Советы по работе с трудными подростками
статья на тему
Избегая вопросов, требующих односложного ответа, воспитатель предлагает ребенку высказать мысли, чувства и позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_po_rabote_s_trudnymi_podrostkami.docx | 14.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы по работе с трудными подростками
Использование открытых вопросов
Избегая вопросов, требующих односложного ответа, вожатый предлагает ребенку высказать мысли, чувства и позицию.
Например:
Пожалуйста, расскажи мне больше об этом. Что бы еще изменилось?
Эти открытые вопросы дают детям свободу выбора: что рассказать о себе и в какой форме. Уважение к их способностям допускает больше самоопределения в разрешении проблем и последующих результатах.
Подведение итогов
После того, как воспитатель выслушал часть подробного рассказа ребенка, продуманно используя повторение ключевых слов и открытые вопросы, он может периодически прерывать течение разговора, подводя итог тому, как он понимает мысли, чувства и ощущения ребенка.
Например:
Хорошо, давай убедимся, что я правильно тебя понял. После того, как ты рассказал свою версию происшедшего, ты почувствовал, что тебя "предали" и "нанесли удар исподтишка"...
При подведении итогов воспитатель должен использовать некоторые ключевые слова и фразы ребенка, проявляя уважение к тому, как он описывает свои переживания и для того, чтобы получить наиболее ясное представление о системе взглядов воспитанника.
Подведение итогов обычно служит двум целям. Оно порождает желание рассказать больше о себе - исправить, изменить и что-то добавить к сказанному вожатым. Оно также убеждает вожатого в том, что его понимание детских переживаний углубляется.
Перефразирование
Во время разговора, воспитатель возвращается к сути сказанного ребенком, сокращая и уточняя его замечания, и при этом тщательно отбирает некоторые ключевые слова ребенка. Перефразирование короче подведения итогов, поэтому в этом случае, вожатый реже прерывает ход мыслей ребенка. Следовательно, вожатый чаще перефразирует рассказ ребенка, чем подводят итоги.
Перефразирование предлагает ребенку прояснить мысли и продолжить рассказ.
Например:
Итак, тебе надоело, что родители по старинке заставляют тебя возвращаться домой в строго определенное время, и ты не приходил домой всю ночь.
Воспитатель может стратегическим образом использовать Перефразирование для направления разговора в нужное русло, если, по их мнению, это подведет ребенка к разрешению проблемы.
Например:
Итак, ты вне себя от того, как у тебя обстоят дела в отношениях. Тебе кажется, что они трещат по швам, и ты хотел бы их изменить.
Использование пауз
В течение разговора важно уважать паузы в рассказе собеседника. Зачастую ребенку требуется время, чтобы "переварить" заданные вопросы. Если вожатый проявляет терпение и дают детям несколько секунд, они удивят сами себя решением проблем, к которым они придут после некоторых раздумий.
Похвала
Основной целью комплиментов во время разговора с ребенком является признание его сильных сторон, положительных изменений и находчивости. Если обратить внимание на личные качества ребенка и его переживания, они могут оказать помощь в разрешении его трудностей и дать более удовлетворительную жизнь. Сильные качества включают в себя чувство юмора, трудолюбие, способность выстоять в трудную минуту, интерес к познанию жизни, заботливость, способность видеть вещи с другой точки зрения.
Прошлые успехи - это либо мысли, либо конкретные поступки ребенка, которые могут послужить моделью при разрешении текущей проблемы. Похвала должна закрепить в сознании ребенка, что важно и полезно для него. Похвала помогает выявить информацию о сильных сторонах характера ребенка и его успехах. Эта информация способствует росту оптимизма и уверенности в себе. Когда комплименты признаны правильными, они открывают возможность задать последующие вопросы о том, что еще в жизни ребенка подтверждает высказанный комплимент.
Эффективными считаются два типа комплиментов. Предпочтительны косвенные комплименты, т.к. вопросительная форма подводит детей к раскрытию их сильных качеств и находчивости. Прямые комплименты. Умеренно используйте положительную оценку, чаще прибегайте к положительной реакции. В обоих случаях они должны отражать качества ребенка.
1. Позитивная оценка. Пример:
У меня сложилось впечатление, что ты заботливый.
2. Позитивная реакция. Пример:
Здорово! Вот это да! Ну ты даешь! Хорошая мысль! Ь. Косвенные комплименты. Это вопросы, несущие положительную информацию о ребенке. Примеры:
Как тебе удалось сдержаться и не затеять драку?
Откуда ты знал, что важно относиться ко всем своим друзьям с уважением?
Ты удивился, что сумел решить эту задачу? Может быть, попробуешь теперь заниматься больше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"
Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ
Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....
Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)
В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....
ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении в...
Профилактика работы с трудными подростками (из опыта работы).
Много говорится и пишется сегодня о проведении успешной профилактической работе с трудными подростками. Мы, социальные педагоги, которые сталкиваемся с такими ребятами каждый день, стремимся постоянно...
Выступление на педагогическом совете: «Особенности взаимодействия с трудными подростками»
Цель: Повышение психолого-педагогической культуры специалистов при общении с подростками.Задачи:1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.2. Выявить условия, ...