1.ДОКЛАД апрель 2012 г
методическая разработка по теме

Меркулова Татьяна Алексеевна

«Возможности  реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств  ИКТ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_aprel-12_g.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Г(О)БОУ НПО ПУ № 26

 

 

Доклад

«Возможности  реализации

личностно-ориентированного  обучения

с помощью средств  ИКТ»

Выполнил:     преподаватель спецкурса    МЕРКУЛОВА  Т.А.

        

Л  и  п  е  ц  к       2  0  1  2

                                                                  Содержание

Раздел  1.   Введение…………………………………………………………………………3

Раздел  2.   Основная часть

                2.1   Цели и принципы личностно-ориентированного обучения…………………………………………………………………………………………..4

                2.2    Планирование и технология личностно-ориентированного  урока  с  использованием  ИКТ………………………..5

Раздел  3.   Заключение………………………………………………………………….10

                      Список использованной литературы…………………………..11

                                                                                                                                                       

                                                     

Раздел  1.    Введение.

В последние годы в стране произошли существенные перемены, обусловленные сменой общественного строя, интеграцией России в мировое экономическое сообщество и принципиальным изменением траекторий общественного развития. Последовали большие изменения в образовании: появились разнотипные учебные заведения, разработаны  новые образовательные стандарты, стали более гибкими, вариативными формы и сроки обучения.  Государственная политика в области профессионального образования постепенно переориентируется на идеи гуманизма и демократии.  Гуманизация образования – создание таких условий учебного взаимодействия между обучающимся и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучающегося  за счет не только усвоения программного материала, но и познание каждым самого себя, развитие самоуважения, стремлениями поделиться знаниями с другими.  Особое внимание следует уделить ИКТ-компетентности. В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только как формирование технологических навыков, но  и  умение  искать необходимые  данные, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

         

                                     

                               

Раздел 2.  Основная часть.

   2.1   Цели и принципы личностно-ориентированного обучения.

В личностно-ориентированном образовании личность обучающегося  занимает  важное место, причём  личностная ориентация образования   должна быть сонаправлена с естественным развитием способностей обучающегося. Становление личностно-ориентированного

профессионального образования обусловлено экономическими изменениями. Специалист свободно распоряжается своим главным капиталом – квалификацией.  Сегодня в силу высокой подвижности конъюктуры  каждому человеку в течении  жизни придётся часто менять не только место работы, но и специальность и профессию, т. е. специалист должен быть профессионально мобильным. Развитие производственных технологий привело к существенному изменению квалификационных требований к работникам. Помимо профессиональных умений и знаний, востребованными стали профессионально значимые качества, одним из которых является самостоятельность. В настоящее время изменяются требования к работникам: они должны иметь широкий профессионально-квалифицированный профиль. Это оказывает существенное влияние на развитие профобразования, которое должно ориентироваться на становление активной личности, обладающей высокой компетенцией, мобильностью и профессионализмом. Кроме технологической подготовки специалиста, существенным фактором развития профобразования является формирование таких качеств, как самостоятельность, умение самостоятельно учиться.  Обучающимся  предоставляется именно свобода, а не вседозволенность, поэтому практическая реализация личностно-ориентированной модели должна сопровождаться проведением регулярного, объективного контроля  за результатами обучения,  ненавязчивым управлением учебным процессом со стороны преподавателя.

Целью личностно-ориентированного обучения  является создание условий для  развития следующих функций  обучающихся:  рефлексии, где  обучающийся должен  уметь оценивать свою учебную и производственную деятельность; ответственности, где обучающийся  должен отвечать  за  свои действия. А  также цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков.До сих пор в обучении не учитывались в должной мере рекомендации психологической науки по проблеме развития личностных качеств обучающихся. Личность слишком сложна и многогранна в проявлении.                                                                                                

своих особенностей и свойств, поэтому необходимо рассматривать её не только с различных точек зрения, но и в динамике развития, в процессе получения поэтапных профессиональных компетенций.  В личностно-ориентированном профессиональном обучении большое значение придается организации учебно-производственной среды. Одним из факторов, влияющим на совершенствование профессиональной подготовки,  является характеристика среды, в которой осуществляется профессионально-образовательный процесс.

Проникновение в этот процесс ИКТ, основанных на использовании компьютеров, создает предпосылки для разработки компьютерных учебно-пространственных сред. Учебно-пространственную среду, основанную на современных ИКТ, можно определить как специфическую среду, включающую компьютерную, телекоммуникационную, методическую и организационную составляющие единого профессионально-образовательного процесса.  Максимальный эффект от организации учебно-пространственной среды на основе ИКТ может быть достигнут лишь при согласованном развитии психологической, технической, технологической, информационной, нормативной, методической и других составляющих этого процесса. Именно ИКТ во многом могут непосредственно влиять на развитие обучения в современных условиях. При этом важным становится обращение к личностно-ориентированным аспектам организации учебно-пространственной среды на основе ИКТ.

                                     2.2    Планирование и технология

            личностно-ориентированного  урока  с  использованием  ИКТ.

Работая по технологии личностно-ориентированного обучения,  урок нужно планировать так,  чтобы он был направлен не на выяснение того, что знает обучающийся, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Выпускники  школ приходят на обучение по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» с  различными  знаниями и способностями,  в  том  числе  и со школ  8 вида. Личностно-ориентированное обучение не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает такие условия для развития и проявления личности обучающихся, которые позволяют более полно реализовать их возможности в соответствии с их способностями.  При  этом  необходимы также особые процедуры отслеживания характера и психологического  развития обучающегося. 

                                                                                                                                                                                                                     

Каким же должен быть личностно-ориентированный урок и какова должна быть деятельность преподавателя  на уроке с личностно-ориентированной направленностью?

 Учебный материал может быть представлен на электронных   носителях   и    соответствовать   1, 2, 3  уровню   усвоения.

                                              Ответьте на вопросы:

Какие станки применяют для раскроя пиломатериала?

Ответ:  ………………………………………………………...

Можно ли для производства оконных блоков использовать отходы пиломатериалов?

Ответ:   ……………………………………………………………………………

Как проверяют точность сборки переплетов?

Ответ:   ………………………………………………………………………

                                             Выберите правильный ответ.

Пазы в брусках обвязки выбирают на

а) круглопильном станке

б) фрезерном станке

в) шипорезном станке

Процесс сборки дверного блока заключается

а) в подгонке полотна к коробке

б) навешивании дверных полотен на петли

в) обгонки полотна по периметру

3. При изготовлении дверных блоков используют детали

а) только из цельной древесины

б) клееной древесины только по толщине

в) клееной по толщине, ширине, длине.

                                                         Выполните задание:

Установите последовательность выполнения операции и применения необходимого оборудования при изготовлении вертикального бруска обвязки филенчатого полотна.

ОПЕРАЦИИ

п/п

    ОБОРУДОВАНИЕ

п/п

Продольный раскрой

Станок для заделки сучков

Заделка сучков

Круглопильный станок для  поперечного раскроя

Обработка с 4-х сторон

Круглопильный станок для продольного раскроя

Фугование пласти и кромки

Четырехсторонний продольно- фрезерный станок

Поперечный раскрой

Фуговальный станок

Долбление гнезд

Цепнодолбежный станок

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверки знаний, а выявлению опыта обучающегося по отношению к излагаемому преподавателем содержанию.

                                                                                                                                                                                                                                           

Наибольший   интерес  обучающиеся  проявляют к   выполнению   творческих   заданий  «открытого»  типа.  Они   позволяют   обучающимся   конструировать   собственные   знания,   а   не   просто   изучать    материал.    Такие   задания    предполагают   3-4   варианта   ответов,   но   их   может   быть   намного   больше,   они   не   имеют   однозначных   результатов,   тем   более   «правильных»   ответов.

     

     Вы хотите в собственном доме иметь окно необычной конструкции?

     С подъёмными, откидными или вращающимися створками?

     Какова конструкция этого окна?

С помощью  ИНТЕРНЕТресурсов  обучающиеся с большим  интересом подбирают самостоятельно материал на предложенные  темы.  Такой подход  отражает   степень   творческого  самовыражения.   Формулировка   открытого   задания   интересна  и   доступна   для   каждого   обучающегося,  при   том   сложность  задания   не   так   важна,   как   предполагаемая   степень   творчества      при   его   выполнении.

При работе на уроках обучающиеся не просто слушают рассказ преподавателя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одногруппники, отбирают с помощью преподавателя то содержание, которое закреплено научным знанием. Важным элементом урока является просмотр видеороликов,  причём с помощью ИНТЕРНЕТматериала обучающиеся самостоятельно подбирают информацию, комментируют,  обсуждают. Преподаватель должен не принуждать, а убеждать  принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только преподаватель, но и обучающийся. Происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Обучающийся  при этом есть творец этого знания; участник его порождения.  Именно такой урок мы называем личностно-ориентированным.

                                                                                                                                                                                                                    Оценка выставляется и за конечный результат, а за процесс его получения, причём,  обучающегося  необходимо сравнивать не с другими, а с самим собой,  но «вчерашним». Одной из  функций  обучающихся является  рефлексия, где он должен  уметь оценивать свою учебную и производственную деятельность. Тестирование является одним  из  основных форм контроля знаний. Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов.  Обучающиеся  сами могут оценивать свои результаты путём подсчёта правильных  ответов.  ИКТ могут быть использованы при разработке презентации выпускной письменной экзаменационной работы  наряду с защитной речью.  Это обусловлено тем, что на смену бумажно-плакатным носителям приходят новые технологии, в частности, компьютерная мультимедийная презентация, наиболее ярко и в более выигрышном свете представляющая выполненную  работу.

Одной из главных целей образования является обеспечение становления профессионала, создание среды для максимальной реализации профессионально потенциала, определяющего мобильность и конкурентоспособность работника на рынке труда. Применение ИКТ в личностно-ориентированном обучении является перспективным направлением. Таким образом, внедрение ИКТ в образовательный процесс в условиях личностно-ориентированного обучения улучшает качество образования  обучающихся, формирует компетентность рабочих кадров в области инфомационно-коммуникативных технологий.

                                                         

                                                 

Раздел  3.    Заключение.

Итак, новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей - вот заказ нашего современного общества.

“Плохой учитель преподносит истину,  хороший - учит её находить”.

                                                                                                     А. Дистервег.


                       

                       Список использованной литературы:

А. В. Хуторской  «Практикум по дидактике  и современным методикам обучения»,  ЗАО Издательский дом «Питер», 2008 год, 541 стр.

Тукачев Ю.А. «Личностно ориентированное образование как основа проектирования учебно-пространственной среды с применением информационных технологий».  Екатеринбург. 2005год.

ИНТЕРНЕТресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад за 2012-2013 учебный год

Публичный доклад за 2012-2013 учебный год...

Доклад на Тему: "Синяя лента апреля".

Цель: "Пофилактика жестокого обращения с детьми"Виды насилия, их характеристика. Признаки и последствия наисилия над ребеноком....

Доклад: «Организация и проведение Муниципальной Экспериментальной олимпиады по физике в городе Фрязино» 12 апреля 2017 года на базе МОУ СОШ №3 с УИОП, г.Фрязино Региональный этап предметной недели по физике

Физика – наука экспериментальная. Задачу называют экспериментальной, если для ее решения необходимо использовать измерения. Значение экспериментальных задач трудно переоценить. Прежде всего, они разви...

Разработка урока мужества 11 апреля 2012 г

Урок посвящен узникам фашистских концлагерей...