"Деятельность учителя по формированию здорового образа жизни учащихся"
методическая разработка по английскому языку
Выступление на РМО учителей английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulminutka_the_more_we_are_together.ppt | 1.46 МБ |
dokument_microsoft_office_word.docx | 37.35 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 428.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя по формированию здорового образа жизни учащихся
- Бакланова Светлана Игоревна , учитель английского языка МОУ – гимназия №2
- Высшая квалификационная категория
Представьте, что перед вами части огромного пазла, который вам необходимо собрать. Вы внимательно отбираете только те детали, которые идеально подходят к друг другу. И только когда вам это удается, перед вами складывается ясная картина. Каким- то образом можно провести аналогию между таким пазлом и здоровьем человека. Только осознав ясно и четко из каких компонентов складывается пазл под названием «Здоровье», мы сможем иметь точное представление о том как стать здоровым.
Ни для кого не секрет, что с каждым годом количество абсолютно здоровых детей в образовательных учреждениях уменьшается, поэтому
Целью современного образования и воспитания является здоровый школьник. И здоровый не только физически, но и находящийся в состоянии полного душевного и социального благополучия. Иными словами, находящегося в гармонии с самим собой и окружающим его социумом. Ребенок должен идти на урок с удовольствием, чувствовать себя на уроке комфортно и спокойно.
Дети с каждым годом все более и более загружены не только в школьное, но и во внеурочное время. Я провела анализ состояния здоровья детей в классах, которых я работаю - а это начальное звено и можно говорить о том, что только 30 % учащихся.
абсолютно здоровы, 15 % уже имеют серьезные отклонения.
От образовательного учреждения зависит, положительное или отрицательное влияние оказывает на ребенка образовательный процесс.
Задача учителя – грамотно помочь ребенку сохранить и укрепить здоровье, создать условия, которые позволили избежать переутомления детей и обеспечили бы их высокую работоспособность на протяжении всего урока.
Существуют гигиенические критерии рациональной организации урока ;
- Плотность урока – не менее 60% и не более 75%
- Число видов учебной деятельности от 4 до 7
- Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут
- Наличие динамических пауз
- Чередование позы в соответствии с видом работы
- Преобладание положительных эмоций
Я стараюсь, чтобы урок проходил непринужденно, в дружелюбной, приятной, располагающей к занятиям обстановке, не забывая о том, что очень важная роль должна отводиться правильной организации учебного процесса, рациональному использованию времени на уроке. При планировании и проведении уроков я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей, стараюсь использовать методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям учащихся, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Чтобы урок не был однообразным (а от этого, с моей точки зрения, наиболее устают дети), нужно чередовать на уроке как различные виды деятельности, так и виды преподавания. При этом их число видов деятельности не должно быть менее 3, но не более 7. Оптимальная частота чередования различных видов деятельности 7-10 минут.
Перед первым уроком очень полезно проводить с учащимися утреннюю зарядку с использованием движений, песен, танцев. Это помогает облегчить переход организма от состояния заторможенности к трудовой активности, снять вялость и сонливость, вырабатывает у ребенка чувство целеустремлённости, оптимизма. Такую зарядку я провожу под музыку, используя аудиоприложения к учебникам.
Комплексы упражнений для проведения утренней зарядки могут быть представлены в виде выполнения команд. Такие упражнения носят имитационный характер и выполняются детьми по образному слову, а также учащиеся могут произносить за учителем текст, повторяя в точности его жесты и движения. Учащиеся могут рассказывать стихи, сопровождая их движениями; воспроизводить танцевальные движения под музыку. При этом воспитывается ритм и культура движений.
Примеры упражнения для проведения утренней зарядки:
“Fly”. Упражнение “Летит птица”. Руки- крылья передвигаются в разные стороны. 20 – 30 сек.
“Jump”. Упражнение “Прыгать, как воробей”.20-30 сек.
“Swim”. Круговые движения руками. Можно усложнить команду: “Swim quickly”, “Swim slowly”.
“Run”. Бег на месте. Можно усложнить команду: “Run quickly”, “Run slowly”.
“Skip”. Представить, что в руках скакалка. Прыжки через скакалку.
“Ski” Представить, что катаешься на лыжах.
“Skate” Представить, что катаешься на коньках и т.д.
“Write”. Представить, что в руках маленькая записная книжка.
“Count”. Посчитать от 1-10 или от 10-1, загибая пальцы на руках.
При изучении темы “Части тела”учитель может просить показать части тела “Touch your head, nose, ears…и т. д.).
“Clap your hands”, “Stamp your feet”. Можно выполнять под музыку. (УМК “Английский с удовольствием”.\ “Enjoy English” для 2 кл. Биболетова М. З. и др. Урок 15.).
В течение урока, чтобы снять напряжение и усталость детей, я провожу динамические паузы. Исходя из своего опыта, хочу сказать, что форма их проведения, целиком и полностью зависит от темперамента класса. Если класс сонный, вялый, с низкой работоспособностью, то его следует «разбудить», т.е. такая пауза должна проводиться под энергичную музыку, быть веселой и подвижной.
Если же класс и так не в меру подвижен и детей трудно удержать на месте, следует, с моей точки зрения, использовать паузы-релаксации. Дети сидят и, закрыв глаза, слушают спокойную музыку. Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Также можно использовать упражнения для глаз. Его техника состоит в своеобразном написании букв английского алфавита открытыми глазами.
Дети очень любят играть. Игры могут быть разного рода:
а.игра- пантомима ( изображение движением и мимикой животных, движений, букв и т.д.),
б.ролевая игра;
в.драматизация.
Такие игры способствуют развитию координации различных частей тела, пространственно-временных ориентировок, способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяют кругозор, формируют навыки устной речи и, что очень важно, вызывают положительные эмоции на уроках. Начинаю с простейшего «Знакомство»;
Во время динамических пауз учащиеся могут петь различные песенки (при этом учащиеся не только отдыхают, но и формируются их фонетические, лексические и грамматические навыки).
Для проведения динамических пауз можно использовать упражнения
для пальцев:
1.“Claws” (“Коготки”). Сильное полусгибание и разгибание пальцев.
2. Упражнение “Count, please”. Поочерёдное поднятие пальцев (кисти рук лежат на столе): а) правой руки б) левой руки. Учащиеся хором считают от 1-10 или от 10-1.
3. Упражнение “Play the piano”. Имитация игры на пианино.
4.“The clock” (“Часы”). Движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперёд-назад (tick-tock). 5-10 раз. Это упражнение можно выполнять, повторяя вслух стихотворение:
Tick-Tock.
“Tick-tock, tick-tock,
Little Dino,
Play and work!”
Says the clock
для глаз:
Дети по команде учителя медленно переводят свой взгляд с одного предмета на другой.
One, two, three, four.
Look at the window, look at the door,
Look at the ceiling, look at the floor.
One, two, three, four.
При желании можно прибегнуть и к поиску различных упражнений и игр в интернете. Я,например, нашла хороший материал для проведения динамической паузы на сайте «Инфоурк», который был представлен учителем Коровкиной Еленой Михайловной и использую его на своих уроках.
Самое главное, ученики должны быть заинтересованы чем- либо необычным, новым. При этом они легче запоминают языковой материал, т.к. срабатывает механическая память.
Однако, следует помнить, что как зарядка, так и динамическая пауза не должны превышать 3-5 минут. Иначе дети могут «заиграться» и их сложно будет призвать продолжить урок.
Хочется остановиться на домашних заданиях. Их объем, по существующим нормам, не должен превышать 30% объема, выполненного учащимися на уроке. На неделе я стараюсь не задавать на дом большие объемы домашних заданий. Но начиная с начальной школы, я приучаю детей к долгосрочным домашним заданиям, т.е. даю им задания, которые они должны выполнить к уроку, который будет проходить на следующей неделе или через урок. ( подготовка к диктанту или разучивание диалога и т.д.) Это способствует развитию самостоятельности учащихся и умению планировать свое время для выполнения домашних заданий заранее.
У учителей иностранного языка, как в прочем и у других педагогов, есть большие возможности формирования у детей понятия «Здоровый образа жизни» средствами изучаемого языка и мотивации к ведению здорового образа жизни.
Опыт нашей работы показывает, что методы и формы работы, применяемые в учебном процессе, обоснованы и дают положительные результаты. В рамках социально- бытовой тематики учащиеся начальной школы знакомятся с темами «Еда» ( где мы затрагиваем проблему здорового питании), «Распорядок дня», «Спорт», «Свободное время».
Вся работа педагога направлена на реализацию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анализ состояния здоровья детей в начальной школе
Задача учителя – грамотно помочь ребенку сохранить и укрепить здоровье, создать условия, которые позволили бы детям избежать переутомления и обеспечили бы высокую работоспособность на протяжении всего урока.
Гигиенические критерии рациональной организации урока: Плотность урока - не менее 60% и не более 75-80% Число видов учебной деятельности - от 4- до 7 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности - не более 10 мин. Наличие эмоциональных разрядок Чередование позы в соответствии с видом работы Психологический климат - преобладают положи- тельные эмоции
Проведение зарядки
Примеры упражнения для проведения утренней зарядки: “ Fly ”. Упражнение “Летит птица”. Руки- крылья передвигаются в разные стороны. 20 – 30 сек. “ Jump ”. Упражнение “Прыгать, как воробей”.20-30 сек. “ Swim ”. Круговые движения руками. Можно усложнить команду: “ Swim quickly ”, “ Swim slowly ”. “ Run ”. Бег на месте. Можно усложнить команду: “ Run quickly ”, “ Run slowly ”. “ Skip ”. Представить, что в руках скакалка. Прыжки через скакалку. “ Ski ” Представить, что катаешься на лыжах. “ Skate ” Представить, что катаешься на коньках и т.д. “ Write ”. Представить, что в руках маленькая записная книжка. “ Count ”. Посчитать от 1-10 или от 10-1, загибая пальцы на руках. При изучении темы “Части тела”учитель может просить показать части тела “ Touch your head , nose , ears …и т. д.). “ Clap your hands ”, “ Stamp your feet ”. Можно выполнять под музыку. (УМК “Английский с удовольствием”.\ “ Enjoy English ” для 2 кл . Биболетова М. З. и др. Урок 15.).
Проведение динамических пауз
Формы проведения динамических пауз: 1.игры 2.песни 3.релаксация под музыку – «сон» 4.упражнения для различных частей тела ( пальцев, глаз) 5.речевки и т.д.
Примеры упражнений для пальцев: 1 .“ Claws ” (“Коготки”). Сильное полусгибание и разгибание пальцев. 2. “ Count , please ”. Поочерёдное поднятие пальцев (кисти рук лежат на столе): а) правой руки б) левой руки. Учащиеся хором считают от 1-10 или от 10-1. 3. “ Play the piano ”. Имитация игры на пианино. 4.“ The clock ” (“Часы”). Движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперёд-назад ( tick-tock ). 5-10 раз. Это упражнение можно выполнять, повторяя вслух стихотворение: Tick-Tock. “Tick-tock, tick-tock, Little Dino, Play and work!” Says the clock
Пример упражнения для глаз: Дети по команде учителя медленно переводят свой взгляд с одного предмета на другой. One, two, three, four. Look at the window, look at the door, Look at the ceiling, look at the floor. One , two , three , four .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как ...
Современные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их св...
Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся
Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей...
«Практическая направленность работы учителей в области экологического образования и здорового образа жизни учащихся
выступление...
Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.
В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...
Особенности формирования здорового образа жизни учащихся во внеурочной деятельности (в рамках предмета «ОБЖ»
Учитель ОБЖ формирует у учащихся первичные знания о таких понятиях как «здоровье», «здоровый образ жизни», способствует формированию культуры безопасного поведения, развивает у...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни "Азбука здоровья"
Образовательная область "Познавательное развитие". Для детей 3-7 лет с недостатками слуха и ЗПР...
- Мне нравится (2)