Современные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся
презентация по теме

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.  

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.  

Деятельность школы направлена:
- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей);
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения и др.
В школе организована работа по следующим направлениям:
- профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата
- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;

В рамках внеучебной деятельности в 1, 2 классах организованы   прогулки в начальной школе;
-ежегодно проводятся «дни здоровья»;
-  медработниками организованы лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- стали традиционными проведение спортивных мероприятий.

Здоровьесберегающая педагогика еще только начинает свое существование в образовательном пространстве. Тесная связь учитель-ученик-родитель, комплексный подход к решению проблем, индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса укрепляет школьный коллектив. В работе предсавлена работа рабочих групп по вопросу  здоровьесбережения на уроках и во внеучебное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Педагогический совет

Тема « Современные подходы к  формированию здорового образа жизни учащихся»

Школьные факторы риска – что это?

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

По данным всероссийской диспансеризации 2002г., к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования медиков  позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни .

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

В нашей школе вопросу здоровья учащихся  стало уделяться больше внимания.

Деятельность школы направлена:
- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей);
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения и др.
В школе организована работа по следующим направлениям:
- профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата
- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;

В рамках внеучебной деятельности в 1, 2 классах организованы   прогулки в начальной школе;
-ежегодно проводятся «дни здоровья»;
-  медработниками организованы лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- стали традиционными проведение спортивных мероприятий.
С 2010 года школа является городской экспериментальной площадкой по теме «Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс», где отрабатывается модель современной школы путем создания новой образовательной среды.
Деятельность педагогов при таком подходе к педагогическому процессу направлена как на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья.
Коллектив школы работает в экспериментальном режиме и занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
- использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
Создан режим работы, наиболее благоприятный для осуществления поставленных задач по оздоровлению детей,
согласованный с  санитарно-гигиеническими службами.
В школе широко применяются как традиционная  педагогическая  технология классно-урочная форма,  так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- чередование позы с учетом видов деятельности;
- использование физкультурных пауз на уроках;

- проведение по утрам  пятиминутных ежедневных физкультурных зарядок.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности. Готовясь к педсовету,  учителя школы  разделились  на  творческие группы ,  каждой группе было дано задание .

Аналитическая деятельность творческих групп:

1-я группа

Исследование психологического климата педагогического коллектива

Цель исследования: определить уровень отношения педагогов к своему здоровью и степень удовлетворённости своей работой в школе.

Задачи исследования:

  1. Определить уровень готовности педагогического коллектива школы к взаимодействию и общению.
  2. Оценить состояние психологического микроклимата в педагогическом коллективе школы.
  3. Определить уровень отношения педагогов к своему здоровью и здоровому образу жизни. 

2 группа

Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы  родителями  учащихся

Цель исследования: Изучение мнения родителей учащихся о состоянии комфортности образовательной среды и здоровьесберегающей деятельности школы и класса.

Задачи исследования:

  1. Определить активность участия детей и их родителей в здоровьесберегающих мероприятиях школы и класса
  2. Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к школе, к мероприятиям в школе и классе; отношение к негативным явлениям в школе;
  3. Определить удовлетворённость родителей учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

3 группа.

Исследование состояния здоровьесберегающей и здоровьеформирующей  среды образовательного учреждения глазами учащихся школы.

Цель исследования: изучение мнения учащихся  о состоянии оздоровительной работы школы.

Задачи исследования:

  1. Определить активность участия детей в оздоровительных и спортивных мероприятиях школы, подготовке и проведению соревнований, акций, утренних зарядок, конкурсов и проч.
  2. Выявить степень психологической комфортности детей в образовательном учреждении; определить позицию учащихся к негативным явлениям в школе
  3. Определить уровень удовлетворённости детей отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

4 группа.

Изучение уровня отношения к здоровью  учащимися школы.

 

Цель исследования: Обоснование педагогической технологии здоровьесбережения на основе результатов психологической диагностики участников образовательного процесса.

Задачи исследования:

  1. Изучение уровня отношения к здоровью учащихся
  2. Раскрытие психологических резервов личности и учащихся
  3. Определение  траектории  совместной работы педагогов, психологов, логопедов и социальных педагогов.

Слово предоставляется рабочим группам .

 В рамках проведения методической недели  проведения уроков с использованием здоровьесберегающих технологий   учителями школы Субботиной О.В.,  Лопатиной Т.А., Ширяевой Г.И., Миронюк  И.В., Филатовой Н.И. были  проведены  открытые уроки .  Уроки были проведены на высоком методическом уровне. 

В образовании приоритетным является не только процесс получении учебной информации учащимися, но и формирование физически и умственно

зрелой личности. Необходимо обеспечить внедрение образовательных

технологий и методик, соответствующих возрастным и индивидуальным

особенностям учеников; не допускать учебных перегрузок школьников.

        Здоровьесберегающая педагогика еще только начинает свое существование в образовательном пространстве. Тесная связь учитель-ученик-родитель, комплексный подход к решению проблем, индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса укрепляет школьный коллектив.

Рекомендации педагогического совета по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:

 1.обеспечить внедрение образовательных технологий и методик, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учеников

2. Не допускать учебных перегрузок школьников.

3. Продолжить  программу «Здоровье и школа » как составную часть Программы развития учебного заведения.

4.Разработать  и   утвердить педсоветом ,  ввести в действие  в соответствии с разработанными положениями общешкольные конкурсы:

– «Самый здоровый класс»;

– «Час здоровья»;

– «Лучший спортсмен года».

3. На заседаниях школьных методических объединений учителей осуществить глубокий и детальный анализ практики применения в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.

4. Творческой группе классных руководителей разработать систему коллективных творческих дел, способствующих устранению вредных привычек в ученической среде.

5. На общешкольных и классных родительских собраниях провести целенаправленную работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и профилактике курения, случаев употребления наркотиков и спиртных напитков..

6. Ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей.

                                                            Материалы к педсовету

Положение об общешкольном конкурсе
«Самый здоровый класс»

I. Общие положения.

Школьный конкурс «Самый здоровый класс» проводится ежегодно для всех классов. Участие в нем, на добровольных началах, принимают весь класс, классный руководитель, а также родители.

Конкурс проводится с 1 сентября по 20 мая.

Цель: содействовать формированию у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом.

Задачи:

1. Привлечь максимально возможное количество учеников и их родителей к занятиям физической культурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности.

2. Обучить детей и взрослых методам и приемам организации активного отдыха.

3. Пропагандировать в школьном сообществе здоровый образ жизни.

II. Организация конкурса.

1. Общешкольный конкурс «Самый здоровый класс» проводится в течение всего учебного года.

2. Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учащиеся, родители. Жюри использует следующие критерии оценки:

– участие класса в общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях – 10 баллов (за каждого участника);

– привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни – 10 баллов;

– пропуски уроков по болезни – вычитается 1 балл (за каждого ученика);

– организация классом внеклассных спортивно-оздоровительных дел для учащихся других классных и школьных коллективов – 20 баллов;

– выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, газет,
в которых пропагандируется здоровый образ жизни –
15 баллов;

– организация походов, экскурсий, прогулок – 5 баллов;

– участие в спортивных секциях, кружках (туристических, народного, эстрадного, бального танца) – 5 баллов (за каждого ученика);

– организация в классе ежедневной утренней зарядки – 5 баллов;

– наличие у учащихся вредных привычек – вычитается 10 баллов (за каждого ученика).

III. Награждение победителей конкурса.

Победители награждаются почетными грамотами и ценными подарками.

Положение об общешкольном конкурсе «Спортсмен года»

I. Общие положения.

Цель: выявление лучших спортсменов школы.

Задачи:

1. Популяризация занятий спортом среди учащихся.

2. Повышение спортивного мастерства школьников.

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

II. Организация конкурса.

1. Конкурс проводится с 1 сентября по 15 мая.

2. Жюри подводит итоги каждый месяц. В состав жюри конкурса входят учителя физической культуры, члены Совета старшеклассников, представитель ДЮСШ, заместитель директора школы по воспитательной работе.

3. При определении победителей учитываются следующие показатели:

– получение отличной оценки по физической культуре в триместре (четверти, полугодии) – 10 баллов;

– сдача нормативов по общей физической подготовке на «5» – 10 баллов и на «4» – 8 баллов;

– участие в спортивных состязаниях:

а) в школьных соревнованиях – 5 баллов;

б) в городских, районных соревнованиях – 10 баллов;

в) в областных соревнованиях – 15 баллов;

– посещение занятий в спортивных секциях – 5 баллов.

4. Подведение итогов проводится в конце каждого месяца. Результаты записываются в «Книжку участника конкурса» и отражаются на стенде общешкольной газеты в разделе «Спортивные достижения».

III. Награждение победителей конкурса.



Предварительный просмотр:

Справка по результатам исследования.

Исследование психологического климата педагогического коллектива

Цели: определить уровень отношения педагогов к своему здоровью и степень удовлетворенности своей работой в школе.

Тест- тренинг  

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать».

 Тестирование прошли 26 человек педагогического коллектива.

 

Среди участников опроса максимальное количество баллов не набрал никто.

400-480 очков: у Вас почти максимальная сумма очков и можно сказать, что Вы ведёте правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах Вашей работы. Не бойтесь, что регламентированность Вашей жизни придаёт ей монотонность - напротив, сбережённые силы и здоровье сделают её разнообразной и интересной.

Близки - к идеалу 5 человек из коллектива, набрали:

280-400 очков: Вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, Вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряжённой работе. Важно, чтобы Ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у Вас есть ещё резервы повышения производительности за счёт более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями Вашего организма.

Большая часть коллектива, 21 человек, набрали:

160-280 очков: Вы - «середнячок». Если Вы будете и дальше жить в таком же режиме, Ваши шансы дожить до пенсии, в добром здравии не велики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против Вас. У Вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.

Минимальное количество баллов не набрал никто.

Менее 160 очков: по правде говоря, незавидная у Вас жизнь. Если Вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно - сосудистой системы, то можете смело винить, лишь Ваш собственный образ жизни. Думаем, что и на работе дела у Вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача – гигиениста или психолога. Но лучше, если Вы сами найдёте в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.

Исходя из выше изложенных результатов, мы видим, что большая часть коллектива нуждается в изменении своего образа жизни. Около 70% педагогов работает почти в две смены, поэтому чтобы улучшить условия на рабочем месте, мы предлагаем ввести перерыв на зарядку, оборудовать комнату отдыха, возможно, организовать профессиональный массаж. После таких изменений в расписании педагога большая часть коллектива научится вести правильный образ жизни.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы родителями учащихся Исследование провели: Филатова Н.И. Петрова И.В. Головатенко Е.В. МОУ «СОШ №2» Балаково, 2011 1

Слайд 2

Цель исследования Изучение мнения родителей учащихся о состоянии комфортности образовательной среды и здоровьесберегающей деятельности школы и класса. 2

Слайд 3

Задачи исследования Определить активность участия детей и их родителей в здоровьесберегающих мероприятиях школы и класса Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к школе, к мероприятиям в школе и классе; отношение к негативным явлениям в школе; Определить удовлетворённость родителей учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса. 3

Слайд 4

Анкета для родителей В исследование приняли участие родители (52) трёх классов: 5, 6, 7 4

Слайд 5

5 1.1 Удовлетворены ли вы уровнем преподавания?

Слайд 6

6 1.2 Удовлетворены ли вы режимом работы школы?

Слайд 7

7 1.3 Удовлетворены ли вы качеством профилактической работы школы по сохранению здоровья детей?

Слайд 8

8 1.4 Удовлетворены ли вы п итанием в школе ?

Слайд 9

9 1.5 Удовлетвор ены ли вы состоянием школьных помещений?

Слайд 10

10 1.6 Удовлетворены ли вы материально-техническим обеспечением в школе?

Слайд 11

11 1.7 Удовлетворены ли вы вашими отношениями с администрацией школы и педагогами?

Слайд 12

12 1.8 Удовлетворены ли вы вашими отношениями вашего ребенка с педагогами?

Слайд 13

13 1.9 Удовлетворены ли вы вашими отношениями вашего ребенка к школе в целом?

Слайд 14

14 2.1 Как вы считаете, позволяет ли наша школа ученикам получать новые знания, необходимые для успеха в жизни?

Слайд 15

15 2.2 Как вы считаете, позволяет ли наша школа ученикам определиться в выборе профессии?

Слайд 16

16 2.3 Как вы считаете, позволяет ли наша школа ученикам подготовиться к сдаче экзаменов в избранный вуз?

Слайд 17

17 2.4 Как вы считаете, позволяет ли наша школа ученикам выработать умение ответственно относиться к своему здоровью?

Слайд 18

18 2.5 Как вы считаете, позволяет ли наша школа ученикам определить и развить свои способности и интересы?

Слайд 19

19 2.6 Как вы считаете, позволяет ли наша школа ученикам приобрести самостоятельность мышления и действия, проявить себя, поверить в свои силы ( самореализоваться ) ?

Слайд 20

20 2.7 Как вы считаете, позволяет ли наша школа ученикам общаться со сверстниками, интересно проводить время?

Слайд 21

21 3. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов ?

Слайд 22

22 4 . Сколько учебных предметов было у вашего ребенка в прошлом году и сколько в нынешнем? Соотнесите свой ответ с ответом ребенка

Слайд 23

23 5. Сколько родительских собраний вы посетили в этом году?

Слайд 24

24 6. Сколько преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок, вы знаете ?

Слайд 25

25 7. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники своего ребенка ?

Слайд 26

26 8. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам, что вы предпримете ?

Слайд 27

27 9 . Как часто Вы посещаете школу и обращаетесь к учителям ?

Слайд 28

28 10. Какие проблемы Вашего ребенка волнуют Вас больше всего:

Слайд 29

29 11. За чем и в каких случаях Вы обычно обращаетесь к учителям

Слайд 30

13. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе? 30

Слайд 31

14. Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами или при посещении родительских собраний? 31

Слайд 32

15. Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в районе»? 32

Слайд 33

16. Как Вы думаете, в какой помощи от Вас больше всего нуждается школа? 33

Слайд 34

17. Имеете ли Вы возможность участвовать в делах школы? 34

Слайд 35

18. Что, по вашему мнению, школа делает хорошо? Напишите, пожалуйста. Даёт знания. 35

Слайд 36

19. А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше? Напишите, пожалуйста. 36 Улучшить качество обучения, питания.

Слайд 37

20 . Какую помощь и в какой мере Вы бы могли реально оказать школе? 37 1. Уборка класса 2.Материальная помощь 3. Никакую

Слайд 38

21 . В какой помощи от школы Вы нуждаетесь сами? 38 В получении качественного образования.

Слайд 39

22. Пожалуйста , укажите некоторые данные о себе. Ваше образование : 39

Слайд 40

Вывод Общее отношение родителей к школе – положительное Большинство родителей удовлетворены качеством профилактической работы школы по сохранению здоровья детей Родители готовы к сотрудничеству в образовательном процессе Необходимо усилить работу с той частью родителей не является активной участницей образовательного процесса 40

Слайд 41

МОУ «СОШ №2» Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки. Рузвельт Т. Успехов! 41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год

 Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как ...

Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся

Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей...

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...

Программа "Формирования здорового образа жизни учащихся школы"

комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составл...

«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового о...

Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового образа жизни учащихся.

                «Семья и школа – это берег и море. На берегу  ребёнок делает свои первы  шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед...