Викторина "Веселая география", 5 класс (ФГОС)
методическая разработка (5 класс) на тему

Пономарева Расима Идрисовна

Материал позволит расширить кругозор учащихся и развивать познавательный интерес к изучению  географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина "Веселая география"

Цель: Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению  географии.

Подготовка к викторине: в классе формируются 3 команды (численностью 5-6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход мероприятия

I. Оргмомент.

II. Проведение мероприятия.

- Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только  на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.

Итак, мы начинаем...

  • Сегодня у нас соревнуются три команды учащихся, поприветствуем друг друга.
  • Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла

-  Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. (каждый правильный ответ – 1 балл).

1-ый конкурс «В стране Сообразилии»
(география + смекалка)

1) Загадочная разминка:

  • Вопросы:

1-ая команда

  • Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);

2-ая команда

  • Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);

3-тья команда

  • В названии какой стороны горизонта 101 буква? (восток)
  • Загадки
  1. Иди, иди, а конца не найдёшь. (Земной шар)
  2. Голубой шатёр весь мир накрыл.         (Небо)
  3. Сито свито, золотом покрыто,

Кто взглянет, тот заплачет.        (Солнце)

  1. Такой большой, что весь мир занимает.

 Такой маленький, что в любую щель пролезает.(Воздух)

  1. Без рук, без ног, а дерево гнёт. (Ветер)
  2. Видел край, да не дойдёшь. (Горизонт)
  1. Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу,

Со мной пойдёшь – дорогу найдёшь. (Компас)

2) Географичесая шарада:

- Чтоб разгадывать шарады географию знать надо. Кто быстрее отгадает слово, зашифрованное в шараде.

Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть. 
Ну, а 
второе - мяча передача, 
Важная это в футболе задача. 
Целое Люди в походы берут, 
Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас -компас).

3) Геологика:

- По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.

А) Воображаемая линия, ограничивающая горизонт.

Б) Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов.

В) Прибор для измерения сторон горизонта.

Г) Видимое глазом пространство.

Д) Какие бывают стороны горизонта?

Е) Напротив севера расположен .. ?

И) Напротив запада -?

К) Перечислите способы ориентирования

Команде надо быстро поднять карточку с правильным ответом.

2 –ий конкурс «Творческий сундучок»

(Проверка дом. задания)

3-ой конкурс «В океане юмора» 
(география + юмор)

1) Шуточная географическая викторина:

  • Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),
  • Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),
  • Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения),
  • В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),

2) Весёлые стихи на внимание.

В России - язык русский, 
Во Франции - французский, 
В Германии - немецкий, 
А в Греции - грецкий, (не грецкий, а греческий)

Солнце за день устаёт, 
На ночь спать оно идёт 
На полянку, за лесок, 
Ровно-ровно на восток, (не на восток, а на запад)

Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)

Край снегов, морозов, вьюг

Называют словом  юг. (не юг, а север)

Солнце и небо багряного цвета. 
Ночь начинается после рассвета, (не после рассвета, а после заката)

4-ой конкурс «Графический диктант»

Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток, 2 – восток, 3 – на юг, 3 - на запад, 2 – на юго-восток, 1 – на юг, 2 – на запад, 1 – на северо-запад, 1 – на юго-запад, 2 – на запад, 1 – на север, 2 – на северо-восток, 3 – на запад, 3- на север.)

img1

5-ой конкурс «Всезнайки»

Команды рассказывают о способах ориентирования:

1 команда – по звездам;

2 команда – по солнцу;

3 команда -  по местным признакам.

6-ий конкурс «Верите ли вы?»

Верите ли вы, что:

• прибор, который помогает определить стороны света, называется спидометр? (Нет, компас)

• кора березы всегда белее и чище с южной стороны, а трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева? (Да)

• грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

• если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа — юг, а слева — восток? (Нет, за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад)

• пчелы ориентируются по солнцу? (Да)

• попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? (Да)

• если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень — с севера на юг? (Да)

• местность, изображенная условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? (Нет, картой)

• правильно определить направление в степи поможет норка суслика? Грызуны, как правило, вход в свое жилище делают с южной стороны. (Да)

• олени в лесу точат свои рога только о северную сторону деревьев? (Нет)

• в южных районах растет «компасное» растение латук, листья которого обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг ребрами? (Да)

• ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? (Нет, с юга)

• цветущий подсолнух поворачивает свою голову вслед за солнцем? (Да)

• в большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

• в полдень волки встают головой на север и начинают выть? (Нет)

• на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а с северной тянется вдоль ствола темная полоса? (Да)

• мхи и лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов деревьев? (Нет, с северной)

7 -ой конкурс «Компас»

 Правила пользования компасом и определения азимута

8 -ой конкурс «Песенная география»
(география + музыка)

- Познакомиться и подружиться с географией помогут и популярные, известные песни, романсы. Вам нужно отгадать пропущенные в песенных текстах географические термины, понятия и названия. И напеть эти песни.

Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами... (населённый пункт),
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас... (атмосферное явление) и... (осадки),
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути 
Ждут замысловатые сюжеты.

III. Подведение итогов, награждение.

IV. Домашнее задание. П.17, вопросы устно, поработать с компасом на определение азимута

Географичесая шарада:

- Чтоб разгадывать шарады географию знать надо. Кто быстрее отгадает слово, зашифрованное в шараде.

Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть. 
Ну, а 
второе - мяча передача, 
Важная это в футболе задача. 
Целое Люди в походы берут, 
Ведь без него они путь не найдут

Географичесая шарада:

- Чтоб разгадывать шарады географию знать надо. Кто быстрее отгадает слово, зашифрованное в шараде.

Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть. 
Ну, а 
второе - мяча передача, 
Важная это в футболе задача. 
Целое Люди в походы берут, 
Ведь без него они путь не найдут

Географичесая шарада:

- Чтоб разгадывать шарады географию знать надо. Кто быстрее отгадает слово, зашифрованное в шараде.

Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть. 
Ну, а 
второе - мяча передача, 
Важная это в футболе задача. 
Целое Люди в походы берут, 
Ведь без него они путь не найдут

Геологика:

- По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.

А) Воображаемая линия, ограничивающая горизонт.

Б) Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов.

В) Прибор для измерения сторон горизонта.

Г) Видимое глазом пространство.

Д) Какие бывают стороны горизонта?

Е) Напротив севера расположен .. ?

И) Напротив запада -?

К) Перечислите способы ориентирования

Команде надо быстро поднять карточку с правильным ответом.

Геологика:

- По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.

А) Воображаемая линия, ограничивающая горизонт.

Б) Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов.

В) Прибор для измерения сторон горизонта.

Г) Видимое глазом пространство.

Д) Какие бывают стороны горизонта?

Е) Напротив севера расположен .. ?

И) Напротив запада -?

К) Перечислите способы ориентирования

Команде надо быстро поднять карточку с правильным ответом.

Геологика:

- По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.

А) Воображаемая линия, ограничивающая горизонт.

Б) Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов.

В) Прибор для измерения сторон горизонта.

Г) Видимое глазом пространство.

Д) Какие бывают стороны горизонта?

Е) Напротив севера расположен .. ?

И) Напротив запада -?

К) Перечислите способы ориентирования

Команде надо быстро поднять карточку с правильным ответом.

Геологика:

- По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.

А) Воображаемая линия, ограничивающая горизонт.

Б) Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов.

В) Прибор для измерения сторон горизонта.

Г) Видимое глазом пространство.

Д) Какие бывают стороны горизонта?

Е) Напротив севера расположен .. ?

И) Напротив запада -?

К) Перечислите способы ориентирования

Команде надо быстро поднять карточку с правильным ответом.

Да

Да

Нет

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория

Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...

Программа по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»

МАОУ Нижнеманайская ООШ Составила учитель географии Михайлова Маргарита АлександровнаПрограмма по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»...

Рабочая программа учебного курса «Начальный курс географии» по географии для 5-6 класса (ФГОС ООО)

Программа курса географии разработана к линии учебников под редакцией В.П. Дронова для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание программы соответствует требованиям ф...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова.

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова. 34 часа (1 час в неделю)...

Рабочая программа по географии " География материков и океанов" 7 класс ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «География материков и океанов» для 7-го класса составлена и скорректирована на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы а...

Презентация к уроку по географии "География- одна из наук о планете Земля" 5 класс, ФГОС

Базовый учебник – Летягин А.А. География. Начальный курс: 5    класс.- М.: Вентана- Граф.Цель урока: создание условий для формирования  представления о географии ка...

Программа внеурочной деятельности "Школа географа" География 6 класс ФГОС

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 класса «Школа географа» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной програ...