рабочая программа "Мастерская социального проектирования"
методическая разработка (7 класс) на тему
Программа «Мастерская социального проектирования» для обучающихся составлена на уровнях основного и среднего общего образования «Лицей «МОК №2» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года», Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7 – ФЗ (статьи71-74), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры. Программа составлена с учетом мониторинговых исследований учащихся.
Цель программы: Вовлечение учащихся в проектную деятельность по изучению своих склонностей.
цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании или МО
протокол № _1_ от _______2017г.
«Проверено» _________________
заместитель директора по УВР
__________________________
«Утверждаю»___________________
директор МБОУ «Лицей «МОК №2»
Свердлов В.Я.
Рабочая программа
«Мастерская социального проектирования»
2017 – 2018 учебный год
Учитель | Суханова Елена Владимировна |
Класс | 7-8 классы |
Уровень обучения | Базовый |
- Пояснительная записка
Программа «Мастерская социального проектирования» для обучающихся составлена на уровнях основного и среднего общего образования «Лицей «МОК №2» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года», Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7 – ФЗ (статьи71-74), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры. Программа составлена с учетом мониторинговых исследований учащихся.
Все юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.
Программа «Мастерская социального проектирования» учащихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения. Рабочая Программа состоит из разделов: духовно-нравственного развития обучающихся, программа социализации.
Цель программы: Вовлечение учащихся в проектную деятельность по изучению своих склонностей.
цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д.
Задачи:
-обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания,
-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
Задачи в области формирования личностной культуры:
духовно-нравственного развития и воспитания:
· формирование способности к духовному развитию;
· укрепление нравственности;
· формирование основ морали;
· принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результата,
Задачи в области формирования социальной культуры:
· формирование основ российской гражданской идентичности;
· формирование патриотизма и гражданской солидарности;
· развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
· укрепление доверия к другим людям;
· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
· становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Общая характеристика учебного предмета
Программа предусматривает сочетание групповых занятий. Занятия носят творческий характер благодаря личностно-ориентированному и разновозрастному обучению. Возраст обучающихся 14-15 лет. Обучение проходит в рамках ФГОС. Вся вокальная работа в объединении строится на доступном интересном материале.
Данная программа является самостоятельным курсом, разработанным с учетом современных достижений в области детского исполнительства и личного опыта автора. Занимаясь по данной программе, учащиеся начинают понимать, что социальное проектирование - это не только яркие запоминающиеся выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах тщательно подобранных проектов. Работа над любым проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.
МОДУЛЬ «Я – ЧЕЛОВЕК»
Направление 1: Воспитание нравственных чувств и этического сознания ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
Цель: возрождение духовно-нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.
Задачи модуля:
· формирование духовно-нравственных ориентиров;
· развитие коммуникативной, социокультурной компетенции;
· повышение уровня воспитанности учащихся;
· развитие умений и навыков социального общения;
· воспитание культуры общения, культуры поведения;
· создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе;
· формирование социальной активности личности учащихся;
· формирование представления о базовых национальных российских ценностях;
· воспитание уважения к людям разных возрастов.
· воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;
· формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
применение технологий духовно-нравственного развития и воспитания школьников, основанных на гуманно-личностном подходе, способных сформировать тип личности.
МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН»
Направление 2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.
Содержание, виды деятельности:
- формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.
- сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;
- развитие интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- организация и проведение внеклассных мероприятий - проектов, направленных на формирование умений и навыков гражданско-патриотического воспитания.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 17 часов в ПОЛУГОДИЕ ( на параллель 7-х классов и 17 часов на параллель 8-х классов)
8, 5 часов на изучение первого модуля и 8, 5 часов на изучение второго модуля и в 7-х и в 8-х классах.
Темы проектов могут корректироваться в соответствии с запросами и потребностями учащихся.
2. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные
Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах толерантности, уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- формирование социальной роли учащегося для всестороннего развития личности;
- формирование положительного отношения к обучению.
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в проектной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах проектной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки проектов;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализаций в процессе познания содержания образов проектирования; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих проектно - творческих возможностей;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно - образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально - творческой деятельности;
Предметные результаты: проект, являясь результатом коллективных усилий на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
• развитие устойчивого интереса к занятиям;
• побуждение эмоционального отклика ;
• развитие умений обучающихся воспринимать задания с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
• формирование навыков выражения своего отношения в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
- повышение мотивации к проектной, творческой, инициативной деятельности, здоровому образу жизни;
- повышение уровня самостоятельности и активности школьников в проектнойдеятельности
-деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов -является организационной рамкой исследования.
4. Календарно- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Указать, имеются ли изменения в программе, обосновать их.
5. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы:
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
- Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
- Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm
- Актаева Т.В. Формирование универсальных учебных действий // ***festival.1september.ru/articles/635018/ (дата обращения: 28.02.2016)
- Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия //Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. — 2014. — с. 170-175.
- Илькаева Р.С. Военно-патриотическое воспитание в школе // ***festival.1september.ru/articles/654183/
- Попова И.А. Разновозрастное взаимодействие учащихся как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Nauka-Rastudent.ru. — 2015. — № 5 (17). — с. 36.
6. Лист коррекции
7. График контрольных, практическихработ.
1 раз в полугодие - зачетные работы декабрь и май
2. Календарно-тематическое планирование.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения 7-х классов
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Виды деятельности | |
По плану | По факту | |||
1 | сентябрь | Вводное занятие : Проектная деятельность учащихся МОДУЛЬ «Я – ЧЕЛОВЕК» | Выявление способностей у детей. | |
2 | Виды проектирования | Определение наличия творческих способностей учащихся. | ||
3 | Тренинги толерантного общения | Определение собственной позиции. | ||
4 | Сбор информации о семье «Моя семья. Моя родословная». | Сотворчество, работа в группах | ||
5 | октябрь | Социальное творчество (акции): Акция «День Матери» | Сотворчество, работа в группах | |
6 | Социальное творчество (акции): Подготовка. Акция «День Матери» | Индивидуальная работа | ||
7 | Работа над проектом | Репетиция . Защита проекта. | ||
8 | Защита проекта. «День Матери» | Выступление на микрорайон | ||
9 | ноябрь | МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН» Проект «Русские вечерки» | Исполнение песен. Определение их характера. | |
10 | Знакомство с русскими народными традициями | Исполнение ритмических рисунков на шумовых инструментах | ||
11 | Знакомство с русской народной музыкальной культурой | Исполнение песен. Определение жанра. | ||
12 | декабрь | Защита Проекта «Русский праздник» | Защита проекта | |
13 | Индивидуальный проект « Из Жизни замечательных людей» | Индивидуальная защита проекта | ||
14 | Индивидуальный проект « Из Жизни замечательных людей» | Индивидуальная защита проекта | ||
15 | Индивидуальный проект « Из Жизни замечательных людей» | Индивидуальная защита проекта | ||
16 | Индивидуальный проект « Из Жизни замечательных людей» | Индивидуальная защита проекта | ||
17 | Зачетная работа | Индивидуальная защита проекта |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения 8-х классов
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Виды деятельности | |
По плану | По факту | |||
1 | январь | Вводное занятие : Проектная деятельность учащихся МОДУЛЬ «Я – ЧЕЛОВЕК» | Выявление способностей у детей. | |
2 | Виды проектирования | Определение наличия творческих способностей учащихся. | ||
3 | Тренинги толерантного общения | Определение собственной позиции. | ||
4 | февраль | Индивидуальный проект «Моя семья. Моя родословная». | Сотворчество, работа в группах | |
5 | Работа над проектом «Россия – Родина моя» | Сотворчество, работа в группах | ||
6 | Работа над проектом «Россия – Родина моя» | Сотворчество, работа в группах | ||
7 | Работа над проектом «Россия – Родина моя» | Сотворчество, работа в группах | ||
8 | март | Защита проекта «Россия – Родина моя» | Сотворчество, работа в группах | |
9 | МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН» Проект «Русские вечерки» | Сотворчество, работа в группах | ||
10 | Знакомство с русскими народными традициями | Сотворчество, работа в группах | ||
11 | Знакомство с русской народной музыкальной культурой | Сотворчество, работа в группах | ||
12 | апрель | Защита Проекта «Русский праздник» | Сотворчество, работа в группах | |
13 | Проект «День Победы» | Сотворчество, работа в группах | ||
14 | Проект «День Победы» | Сотворчество, работа в группах | ||
15 | Индивидуальный проект « Из Жизни замечательных людей» | Индивидуальная защита проекта | ||
16 | май | Индивидуальный проект « Из Жизни замечательных людей» | Индивидуальная защита проекта | |
17 | Зачетная работа |
Критерии уровня освоения знаний учащихся 1 года обучения
Высокий уровень освоения программы выставляется ученику, который продемонстрировал полноту знаний: усвоил общие понятия. Знакомство с общими понятиями проектной деятельности. К концу года ученик выработал правильную позицию по работе с проектом. Усвоил правильное основные понятия по созданию стратегии в проектной работе, а также в творческой работе: артистично держатся на сцене.
Средний уровень освоения программы выставляется ученику, который почти в полном объеме получили знания и осуществили их на практике, т.е. во время индивидуального проектирования. Имеет небольшие недочеты исполнения.
Низкий уровень освоения программы выставляется ученику который не освоил весь необходимый, первоначальный объем знаний и умений по составлению проектной деятельности. Не овладел чистотой основными понятиями и знаниями, навыками.
4. График зачетных работ
Учитель Суханова Е.В. предмет «Мастерская социального проектирования»
График зачетных работ на 2017-2018 учебный год
1 год 1 группа | 1 год 2 группа | |
№1 | 12.2017 г. | 12.2017 г. |
№2 | 05 .2018 г. | 05.2018 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в социальной сфере
Обобщение опыта работы по социальному проектированию...
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся
В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл...
Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся
В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...
"Социальное проектирование как средство формирования УУД в рамках внедрения ФГОС" (из опыта работы социального педагога МАОУ Добрыниховской СОШ Филаретовой А.А.)
В этой статье представлен личный опыт педагога в работе над социальными проектами....
Рабочая программа «Мастерская социального проектирования»
Цель программы: Вовлечение учащихся в проектную деятельность по изучению своих склонностей.цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструирова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»...
Рабочая программа «Технология социального проектирования» 11 класс
Социальное проектирование является одним из множества видов деятельности подростка. В ходе учебной деятельности обучающихся социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную основу, как ...