Система работы с обучающимися в школьном научном обществе
статья на тему

Бадгиева Эльза Даниязовна

В докладе описан опыт организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon badgieva_e.d.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Семь шагов к успеху. Система работы с обучающимися в школьном научном обществе

 

Бадгиева Эльза Даниязовна,

учитель татарского языка и литературы МБОУ «СОШ №31» г. Нижнекамска РТ

С момента создания традиционной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников. Такая дидактическая система работает в нашей школе с 1999 года.

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения по предметам. Для ее реализации требуется учитывать подходы:

- учёт личностных особенностей учащихся;

- применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;

- использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;

- создание доверительных и толерантных отношений в учебных взаимодействиях;

- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала

Одной из форм для реализации этих подходов является Школьное научное общество. В каждой школе представлена собственная оригинальная модель научного общества. Наша школа – не исключение. Хотим продемонстрировать формы и результаты работы Школьного научного общества учащихся МБОУ «СОШ №31» в научно-исследовательской деятельности обучающихся. Представим эту модель через семь шагов по лестнице успеха.

Итак, шаг 1. Школьное научное общество учащихся должно быть создано на добровольной основе и согласно Положению.

Шаг 2. Качество работы НОУ зависит от планомерного и заинтересованного подхода руководителя научного общества. Личным примером, участием в работе каждого члена научного общества руководитель заинтересовывает не только обучающихся, но и учителей, родителей обучающихся.  

Шаг 3. Особенностью организации работы НОУ в нашей школе является то, что работа ведётся не разрозненно (каждый учитель за себя), а в во взаимодействии и сотрудничестве. Методическое сопровождение осуществляется на всех этапах в  3-х направлениях: работа с обучающимися, параллельно – работа с педагогическим составом, работа с родителями обучающихся.

Шаг 4. Более опытные научные руководители взяли под крыло начинающих: так в тандеме, в формате наставничества работа стала намного успешнее. Постепенно из формата наставничества работа приобрела статус сотрудничества. От такого взаимодействия учителей выигрывают и сами учителя, и дети: участие наших обучающихся в научно-практических конференциях становится не только активнее, но и результативнее.

Шаг 5. Набравшиеся опыта педагоги взяли под крыло других учителей; таким образом, работа пробрела статус сетевого взаимодействия. Каждый учитель, кроме того что работает в тамдеме, ещё и получает индивидуальную помощь руководителя НОУ. Руководитель ведёт индивидуальную работу с коллегами и в живом общении, и посредством электронной почты, и через сообщество «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся» на портале «Электронного образования  РТ». Такая работа забирает много сил и времени, но и результат виден налицо.

Шаг 6. Особенность организации исследовательской деятельности обучающихся заключается в том, что она организуется в различных формах: и индивидуально – с одним учеником, и в парах, и со всем классом. Обучение проводится не только педагогами, но и более опытными исследователями-членами НОУ. Это ребята, которые могут подсказать, поделиться опытом, научить. Активистами была оказана помощь во время подготовки выступлений начинающих исследователей. Во время репетиций они стали настоящим подспорьем для научных руководителей: выслушивали выступления, делали замечания, давали рекомендации, задавали вопросы.

Шаг 7. Особенно интересен опыт  подготовки юных исследователей к выступлению, к защите своих работ. Репетиции проходят в режиме, когда с каждым участником работает не только научный руководитель, но и руководитель методического предметного объединения, и руководитель научного общества. Юный исследователь минимум 3 раза выступает в незнакомой аудитории, учится отвечать на вопросы незнакомой аудитории.

Представленные семь шагов и представляют «лесенку успеха».  В нашей школе эта работа ведётся централизованно. Особенность такой системы работы заключается в том, что каждый этап исследовательской деятельности обучающихся проходит при поддержке не только учителя, но и руководителя НОУ. За неделю до выступления по итогам отборочного тура руководитель НОУ собирает ребят, прошедших в очный тур на обучающий семинар. На таком семинаре руководитель передаёт премудрости ораторского искусства, предупреждает о возможных ошибках и даёт советы. Это объединяет ребят. Встречаясь на конференциях, они не чувствуют друг в друге конкурентов, они чувствуют себя одной командой школы. Перед конференцией руководитель НОУ собирает свою большую команду и желает всем удачи. И это, действительно, здорово.

Ребята, готовящиеся к конференции, учатся держаться перед новой аудиторией, переступают через коммуникативный барьер, расстаются с комплексами и своими страхами. А главное, такая система организации работы НОУ помогает учащимся овладеть навыками слышать, слушать, оценивать, задавать вопросы, входить в диалог.

Таким образом, система работы научного общества учащихся школы реализует ФГОС. Это и есть подготовка к жизни, к общению, то есть готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и достигать метапредметные результаты.

Список использованной литературы:

  1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО – АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является школьное научное общество. В деятельность этой организации вовлекаются одарённые дети, т.е. дети с высоко развитыми спос...

Положения о работе школьного Научного Общества Учащихся "Родники"

Научное обществодобровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области исторической науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследо...

"Виват, Наука!" (Из опыта работы школьного научного общества учащихся)

С 2005 года в нашей школе действует школьное научное общество учащихся, которое после реорганизации получило новое название – «ФОКУС»: феноменально одарённые, креативные, увлечённые сверстники. Много ...

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

План работы Школьного научного общества учащихся

Хочу поделиться опытом работы с учащимися в рамках научного общества...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...