есть постыдное малодушие», – писал А.С. Пушкин. Знание истории своих предков способствует выработке активной жизненной позиции, прежде всего патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Любовь к своему дому, родному городу, людям, живущим вокруг нас и посвятившим свою жизнь служению Родине, – это и есть любовь к Родине. Для того чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать ее историю.
После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны. И даже в нашей стране, понесшей самые тяжелые потери в войне, поднимают голову сторонники идей национал-социализма. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма, шовинизма принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся ею, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам Россиянам чужды захватнические идеи. И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, шовинизма и национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Межпредметные связи в исследовательской и проектной деятельности.", выступление на областных пед.чтениях 4 апреля 2012 г. г. Черноголовка
Межпредметные связи в исследовательской и проектной деятельности....
Итоговый аналитический отчет Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образования" ( 09-23 апреля 2012 года)
В данном материале содержится итоговый аналитический отчет по результатам моей научно-исследовательской работы....
1.ДОКЛАД апрель 2012 г
«Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств ИКТ»...
Научно-методическая разработка. Статья "Триединая задача проектной деятельности". Апрелев В.Е.
По роду профессиональной педагогической деятельности мне пришлось вплотную заняться изучением методической и различной другой литературы, посвященной организации и выполнен...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Конкурс - Викторина" ко Дню Космонавтики 12 апреля 1961 года
Вопросы викторины, задания командам по теме: "Знаки Зодиака", задания по теме: "Карта Звёздного неба", Презентация по теме: "История развития Космонавтики"...
Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Поздняя весна", "Насекомые" (апрель)
В данных разработках представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную...
Открытый урок "Халат с отложным воротником. Подготовка изделия к первой примерке. Обработка плечевых и боковых срезов (сметывание плечевых и боковых швов)» - 24 апреля 2012 года.
Открытый урок по трудовому обучению (швейное дело). в 9 классе....