Рабочая программа по географии " География материков и океанов" 7 класс ФГОС
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Виряскина Лариса Николаевна

Рабочая программа учебного предмета «География материков и океанов» для 7-го класса составлена и скорректирована на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. 5-е изд., М.: Дрофа, 2016 г. Классическая линия.

Изучение предмета ориентировано на использование учащимися учебника «География материков и океанов» базовый уровень для 7 класса, автор В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев, Москва, «Дрофа», 2018 г.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)

По плану 67 (в соответствии с календарём )

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ - 4;

  • практических работ –26 из них оценочных работ7 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

     «Рассмотрено»

 руководитель ШМО         /___________/Л.Н.Виряскина

Протокол №1  от « 27 » августа 2018 года

«Согласовано»

заместитель директора по

УВР МБОУ «КСОШ№1»

/__________/Н.М.Граблина

от «  29  » августа 2018 года

«Утверждено»

директор МБОУ«КСОШ№1»

/__________/   Н.Н. Бабуров

Приказ №126

от «  31   » августа 2018 года

 

Рабочая программа

учебного предмета  «География материков и океанов»

в 7 классе

                                                                                                                                                                                     

                                                                          Составитель:  учитель географи  Виряскина Л.Н.                    

 2018-19 уч.год        

                     

    Рабочая программа  учебного предмета  «География материков и океанов»  для 7-го класса составлена и скорректирована на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы  И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.  5-е изд., М.: Дрофа, 2016 г. Классическая линия.

     Изучение предмета ориентировано на использование учащимися учебника «География материков и океанов»   базовый уровень для 7 класса, автор  В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев, Москва, «Дрофа», 2018 г.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)

            По плану 67 (в соответствии с календарём )

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ -  4;
  • практических работ –26 из них оценочных работ7;               

Цели и задачи географии в основной школе

«География материков и океанов. 7 класс» — это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Основными целями предмета являются:

раскрытие закономерностей землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;

создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;

раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;

формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Основные задачи курса:

формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира;

расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации — от планетарного до локального;

познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;

создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;

развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;

развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;

формирование эмоционально-ценностного отношения к географической среде и экологически целесообразного поведения в ней;

развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

                                                    Содержание учебного предмета

Введение (2 ч)

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.

Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.

Практические работы. 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Показывать материки и части света;

Приводить примеры материковых, вулканических, коралловых  островов;

давать характеристику карты; читать и анализировать карту.

Главные особенности природы Земли (9 ч)

Литосфера и рельеф Земли (2 ч)

Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.

Практические работы. 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).

Атмосфера и климаты Земли (2 ч)

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.

Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.

Практические работы. 3. Характеристика климата по климатическим картам. 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения.

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (2 ч)

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы. Схема поверхностных течений.

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Географическая оболочка (3 ч)

Строение   и   свойства   географической   оболочки.

Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.

Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

Практические работы. 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;

приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

приводить примеры природных комплексов; составлять  простейшие схемы взаимодействия  природных комплексов.

Население Земли (3 ч)

Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.

Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.

Практические работы. 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира.

Океаны и материки (50 ч)

Океаны (2 ч)

Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.

Практические работы. 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору). 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору).

Южные материки (1 ч)

Общие   особенности   природы   южных   материков.

Особенности географического положения южных матери ков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата  внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

Африка (10 ч)

Географическое положение. Исследования Африки

Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.

Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон.

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.

Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.

Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.

Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Эфиопии.

Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики.

Практические работы. 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. 11. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки. 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.

Австралия и Океания (5 ч)

Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат Австралии. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды.

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира.

Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком.

Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору).

Южная Америка (7 ч) Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. История открытия и исследования материка.

Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана природы.

Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны.

Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины.

Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу.

Практические работы. 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины. 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.

Антарктида (1 ч) Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа. Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.

Практические работы. 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.

Северные материки (1ч)

Общие особенности природы северных материков.

Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.

Северная Америка (7 ч)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население.

Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады.

Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.

Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.

Практические работы. 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики. 18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики.

Евразия (16 ч)

Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.

Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.

Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. На-селение. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.

Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии.

Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия.

Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона.

Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и Азербайджана.

Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии.

Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии.

Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.

Практические работы. 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном. 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. 22. Группировка  стран  Юго-Западной  Азии  по  различным  признакам.

23. Составление описания географического положения крупных городов Китая,  обозначение их на контурной карте.

24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;

показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);

описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

показывать наиболее крупные государства на материках;

уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.

Географическая оболочка — наш дом (2 ч)

Закономерности географической оболочки. Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Практические работы. 25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. 26. Составление описания местности; выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность;

 объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).

Личностные результаты обучения

Учащийся должен:

осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;

осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;

овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;

проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;

уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;

уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Планируемые результаты  обучения          

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

показывать материки и части света;

приводить примеры материковых, вулканических, коралловых  островов;

давать характеристику карты; читать и анализировать карту;

называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;

приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

приводить примеры природных комплексов; составлять  простейшие схемы взаимодействия  природных комплексов.

рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира.

показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;

показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);

описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

показывать наиболее крупные государства на материках;

уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.

приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность;

объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).

Личностные результаты обучения

Учащийся должен:

осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;

осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;

овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;

проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;

уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;

уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

 

                                  Тематическое планирование учебного материала

Раздел, тема

Количество часов

Введение

Раздел 1.

Главные особенности природы Земли(9 ч)

Литосфера и рельеф Земли

Атмосфера и климаты Земли

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы

Географическая оболочка

Раздел 2.

Население Земли

Раздел 2.

Океаны и материки

50ч

Океаны

Южные материки

Африка

10ч

Австралия и океания

Южная Америка

Антарктида

Северные материки

Северная Америка

Евразия

16ч

Раздел 3.

Географическая оболочка – наш дом

Итого

68

         

                                                         Календарно-тематическое планирование

№ урока

                                                   Тема

Кол-во часов

План

Вт. Чт.

Факт

Д/З

Раздел I. Введение (2 ч)

1-я четверть

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю

1

04.09.18

§1

2

Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды

Практическая работа.1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам

1

06.09.18

§2

Раздел II. Главные особенности природы Земли (9 ч)

Литосфера и рельеф Земли (2ч)

3

Происхождение материков и океанов

1

11.09.18

§3

4

Рельеф Земли

Практическая  работа .2. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий по выбору)

1

13.09.18

§4

Атмосфера и климаты Земли (2 ч)

5

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы

1

18.09.18

§5

6

Климатические пояса Земли

Практические работы.3. Характеристика климата по климатическим картам. 4.Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения

1

20.09.18

§6

                                           Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы 2 часа

7

Воды мирового океана. Схема поверхностных течений

1

25.09.18

§7

8

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

1

27.09.18

§8

Географическая оболочка (3 ч)

9

Строение и свойства географической оболочки

1

02.10.18

§9

10

Природные комплексы суши и океана

1

04.10.18

§10

11

Природная зональность

Практическая работа. 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов

1

09.10.18

§11

                                                                              Население Земли (3 часа)

12

Численность населения Земли. Размещение населения

Практическая работа. 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира

1

11.10.18

§12

13

Народы и религии мира

Практическая работа №.7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов

1

16.10.18

§13

14

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население.

1

18.10.18

§14

15

Обобщение раздела «Главные особенности природы Земли»

1

23.10.18

§1-13

                                                                    Океаны и материки (50 ч)

                                                                                    Океаны (2ч)

16

Тихий океан. Индийский океан

1

26.10.18

§15

17

                                                              2-я четверть

 Атлантический океан. Северный Ледовитый океан

Практические работы. 8, 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов

1

06.11.18

§16

                                                                           Южные материки (1 ч)

18

Общие особенности природы южных материков

1

08.11.18

§17

                                                                                      Африка (10 ч)

19

Географическое положение. Исследования Африки

1

13.11.18

§18

20

Рельеф и полезные ископаемые

1

15.11.18

§19

21

Климат. Внутренние воды

20.11.18

§20

22

Природные зоны

23.11.18

§21

23

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки

27.11.18

§22

24

Население

29.11.18

§23

25

Страны Северной Африки. Алжир

04.12.18

§24

26

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия

Практическая работа. 10. Определение по картам богатств стран Центральной Африки

06.11.18

§25

27

Страны Восточной Африки. Эфиопия

11.12.18

§26

28

Страны Южной Африки. ЮАР

Практические работы 11.12. Оценка географического положения , планировки и внешнего облика городов Африки

13.12.18

§27

повт

15-26

29

Зачет по теме : «Африка»

18.12.18

                                                         Австралия и Океания (5 ч)

30

Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые

1

20.12.18

§28

31

Климат Австралии. Внутренние воды

1

25.12.18

§29

                                                 3-я четверть     2018-19 уч.год

32

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира

1

10.01.19

§30

33

Австралийский Союз

Практическая работа.13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии

1

15.01.19

§31

34

Океания. Природа, население и хозяйство

1

17.01.19

§32

Южная Америка (7 ч)

35

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка

1

22.01.19

§33

36

Рельеф и полезные ископаемые

1

24.01.19

§34

37

Климат. Внутренние воды

1

29.01.19

§35

38

Природные зоны

1

31.01.19

§36

39

Население

1

05.02.19

§37

40

Страны Востока материка. Бразилия

Практическая работа. 14.Соствление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии

1

07.02.19

§38

41

Страны Анд. Перу

Практическая работа . 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран

1

12.02.19

§39

Антарктида (1 ч)

42

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа

 Практическая работа . 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли

1

14.02.19

§40

Повт.28-39

43

Зачетная работа по теме: «Южные материки»

19.02.19

                                                                   Северные материки (1 ч)

44

Общие особенности природы северных материков

21.02.19

§41

                                                                         Северная Америка (7 ч)

45

Географическое положение. Из истории и открытия и исследования материка.

26.02.19

§42

46

Рельеф и полезные ископаемые

28.02.19

§43

47

Климат. Внутренние воды

05.03.19

§44

48

Природные зоны. Население

07.03.19

§45

49

Канада. США

12.03.19

§46,47

50

Средняя Америка. Мексика

 Практические работы. 17. 18. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики

14.03.19

§48

                                                                              Евразия (16 ч)

51

Географическое положение. Исследование Центральной Азии

19.03.19

§49

52

Особенности рельефа, его развитие

21.03.19

§50

                                                                        4-я четверть

53

Климат. Внутренние воды

04.04.19

§51

54

Природные зоны. Народы и страны Евразии

 Практическая работа .19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам

09.04.19

§52

55

Страны Северной Европы

Практическая работа . 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном

11.04.19

§53

56

Страны Западной Европы . Великобритания.

16.04.19

§54

57

Франция. Германия

Практическая работа .21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии

18.04.19

§55

58

Страны Восточной Европы

23.04.19

§56

59

Страны Восточной Европы (продолжение)

25.04.19

§57

60

Страны Южной Европы. Италия

30.04.19

§58

61

Страны Юго-Западной Азии 

Практическая работа .22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам

07.05.19

§59

62

Страны Центральной Азии

14.05.19

§60

63

Страны Восточной Азии. Китай

 Практическая работа .23. Составление описания крупных городов Китая

16.05.19

§61

64

Япония

21.05.19

§62

65

Страны Южной  и  Юго - Восточной Азии. Индия. Индонезия

Практическая работа .24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии

23.05.19

§63,64

                                               Географическая оболочка – наш дом (2 ч)

66

Закономерности Географической оболочки

§65

67

Взаимодействие природы и общества

Практическая работа .25.26. Составление описания местности.

30.05.19

§66

68

Итоговый тест за курс «География материков и океанов»

28.05.19

ВСЕГО

68

                                                Содержание практической деятельности

п/п

Наименование  работы

Тренировочная              

Оценочная  

Дата

Факт

1

Практическая работа.1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам

тренировочная

2

Практическая  работа .2. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий по выбору)

оценочная

13.09.18

3,4

Практические работы.3. Характеристика климата по климатическим картам. 4.Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения

тренировочная

5

Практическая работа. 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов

трениповочная

6

Практическая работа. 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира

тренировочная

оценочная

11.10.18

7

Практическая работа №.7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов

тренировочная

8,9

Практические работы. 8, 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов

тренировочная

Оценочная

06.11.18

10

Практическая работа. 10. Определение по картам богатств стран Центральной Африки

тренировочная

11,12

Практические работы 11.12. Оценка географического положения , планировки и внешнего облика городов Африки

тренировочная

13

Практическая работа.13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии

оценочная

15.01.19

14

Практическая работа. 14.Соствление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии

тренировочная

15

Практическая работа . 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран

тренировочная

16

Практическая работа . 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли

тренировочная

17,18

Практические работы. 17. 18. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики

тренировочная

19

Практическая работа .19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам

оценочная

09.04.19

20

Практическая работа . 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном

тренировочная

21

Практическая работа .21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии

тренировочная

22

Практическая работа .22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам

оценочная

07.05.19

23

Практическая работа .23. Составление описания крупных городов Китая

тренировочная

24

Практическая работа .24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии

25, 26

Практическая работа .25.26. Составление описания местности.

тренировочная

оценочная

30.05.19

 

Контрольные работы

п/п

Наименование  работы

Дата

Факт

1

Обобщение раздела «Главные особенности природы Земли»

26.11.18

2

Зачет по теме : «Африка»

18.12.18

3

Зачетная работа по теме: «Южные материки»

19.02.19

4

Итоговый тест за курс  7 класса

28.05.19




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

     «Рассмотрено»

   руководитель ШМО           /___________/Л.Н.Виряскина

  Протокол №1  от « 27 »       августа 2018 года

«Согласовано»

заместитель директора по

УВР МБОУ «КСОШ№1»

/__________/Н.М.Граблина

от « 29 » августа 2018 года

«Утверждено»

директор МБОУ«КСОШ№1»

/__________/   Н.Н. Бабуров

Приказ № 126

от «31» августа 2018 года

 

Рабочая программа

учебного предмета  ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. 8 класс (ФГОС)

                                                                                     

                                                                                               

                                                                      Составитель:  учитель географии  Виряскина Л.Н.              

 2018-19 уч.год                              

   

  Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по географии, авторской программы основного общего  образования   по географии (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин – М.: «Дрофа» 2016 г.)

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)

            По плану 67 (в соответствии с календарём )

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ -  4;
  • практических работ –15 из них оценочных работ 7;               

Основная цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических, экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Цели и задачи реализации учебного предмета

      Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

     Основными целями курса являются:

- формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

- воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

- формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

        Основные задачи данного курса:

- формирование географического образа своей страны представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

- формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

- развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;

- развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

- создание образа своего родного края.

                                                             Содержание учебного предмета

 

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. 8 КЛАСС

(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 1 ч— резервное время)

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (1 ч)

Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

- определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- определять поясное время.

НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА (6 ч)

Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.

Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.

Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI - начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII-XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.

Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.

Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей

страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.

Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека.

Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.

Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.

Практические работы. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.

Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.

Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.

Практические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные

с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления,

связанные с водой.

Дискуссия. Тема «Вода - уникальный ресурс, который нечем заменить...».

ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундро-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.

Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.

Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.

Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

Раздел II. Природные комплексы России (36 ч)

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч)

Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.

Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса,

лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.

Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (30 ч)

Восточно_Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы

Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.

Кавказ— самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.

Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины.

Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири— Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практические работы. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Творческие работы.

- Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам.

- Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа.

- Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.

Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество

прирастать Сибирью будет...”».

Раздел III. Человек и природа (6 ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные

ландшафты.

Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.

Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.

Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

- определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- определять поясное время.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- называть и показывать крупные равнины и горы;

- выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

- показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

- объяснять закономерности их размещения;

- приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

- делать описания отдельных форм рельефа по картам;

- называть факторы, влияющие на формирование климата России;

- определять характерные особенности климата России;

- иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

- давать описания климата отдельных территорий;

- с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

- приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

- называть и показывать крупнейшие реки, озера;

- используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

- оценивать водные ресурсы;

- называть факторы почвообразования; используя карту, называть типы почв и их свойства;

- объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

- объяснять видовое разнообразие животного мира;

- называть меры по охране растений и животных.

Раздел II. Природные комплексы России

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

- приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

- объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

- показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

- приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;

- показывать на карте крупные природные районы России;

- называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);

- давать характеристику объектов;

- отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

- оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

- приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

- выделять экологические проблемы природных регионов.

Раздел III. Человек и природа

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

- объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать информацию;

- структурировать информацию;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

- владеть навыками анализа и синтеза;

- искать и отбирать необходимые источники информации;

- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой

(текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

- составлять рецензии, аннотации;

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

- осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

- чувством ответственности и долга перед Родиной;

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору

и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно - полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

1

2

НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА

6

3

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

4

4

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

4

5

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

3

6

ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

3

7

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

4

8

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

6

9

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

30

10

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

6

Итого

68

   

                                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

                                                   Тема

Кол-во часов

План

Вт, чт

Факт

Д/З

Что изучает география России (1 ч)

1-я четверть

1

Что изучает физическая география России

1

04.09.18

Стр.3-6

                                                                     Наша Родина на карте мира(6 ч)

2

Географическое положение России Практическая работа.1. Характеристика географического положения России.

1

06.09.18

§-1

3

Моря, омывающие территорию России

1

11.09.18

§-2

4

Россия на карте часовых поясов Практическая работа.2. Определение поясного времени для разных пунктов России

1

13.09.18

§-3

5

Как осваивали и изучали территорию России

1

18.09.18

§-4,5

6

Современное административно-территориальное устройство России

1

20.09.18

Записи

7

Обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира»

1

25.09.18

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России ( 18 ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4ч)

8

Особенности рельефа России

1

27.09.18

§-6

9

Геологическое строение территории России

1

02.10.18

§-7

10

Минеральные ресурсы России

1

04.10.18

§-8

11

Развитие форм рельефа Практическая работа.3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры

1

09.10.18

§-9

Климат и климатические ресурсы (4ч)

12

От чего зависит климат нашей страны

1

11.10.18

§-10

13

Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России. Практическая работа.4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

1

16.10.18

§-11,12

14

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы 

1

18.10.18

§-13

15

Климат родного края Практическая работа.5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны( на примере Республики Мордовия)

1

23.10.18

                                                                   Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч)

16

Разнообразие внутренних вод России. Реки

1

25.10.18

§-14

17

                                                                   2-я четверть

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1

06.11.18

§-15

18

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека

1

08.11.18

§-16

                             Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)

19

Образование почв и их разнообразие

1

13.11.18

§-17

20

Закономерности распространения почв.

1

15.11.18

§-18

21

Почвенные ресурсы России Практическая работа.6.Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия

1

20.11.18

§-19

                                                  Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4ч)

22

Растительный и животный мир России Практическая работа.7. Составление прогноза изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК

1

22.11.18

§-20

23

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории Практическая работа.8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России

1

27.11.18

§-21

24

.Природно-ресурсный потенциал России

1

29.11.18

§-22

25

Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

1

04.12.18

                                                                    Раздел II. Природные комплексы России (36 ч)

                                                                           Природное районирование (6 ч)

26

Разнообразие природных комплексов России

1

06.12.18

§-23

27

Моря как крупные природные комплексы

1

11.12.18

§-24

28

Природные зоны России

1

13.12.18

§-25

29

Разнообразие лесов России

1

18.12.18

§-26

30

Безлесные зоны на юге России Практическая работа.9. Сравнительная характеристика двух природных зон России. 10. Объяснение принципов выделения крупных природных  регионов на территории России

1

20.12.18

§-27

31

Высотная поясность

1

25.12.18

§-28

                                                                           Природа регионов России (30 ч)

                                                                                3-я четверть 2018-2019 г

32

Восточно-Европейская ( Русская) равнина

1

10.01.19

§-29

33

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины.

1

15.01.19

§-30

34

Памятники природы Восточно-Европейской равнины

1

17.01.19

§-31

35

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их рационального использования

1

22.01.19

§-32

36

Природа Крыма

1

24.01.19

§-33

37

Кавказ – самые высокие горы России.

1

29.01.19

§-34

38

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа

1

31.01.19

§-34

39

Особенности природы высокогорий

1

05.02.19

§-35

40

Природные комплексы Северного Кавказа

1

07.02.19

§-36

41

Природные ресурсы. Население Кавказа

1

12.02.19

§-36

42

Урал – «каменный пояс Русской земли»

1

14.02.19

§-37

43

Природные ресурсы Урала

1

19.02.19

§-38

44

Своеобразие природы Урала

1

21.02.19

§-39

45

Природные уникумы

1

26.02.19

§-40

46

Экологические проблемы Урала

1

28.02.19

Стр.200-204

47

Западно-Сибирская  равнина. Особенности географического положения

1

05.03.19

§-41

48

Особенности природы Западно-Сибирской равнины

1

07.03.19

§-41

49

Природные зоны Западно – Сибирской равнины

12.03.19

§-42

50

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

1

14.03.19

§-43

51

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1

19.03.19

§-44

52

История освоения Восточной Сибири

1

21.03.19

доклад

53

Климат Восточной Сибири

1

04.04.19

§-45

54

Природные районы Восточной Сибири

1

09.04.19

§-46

55

Жемчужина Сибири- Байкал

1

11.04.19

§-47

56

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

1

16.04.19

§-48

57

Дальний Восток – край контрастов.

1

18.04.19

§-49

58

Природные комплексы Дальнего Востока

1

23.04.19

§-50

59

Природные уникумы Дальнего Востока

1

25.04.19

§-51

60

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Практическая работа.11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов.

1

30.04.19

§-52

61

Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России»

1

07.05.19

                                                                                      Раздел III. Человек и природа (6ч)

62

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Практическая работа.13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов мира

1

14.05.19

§-53

63

Воздействие человека на природу

1

16.05.19

§-54

64

Рациональное природопользование. Практическая работа.14.Составление карты «Природные уникумы России»

1

21.05.19

§-55

65

Россия на экологической карте мира. Экология и здоровье человека Практическая работа.15.Характеристика экологического состояния одного из регионов России

1

23.05.19

§-56,57

66

География для природы и общества

1

30.05.19

§-58

67

Обобщение знаний по разделу «Человек и природа»

1

28.05.19

68

Экологические проблемы Республики Мордовия

1

30.05.19

ВСЕГО

68

                                   

                                                               ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

№ П/р

Название темы

Практическая работа

План

Факт

1

Наша Родина на карте мира

Характеристика географического положения России.

06.09.18

2

«Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы»

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

09.10.18

3

«Климат и агроклиматические ресурсы»

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны

23.10.18

4

Природное районирование

Практическая работа.9. Сравнительная характеристика двух природных зон России.

20.12.18

5

«Природные комплексы России»

Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов.

20.04.19

6

Составление карты «Природные уникумы России»

21.05.19

п/п

Наименование  работы

Дата

Факт

1

Обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира»

25.09.18

2

Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

04.12.18

3

Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России»

07.05.19

4

Обобщение знаний по разделу «Человек и природа»

28.05.19

Контрольные работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «География» для учащихся 6-8 классов.

Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населени...

Рабочая программа кружка "Занимательная география" для учащихся 8-9 классов

Рабочая программа кружка "Занимательная география" для учащихся 8-9 классов....

Рабочая программа кружка по географии «Познаём свой край» 8 класс

Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь.Использование краеведческого м...

Рабочая программа факультатива по географии «Живая планета» для 6 классов

Программа факультатива «Живая планета» рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 час в неделю, для учащихся 6-го класса....

Рабочая программа учебного предмета «География. Начальный курс» в 6 классе (ФГОС)

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образова...

Рабочая программа учебного предмета « География» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год

Рабочая программа учебного предмета « География"   для обучающихс  8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...

Рабочая программа по курсу «География Новосибирской области» для 6 классов

Главным объектом изучения курса является Новосибирская область. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательны...