«Исследовательская деятельность школьников – инструмент достижения метапредметных результатов»
статья на тему
Доклад на районные педагогические чтения. Представление своего опыта достижения метапредметных результатов посредством исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_pedchteniya.zip | 513.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Александровская СОШ»
ДОКЛАД
«Исследовательская деятельность школьников – инструмент достижения
метапредметных результатов»
Автор: учитель английского языка,
руководитель школьного кружка
«Я – исследователь»
Захарова Нелли Васильевна
СЛАЙД 1 В связи со спецификой нашей профессии мы, учителя ежедневно сталкиваемся со множеством «Как?» и «Почему?», я имею в виду вопросами, которые задают нам наши ученики. Зацепившись за некоторые, можно с ребёнком провести очень интересную, увлекательную работу, имеется в виду исследовательскую работу. Я второй год руковожу школьным кружком «Я – исследователь»
Однажды мой ученик задал мне вопрос: «Нелли Васильевна, а как выглядит китайская клавиатура, если они пишут иероглифами, а их у китайцев около 90 000?» Таким вопросам я бываю очень рада, т.к. если ребёнок заинтересован каким-либо вопросом, значит он мотивирован на поиск информации по данной проблеме.
СЛАЙД 2 Да, учитель может ответить на вопрос ребёнка сам, но лучше пойти другим, более выгодным для самого учащегося, путём. Необходимо привлечь к поиску ответа его самого. Ещё Гёте говорил: «Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём». Именно любознательность, жажда поиска новых знаний, новых впечатлений лежат в основе учебных исследований.
СЛАЙД 3
Целью моего доклада является представление своего опыта достижения метапредметных результатов посредством исследовательской деятельности учащихся.
Задачи я поставила следующие:
1. Рассмотреть значение метапредметных результатов в современном образовательном процессе.
2. Показать, что исследовательская деятельность является основой для формирования метапредметных результатов.
СЛАЙД 4 Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, которая выходит за рамки учебной программы. В стандартах второго поколения обозначены конкретные планируемые результаты по освоению проектно-исследовательских навыков, а также отмечено, что проектно-исследовательская деятельность является эффективным средством для формирования УУД. СЛАЙД 5
Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: СЛАЙД 6
- постановку проблемы;
- изучение теории, связанной с выбранной темой;
- подбор методик исследования и практическое овладение ими;
- сбор собственного материала;
- анализ и обобщение материала;
- собственные выводы.
На вопрос ребёнка о китайской клавиатуре, я предлагаю ему исследовать этот вопрос, а вдруг со временем появится желание изучать и китайский язык? Любое исследование ребёнок начинает с постановки цели, затем с продумывания задач, которые ему необходимо решить для достижения свей цели. Далее идёт не менее важный этап – планирование своей деятельности – работа над продумыванием этапов своей работы. Далее ребёнок выбирает наиболее подходящие для него методы работы, с помощью которых он будет решать поставленные задачи для достижения цели исследования. Самое интересное в исследовании – это сбор и обработка материала. Возвращаясь к теме клавиатуры, в ходе исследования учащийся СЛАЙД 7
- знакомится с терминологией по теме «китайские иероглифы»;
- узнаёт, из каких составных частей состоит иероглиф;
- видит отличительные и схожие черты интересующих его клавиатур;
- узнаёт интересные факты о том, какие печатные машинки существовали в Китае до изобретения компьютера.
Затем ребёнок продолжает глубже уходить в исследование. Ему становится интересно, что обозначают те или иные иероглифы. Узнав значение некоторых из них, он узнаёт, что сейчас модно иметь в доме вещи с изображёнными на них иероглифами. Продолжает исследовать тему и выясняет самые значимые символы. В конце концов ребёнок пытается сам изобразить некоторые иероглифы, запоминая тем самым их значение. Всю работу ребёнок выполняет со своим руководителем, но учитель выступает в качестве путеводителя, всю основную работу ведёт он сам.
При работе над любым исследованием идёт развитие следующих метапредметных компетенций учащегося. СЛАЙД 8
Регулятивные компетенции:
- целеполагание – постановка учебной задачи (любая деятельность должна начинаться с постановки цели, личностно значимой для ученика, при наличии цели ребёнок может сформулировать и задачу);
- планирование хода рассуждений, составление плана исследования;
- контроль и корректировка исследования (формируется в ходе работы с руководителем исследовательской работы);
- самостоятельность. СЛАЙД 9
Коммуникативные компетенции:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов для поиска и сбора информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения (формируется при защите исследовательской работы). При подготовке к защите исследовательской работы мы с учащимися продумываем следующий момент: какие вопросы могут задать ребёнку его слушатели. Ученик задумывается и начинает рассуждать, какой момент он затронул недостаточно, какой информацией он заинтересовал больше всего своего слушателя. Т.е. учащийся учится предугадывать возможный исход действий, учится видеть ситуацию в перспективе, как шахматисты, что немаловажным умением является в жизни любого человека. СЛАЙД 10
Познавательные компетенции:
- применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления закономерностей;
- анализ литературы по теме исследования;
- классифицирование источников по теме исследования;
- написание исследовательской работы по данному основанию;
- синтез – составление целого текста из частей;
- определение основной и второстепенной информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
СЛАЙД 11 За время работы кружка, мои учащиеся принимали участие на научно-практических конференциях районного и республиканского уровня по темам:
- Захаров Кириил, 2 класс – 1 место в республиканской НПК «Траектория успеха» с работой «Произведения об экологии в учебниках литературного чтения 1 и 2 классов»;
- Захаров Кирилл, 2 класс – 3 место в районной НПК среди учащихся начальных классов с работой «Читать немодно?»;
- Захаров Данил, 5 класс – 1 место в районной НПК на базе Малосюгинской СОШ «Мир глазами детей» «Популярные имена на моей малой Родине»;
- Александров Павел, 6 класс – 1 место в районной НПК по английскому языку среди учащихся 5-7 классов с работой «Английские слова в названиях магазинов г. Можги УР»;
- Осипова Полина, 7 класс – 2 место в районной НПК по английскому языку среди учащихся 5-7 классов с работой «Сравнительный анализ английских, русских и удмуртских пословиц», 2 место в республиканском конкурсе "Борисовские чтения";
- Чукарева Екатерина, 9 класс – 2 место в республиканской НПК «Траектория успеха» с работой «Социальные сети: вред или польза?»;
- Спиридонова Юлия, 10 класс – 2 место в республиканском конкурсе "Борисовские чтения" с работой «Демографическая картина на территории МО «Александровское» в сравнении с районом и республикой»
СЛАЙД 12 Я считаю, что работа кружка, которым я руковожу, открывает ребятам большие возможности для познания окружающего мира, а сама исследовательская деятельность ведет к развитию и достижению метапредметных результатов учащихся: ориентации учащихся в различных предметных областях, использовании средств ИКТ, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и др.
Профессиональный успех человека в современном мире во многом зависит от способности человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность.
Именно этому я и обучаю своих учащихся на занятиях кружка «Я – исследователь», закладывая основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности, достигая метапредметных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся
Данная работа показывает как можно оказать помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...
Семинар «Проектно – исследовательская деятельность как инструмент успешного формирования УУД в рамках предметов естественно – научного цикла ».
Семинар посвящен применению проектно- исследовательской деятельносьти на предметах естественно- научного цикла. На семинаре был представлен интегрированный урок по предметам политехнического цик...
Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...
« Исследовательская деятельность как инструмент формирования УУД на уроках физики»
Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения, которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования, до в...
ПЛАТФОРМА «ГЛОБАЛЛАБ» КАК ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Работа знакомит с возможностями образовательной платформы для организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеурочное время....
Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: опыт, результаты, перспективы.
laquo;Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одаренность, кроме тех, которые проявляютсяв результате активного участия хотя бы в самоймаленькой поисковой исследовательской работе.»А....
Экспозиция школьного историко-краеведческого музея ГОБООУ ЗСШИ «Боевая слава» как инструмент музейной педагогики для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников».
laquo;Экспозиция школьного историко-краеведческого музея ГОБООУ ЗСШИ «Боевая слава» как инструмент музейной педагогики для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школь...