« Организация исследовательской деятельности школьников на уроках биологии »
статья по биологии на тему


Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Е.В.Абрамян

Учитель биологии МБОУ лицей №1

г. Пролетарск

« Организация исследовательской деятельности школьников на уроках биологии »

     Исследовательская и проектная деятельность обучающихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

     Проектно-исследовательская деятельность способствует расширению диапазона знаний; развитию познавательного интереса; стремлению к поиску, получению информации и новых ресурсов; развитию умения анализировать; формированию собственных суждений; формированию адекватной самооценки; установлению контактов и стремлению к контакту; становлению способности ориентироваться в жизни, возможности профессионального самоопределения.

     Цель проектной деятельности – приобщить обучающихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал.

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, обучающиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе

    Развитие исследовательских умений и навыков, обучающихся я начала в 2004 году. Мною была разработана программа курса по выбору для 9 класса: «Здоровье-это модно ». Главная цель курса - способствовать определению в выборе будущего профиля,  развить познавательный интерес обучающихся, связанный со здоровым образом жизни.

Биология - предмет, тесно связанный с жизнью, и поэтому большинство работ моих учеников направлены на изучение факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека и разработку методов, способствующих сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. В рамках курса моими учениками были созданы проекты по темам: « Едим, чтобы жить, или живем, чтобы есть», посвященные изучению состава пищевых продуктов, их влиянию на организм человека; « Изучение влияния внешних факторов на формирование осанки школьников», « Влияние алкоголя на организм подростка» и другие.

Результаты всех своих научно-исследовательских работ обучающиеся  представляют на ежегодной школьной научно-практической конференции. Если работа интересна, то Методический совет школы рекомендует её для представления на областной  научно-практической конференции.

          В этом учебном году проектную  деятельность я осуществляю в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и во внеурочной деятельности. Исследовательскую деятельность я провожу  и на уроках биологии, при проведении практических и лабораторных  работ, при выполнении домашних заданий. На уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся разбиваются на несколько групп по 3-5 человек, выбирают проблему, над которой будут работать. Я заранее предлагаю темы проектов, а также сообщаю и инструктирую обучающихся по ходу работы. Обучающимся  дается определенный алгоритм проектировочной деятельности.

     Кроме краткосрочных проектов  (постановка, проведение и обсуждение эксперимента, лабораторной работы, анализ природного явления, решения нестандартной задачи), дети выбирают и долгосрочные – на несколько недель, полугодие или год. Например, над проектом « Дорожим ли мы тем, что имеем », посвященным изучению экологического состояния пришкольного участка, обучающиеся работали год. Цель проекта - изучение экологического состояние микрорайона школы и предложение собственных мер на улучшение его состояния. Этот проект был представлен на школьной и областной научно-исследовательской конференции.

    Детям нравится работать над созданием проекта: создавать и защищать собственный продукт. Во-первых, при подготовке к проекту дети самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас слов, открывают для себя много нового, интересного, неизвестного. Они хотят создать свои новые проекты, а те, кто не принимал участие в проектной деятельности, просят дать им попробовать свои силы в создании проектов.

     Исследовательская деятельность интересна с точки зрения профессионального образования. Многие ребята, занимавшиеся исследовательской работой, выбирают специальности, связанные  с биологической или химической направленностью.    

    Я считаю, что применение  исследовательской деятельности в образовательном процессе обеспечивает  не только активную  работу обучающихся, повышает качество знаний, развивает творческие способности, но и прививает любовь и предмету  и способствует формированию навыков здорового образа жизни, помогает в выборе профессии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.

В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правил...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии

Презентация об организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии.

Учебно-исследовательская деятельность –  это деятельность, главной целью  которой является образовательный  результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них  исследов...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)

Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...

Особенности организации исследовательской деятельности школьника в области биологии и экологии.

В данной работе раскрыты  этапы осуществления исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Важнейшей составной частью исследований является проведение эксперимента, основой которо...

Особенности организации исследовательской деятельности школьника в области биологии и экологии.

В данной работе раскрыты  этапы осуществления исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Важнейшей составной частью исследований является проведение эксперимента, основой которо...