Опыт организации исследовательской деятельности школьников при изучении краеведения.
учебно-методический материал по географии (8, 9 класс) на тему
В данной статье представлен вариант собственного опыта работы по внедрению элементов исследовательской деятельности школьников в рамках изучения специально разработанного элективного курса по краеведению и создания авторского комплекса учебно-методических пособий к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт организации исследовательской деятельности школьников
при изучении краеведения.
Автор:
Мосяго Екатерина Михайловна, учитель географии высшей категории
Место работы:
МБОУ Злынковская средняя общеобразовательная школа № 1 Брянской области
Учебно-исследовательская деятельность школьников в истинном понимании её сущности и назначения должна способствовать развитию личности учащегося, приобретению им общеучебных или специальных умений и навыков, которые образованный человек в дальнейшем сможет самостоятельно применять в процессе общения с окружающим миром. Она призвана повысить личностную активность ребёнка при встрече с интересным для него объектом, доступным для исследования своими силами, и развивать его мышление в ходе поиска путей достижения желаемого. (1)
Школьное краеведение как нельзя лучше соответствует данным целям, так как легче и интереснее всего начинать изучение любого вопроса с того, что можно увидеть собственными глазами и осознать на личном опыте, т.е. – с родного края. Краеведческому материалу нетрудно придать яркую эмоциональную окраску. Эмоции, в свою очередь, активизируют мышление и обогащают жизненный опыт человека. В такой момент очень важно помочь ученику, научить его «строить мостик» от реального чувственного восприятия к практической мыслительной деятельности. Процесс сбора разнообразного краеведческого материала помогает развивать наблюдательность и формировать поисково-исследовательские навыки, а детальное изучение своей местности (маленького города, района, деревни и т.п.), которая не описана в школьных учебниках, даёт важное ощущение особой практической ценности получаемых знаний и приобретаемых умений, так как они могут реально пригодиться в повседневной жизни.
Вышеперечисленные положения на практике можно реализовать по-разному.
Из собственного опыта хотелось бы поделиться вариантом внедрения элементов исследовательской деятельности школьников в рамки изучения специально разработанного элективного курса по краеведению и создания авторского комплекса учебно-методических пособий к нему.
Элективный курс «География Брянской области и своей местности» предлагается для изучения учащимся 8-9-х классов и направлен на расширение и углубление краеведческих знаний и общегеографических умений школьников.
Не смотря на небольшое количество плановых занятий, он включает в себя учебные практикумы, способствующие формированию у детей приёмов учебно-исследовательской деятельности по двум направлениям: а) полевые исследования, б) работа с архивными материалами и социологические исследования. За период изучения элективного курса учениками собирается и анализируется материал, который в дальнейшем может использоваться как дополнение к постоянно обновляющимся авторским учебным пособиям для изучения географического краеведения в школе. Накапливаемые учебные и методические материалы лучше всего оформлять на электронных носителях. Для этого можно организовать работу инициативной группы помощников из числа учащихся старших классов для совместной реализации школьного проекта «Географическая медиатека», назначение которого – перевод лучших ученических творческих работ и авторских учебно-методических материалов по географии в электронный вид.
В ходе работы значительное место занимает реализация на практике межпредметных связей. Учащиеся при необходимости обращаются за консультациями к учителям истории,
________________________________________________________________________________
- А.В.Леонтович, «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
литературы, информатики, а также к работникам других учреждений: библиотеки, редакции местной газеты и др.
Рассмотрим общую схему и этапы организации исследовательской деятельности школьников более подробно.
Схема № 1. СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ.
Выбор учащимися 8-9 классов элективного курса «География Брянской области и своей местности» | ||||
Деление учащихся на группы | ||||
Для работы в полевых условиях | Для работы в архивах и с социумом | |||
Поэтапная организация исследовательской деятельности учащихся | ||||
Консультации с учителями истории, литературы, информатики | Пополнение копилки авторских учебных пособий и ученических творческих работ по краеведению на электронных носителях с помощью старшеклассников | |||
Практический выход | ||||
Выступление на школьной учебно-практической конференции | Подготовка учебно-исследовательских проектов | Накопление материалов, используемых в процессе изучения краеведения с уч-ся 6-9-х классов | Участие в конкурсах ученических исследовательских работ |
Детализируем этапы, присутствующие в организации исследовательской деятельности разных групп школьников. (См. Табл. №№ 1 – 2)
Таблица № 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, ВЫБРАВШИХ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ.
Этапы | Деятельность учащихся | Итог |
1. Постановка проблемы: «Школьникам среднего звена необходимо изучать свою местность на уроках географии, но ни в одном учебнике нет описания природы нашего района. Нужно собрать материал для выпуска «своего» небольшого учебника!» | Обдумывают, хотели бы они исследовать на территории нашей местности: а) особенности рельефа и геологического строения; б) сезонные изменения метеорологических условий и внутренних вод; в) почвы, растительный и животный мир; г) влияние природных условий на жизнь населения и влияние человека на природу. *Примечание: в течение учебного года с одной учебной группой работа проводится только по одному из перечисленных направлений (по выбору), в последующие годы планируется продолжение исследований. | Формируется группа учащихся, которые заинтересовались проблемой и согласны под руководством учителя проводить полевые исследования. Определяются цель и задачи исследования. *Примечание: в данную группу учитель рекомендует войти учащимся, которые хотели бы в дальнейшем получить профессию, связанную с работой в полевых условиях (эколог, агроном и т.п.). |
2. Изучение теории по проблеме | Знакомятся с характеристикой природы Брянской области по разным источникам (учебники, атлас Брянской области, дополнительная литература и др.) | Происходит расширение и углубление знаний учащихся по вопросам: -особенности ФГП Брянской области и влияние ФГП на природу; - хозяйственная оценка природных условий и природных ресурсов Брянской области; - охрана и преобразование природы на территории Брянской области. |
3. Отбор методик, необходимых для работы | Под руководством учителя знакомятся с методиками, применяемыми для сбора и обработки данных в геологии, геоморфологии, почвоведении, метеорологии, гидрологии или др. - в зависимости от выбранного направления исследований. | Выбираются конкретные методики исследований, которые доступны для приме-нения школьниками, изучаются приёмы учебно-исследователь-ской деятельности, правила пользования приборами и оборудованием, проводится беседа по технике безопас-ности, распределяются обязан-ности между членами группы. |
4. Сбор материалов | Выполняют практические задания на местности. | Заполняется полевой дневник группы, собираются коллекции, гербарии и т.п. |
5. Анализ и обобщение | Производят первичную и статистическую обработку собранных материалов, письменно оформляют результаты проведенного исследования. | Составляются тезисы по результатам проведенной работы. |
6. Формулирование выводов | Сравнивают полученные данные о природе своей местности с аналогичными показателями по Брянской области, делают выводы о сходстве и отличиях и их причинах, о специфических чертах природы нашего района. | Заканчивается подготовка к выступлению на заключитель-ной учебно-практической конференции. |
7. Практический выход итогов работы. | Выступают на заключительной учебно-практической конференции; определяют, что полезного для себя узнали и чему научились в процессе работы над проблемой. | Итоги работы, оформленные письменно, передаются для дальнейшей электронной обработки. |
Таблица № 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, ВЫБРАВШИХ РАБОТУ С АРХИВНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Этапы | Деятельность учащихся | Итог |
1. Постановка проблемы: «Ученикам средне-го звена необходи-мо изучать свою местность на уроках географии, но ни в одном учебнике нет описания населе-ния и хозяйства нашего района. Нужно собрать материал для выпуска «своего» небольшого учебника!» | А) Обдумывают, хотели бы они работать с архивными материалами историко-географического содержания в школьном музее, в библиотеке и в редакции районной газеты. | Формируется творческая группа учащихся; определяются цель и задачи исследования. *Примечание: в данную группу учитель рекомендует войти учащимся, которые хотели бы в дальнейшем получить профессию, связанную с работой, подразумевающей широкое общение с людьми (журналист, социальный работник и т.п.) |
Б) Обдумывают, хотели бы они попробовать свои силы в проведении социологических исследований. | ||
2. Изучение теории по проблеме | Знакомятся с историей заселения и освоения территории Брянской области, с общей характеристикой населения и хозяйства; выясняют, какие сведения можно найти по указанным вопросам о нашем районе и о своём населённом пункте в учебниках и атласе Брянской области. | Происходит расширение и углубление знаний учащихся по вопросам: - историко-географические этапы заселения и освоения территории Брянской области; - особенности ЭГП и ПГП Брянской области и их влияние на хозяйство; - общая характеристика населения Брянской области; - общая характеристика хозяйства Брянской области |
3. Отбор методик, необходимых для работы | Консультируются у учителя истории и учителя литературы, как правильно организовать работу по изучению историко-географических архивных материалов и библиотечного фонда; как грамотно оформить результаты исследования в письменном виде. В редакции районной газеты получают информацию о том, как правильно провести социологический опрос населения и о грамотном использовании в работе фотоматериалов. | Учащимися приобретаются дополнительные знания о стилях и культуре письменной речи, о правилах ведения диалога; распределяются обязанности между членами группы. |
4. Сбор материалов | А) Изучают материалы школьного народного музея, работают в школьной и районной библиотеках. Б) Беседуют с работниками редакции газеты «Знамя» и с местными старожилами, проводят анкетирование разновозрастных социологических групп населения. | Реализуется потребность личности в общении. Накапливается материал о своём городе и районе по вопросам: - местные топонимы; - интересные историко-географические сведения; - история герба нашего города; - старинные ремёсла и отрасли хозяйства (деревянная резьба, спичечное производство и др.); - знаменитые земляки; - современная экономико-географическая характеристика нашего города и др. |
5. Анализ и обобщение; формулирование выводов | Письменно оформляют результаты работы, формулируют выводы. | Участниками группы готовится доклад, выбирается основной докладчик для выступления на заключительной учебно-практической конференции. Обновляется содержание информационной папки «Моя провинциальная Злынка». |
6. Практический выход итогов работы. | Выступают на заключительной межпредметной учебно-практической конференции; определяют, что полезного для себя узнали и чему научились в процессе работы над проблемой. | Итоги работы, оформленные письменно, передаются для дальнейшей электронной обработки. |
Исследовательская деятельность сложна и многогранна. В условиях маленькой общеобразовательной школы, расположенной в сельской местности или небольшом периферийном городке, весьма стеснённой в средствах и возможностях, не всегда удаётся реализовать каждую интересную идею, почерпнутую из передового опыта работы в данной области. Вариант, описанный выше, достаточно прост в организационном и методическом плане, почти не требует финансовых затрат, но положительный результат даёт непременно. Помимо накопления ценного материала о своём населённом пункте, он позволяет проводить профориентационную работу с учащимися, полнее реализовать межпредметные связи, способствует предоставлению детям условий для саморазвития и самовыражения личности. Аргументом в пользу подобного опыта можно считать и отзывы выпускников, которые, обучаясь в ВУЗах и ССУЗах разного профиля, отмечают, что многие навыки, приобретенные в процессе организованной таким образом совместной деятельности, помогают им адаптироваться в новых условиях учёбы и быть вполне успешными студентами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)
В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....
Статья " Организация исследовательской деятельности при изучении биологии."
Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню,Дай мне действовать самому,И я научусь...
Опыт организации исследовательской деятельности обучающихся при обучении английскому языку
Данная статья посвящена организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности через применение исследовательского , проблемно-поискового методов....
Опыт организации исследовательской деятельности детей "Город Новокузнецк глазами молодежи: проблемы и перспективы"
Научная статья посвящена анализу проблемы миграции молодых жителей Новокузнецка в другие города России для получения высшего профессионального образования и построения своей профессиональной карьеры. ...
Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».
Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской рабо...
Статья "Организация исследовательской деятельности при изучении геометрии в 5-6 классах на примере темы «Правильные многоугольники. Паркеты» "
Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперим...
Опыт организации исследовательской деятельности учащихся по вопросам профилактики табакокурения
Обобщение опыта проведения ученического исследования по выявлению уровня распространения вейпинга и табакокурения среди учащихся 8, 9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений города Новокузнецка ...