Особенности формирования здорового образа жизни учащихся во внеурочной деятельности (в рамках предмета «ОБЖ»
статья на тему

Учитель ОБЖ формирует у учащихся первичные знания о таких понятиях как «здоровье», «здоровый образ жизни», способствует формированию культуры безопасного поведения, развивает умения и навыки по основам медицинских знаний. Формированию практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях способствует проведение внеклассных мероприятий по гражданской обороне и пожарной безопасности. Важным моментом внеурочной деятельности является также интеграция знаний по ОБЖ с туристической деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования здорового образа жизни учащихся во внеурочной деятельности (в рамках предмета «ОБЖ»)

Воспитательная составляющая деятельности школы на сегодняшний день приобретает особую актуальность с введением ФГОС общего образования второго поколения.

Евладова Е.Б. в статье «Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС» дает определение внеурочной деятельности как образовательной деятельности, выраженной социально-значимыми акциями, беседами, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, фестивалями), культурно-просветительскими мероприятиями [5, с. 15]. Основной целью такой деятельности выступает создание условий для реализации учащимися своих интересов и способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности. Во внеурочной работе учителю предоставляется возможность более полно раскрывать некоторые аспекты знаний и опыта безопасного и здорового образа жизни с учетом интереса и запроса учащихся; учитель имеет возможность реализовать авторские программы, будучи не стесненным рамками учебников; учитель, ориентируясь на изменения факторов риска, имеет возможность оперативно изменять содержание и средства воспитания; учитель имеет возможность широко использовать разнообразные виды деятельности – игровую, поисковую, познавательную, досуговую, трудовую, спортивно-оздоровительную, творческую, тем самым развивая познавательную и творческую активность учащихся.

Внеурочное мероприятие должно быть построено с учетом принципов безопасного поведения и ценностей здоровья. Задачами такого занятия являются: 1) развитие самостоятельности мышления; 2) формирование коммуникативной и предметной компетентности; 3) создание психологически комфортной среды.

Особую актуальность внеклассная работа имеет для формирования устойчивой мотивации на ведение безопасной и здоровой жизнедеятельности, потому что познавательные и поведенческие мотивы несомненно являются основными компонентами любой учебной деятельности (урочной, внеклассной, доп. образования) [3]. Для любой деятельности побуждающим является основной мотив и сопутствующие. Уровень мотивации учащегося зависит от количества побуждающих к ней мотивов, силы этих мотивов, актуализации ситуативных факторов [7]. Учитывая указанные факторы, учителю, ставящему перед собой цель – усиление мотивации безопасного поведения и здорового образа жизни своих учащихся, необходимо выполнить три условия в процессе внеурочной деятельности: задействовать как можно большее количество мотивов, воздействовать на побуждающую силу этих мотивов в сторону ее увеличения, актуализировать ситуативные мотивационные факторы. При этом необходимо способствовать формированию самостоятельности, то есть помочь учащемуся при помощи различных форм деятельности стать для себя источником мотивации и поддержки [7].

Учитель ОБЖ формирует у учащихся первичные знания о таких понятиях как «здоровье», «здоровый образ жизни», способствует формированию культуры безопасного поведения, развивает умения и навыки по основам медицинских знаний. Формированию практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях способствует проведение внеклассных мероприятий по гражданской обороне и пожарной безопасности. Важным моментом внеурочной деятельности является также интеграция знаний по ОБЖ с туристической деятельностью: в туристических походах совместно с педагогами и родителями учащиеся применяют на практике знания, полученные на уроках ОБЖ (оказание первой медицинской помощи, очистка и обеззараживание воды, сооружение ночлега, разжигание костра, правила безопасности на воде, в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природе и др.).

Внеурочная работа по формированию у учащихся безопасного и здорового образа жизни предполагает следующие основные формы работы: физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, учебно-тренировочные мероприятия по различным видам спорта, а также участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках реализации городской военно-патриотической программы «Звезда», в рамках «Городского конкурса антинаркотических профилактических мероприятий», в рамках программы «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании». В ходе проведения внеклассных мероприятий необходима работа психолога школы, способствующая оказанию помощи учащимся при решении проблем взаимоотношения со сверстниками, педагогами и родителями.

Комплексная программа внеурочных мероприятий по ОБЖ позволяет сформировать достаточно высокий уровень безопасного и здорового образа жизни учащихся, поскольку она оказывает положительное воздействие на мотивационные, деятельностные, эмоциональные, волевые, адаптивные характеристики, способствует улучшению межличностных отношений учащихся, педагогов и родителей, то есть таким образом способствует формированию адаптивно-развивающей и безопасной образовательной среды.

Широкие возможности для организации внеучебной деятельности представляет интеграция системы основного и дополнительного образования, которая включает Дворец творчества детей и молодежи (ГДТДиМ), ДЮСШ «Челны», молодежные центры, детские оздоровительно-образовательные центры,  центры психологического сопровождения и т.д.

В рамках ФГОС основного общего образования можно выделить следующие основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление (спортивные секции); духовно-нравственное (кружок «Родной край»); социальное (кружок «Безопасность на дороге»; экологический кружок); проектная деятельность («Discovery»).

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что внеурочная деятельность, дополняя урочную, способствует формированию и развитию физического, психического и нравственного здоровья, воспитанию патриотизма.

Список литературы:

  1. Абаскалова Н.П. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учебное пособие / Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман и др. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. – 575 с.
  2. Алексеев С.В. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и педагогов // Под ред. С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб: СПбППО, 2012. – 256 с.
  3. Баль Л.В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни / Л.В. Баль, А.Н. Михайлов, И.А. Гундарев // Гигиена и санитария. – 2014. – № 4. – С. 70-71.
  4. Гафнер В.В. О понятии «безопасный образ жизни» // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. – № 8.
  5. Евладова Е Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. – 2012. – № 4. – С. 15-21.
  6. Леонов А.В. Пути совершенствования формирования здорового образа жизни школьников в современных условиях // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. – М., 2008. – С. 102- 103.
  7. Львова С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников // Системная психология и социология. – 2014. – № 9. – С. 79-86.
  8. Мельникова Н.Ф. Педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2011. – № 1. – С. 21-24.
  9. Фомичев Р. С. Исследование факторов, влияющих на реализацию современных педагогических технологий в процессе модернизации общего среднего образования / Р.С. Фомичев, Н.Э. Касаткина // Вестник Кемеровского госуниверситета. – 2014. – № 4 (60). – Т. 2. – С. 100-103.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников уменьшается по сравнению с их св...

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...

Программа "Формирования здорового образа жизни учащихся школы"

комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составл...

«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового о...

Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...

"Деятельность учителя по формированию здорового образа жизни учащихся"

Выступление на РМО учителей английского языка....

Особенности формирования здорового образа жизни для детей младшего дошкольного возраста

Особенности формирования здорового образа жизни для детей младшего дошкольного возраста...