Организация исследовательской деятельности школьников по литературному краеведению
статья на тему
Эта статья будет интересна тем, кто занимается научными исследованиями, кто не только сам в поисках истины готов к получению нового опыта, но и своих воспитанников приучает открывать новое, добывать и осваивать научные знания. С учителями-практиками я готова поделиться собственным опытом организации исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_shkolnikov_po_literaturnomu_kraevedeniyu.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности школьников по литературному краеведению
Уважаемые коллеги. Эта статья будет интересна тем, кто занимается научными исследованиями, кто не только сам в поисках истины готов к получению нового опыта, но и своих воспитанников приучает открывать новое, добывать и осваивать научные знания. С учителями-практиками я готова поделиться собственным опытом организации исследовательской деятельности учащихся.
С чего начинается исследование? Конечно, это долгий и мучительный поиск интересной темы. Тема - это едва ли не самое важное в исследовании. Как найти интересную тему? Наверное, каждый задумывался над этим. Важно сформулировать требования, которые вы лично к ней предъявляете. Она должна быть новой, малоизученной, актуальной, практически и нравственно полезной ученику, способной развить его творческие и познавательные интересы, она должна быть основанной на целеполагании каждого участника научного проекта: и ученика, и учителя.
Если учащийся впервые занимается исследовательской работой, то ему следует предложить тему, которая интересна вам, учителю. Советуясь с учеником, предоставьте ему право выбрать из нескольких. Это делается для того, чтобы в процессе работы вам удалось продемонстрировать учащемуся глубокий личный интерес в процессе и результатах исследования, показать ходы, методы исследования, вместе с ним экспериментировать, ошибаться, предлагать, в общем, работать в сотрудничестве, в соавторстве, заразить его своей энергией и оптимизмом. Если же учащийся проявляет собственную инициативу, то лучше ему самому предложить выбор темы. Себе же оставить роль куратора. Заниматься консультациями, сопровождением его в работе.
Интересная тема не рождается вдруг. Интерес должен вызывать объект исследования: творчество писателя, поэта, отдельные его произведения, в чем- то похожие произведения разных авторов. И здесь вопрос о предмете и объекте исследования, такой презираемый многими моими коллегами-филологами, не является праздным. Заинтересовавшись объектом исследования, изучая его, рассматривая более пристально, обязательно найдёте общее или повторяющееся, или характерное. Найдёте то, что может послужить предметом исследования. Например, «Библейская фразеология в лирике Александра Блока». Изучаются стихи Блока, они становятся объектом исследования. В них находим библейскую фразеологию, определяем ее функцию и значение, личностное восприятие. Это предмет исследования. Важно, чтобы и предмет, и объект были интересны исследователю. Но иногда приходится идти на компромиссы. Скажем, исследование «Больничный лист, или история болезни Пушкина» стало возможным благодаря жгучему интересу учащейся медицинского класса к здоровью Пушкина, к его ранению. Это и стало предметом исследования. В него были включены также беседы с современными врачами относительно возможности спасения поэта в наше время.
Тема может видоизменяться, трансформироваться. А объект остается тем же. Скажем, стихи русского рока. Предметом изучения изначально были художественные особенности стихов русского рока. Однако в процессе исследования замечаем: их объединяют общие темы, мотивы. Находим с нашей точки зрения главный - мотив духовного пробуждения. Тема трансформировалась из-за уточнения предмета исследования. Была: «Художественное своеобразие стихов русского рока». Стала: «Мотив духовного пробуждения в стихах русского рока». Вам кажется, что эта тема звучит спорно? Но это прекрасно. Исследование должно вызывать научные споры. Я всегда говорю своим ученикам: « Если ты не можешь сказать что-то новое, покажи новый взгляд на привычное - это и будет твоим новым». Перед научной конференцией обязательно напоминаю: «Готовься дискутировать». Плохо, если после устного представления работы в аудитории повисает тишина. Вопросов нет. Всем всё понятно? Это значит, что тема не вызвала у слушателей никакого интереса.
У меня всегда вызывали недоумение работы типа «Проблема денег в литературе». Удивительно то, что называется предметом и объектом исследования у ребят. Прочитали, скажем, три произведения, называют объектом литературу 19 века. Нашли упоминание денег. Объяснили, почему они здесь упоминаются. Вывод: «Проблема денег была актуальна всегда, и мне сегодня очень интересна». Так и хочется спросить: «А вы, начиная исследование, ожидали чего-то другого?». Так почитайте Библию, там эта тема тоже актуальна.
И здесь на первый план выходит вопрос о научной гипотезе. На мой взгляд, не стоит проводить исследование, если выводы очевидны. Простая констатация наличия темы денег в литературном произведении не является исследованием. А значит, вызывает вопрос о его целесообразности. Другое дело, если бы исследователь смог прогнозировать результат своего исследования, оформил научную гипотезу, то он бы понял, что доказывает очевидное. Доказывает то, что было аксиомой до начала его исследования.
Или другой пример. Революция в изображении двух поэтов. Выясняется в процессе исследования, что они революцию оценивали по-разному. Перед нами произведения разных людей, выходцев из разной социальной среды, следовательно, с различными мировоззренческими позициями. Вы ожидали чего-то другого? Часто у одного и того же автора встречаешь разные оценки. Всё идет, все меняется. Кроме того, возникает вопрос: так уж интересна этой приятной шестнадцатилетней девушке тема революции? Здесь не будет лишним также вспомнить об актуальности и новизне.
Да, со мной согласятся многие, что сказать новое слово в литературе очень сложно. Особенно учащимся. Почти все исследовано. Вдоль и поперек. Часто сам огорчаешься, обнаружив в интернете готовую работу по теме, над которой вы вместе с учеником работали битый год. Вынашивали тему, объект, гипотезу. А там – все готово! Пусть не точно такая работа, но всё-таки…Ужас.
Не секрет, что среди самых болезненных проблем исследовательской деятельности на сегодняшний день является плагиат. Можно сказать, что это вообще проблема современного общества. Хочется напомнить о судьбе немецкого министра, которого уличили в плагиате и лишили должности. Или вспомнить то, как в Московском университете ведут борьбу с этим явлением: за это исключают. Вопрос о том, что считать плагиатом ещё обсуждается. Но, являясь уже несколько лет членом комиссии по проверке научно-исследовательских проектов в рамках проведения городской конференции «Шаг в будущее», могу ответственно заявить: такое встречается и у нас, встречается довольно часто.
Бывает такое, что в основу своей работы ученик положил работу чужую, дополнил собственными примерами и думает, что имеет право назвать её своей. Или другой пример. Включает в свою работу несколько чужих глав и не помещает никаких ссылок. Встречаются заимствования и поскромнее: глава, абзац.
Вторжение интернета в нашу жизнь несёт много соблазнов, среди них и возможность воспользоваться готовой работой. Но интернет также предоставляет возможность и проверить заимствования.
Здесь многие возразят, что не может ученик обойтись без теоретических обоснований, выкладок, иначе говоря - заимствований. Конечно, не может. И не должен. Я говорю о другом. Всё, чем он пользуется, должно быть соответственно оформлено. Здесь нужно помнить о корректности использования информации и не искать лёгких путей.
Если вы азартный исследователь и по-настоящему преданы своему делу, то советую вам пойти одновременно по простому и сложному пути. Выбирайте новый, неизученный объект исследования. Он совсем близко, перед вами, под ногами, везде. Это, конечно же, местный материал, иначе говоря - краеведение.
Многие исследователи нашего города в свое время отдали немалую дань уважения культуре ханты. Работа Сорокиной Кристины, моей ученицы, «Место огня в культуре ханты» произвела большое впечатление и наделала немало шума. В нашем городе она стала победительницей в двух секциях: «Литература» и «Краеведение». С тех пор на городской конференции стали выделять еще одну секцию - «Литературное краеведение», потому что нашлось в городе немало единомышленников. Нашлись последователи, которые не были согласны считать подобные работы исключительно краеведческими.
Эта работа заняла второе место на конференции в Ханты-Мансийске. Когда это стало известно, одна из моих коллег, учитель биологии, матёрый исследователь, недобро пошутила: «Слушай, так открыла целый клад. На следующий год напишете «Место воды в культуре ханты», потом земли и т.д….» В то время меня такая реплика сильно обидела, а теперь я думаю, что она была права. Это была идея, которую продолжили и воплотили в жизнь другие исследователи. В последние годы появились работы о медведях, воронах в культуре ханты.
Действительно, мы живем рядом с уникальной, самобытной культурой. Её нужно изучать, наблюдать, делать записи. Возможно, они станут первой ступенью для будущих серьезных исследований в этом направлении.
С развитием города, общества у нас появилась и своя традиционная литература. Стихи, рассказы, лирические миниатюры. Еще совсем недавно их можно было прочитать на страницах нашей когалымской газеты. Теперь же издаются целые сборники, альманахи местных авторов. Также Центральная городская библиотека занимается собирательством таких произведений и презентует в своих стенах их авторов. Вот оно новое, совсем не изученное, интересное, необычное, спорное.
Объектом изучения многих моих учеников стали произведения местных авторов. Хотелось бы привести несколько примеров. «Проблемы нравственного выбора в произведениях молодых прозаиков Югры», автор Ляпичева Анастасия. «Своеобразие художественного мира стихов христианского цикла Натальи Баимовой», автор Мухаметова Эльза. «Роль сказки в жизни ханты», автор Ковтун Татьяна. «Образ лирической героини в произведениях Марии Вагатовой», автор Хамзина Юля. «Смешное и грустное в рассказах Михаила Чайковского, автор Виту Александра. «Образ родного города в стихах когалымских поэтов», автор Полосенко Виктория. «Портрет жителя города Когалыма на страницах газеты «Когалымский вестник», автор Могильникова Надежда.
Работа над этими исследованиями доставила немалую радость и самим исследователям, и мне. Нас не покидало чувство нового, радость открытия, творческий дух, исследовательский азарт. Желаю всем читателям испытать такое же чувство. Быть может, в этом вам поможет организация исследовательской работы по краеведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика
Нет радости выше тех, которые нам доставляет изучение истины.У. Бэкон Такой девиз имеет наше научное общество учащихся (НОУ). В его задачи входит приобщение ребят к исследовательской деятел...
Организация исследовательской деятельности школьников
Исследовательская деятельность осуществляется посредством решения исследовательских задач. Каждая исследовательская задача решается посредством выполнения определенной совокупности исследовательских д...
Доклад на 4 Международном педагогическом форуме г.Санкт-Петербург Метод проектов.Организация исследовательской деятельности школьников
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в облас...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Главные задачи организации исследовательской работы школьников: § активизировать познавательные интересы обучающихся, развить инициативы учащихся в процессе обучения;§...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Настоящая работа предполагает рассмотреть организацию исследовательской деятельности на материале элективных курсов. Одним из важных путей активизации деятельности...
Опыт организации исследовательской деятельности школьников при изучении краеведения.
В данной статье представлен вариант собственного опыта работы по внедрению элементов исследовательской деятельности школьников в рамках изучения специально разработанного элективного курса по кр...