Организация исследовательской деятельности школьников
презентация к уроку (физика) по теме
Исследовательская деятельность осуществляется посредством решения исследовательских задач. Каждая исследовательская задача решается посредством выполнения определенной совокупности исследовательских действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_issledovatelskoy_deyatelnosti_shkolnikov_.pptx | 709.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности учащихся к исследовательской деятельности. «Пусть ученик достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам». Ж.Ж. Руссо (1712-1778)
На этапе постановки исследовательских задач часто используется метод проблемного обучения. Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников к активному участию в разрешении этих проблем. Эта система охватывает все основные виды деятельности учащихся и определяет оптимальные условия организации их труда в каждом из этих видов деятельности. Термин «проблемные методы обучения» связан с использованием в этих методах учебных проблем, понимаемых как неочевидные вопросы, нетривиальные задания, работа над которыми стимулирует развитие требуемых качеств личности.
Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Например: Почему во время дождя летом капли бывают крупные, а осенью и весной мелкие? Почему небо голубое? А какого цвета будет небо, если мы окажемся на Луне?
Проблемная задача - это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно-следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы . Например: Как не разматывая моток медной проволоки узнать его сопротивление?
Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах. Например: Перед Вами кусок магнита в форме шара, как узнать где у него полюса у этого магнита?
Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств.
Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Тип урока : урок усвоения новых знаний. 7 класс. I. Организационный момент: Как известно, опыт и наблюдение – величайшие источники мудрости. А доступ к ним открыт для каждого из вас. II. Мотивация: Эксперимент: В сосуде на дне лежат два шарика (из пластилина и парафина). Наливаем воду, парафиновый шарик всплыл. - Почему только одно тело всплыло?
Фронтальная работа: На каждом столе у вас есть динамометр и металлический цилиндр. Определите вес данного тела в воздухе Р1. Не снимая с динамометра погрузите это тело в воду и определите вес этого тела в воде Р2. Сравните результаты и сделайте вывод. (Р2 < Р1 ). Почему вес тела в воде меньше веса тела?
Работа в группах. Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила. Задание первой группе. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от массы и плотности тела. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и латунный цилиндры, нить. Задание второй группе. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема тела. Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
Работа в группах. Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила. Задание третьей группе. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема погруженной в жидкость части тела. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, небольшое тело из пластилина, нить. Задание четвертой группе. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости, в которую погружено тело. Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, сосуд с раствором соли, небольшое тело. вода раствор соли
Работа в группах. Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила. Задание пятой группе. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела внутри жидкости. Оборудование: сосуд с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр. Задание шестой группе. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от формы тела, погруженного в жидкость. Оборудование : кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
Итог групповой работы: ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА ЗВИСИТ ОТ : ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА НЕ ЗВИСИТ ОТ : - объема тела, -плотности жидкости. - формы тела, - плотности и массы тела, - глубины погружения тела внутри жидкости.
Проблемное задание Эксперимент: В сосуде на дне лежат два шарика (из пластилина и парафина). Наливаем воду, пластилиновый шарик всплыл, а парафиновый остался на дне. Почему теперь всплыл другой шарик?
Список литературы: 1. Гребенев , И.В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса: Монография / И.В. Гребенев . – Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2005. – 247с. 2. Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007. – с. 3-4. 3. Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е., Оганезова Л. М. Современный урок. Часть 4: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, ИПК. – Ростов н/Д: Изд - во «Учитель», 2007. 4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). http://www.researcher.ru 5. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средне школе. Из опыта работы. Пособие для учителей.-М.:Просвещение,1980.-127с. 6. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» http://news.kremlin.ru/news/6683
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика
Нет радости выше тех, которые нам доставляет изучение истины.У. Бэкон Такой девиз имеет наше научное общество учащихся (НОУ). В его задачи входит приобщение ребят к исследовательской деятел...
Доклад на 4 Международном педагогическом форуме г.Санкт-Петербург Метод проектов.Организация исследовательской деятельности школьников
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в облас...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Главные задачи организации исследовательской работы школьников: § активизировать познавательные интересы обучающихся, развить инициативы учащихся в процессе обучения;§...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Настоящая работа предполагает рассмотреть организацию исследовательской деятельности на материале элективных курсов. Одним из важных путей активизации деятельности...
Использование ИКТ для организации исследовательской деятельности школьников
Выступление на педсовете: "Использование ИКТ для организации исследовательской деятельности школьников"...
Организация исследовательской деятельности школьников в рамках предпрофильной подготовки.
Статья о принципах организации исследовательской деятельности учащихся 8-9 классов по биологии и экологии в группах сменного состава в рамках курса по выбору. Приложение к статье включает ...