Программа "Формирования здорового образа жизни учащихся школы"
методическая разработка по биологии по теме
комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация работы по её реализации составлена в соответствии со Стандартом второго поколения, с учётом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
· неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
· факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
· активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 415.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Начальник Управления образования МО «Базарносызганский район» Н.Н.Платонова______________________ | Утверждена на заседании педагогического Совета МКОУ Патрикеевской ООШ Протокол № 1 от 30 августа 2012 года Председатель ___________Е.В.Сальникова |
Программа
формирование экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни
в начальной школе
Пояснительная записка
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация работы по её реализации составлена в соответствии со Стандартом второго поколения, с учётом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
· неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
· факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
· активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
· особенности отношения младших школьников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно — оздоровительной работы, рационального питания.
Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:
Принципы, которые легли в основу создания программы:
1. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему предметного содержания, а соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ре6енка.
2. Учет возрастных особенностей обучающихся
3. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
4. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок — субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
5. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия по материализованной программе к речевому и умственному выполнению действий, переход от поэтапных действий к автоматизированным.
6. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы
7. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Организуя образование в области здоровья необходимо помнить:
· если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
· если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
· если ребёнку удаётся достигать желаемого – он учится надежде;
· если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Не менее важно для сохранения здоровья развивать у детей способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.
Необходимо формировать у ребёнка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающего мира, личный пример родителей.
Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная система физкультурно-оздоровительной деятельности школы и переход в режим работы «Содействие укреплению и сохранению здоровья школьников».
Актуальность Программы по созданию системы физкультурно-оздоровительной деятельности в школе заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся
1. Цели и задачи программы
Цель программы – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников, способствующих познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
· сформировать представление о факторах, влияющих на здоровье (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомление);
· дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на состояние здоровья, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
· обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (рефлексии);
· научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
· научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
· сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
· сформировать представление о рациональной организации режима дня учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
· сформировать навыки коммуникативного позитивного общения;
· сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
· сформировать потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, связанным с особенностями роста и развития.
Нормативно – правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
· Закон Российской Федерации «Об образовании»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
· СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
· СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.10 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011г. № 19993) (Вводятся в действие с 01.09.2011г.);
· Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 409/13-13 от 20.04.2001);
· Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
· Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ И НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
· Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
2. Направления деятельности по здоровье сбережению у обучающихся культуре здорового и безопасного образа жизни.
Первый этап – анализ состояния и планирование работы по данному направлению, в том числе по:
· организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно- оздоровительной работе, форсированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
· организация просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями);
· выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального образования.
Второй этап – организация просветительской работы.
1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
· внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
· лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
· проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и здоровья детей, включает:
· проведение лекций, семинаров, круглых столов;
· приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно – методической литературы;
· привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде следующих взаимосвязанных блоков:
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.
2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
3. Дидактические принципы программ «Перспективная начальная школа».
4. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
5. Реализация дополнительных образовательных программ.
6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
7. Деятельность социально – педагогической службы.
8. Оценка эффективности реализации программы.
Здоровьесберегающая инфраструктура школы:
· соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
· наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
· организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
· оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок, бассейна необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
· наличие помещений для медицинского персонала;
· наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (социальный педагог, учитель физической культуры, медицинские работники).
В школе ведётся формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях учащихся, учёт динамики заболеваемости. Создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления
здоровья обучающихся:
– спортивный зал
-спортплощадка;
- спортгородок;
– кабинет здоровья;
– школьная столовая;
– учебные кабинеты.
Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе хорошая материально-техническая база пищевых блоков, холодильного и технологического оборудования, уютный, красивый и современный обеденный зал.
Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:
– учитель физической культуры;
– медицинский работник (на договорной основе);
– учителя школы.
Модели организации учебного процесса. Виды деятельности
1. Рациональная организация учебного процесса, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерности функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
1.1 Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения.
1.2 Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию).
1.3 Введение любых инноваций в процессе только под контролем специалистов.
1.4 Строгое соблюдение всех требований к использованию средств обучения (специального оборудования и инвентаря) в соответствии с требованиями техники безопасности.
1.5 Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.
1.6 Индивидуализация обучения физической культуре (учет индивидуальных особенностей развития).
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учётом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Дидактические принципы деятельностного метода УМК «Перспективная начальная школа»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью УМК образовательных систем «Перспективная начальная школа».
Учебно-методический комплект ОС «Перспективная начальная школа» способствует созданию здоровьесберегающей среды обучения; формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.
В целях создания здоровьесберегающей среды УМК ОС «Перспективная начальная школа» обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников, что способствует благоприятному вхождению ребёнка в школьную жизнь, позволяет провести необходимую коррекционную работу для подведения детей к единому стартовому уровню.
Дидактические принципы деятельностного метода УМК ОС «Перспективная начальная школа» позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей:
– принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
– принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в организации образовательного процесса и приведения содержания образования в соответствие с функциональными и возрастными особенностями детей;
– принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
– принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки;
– принцип вариативности создаёт условия для формирования умения делать осознанный выбор и тем самым снижает у детей напряжение в ситуации выбора;
– принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.
2. Внедрение обучающих программ
2.1 Включение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
· внедрение в систему работы школы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
· проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.;
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
· интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
· проведение часов здоровья;
· факультативные занятия;
· проведение классных часов;
· занятия в кружках;
· проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.п.;
· организацию дней здоровья.
3. Просветительно-воспитательная работа с учащимися
3.1 Проведение лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения здоровья, профилактики вредных привычек.
3.2 Организация и проведение конкурсов, праздников, дня здоровья.
3.3 Создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.
3.4 Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
3. Основные направления просветительской и мотивационной работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни
Направление | Задачи | Содержание |
Санитарно-просветительская работа по формированию | 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни. | – Проведение уроков здоровья, |
Профилактическая деятельность | 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья. | – Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье. |
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа | 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. | – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в прогимназии: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; |
Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
№ п.п. | Методика | Инструментарий |
Методика Филипса «Диагностика школьной тревожности». | Тест - опросник | |
Диагностика уровня субъективного контроля «Что зависит от меня». | Тест - опросник | |
Диагностика «Комфортность на уроке». | анкета | |
Проф. мед. Осмотры. | Измерение массы тела, роста, АД. | |
«Отношение ребёнка к обучению в школе». | Тест- опросник | |
«Рисунок семьи». | Художественное изображение, собеседование | |
«Личностные ожидания ребёнка в общении со взрослыми». | Анализ ситуаций | |
Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д. Россела и И.Фергносона | Тест - опросник | |
И другие. |
В.Богомолов. «Тестирование детей//-Серия «Психологический практикум».- Ростов Н/Д: «Феникс .-2004.
Примерное программное содержание по классам
Ступень образования | Содержательные линии |
1 класс | Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни |
2 класс | мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения. |
3 класс | осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения. |
4 класс | Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово! |
4. Организация системы просветительской и методической работы с педагогическими работниками, специалистами, родителями
4.1 Повышение квалификации работников школы и уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья учащихся.
4.2 Проведение лекций, семинаров, консультаций, курсов по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье.
4.3 Приобретение необходимой научно-методической литературы.
4.4 Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
4.5 Обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в школе с учетом реальных возможностей и потребностей. Выбор приоритетных направлений деятельности.
5. Внедрение оздоровительных процедур в организацию учебного процесса
5.1 Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках, секциях).
5.2 Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.
5.3 Витаминизация и фитотерапия.
5.4 Систематические мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, нарушение осанки), зрения.
5.5 Консультации логопеда, психолога.
6. Использование лечебных и оздоровительных процедур
6.1 Использование рекомендательных и утвержденных методов профилактики заболеваний (витаминизация, фитотерапия, профилактика нарушений осанки, зрения).
6.2 Регулярный анализ и обсуждение на педагогических Советах данных о состоянии здоровья школьников.
6.3.Организовать работу с документацией (внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в медицинские карты, листы здоровья в классных журналах).
6.4 Регулярное проведение анализа результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами и родителями.
6.5 Ведение карты здоровья класса, что позволяет наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.
6.6 Создание системы, комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.
6.7 Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
7. Деятельность социально – педагогической службы школы
предполагает:
7.1. Диагностику детей, имеющих трудности в обучении и отклонения в поведении;
7.2. Диагностику адаптации учащихся первых классов к обучению в школе;
7.3. Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими трудности в адаптации;
7.4. Создание психологически комфортного климата в школе;
7.5. Развитие коммуникативных способностей учащихся;
7.6. Развитие социальной, социально – личностной сфер учащихся;
7.7. Реализация принципов гуманизма, индивидуальности, заложенных в образовательной программе школы;
7.8. Создание условий для развития личности;
7.9. Повышение психологической культуры учащихся и их родителей.
8. Организация и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы
8.1. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
8.2. Организация физкультурных пауз на уроках.
8.3. Создание условий и организация спортивных секций.
8.4. Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
8.5. Обязательное участие во всех спортивных соревнованиях городского и районного уровней.
Данный раздел программы охватывает все виды двигательной активности и в свою очередь решает определенные задачи по укреплению и сохранению здоровья, развивает все физические качества, улучшает работоспособность учащихся, как умственную, так и физическую. Формирует устойчивый интерес и потребность заниматься физической культурой, воспитывает волю, смелость, настойчивость, дисциплину, чувство коллективизма, навыки культурного и физически компетентного поведения.
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов. Позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
Приоритетные направления деятельности
1. Учебно-воспитательная работа
Научно-обоснованная, строго-регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в целом.
2. Диагностическая работа
Комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.
3. Профилактическая и коррекционная работа
Предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.
4. Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа
Внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.
5. Информационно-просветительская работа
Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
Формы деятельности
Уроки, кружки, секции, хореография, дни здоровья, уроки спорта, спортивные соревнования.
Для внедрения программы в полном объеме необходимо реализовать следующие функции:
1. Теоретические: изучение опыта работы других образовательных учреждений, нормативной литературы, проведение теоретических семинаров с сотрудниками.
2. Методические: корректировка действующих учебных программ с учетом психологических, оздоровительных требований, составление и разработка специальных учебных программ по физической культуре для учащихся различных возрастных групп, составление перечней функциональных обязанностей специалистов службы, планирование учебно-воспитательной работы в соответствии с основными направлениями работы школы, разработка основных классификаций параметров здоровья.
3. Организационные: подбор специалистов, повышение их квалификации, пополнение необходимым диагностическим и лечебно-профилактическим оборудованием, оснащение классных кабинетов, комнаты психофизиологической разгрузки. Обеспечение необходимыми учебниками, методическими пособиями, наглядными, раздаточными и дидактическими материалами, спортивным оборудованием и инвентарем.
Работа с детьми
- Привитие школьникам чувства ответственности за свое здоровье.
- Обучение школьников здоровому образу жизни.
- Обучение школьников личной гигиене.
- Беседы, семинары, конференции обучающего характера.
- Выпуск школьной газеты о здоровье.
- Вовлечение детей в спортивные секции.
- Привитие школьникам чувства этики, эстетики.
Работа с родителями
Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию
установки на совместную работу со школой, с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.
- Консультации врачей родительского комитета по итогам
- мониторинга здоровья детей.
- Психологическое просвещение родителей, помощь в создании
- Экологической и психологической среды в семье.
- Включение родителей в воспитательный процесс.
Работа с педагогами
- Просветительская работа по направлениям «Урок здоровья» и «Здоровый урок»,
- по программе здоровьесберегающих технологий.
- Консультации учителей по результатам мониторинга здоровья и
- последующих рекомендаций. Постановка новых целей и задач по
- развитию школьников в социальном, психическом, физическом аспектах.
- Консультации учителей по сохранению собственного здоровья.
- Информирование педколлектива о состоянии и профилактике заболеваемости,
- об адаптационных изменениях психики при повышенной умственной нагрузке,
- о последствиях психической травматизации школьников в процессе обучения.
Прогностическое планирование
- Планирование результатов оздоровительной деятельности в соответствии с
- «Моделью здоровья» школьника по истечению 3-4 лет от начала
- деятельности физкультурно-оздоровительной программы.
- Вероятностное прогнозирование результатов оздоровительной деятельности
- по итогам диагностики (2 раза в году: сентябрь, май)
- Создание внутришкольной программы физкультурно-здоровительного образования
- в соответствии с общегородской программой, в которую заложено образование и сохранение здоровья, оздоровление каждого ребенка
- с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей семьи.
- Создание программы для родителей и педагогов в формировании
- здорового образа жизни.
Содержание физкультурно-оздоровительной работы
Уроки физического воспитания (3 часа в неделю)
Комплексная программа по физическому воспитанию
состоит из следующих разделов:
— Легкая атлетика.
— Гимнастика.
— Спортивные игры (баскетбол, пионербол, хоккей).
— Лыжная подготовка.
— Плавание.
Структура комплекса оздоровительных физкультурных мероприятий
Оздоровительные физкультурные мероприятия применяемые
| |||
| в ходе внеклассной и внеурочной работы | ||
Физическое воспитание школьников | Вне уроков физкультуры: | Проведение 1)Дня Здоровья 1 раз в год, | В кружках и секциях: |
|
Подвижная (динамическая) перемена (20 минут).
Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение подвижных игр на большой перемене. Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Как правило, игры и развлечения несложные. Нужно использовать такие игры, правила которых разрешают детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё.
Физкультминутки, или упражнения – энергизаторы.
Это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках общеобразовательного цикла. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться. Энергизаторы хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование энергизатора восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включённым в работу.
Элементы валеологического образования в ходе уроков образовательного цикла.
Огромное значение в ходе образовательного процесса имеет валеологическая работа. Успех валеологического образования в школе достигается за счёт системного подхода к решению этой проблемы.
1. На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) В ходе уроков используются стихи, пословицы, рассказы валеологической направленности.
Пословицы и поговорки:
• Всякое дело поправимо, если человек здоров.
• В здоровом теле – здоровый дух.
• Голову держи в холоде, а ноги в тепле.
• Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.
• Головная боль сном проходит.
• Дай боли воли – уморит.
• Еда – пища тела, сон – пища бодрости.
• Зубную боль и медведи не терпят.
• Заболел живот – держи пустым рот.
• Землю сушит зной, а человека – болезнь.
• Здоров будешь – всё добудешь.
• Здоровье всему голова, всего дороже.
• Здоровье потерял – всё потерял.
• К слабому и болезнь пристаёт.
• Кто рано встаёт, тот долго живёт.
• Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
• Кто спортом занимается, силы набирается.
• Непригоже есть лёжа.
• Глаз болит – удержи руку, живот болит – придержи аппетит.
• Зуб о зуб ударил – желудок двери открыл.
2. На уроках математики решается много задач. Одной из их разновидностей являются задачи с валеологической направленностью. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую энергию опасения в энергию действия. На этом этапе происходит знакомство и обсуждение с учащимися привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школьника сложное психическое «новообразование» — ответственное отношение к здоровью.
3. На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья».
Практические задания:
– измерить температуру воздуха с помощью термометра в классной комнате и соотнести её с нормами;
– правильно организовать свой режим дня;
– выполнять необходимые правила личной гигиены;
– оберегать себя от простудных заболеваний;
закаляться.
4. На уроках физической культуры учащиеся получают сведения об образовательном значении тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме.
5.На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях.
Примерная тематика валеологических бесед для учащихся начальной школы (в соответствии со спецификой изучаемых предметов):
— Режим дня.
— Правильная посадка за партой.
— Личная гигиена, уход за телом.
— Уход за зубами.
— Закаливание.
— Классная комната учащихся.
— Двигательная активность.
— Рациональный отдых.
— Предупреждение простудных заболеваний.
— Физический труд и здоровье.
— Как сохранить хорошее зрение.
— Предупреждение травм и несчастных случаев.
— Общее понятие об организме человек.
— Чем человек отличается от животного.
— Роль витаминов для роста и развития человека.
Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе внеклассной работы.
Задачи внеклассной работы:
– содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащегося;
– углублять и расширять знания, умения и навыки в области здоровья;
– организовывать здоровый отдых учащихся;
– прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
– воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, желания побеждать в себе отрицательные привычки и эмоции.
День здоровья.
День здоровья проводится согласно плану работы школы 1 раз в год.
Спортивные праздники и соревнования.
Спортивные соревнования, праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников.
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оценивается в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся.
Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений учащихся, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: суждения родителей, самооценочные суждения детей.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:
· ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
· элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
· первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
· первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
· знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Модель здоровья школьника
- Здоровье физическое:
Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
- Здоровье социальное:
Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.
- Здоровье психическое:
Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.
Главное условие для успешного решения оздоровительной программы — воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:
— культуры физической (управление движением);
— культуры физиологической (управление процессами в теле);
— культуры психологической (управление своими ощущениями, внутренним состоянием);
— культуры интеллектуальной (управление мыслительным процессом и размышлениями).
5. Инструментарий мониторинга достижений планируемых результатов действия
Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Направление деятельности | Мероприятие | Сроки | Ответственные | Отметка о выполнении | |||
2011 — 2012 | 2012 — 2013 | 2013 — 2014 | 2014 — 2015 | ||||
Здоровье-сберегающая инфраструктура образовательного учреждения | Составление акта о приемке образовательного учреждения | | | | | Завхоз | |
Приобретение необходимого оборудования для оснащения медицинского кабинета | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Зам. по АХЧ | | |
Приобретение нового оборудования для кабинетов, спортивных залов, спортплощадок | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Завхоз | | |
Организация горячего питания | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Директор. | | |
Заявки на замещение вакантных должностей | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Директор | | |
Повышение квалификации | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Завуч по УВР | | |
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся | Составление расписания уроков, занятий ДО | Сентябрь | Сентябрь | Сентябрь | Сентябрь | Завуч по УВР | |
Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению ПДД и ТБ | В течение года | В течение года | В течение года | В | Администрация | | |
Организация методических семинаров, совещаний: | | | | | Завуч по УВР | | |
Организация | Работа с обучающимися всех групп здоровья на уроках физкультуры, секциях | В течение года | В течение года | В течение года | В | Учитель ФК | |
Организация динамических пауз, физкультминуток на уроках, динамических перемен | В течение года | В течение года | В течение года | В | Учителя начальной школы | | |
Организация работы кружков, секций спортивной направленности: -«Безопасное колесо» | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Администрация, | | |
День здоровья | Раз в год | Раз в год | Раз в год | Раз в год | Администрация, | | |
Организация утренней зарядки | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | Учителя начальной школы, | ||
Проведение бесед в классах о режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни человека и др. | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы, | | |
Организация наглядной агитации, выпуск листов здоровья | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Педагоги ДО,
| | |
Профилактические беседы, встречи с представителями медицинских учреждений | | | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы, | | |
Рейды: | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Администрация | | |
Организация школьной спартакиады | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учитель ФК, | | |
Конкурсы: | ноябрь | ноябрь | ноябрь | ноябрь | Учитель ФК, | | |
Месячники: | | | | | | | |
Походы, прогулки, экскурсии | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы, | | |
Организация Недель безопасности | Октябрь | Октябрь | Октябрь | Октябрь | Администрация, | | |
Реализация дополнительных образовательных программ | Создание совета по здоровью | сентябрь | | | | Администрация | |
Организация конкурсов творческих работ, викторин, акций | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя, | | |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) | Педагогический лекторий: | | | | | | |
Индивидуальные консультации | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы | | |
Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов, экскурсий | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы, педагоги ДО, учитель ФК | | |
Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей | Раз в месяц | Раз в месяц | Раз в месяц | Раз в месяц | Учителя начальной школы, | |
Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост.Е.С. Савинов). М: Просвещение, 2010.
2. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. М: Просвещение, 2010.
3. Е.В. Советова. Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Л.Б. Дыхан. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе.. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
5. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов/авт.-сост. В.Ф. Феоктистова.- Волгоград:
6. Учитель, 2009 В.Богомолов. «Тестирование детей//-Серия «Психологический практикум».- Ростов Н/Д: «Феникс .-2004.
.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
I. Нормативно-правовое обеспечение | |||
1. | Издание приказов: - об охране труда и соблюдении техники безопасности; - об организации питания учащихся; - о назначении общественного инспектора по охране прав детей; - об индивидуальном обучении детей на дому; - об освобождении от уроков физкультуры; - о планировании Дня здоровья; - о профилактическом осмотре учителей; - о профилактике детского травматизма; - об организации прививок против гриппа; - о результатах работы по привлечению детей в спортивные секции; - о режиме работы школы в период осенних каникул; - о профилактике гриппа и ОРВи; - о результатах контроля за правильным освещением, температурным режимом, санитарным состоянием; - о результатах работы учителей-предметников по организации физкультминуток, комплекса специальных упражнений по предупреждению усталости учащихся в течение рабочего дня; - о проведении инструктажа по соблюдению правил техники безопасности; - о выполнении рекомендаций врачей (рассаживание детей в соответствии со зрением, ростом, слухом); - об итогах спортивно-оздоровительной работы в школе. | сентябрь октябрь ноябрь декабрь февраль январь март апрель | Директор школы |
2. | Разработка и внедрение комплексных карт развития ребенка, паспорт здоровья ученика, учителя, школы, интернет-карты здоровья школы. | 2012-2013 | Администрация школы |
3. | Отбор школьных программ для работы по оздоровлению детей. | Постоянно | Администрация школы |
4. | Приведение школьного Положения о промежуточной аттестации учащихся в соответствие с современными требованиями охраны и укрепления здоровья детей | 2009 | Администрация школы |
5. | Разработка критериев оценки результатов деятельности школы и ее работников по охране здоровья учащихся | 2013 | Администрация школы |
6. | Заключение договора с городской поликлиникой на проведение лечебно-оздоровительной работы в школе | 2013 | Директор школы |
7. | Разработка Положения «О школьном конкурсе «Самый здоровый класс» | 2012 | Администрация школы |
8. | Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе | Каждое полугодие | Классные руководители, фельдшер |
9. | Формирование комиссии «Здоровье» в составе Управляющего Совета школы | Октябрь | Директор школы |
10. | Утверждение режима питания | Сентябрь | Директор школы |
II. Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья школьников | |||
1. | Выполнение норм СанПиН в процессе организации УВП: - выявление уровня комфортности учащихся в образовательном процессе; - соотношение дозировки письменной домашней работы и письменной классной работы; - валеологический подход к организации урока и перемены; - выполнение норм СанПиН при составлении школьного расписания; - осуществление контроля учебной нагрузки при организации учебно-воспитательного процесса. | Постоянно | Администрация школы |
2. | Корректировка учебных планов и программ | По мере необходи-мости | Администрация школы |
3. | Выполнение предписаний ГСЭН и Госпожарнадзора по улучшению санитарно-гигиенического и противопожарного состояния образовательного учреждения. | Постоянно | Администрация школы |
III. Разработка и внедрение системы оздоровления обучающихся в школе | |||
1. | Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамики. | 1 раз в год | Фельдшер |
2. | Составление социологических карт по классам, составление списков: - учащихся группы риска; - проблемных семей; - многодетных семей; - малообеспеченных семей; - неполных семей; - детей с заболеваниями. | Сентябрь | Классные руководители |
3. | Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий. | Постоянно | Завхоз школы |
4. | Организация дежурства по школе | Постоянно | Завхоз школы |
5. | Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограниченными возможностями, которые обучаются на дому | Август, сентябрь | Завхоз школы |
6. | Диспансеризация учащихся школы | В течение года | Валеолог, фельдшер |
7. | Учет посещаемости учащимися школы | В течение года | Заместитель директора по УВР, социальный педагог, классные руководители |
8. | Оценка состояния здоровья детей, выявление детей длительно и часто болеющих, находящихся на диспансерном учете | В течение года | Фельдшер, валеолог |
9. | Разделение детей по группам на основании медицинских карт и консультаций врача | Сентябрь | Фельдшер |
10. | Определение состояния зрения учащихся | В течение года | Фельдшер |
11. | Соблюдение воздушного и светового режима в школе | Постоянно | Завхоз школы |
12. | Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период | К началу зимнего периода | Завхоз школы |
13. | Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе | Постоянно | Завхоз школы |
14. | Содержание в исправности всех средств пожаротушения | Постоянно | Завхоз школы |
15. | Организация ремонта учебных кабинетов | Июнь | Завхоз школы заведующие кабинетами |
16. | Подготовка актов по приемке школы, учебных кабинетов к новому учебному году | Август | Завхоз школы |
17. | Приемка школы к новому учебному году | Август | Директор школы |
18. | Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов | Сентябрь | Завхоз школы |
19. | Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (физкультминутки, зарядка) | Ежедневно | Учителя-предметники |
20. | Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медицинского осмотра | Один раз в год | Фельдшер |
21. | Организация системы доступного разнообразного и качественного школьного питания детей | Постоянно | Администрация школы |
22. | Организация питьевого режима учащихся | Постоянно | Администрация школы |
23. | Осуществление работы школьной психолого-медико-педагогической комиссии, проводящей психолого-медико-педагогическую диагностику школьников и отправляющей на областную ПМПК для установки диагноза, и определяющей адекватные условия воспитания, обучения | По мере необходи-мости | Администрация школы |
24. | Разработка и внедрение коррекционно-развивающих занятий, включая физкультминутки, упражнения для расслабления глаз, позвоночника, развития мелкой моторики рук, дыхания | Постоянно | Администрация школы |
25. | Введение дополнительных каникулярных дней для учащихся 1-х классов | Февраль | Администрация школы |
26. | Проведение динамических пауз в 1-х классах | Постоянно | Учителя 1-х классов, учителя физкультуры |
27. | Оформление листков здоровья в классных журналах | Сентябрь | Фельдшер |
28. | Регулярное проведение учебных пожарных тревог | По отдельному плану | Директор, начальник штаба ГО |
29. | Проверка состояния охраны труда в школе и документации по технике безопасности в учебных кабинетах | По отдельному плану | Администрация школы, профком |
30. | Обеспечение исправности электрохозяйства | Постоянно | Завхоз школы |
31. | Обеспечение требований техники безопасности во время ремонта школы, трудовой практики учащихся, в пришкольном лагере | В летний период | Завхоз школы, начальник лагеря |
32. | Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасности в школе | Сентябрь | Администрация школы, |
33. | Организация работы групп продленного дня в начальной школе | Сентябрь | Заместитель директора по ВР |
34. | Организация отдыха и оздоровления детей в летний период | Май - июль | Заместитель директора по ВР |
35. | Формирование школьного лагеря | Июнь - июль | Начальник лагеря |
36. | Организация занятий для будущих первоклассников с целью их адаптации к условиям школьной образовательной среды | Сентябрь | Заместитель директора по УВР , учителя начальных классов |
37. | Обеспечение требований к охране труда при проведении государственной (итоговой) аттестации в 9-м классе | Май - июнь | Заместитель директора по УВР |
38. | Контроль преподавания ОБЖ | По отдельному плану | Администрация школы |
39. | Контроль преподавания физической культуры | По отдельному плану | Администрация школы |
40. | Контроль преподавания биологии | По отдельному плану | Администрация школы |
41. | Выделение часов на элективные курсы по валеологии в учебном плане школы | Май | Директор, заместитель директора по УВР |
IV. Подготовка и переподготовка педагогических и административных кадров по проблемам охраны здоровья | |||
1. | Изучение, обобщение и внедрение опыта образовательных учреждений области, России по осуществлению здоровьесберегающего подхода в ходе учебно-воспитательного процесса | Постоянно | Администрация школы |
2. | Изучение здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе, сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и педагогов | Постоянно | Администрация школы |
3. | Организация педагогических советов, научно-практических конференций, семинаров по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся | По отдельному плану | Администрация школы |
4. | Организация устных журналов по проблемам здоровьесбережения в образовательном процессе для различных возрастных групп учащихся | Постоянно | Психологическая служба |
5. | Участие в городских, областных научно-практических конференциях, семинарах по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся | В течение года | Администрация школы |
6. | Проведение заседаний методических объединений учителей по внедрению здоровьесберегающих технологий | 1 раз в четверть | Руководители МО |
7. | Организация «круглых столов» по обмену опытом в разработке эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление учащихся | 1 раз в полугодие | Администрация школы |
8. | Взаимопосещение уроков с их дальнейшим обсуждением | В течение года | Учителя-предметники |
9. | Анализ эффективности коррекционных занятий | В течение года | Заместитель директора по УВР |
V. Деятельность педагогического коллектива, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса | |||
1. | Осуществление деятельности по преемственности начальной и основной школы; основной и средней школы | Постоянно | Администрация школы |
2. | Организация занятий по физической культуре с детьми, имеющими ограничения по группам здоровья | Постоянно | Администрация школы |
3. | Организация обучения детей-инвалидов | Постоянно | Администрация школы |
4. | Разработка учебного плана с учетом третьего часа физкультуры | Постоянно | Администрация школы |
5. | Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе | Постоянно | Администрация школы |
VI. Организация воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы | |||
1. | Контроль соблюдения режима дня учащимися | Постоянно | Классные руководители, |
2. | Организация работы спортивных секций | Постоянно | Учитель физической культуры |
3. | Организация школьных конкурсов, направленных на борьбу с вредными привычками детей и молодежи, профилактику наркомании, алкоголизма | Постоянно | Администрация школы |
4. | Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера) с привлечением медицинских работников | По отдельному плану | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
5. | Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | Постоянно | Классные руководители, |
6. | Озеленение учебных кабинетов и территории школы | Май - сентябрь | Завхоз школы, учителя: технолог, биолог |
7. | Проведение месячника по очистке школьной территории | По отдельному плану | Завхоз школы |
8. | Проведение Дней здоровья | Согласно плану | Заместитель директора по ВР, учителя физкультуры |
9. | Проведение спортивных соревнований и марафонов | Согласно плану | Учителя физкультуры |
10. | Участие в районных, областных спортивных соревнованиях | Постоянно | Учителя физкультуры |
11. | Проведение спортивного праздника «А, ну-ка, девушки!» | Март | Учителя физкультуры |
12. | Проведение спортивного праздника «А, ну-ка, парни!» | Февраль | Учителя физкультуры |
13. | Проведение спортивных праздников по параллелям «Мама, папа, я – спортивная семья!» | Согласно плану | Учителя физкультуры |
14. | Проведение «Веселых стартов» по параллелям | Согласно плану | Учителя физкультуры |
15. | Проведение недели пропаганды здорового образа жизни | Апрель | Заместитель директора по ВР |
16. | Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся | По графику | Фельдшер |
VII. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса | |||
1. | Диагностика адаптации к школе учащихся 1-х классов | Согласно плану | Учитель предметник |
2. | Диагностика адаптации к средней школе учащихся 5-х классов | Согласно плану | Классный руководитель |
3. | Оценка психологического климата школы | Согласно плану | Заместитель директора по УВР |
4. | Оценка психологического климат урока | Согласно плану | Классный руководитель |
5. | Внедрение в практику работы ранней диагностики детей с целью профилактики школьной дезадаптации | Согласно плану | Классный руководитель |
6. | Профилактика школьной и социальной дезадаптации у детей группы риска | Согласно плану | Классный руководитель |
7. | Диагностика уровня развития психических функций учащихся | Постоянно | Администрация школы |
8. | Организация консультаций для учащихся и их родителей | В течение года | Классный руководитель |
9. | Разработка рекомендаций для учителей по вопросам педагогического общения | В течение года | Классный руководитель |
10. | Работа групп психокоррекции | В течение года | Классный руководитель |
11. | Тренинг общения для учителей | В течение года | Классный руководитель |
12. | Психологическая помощь родителям в форме лекций, конференций, индивидуального консультирования по темам: - «Возрастная психология ребенка»; - «Основные критерии нервно-психологического развития ребенка»; - «Особенности воспитания различных категорий школьников» | По мере необходимости | Классный руководитель |
13. | Снятие стрессовых ситуаций | В течение года | Классный руководитель |
14. | Методические рекомендации по работе с учащимися «группы риска» | Ежегодно | Классный руководитель |
VIII. Профилактика заболеваний учащихся | |||
1. | Организация дежурства по школе с привлечением всех сотрудников школы | Постоянно | Администрация школы |
2. | Осмотр и наблюдение педиатром, врачами-специалистами | Согласно плану | Фельдшер |
3. | Соблюдение режима проветривания | Постоянно | Учителя, фельдшер |
4. | Соблюдение режима питания | Ежедневно | Фельдшер, учетчик по питанию, работники столовой |
5. | Привитие детям элементарных навыков гигиены | Ежедневно | Фельдшер, классные руководители |
6. | Проведение физкультминуток | На каждом уроке | Учителя |
7. | Включение витаминизированных чаев в меню школьной столовой | В течение учебного года | Фельдшер, работники столовой |
8. | Контроль за режимом освещения | Ежедневно | Завхоз, классные руководители |
9. | Организация подвижных игр на переменах | Ежедневно | Классные руководители |
10. | Маркировка мебели | Начало учебного года | Классные руководители |
11. | Контроль за осанкой обучающихся во время уроков | Ежедневно, на каждом уроке | Учителя |
12. | Проведение вакцинации против гриппа детей и работников школы | 1 раз в год, осенью | Фельдшер |
13. | Проведение уроков физкультуры на свежем воздухе | 1, 4 четверть | Учителя физкультуры |
14. | Проведение гимнастики для глаз | Ежедневно, на каждом уроке | Учителя |
15. | Соблюдение всех нормативов СаН ПиНа. Рассаживание детей за партами согласно рекомендациям врача | В начале учебного года, в течение учебного года | Фельдшер, классные руководители |
16. | Соблюдение норм и правил работы за компьютером | Ежедневно | Фельдшер, учитель информатики |
17. | Контроль в школе за постоянным ношением учащимися очков | Ежедневно | Фельдшер, учителя |
18. | Наличие питьевой воды в каждом классе | Ежедневно | Фельдшер, классные руководители |
19. | Осуществление контроля за организацией питания, качеством приготовления пищи | Ежедневно | Завхоз школы |
20. | Медицинское обследование обучающихся на энтеробиоз и проведение дегильментизации | 1 раз в год | Фельдшер |
21. | Проведение коррекционно-развивающих занятий | Согласно плану | Учителя |
22. | Применение здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии, сказкотерапии, игротерапии, библиотерапии) для снижения дискомфорта, тревожности, эмоционального напряжения | Ежедневно | Учителя |
23. | Инструктаж по технике безопасности с учащимися школы при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий | Постоянно | Классные руководители |
24. | Проведение Дня защиты детей | Ежегодно | Заместитель директора по ВР |
IX. Укрепление материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся | |||
1. | Приобретение спортивного оборудования и инвентаря, тренажеров нового поколения | 2012-2013 | Директор школы |
2. | Оборудование спортивной площадки во дворе школы | 2012 | Директор школы, завхоз |
3. | Оборудование кабинетов школы | 2011-2015 | Директор школы, завхоз |
4. | Приобретение оборудования для корригирующей гимнастики | 2014 | Директор школы |
5. | Оборудование комнаты психологической разгрузки | 2013 | Директор школы, завхоз |
6. | Обеспечение учебно-методической литературой | 2011-2013 | Директор, заведующая библиотекой |
7. | Приобретение технических средств обучения | 2011-2015 | Директор, завхоз |
Х. Взаимосвязь с родителями, общественностью, внешние связи школы в рамках реализации Программы | |||
1. | Вовлечение родителей в совместную деятельность по проведению каникул, традиционных школьных праздников и мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников | Постоянно | Классные руководители |
2. | Оформление постоянно действующих стендов «Здоровое поколение» | Ежемесяч-но | Педагоги, фельдшер |
3. | Установление связей и сотрудничества с общественными и другими заинтересованными организациями | Постоянно | Администрация школы |
4. | Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через средства массовой информации | Постоянно | Администрация школы |
5. | Проведение общешкольной родительской конференции «Школа – центр здоровья» | Май | Администрация школы |
6. | Родительский лекторий «Методы оздоровления детей в домашних условиях» | 1 раз в четверть | Заместитель директора по ВР |
7. | Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей | Постоянно | Педагоги, фельдшер |
8. | Проведение Дня открытых дверей | 1 раз в год | Администрация школы |
9. | Формирование секции «Здоровье» в составе Управляющего Совета школы | Октябрь | Директор школы |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Система формирования здорового образа жизни
Воспитание культуры здорового образа жизни:
- гигиена тела;
- культура питания;
- культура общения;
- воспитание нравственности;
- умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- конкурсы рисунков.
Физическая культура и спорт:
- физкультурные праздники и развлечения;
- Дни здоровья;
- Всемирный день борьбы со СПИДом;
- Всемирный день борьбы с курением;
- занятия в спортивных секциях;
- спартакиады и соревнования.
Работа с родителями:
- физкультурные праздники;
- родительские собрания, беседы, лекции;
- Дни открытых дверей;
- предоставление полной информации о развитии ребенка, информации о результатах диспансеризации и дополнительных медицинских услугах.
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:
- лечебная физкультура;
- гимнастика для глаз;
- обучение в режиме дальнего зрения;
- подвижные перемены;
- укрепляющая фитотерапия;
- контроль часто болеющих детей;
- профилактика сколиоза;
- использование функциональной музыки;
- использование элементов звукотерапии, ароматерапии;
- упражнения для профилактики плоскостопия;
- дыхательная гимнастика.
Учебно-воспитательная работа
1) Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:
- обучение профилактическим методам: оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
- освоение простейших навыков первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
- привитие детям элементарных навыков (например: мытье рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.);
- самоуправление;
- проведение мониторинга;
- работа в творческих группах по пропаганде ЗОЖ.
2) применение здоровьесберегающих технологий:
- рациональное воспитание;
- проведение физкультминуток во время занятий;
- развитие проектных технологий;
- разноуровневое и модульное обучение;
- коллективное взаимообучение;
- сквозное проветривание;
- влажная уборка помещений;
- ароматерапия;
- витаминотерапия;
- функциональная музыка;
- чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
3) проведение реабилитационных мероприятий по результатам диагностики состояния физического и психологического здоровья детей:
- фитотерапия, лечение с помощью трав;
- ЛФК;
- психогимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- тренинги;
- массовые оздоровительные мероприятия, конференции;
- спортивные оздоровительные праздники;
- тематические праздники здоровья;
- выезды на природу, экскурсии.
Оздоровительные мероприятия:
- регулярное прохождение диспансеризации;
- отбор детей в оздоровительные группы;
- проведение утренней зарядки;
- обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики;
- обеспечение сбалансированного питания;
- проведение профилактических прививок;
- организация физкультурных разминок во время учебного процесса для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения;
- профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз;
- соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
- строгое соблюдение норм СанПиНа;
- организация летней оздоровительной компании;
- организация группы здоровья для сотрудников школы;
- витаминизация.
Внедрение новых технологий
Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать следующим нормам:
1) разнообразие видов учебной деятельности, так как однообразие утомляет школьников;
2) средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности примерно 7-10 минут;
3) смена форм работы не позже чем через 10-15 минут;
4) на уроке следует применять такие методы, которые способствовали бы активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
5) на уроке должна осуществляться смена положения тела учащихся, которая соответствовала бы видам учебной работы ученика;
6) должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
7) в содержание урока следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;
8) необходима мотивация учебной деятельности.
Приложение № 2
Приложение № 3
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно:
- контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью классного помещения;
- проведение физкультминуток (на уроках) и подвижных перемен;
- организация питания;
- организация питьевого режима.
Еженедельно:
- занятия на уроках физической культуры;
- занятия в спортивных секциях и танцевальных студиях;
- учет посещаемости учащимися школы.
Ежемесячно:
- проведение консультационных встреч с родителями;
- организация классных часов с приглашением медицинских работников;
- генеральная уборка класса;
- организация дежурства по школе;
- контроль соблюдения режима дня учащимися;
- уборка школьной территории;
- организация спортивных соревнований.
Один раз в четверть:
- организация экскурсий, походов, родительских собраний, классных семейных праздников;
- проведение «Дня здоровья»;
- рассаживание детей за партами согласно рекомендациям врача.
Один раз в полугодие:
- проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
- анализ медицинских карт учащихся;
- спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- анализ взаимодействия учащихся с учреждениями дополнительного образования;
- маркировка мебели.
Один раз в год:
- организация медицинского осмотра, диспансеризация учащихся;
- профилактика гриппа и других вирусных инфекций;
- организация праздника здоровья;
- анализ заболеваний и их динамика;
- составление социологических карт по классу;
- оценка состояния здоровья детей.
Приложение № 4
Тематика семинаров по здоровьесберегающим технологиям
для педагогов школы
1. Современные педагогические технологии по сбережению здоровья детей в процессе обучения.
2. Сохранение зрения у детей.
3. Предупреждение утомляемости детей в процессе обучения.
4. Создание комфортной обстановки на уроке.
5. Создание санитарно-гигиенических условий для учащихся.
6. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
7. Предупреждение нарушения осанки школьников.
8. Психология крика.
Приложение № 5
Тематика бесед, утренников, классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни
1-4 классы (начальная школа)
- Цикл бесед «Гигиена школьника».
- «Чтобы зубы не болели».
- «Берегите зрение».
- «Да здравствует мыло душистое».
- «О хороших привычках».
- «Учимся отдыхать».
- «Загадки доктора Знайки».
- «Ты и телевизор».
- «Твое здоровье».
- «Твой режим дня».
- «Не видать Федоре горя…»
- «Улыбка и хорошее настроение».
- Цикл классных часов «Как уберечь себя от беды».
- Цикл классных часов «Наше здоровье в наших руках».
- Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов).
- Занятия по профилактике наркомании.
5-7 классы
- Цикл бесед «Гигиена школьника».
- «Здоровые привычки – здоровый образ жизни».
- «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
- «Кто наши враги».
- «О спорт, ты – мир!»
- «Режим питания».
- «Вредные привычки и их преодоление».
- «Здоровая еда – здоровая семья».
- «Здоровый образ жизни – главное условие профилактики возникновения вредных привычек».
- «Мой школьный двор».
- «Память: как ее тренировать».
- «Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека».
- «Сотвори себя сам».
- «Нет наркотикам».
- «О ВИЧ-инфекции».
- «Занятия по профилактике гриппа и ОРВИ».
8-9 классы
- Цикл бесед «Гигиена умственного труда».
- «Зависимость здоровья человека от окружающей среды».
- «Вредные привычки и здоровье человека».
- «Здоровье человека XXI века».
- «Гармония тела и духа».
- «Кухни народов мира». «Кулинария здоровья».
- «Прелести «свободной любви».
- «Умение управлять собой».
- «Крик о помощи».
- «Прощайте, наркотики!»
- Занятия по профилактике наркомании.
- «Суд над наркоманией».
- «Исцели себя сам».
- «Экзамены без стресса».
- «Сделай правильный выбор».
- «Разговор на чистоту».
- Акция «Внимание, СПИД!»
- «Не оборви свою песню!»
Приложение № 6
Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни
- «Здоровье ребенка в руках взрослых».
- «Здоровая семья: нравственные аспекты».
- «На контроле здоровье детей».
- «Режим труда и учебы».
- «Физическое воспитание детей в семье».
- «Алкоголизм, семья, дети».
- «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека».
- «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности».
- «Вредные привычки у детей».
- «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу».
- «Вопросы, которые нас волнуют».
- «Эти трудные подростки».
- «Взрослые проблемы наших детей».
- «Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования».
- «Курение и статистика».
- «СПИД – реальность или миф».
- «Наркотики в зеркале статистики».
- «Социальный вред алкоголизма».
- «Психология курения».
- «Нецензурная брань – это тоже болезнь».
- Наблюдения родителей «Ребенок в карусели развода».
- Трудности адаптации первоклассников к школе.
- Итоги медицинского осмотра учащихся школы.
- Двигательная активность учащихся во внеурочное время.
Лечебно-профилактические мероприятия
Внедрение новых технологий
Оздоровительные мероприятия
Воспитание культуры ЗОЖ
Физическая культура и спорт
Учебно-воспитательная работа
Работа с родителями
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Школьный центр «Планета здоровья»
Служба социальной работы
Координационная служба по спортивно-оздоровительной работе
Классные руководители
Учитель физической культуры
Медицинская служба
Старшая вожатая
медсестра
Спортивные секции
Клуб в/ч 23455
Ученические группы и кружки здоровьесберегающей направленности
Информационно-просветительский пункт
Спортивный клуб и ДЮСШ
Лекторий «Школа здоровья» (педагоги + группа волонтеров)
Социальные партнеры, родители, выпускники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как ...
Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового образа жизни учащихся.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первы шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед...
Анализ факторов здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ
Человек наследует от старших поколений отношение к собственному здоровью, режиму жизни. Причём отношение к здоровью всегда колеблется от безразличия до чрезмерной мнительности. Если родители постоянно...
Результаты исследования по «оценке здорового образа жизни учащихся школы».
определение уровня активности участия детей в оздоровительных и спортивных мероприятий школы, обследование учащихся с целью определения у учащихся уровня сформированности...
Тема:Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.
Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человечества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье – это состояние п...
Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни учащихся. МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа.
Цель программы: - Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у школьников социально - нормативного жизненного стиля, отказа от противоправных действий. - Добиться ...
Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни учащихся
Материал содержит информацию о том, что может сделать школа и семья, вместе и по-отдельности, для того, чтобы у учащихся сформировался здоровый образ жизни....