1.ДОКЛАД апрель 2012 г
методическая разработка по теме
«Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств ИКТ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_aprel-12_g.docx | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Г(О)БОУ НПО ПУ № 26
Доклад
«Возможности реализации
личностно-ориентированного обучения
с помощью средств ИКТ»
Выполнил: преподаватель спецкурса МЕРКУЛОВА Т.А.
Л и п е ц к 2 0 1 2
Содержание
Раздел 1. Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 2. Основная часть
2.1 Цели и принципы личностно-ориентированного обучения…………………………………………………………………………………………..4
2.2 Планирование и технология личностно-ориентированного урока с использованием ИКТ………………………..5
Раздел 3. Заключение………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………..11
Раздел 1. Введение.
В последние годы в стране произошли существенные перемены, обусловленные сменой общественного строя, интеграцией России в мировое экономическое сообщество и принципиальным изменением траекторий общественного развития. Последовали большие изменения в образовании: появились разнотипные учебные заведения, разработаны новые образовательные стандарты, стали более гибкими, вариативными формы и сроки обучения. Государственная политика в области профессионального образования постепенно переориентируется на идеи гуманизма и демократии. Гуманизация образования – создание таких условий учебного взаимодействия между обучающимся и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучающегося за счет не только усвоения программного материала, но и познание каждым самого себя, развитие самоуважения, стремлениями поделиться знаниями с другими. Особое внимание следует уделить ИКТ-компетентности. В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только как формирование технологических навыков, но и умение искать необходимые данные, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.
Раздел 2. Основная часть.
2.1 Цели и принципы личностно-ориентированного обучения.
В личностно-ориентированном образовании личность обучающегося занимает важное место, причём личностная ориентация образования должна быть сонаправлена с естественным развитием способностей обучающегося. Становление личностно-ориентированного
профессионального образования обусловлено экономическими изменениями. Специалист свободно распоряжается своим главным капиталом – квалификацией. Сегодня в силу высокой подвижности конъюктуры каждому человеку в течении жизни придётся часто менять не только место работы, но и специальность и профессию, т. е. специалист должен быть профессионально мобильным. Развитие производственных технологий привело к существенному изменению квалификационных требований к работникам. Помимо профессиональных умений и знаний, востребованными стали профессионально значимые качества, одним из которых является самостоятельность. В настоящее время изменяются требования к работникам: они должны иметь широкий профессионально-квалифицированный профиль. Это оказывает существенное влияние на развитие профобразования, которое должно ориентироваться на становление активной личности, обладающей высокой компетенцией, мобильностью и профессионализмом. Кроме технологической подготовки специалиста, существенным фактором развития профобразования является формирование таких качеств, как самостоятельность, умение самостоятельно учиться. Обучающимся предоставляется именно свобода, а не вседозволенность, поэтому практическая реализация личностно-ориентированной модели должна сопровождаться проведением регулярного, объективного контроля за результатами обучения, ненавязчивым управлением учебным процессом со стороны преподавателя.
Целью личностно-ориентированного обучения является создание условий для развития следующих функций обучающихся: рефлексии, где обучающийся должен уметь оценивать свою учебную и производственную деятельность; ответственности, где обучающийся должен отвечать за свои действия. А также цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков.До сих пор в обучении не учитывались в должной мере рекомендации психологической науки по проблеме развития личностных качеств обучающихся. Личность слишком сложна и многогранна в проявлении.
своих особенностей и свойств, поэтому необходимо рассматривать её не только с различных точек зрения, но и в динамике развития, в процессе получения поэтапных профессиональных компетенций. В личностно-ориентированном профессиональном обучении большое значение придается организации учебно-производственной среды. Одним из факторов, влияющим на совершенствование профессиональной подготовки, является характеристика среды, в которой осуществляется профессионально-образовательный процесс.
Проникновение в этот процесс ИКТ, основанных на использовании компьютеров, создает предпосылки для разработки компьютерных учебно-пространственных сред. Учебно-пространственную среду, основанную на современных ИКТ, можно определить как специфическую среду, включающую компьютерную, телекоммуникационную, методическую и организационную составляющие единого профессионально-образовательного процесса. Максимальный эффект от организации учебно-пространственной среды на основе ИКТ может быть достигнут лишь при согласованном развитии психологической, технической, технологической, информационной, нормативной, методической и других составляющих этого процесса. Именно ИКТ во многом могут непосредственно влиять на развитие обучения в современных условиях. При этом важным становится обращение к личностно-ориентированным аспектам организации учебно-пространственной среды на основе ИКТ.
2.2 Планирование и технология
личностно-ориентированного урока с использованием ИКТ.
Работая по технологии личностно-ориентированного обучения, урок нужно планировать так, чтобы он был направлен не на выяснение того, что знает обучающийся, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Выпускники школ приходят на обучение по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» с различными знаниями и способностями, в том числе и со школ 8 вида. Личностно-ориентированное обучение не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает такие условия для развития и проявления личности обучающихся, которые позволяют более полно реализовать их возможности в соответствии с их способностями. При этом необходимы также особые процедуры отслеживания характера и психологического развития обучающегося.
Каким же должен быть личностно-ориентированный урок и какова должна быть деятельность преподавателя на уроке с личностно-ориентированной направленностью?
Учебный материал может быть представлен на электронных носителях и соответствовать 1, 2, 3 уровню усвоения.
Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверки знаний, а выявлению опыта обучающегося по отношению к излагаемому преподавателем содержанию.
Наибольший интерес обучающиеся проявляют к выполнению творческих заданий «открытого» типа. Они позволяют обучающимся конструировать собственные знания, а не просто изучать материал. Такие задания предполагают 3-4 варианта ответов, но их может быть намного больше, они не имеют однозначных результатов, тем более «правильных» ответов.
Вы хотите в собственном доме иметь окно необычной конструкции? С подъёмными, откидными или вращающимися створками? Какова конструкция этого окна? |
С помощью ИНТЕРНЕТресурсов обучающиеся с большим интересом подбирают самостоятельно материал на предложенные темы. Такой подход отражает степень творческого самовыражения. Формулировка открытого задания интересна и доступна для каждого обучающегося, при том сложность задания не так важна, как предполагаемая степень творчества при его выполнении.
При работе на уроках обучающиеся не просто слушают рассказ преподавателя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одногруппники, отбирают с помощью преподавателя то содержание, которое закреплено научным знанием. Важным элементом урока является просмотр видеороликов, причём с помощью ИНТЕРНЕТматериала обучающиеся самостоятельно подбирают информацию, комментируют, обсуждают. Преподаватель должен не принуждать, а убеждать принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только преподаватель, но и обучающийся. Происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Обучающийся при этом есть творец этого знания; участник его порождения. Именно такой урок мы называем личностно-ориентированным.
Оценка выставляется и за конечный результат, а за процесс его получения, причём, обучающегося необходимо сравнивать не с другими, а с самим собой, но «вчерашним». Одной из функций обучающихся является рефлексия, где он должен уметь оценивать свою учебную и производственную деятельность. Тестирование является одним из основных форм контроля знаний. Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Обучающиеся сами могут оценивать свои результаты путём подсчёта правильных ответов. ИКТ могут быть использованы при разработке презентации выпускной письменной экзаменационной работы наряду с защитной речью. Это обусловлено тем, что на смену бумажно-плакатным носителям приходят новые технологии, в частности, компьютерная мультимедийная презентация, наиболее ярко и в более выигрышном свете представляющая выполненную работу.
Одной из главных целей образования является обеспечение становления профессионала, создание среды для максимальной реализации профессионально потенциала, определяющего мобильность и конкурентоспособность работника на рынке труда. Применение ИКТ в личностно-ориентированном обучении является перспективным направлением. Таким образом, внедрение ИКТ в образовательный процесс в условиях личностно-ориентированного обучения улучшает качество образования обучающихся, формирует компетентность рабочих кадров в области инфомационно-коммуникативных технологий.
Раздел 3. Заключение.
Итак, новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей - вот заказ нашего современного общества.
“Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.
А. Дистервег.
Список использованной литературы:
А. В. Хуторской «Практикум по дидактике и современным методикам обучения», ЗАО Издательский дом «Питер», 2008 год, 541 стр.
Тукачев Ю.А. «Личностно ориентированное образование как основа проектирования учебно-пространственной среды с применением информационных технологий». Екатеринбург. 2005год.
ИНТЕРНЕТресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Межпредметные связи в исследовательской и проектной деятельности.", выступление на областных пед.чтениях 4 апреля 2012 г. г. Черноголовка
Межпредметные связи в исследовательской и проектной деятельности....
Итоговый аналитический отчет Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образования" ( 09-23 апреля 2012 года)
В данном материале содержится итоговый аналитический отчет по результатам моей научно-исследовательской работы....
Публичный доклад за 2012-2013 учебный год
Публичный доклад за 2012-2013 учебный год...
Доклад на Тему: "Синяя лента апреля".
Цель: "Пофилактика жестокого обращения с детьми"Виды насилия, их характеристика. Признаки и последствия наисилия над ребеноком....
Открытый урок "Халат с отложным воротником. Подготовка изделия к первой примерке. Обработка плечевых и боковых срезов (сметывание плечевых и боковых швов)» - 24 апреля 2012 года.
Открытый урок по трудовому обучению (швейное дело). в 9 классе....
Доклад: «Организация и проведение Муниципальной Экспериментальной олимпиады по физике в городе Фрязино» 12 апреля 2017 года на базе МОУ СОШ №3 с УИОП, г.Фрязино Региональный этап предметной недели по физике
Физика – наука экспериментальная. Задачу называют экспериментальной, если для ее решения необходимо использовать измерения. Значение экспериментальных задач трудно переоценить. Прежде всего, они разви...
Разработка урока мужества 11 апреля 2012 г
Урок посвящен узникам фашистских концлагерей...