« Организация исследовательской деятельности школьников на уроках биологии »
статья по биологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_organizaciya_issledovatelskoy_deyatelnosti_shkolnikov_na_urokah_biologii_.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Е.В.Абрамян
Учитель биологии МБОУ лицей №1
г. Пролетарск
« Организация исследовательской деятельности школьников на уроках биологии »
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Проектно-исследовательская деятельность способствует расширению диапазона знаний; развитию познавательного интереса; стремлению к поиску, получению информации и новых ресурсов; развитию умения анализировать; формированию собственных суждений; формированию адекватной самооценки; установлению контактов и стремлению к контакту; становлению способности ориентироваться в жизни, возможности профессионального самоопределения.
Цель проектной деятельности – приобщить обучающихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал.
Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, обучающиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе
Развитие исследовательских умений и навыков, обучающихся я начала в 2004 году. Мною была разработана программа курса по выбору для 9 класса: «Здоровье-это модно ». Главная цель курса - способствовать определению в выборе будущего профиля, развить познавательный интерес обучающихся, связанный со здоровым образом жизни.
Биология - предмет, тесно связанный с жизнью, и поэтому большинство работ моих учеников направлены на изучение факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека и разработку методов, способствующих сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. В рамках курса моими учениками были созданы проекты по темам: « Едим, чтобы жить, или живем, чтобы есть», посвященные изучению состава пищевых продуктов, их влиянию на организм человека; « Изучение влияния внешних факторов на формирование осанки школьников», « Влияние алкоголя на организм подростка» и другие.
Результаты всех своих научно-исследовательских работ обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференции. Если работа интересна, то Методический совет школы рекомендует её для представления на областной научно-практической конференции.
В этом учебном году проектную деятельность я осуществляю в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и во внеурочной деятельности. Исследовательскую деятельность я провожу и на уроках биологии, при проведении практических и лабораторных работ, при выполнении домашних заданий. На уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся разбиваются на несколько групп по 3-5 человек, выбирают проблему, над которой будут работать. Я заранее предлагаю темы проектов, а также сообщаю и инструктирую обучающихся по ходу работы. Обучающимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности.
Кроме краткосрочных проектов (постановка, проведение и обсуждение эксперимента, лабораторной работы, анализ природного явления, решения нестандартной задачи), дети выбирают и долгосрочные – на несколько недель, полугодие или год. Например, над проектом « Дорожим ли мы тем, что имеем », посвященным изучению экологического состояния пришкольного участка, обучающиеся работали год. Цель проекта - изучение экологического состояние микрорайона школы и предложение собственных мер на улучшение его состояния. Этот проект был представлен на школьной и областной научно-исследовательской конференции.
Детям нравится работать над созданием проекта: создавать и защищать собственный продукт. Во-первых, при подготовке к проекту дети самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас слов, открывают для себя много нового, интересного, неизвестного. Они хотят создать свои новые проекты, а те, кто не принимал участие в проектной деятельности, просят дать им попробовать свои силы в создании проектов.
Исследовательская деятельность интересна с точки зрения профессионального образования. Многие ребята, занимавшиеся исследовательской работой, выбирают специальности, связанные с биологической или химической направленностью.
Я считаю, что применение исследовательской деятельности в образовательном процессе обеспечивает не только активную работу обучающихся, повышает качество знаний, развивает творческие способности, но и прививает любовь и предмету и способствует формированию навыков здорового образа жизни, помогает в выборе профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правил...
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии
Презентация об организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследов...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)
Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...
Обобщение опыта по теме "Исследовательская деятельность школьников на уроках биологии"
Приемы и методы исследование на уроках биологии...
Особенности организации исследовательской деятельности школьника в области биологии и экологии.
В данной работе раскрыты этапы осуществления исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Важнейшей составной частью исследований является проведение эксперимента, основой которо...
Особенности организации исследовательской деятельности школьника в области биологии и экологии.
В данной работе раскрыты этапы осуществления исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Важнейшей составной частью исследований является проведение эксперимента, основой которо...