Особенности формирования здорового образа жизни учащихся во внеурочной деятельности (в рамках предмета «ОБЖ»
статья на тему
Учитель ОБЖ формирует у учащихся первичные знания о таких понятиях как «здоровье», «здоровый образ жизни», способствует формированию культуры безопасного поведения, развивает умения и навыки по основам медицинских знаний. Формированию практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях способствует проведение внеклассных мероприятий по гражданской обороне и пожарной безопасности. Важным моментом внеурочной деятельности является также интеграция знаний по ОБЖ с туристической деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования здорового образа жизни учащихся во внеурочной деятельности (в рамках предмета «ОБЖ»)
Воспитательная составляющая деятельности школы на сегодняшний день приобретает особую актуальность с введением ФГОС общего образования второго поколения.
Евладова Е.Б. в статье «Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС» дает определение внеурочной деятельности как образовательной деятельности, выраженной социально-значимыми акциями, беседами, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, фестивалями), культурно-просветительскими мероприятиями [5, с. 15]. Основной целью такой деятельности выступает создание условий для реализации учащимися своих интересов и способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности. Во внеурочной работе учителю предоставляется возможность более полно раскрывать некоторые аспекты знаний и опыта безопасного и здорового образа жизни с учетом интереса и запроса учащихся; учитель имеет возможность реализовать авторские программы, будучи не стесненным рамками учебников; учитель, ориентируясь на изменения факторов риска, имеет возможность оперативно изменять содержание и средства воспитания; учитель имеет возможность широко использовать разнообразные виды деятельности – игровую, поисковую, познавательную, досуговую, трудовую, спортивно-оздоровительную, творческую, тем самым развивая познавательную и творческую активность учащихся.
Внеурочное мероприятие должно быть построено с учетом принципов безопасного поведения и ценностей здоровья. Задачами такого занятия являются: 1) развитие самостоятельности мышления; 2) формирование коммуникативной и предметной компетентности; 3) создание психологически комфортной среды.
Особую актуальность внеклассная работа имеет для формирования устойчивой мотивации на ведение безопасной и здоровой жизнедеятельности, потому что познавательные и поведенческие мотивы несомненно являются основными компонентами любой учебной деятельности (урочной, внеклассной, доп. образования) [3]. Для любой деятельности побуждающим является основной мотив и сопутствующие. Уровень мотивации учащегося зависит от количества побуждающих к ней мотивов, силы этих мотивов, актуализации ситуативных факторов [7]. Учитывая указанные факторы, учителю, ставящему перед собой цель – усиление мотивации безопасного поведения и здорового образа жизни своих учащихся, необходимо выполнить три условия в процессе внеурочной деятельности: задействовать как можно большее количество мотивов, воздействовать на побуждающую силу этих мотивов в сторону ее увеличения, актуализировать ситуативные мотивационные факторы. При этом необходимо способствовать формированию самостоятельности, то есть помочь учащемуся при помощи различных форм деятельности стать для себя источником мотивации и поддержки [7].
Учитель ОБЖ формирует у учащихся первичные знания о таких понятиях как «здоровье», «здоровый образ жизни», способствует формированию культуры безопасного поведения, развивает умения и навыки по основам медицинских знаний. Формированию практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях способствует проведение внеклассных мероприятий по гражданской обороне и пожарной безопасности. Важным моментом внеурочной деятельности является также интеграция знаний по ОБЖ с туристической деятельностью: в туристических походах совместно с педагогами и родителями учащиеся применяют на практике знания, полученные на уроках ОБЖ (оказание первой медицинской помощи, очистка и обеззараживание воды, сооружение ночлега, разжигание костра, правила безопасности на воде, в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природе и др.).
Внеурочная работа по формированию у учащихся безопасного и здорового образа жизни предполагает следующие основные формы работы: физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, учебно-тренировочные мероприятия по различным видам спорта, а также участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках реализации городской военно-патриотической программы «Звезда», в рамках «Городского конкурса антинаркотических профилактических мероприятий», в рамках программы «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании». В ходе проведения внеклассных мероприятий необходима работа психолога школы, способствующая оказанию помощи учащимся при решении проблем взаимоотношения со сверстниками, педагогами и родителями.
Комплексная программа внеурочных мероприятий по ОБЖ позволяет сформировать достаточно высокий уровень безопасного и здорового образа жизни учащихся, поскольку она оказывает положительное воздействие на мотивационные, деятельностные, эмоциональные, волевые, адаптивные характеристики, способствует улучшению межличностных отношений учащихся, педагогов и родителей, то есть таким образом способствует формированию адаптивно-развивающей и безопасной образовательной среды.
Широкие возможности для организации внеучебной деятельности представляет интеграция системы основного и дополнительного образования, которая включает Дворец творчества детей и молодежи (ГДТДиМ), ДЮСШ «Челны», молодежные центры, детские оздоровительно-образовательные центры, центры психологического сопровождения и т.д.
В рамках ФГОС основного общего образования можно выделить следующие основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление (спортивные секции); духовно-нравственное (кружок «Родной край»); социальное (кружок «Безопасность на дороге»; экологический кружок); проектная деятельность («Discovery»).
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что внеурочная деятельность, дополняя урочную, способствует формированию и развитию физического, психического и нравственного здоровья, воспитанию патриотизма.
Список литературы:
- Абаскалова Н.П. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учебное пособие / Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман и др. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. – 575 с.
- Алексеев С.В. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и педагогов // Под ред. С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб: СПбППО, 2012. – 256 с.
- Баль Л.В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни / Л.В. Баль, А.Н. Михайлов, И.А. Гундарев // Гигиена и санитария. – 2014. – № 4. – С. 70-71.
- Гафнер В.В. О понятии «безопасный образ жизни» // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. – № 8.
- Евладова Е Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. – 2012. – № 4. – С. 15-21.
- Леонов А.В. Пути совершенствования формирования здорового образа жизни школьников в современных условиях // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. – М., 2008. – С. 102- 103.
- Львова С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников // Системная психология и социология. – 2014. – № 9. – С. 79-86.
- Мельникова Н.Ф. Педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2011. – № 1. – С. 21-24.
- Фомичев Р. С. Исследование факторов, влияющих на реализацию современных педагогических технологий в процессе модернизации общего среднего образования / Р.С. Фомичев, Н.Э. Касаткина // Вестник Кемеровского госуниверситета. – 2014. – № 4 (60). – Т. 2. – С. 100-103.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их св...
Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"
Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-211804-1546952677.jpg)
Программа "Формирования здорового образа жизни учащихся школы"
комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-156812-1362046614.jpg)
«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».
Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового о...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-65962-1586158545.jpg)
Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.
В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-103725-1479232130.jpg)
"Деятельность учителя по формированию здорового образа жизни учащихся"
Выступление на РМО учителей английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/06/picture-944829-1504721021.jpg)
Особенности формирования здорового образа жизни для детей младшего дошкольного возраста
Особенности формирования здорового образа жизни для детей младшего дошкольного возраста...