Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».
план-конспект на тему
Проект
по формированию основ здорового образа жизни
у детей с нарушениями слуха.
«Основные понятия о здоровом образе жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sogbou_obshcheobrazovatelnyy_tsentr_yuzhnyy_proekt_zozh_-_vosp._e.a.yakovleva.doc | 321.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Cмоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательный центр комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Южный»
Проект
по формированию основ здорового образа жизни
у детей с нарушениями слуха.
«Основные понятия о здоровом образе жизни».
Автор - составитель:
воспитатель
Яковлева Елена Анатольевна
2015-2016 уч.год
Содержание проекта
- Паспорт проекта;
- Пояснительная записка
- Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, гипотеза, ожидаемый результат, продукт проекта.
- Этапы реализации проекта: организационный, подготовительный, практический, аналитический, заключительный.
- Список использованной литературы.
- Приложения
Паспорт проекта
Тема: «Основные понятия о здоровом образе жизни».
Автор: Яковлева Елена Анатольевна
База исследования: СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» Смоленская область г. Рославль.
Участники проекта: воспитанники школы-интерната, учащиеся 9 класса, воспитатель методист, школа.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015г - февраль 2016г.
Условия реализации проекта
-Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
-Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
-Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
-Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
-Реализация различных форм систематической работы с родителями.
Методы и приемы работы: Словесные, наглядные, практические
Пояснительная записка
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Успешное формирование основ ЗОЖ у школьников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития школьного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в образовательном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
- Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
- Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка школьного возраста предусматривает:
- Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.
Обоснование проекта
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. Проанализировав статистические данные мы пришли к выводу, что именно в школьном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Цель проекта:
-воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства,
-создание учебно-информационного пособия по здоровому образу жизни.
Задачи:
- привлечение к проектной деятельности, воспитанников с нарушением слуха,
-повышение информационности по вопросам сохранения собственного здоровья,
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
-формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
-повышать педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Сущность проекта:
Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья).
Актуальность:
Перед школой в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Практическая значимость:
Валеологические знания и умения, соблюдение режима дня,закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя ритмическая гимнастика, бег, дыхательные упражнения, г и т.д. – к ежедневным занятиям по физической культуре ; подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.
Принципы реализации проекта
1. Доступность – учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала к возрасту;
2. Систематичность и последовательность
– постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Гипотеза:
Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат:
- Снижение уровня заболеваемости.
- Повышение уровня физической подготовленности.
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
- Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Продукт проекта:
- Опрос и анкетирование учащихся «Вредные привычки», тест «ЗО Ж.»,
- Занятие «Основные понятия о здоровом образе жизни», презентация «Основные понятия о здоровом образе жизни»
- Оборудование: компьютер, фотокамера, интернет-ресурсы, проектор для просмотра слайдов.
Этапы реализации проекта:
1.Организационный этап.
Обсуждение цели, выдвижение предложений, распределение заданий.
2.Подготовительный этап.
Сбор информации (анкетирование детей, беседы), посещение полезных сайтов в Интернете, библиотеки, поиск информации в книгах;
3.Практический этап.
Обсуждение предстоящей работы, выпуск стенгазеты «Влияние вредных привычек на здоровье человека», создание презентации.
4.Аналитический этап.
Анализ деятельности, обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.
Перспектива развития проекта.
Представление работы в образовательных сетях.
5.Заключительный этап.
Проанализировать выполнение работы и дать её самооценку, представить продукт творческого проекта на воспитательном мероприятии перед учащимися школы.
Реализация проекта.
На организационном этапе проекта мы все вместе с детьми провели анкетирование и тестирование. Выяснилось, что многие учащиеся имеют вредные привычки и не совсем владеют основными понятиями о здоровом образе жизни.
Поставили задачи:
-повысить информированность у подростков по вопросам сохранения собственного здоровья, сформировать у учащихся правильные установки по ЗОЖ.
- развить свои творческие способности и коммуникативные навыки через проектную деятельность.
На аналитическом этапе мы обсудили результаты нашего проекта. В ходе реализации улучшились взаимоотношения учащихся в классе, повысилась мотивация учащихся к ЗОЖ и воспитание здоровьсберегающего мировоззрения. Произошел некоторый прорыв в развитии творческих способностей и коммуникативных навыков ребенка с нарушением слуха.
Результативность
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в школе прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности школьников, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволил избежать несчастных случаев.
Список использованной литературы:
- Программа развития «Человек», автор А.И.Иванова; Москва 2005г.
- Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко; Москва 2006г.
- Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г.
- Пособие для педагогов «Формирование представлений о здоровом образе жизни у школьников», Москва 2010.
- «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н.С.Голицына, И.М. Шумова.
- Программа «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой, Сфера, 2004;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию основ здорового образа жизни "Путь к здоровью"
Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Он...
Проект по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»
В данной статье представлена разработка проекта по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»...
Физическое воспитание дошкольной группы детей с нарушеним слуха-ведущее средство пропаганды здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Ка...
Исследовательский проект "Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках ОБЖ"
Актуальность темы состоит в том, что исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье или физические недостат...
Классный час по формированию основ здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье ребёнка, нормальный рост и развитие во многом определаются средой, в которой он живёт. Здоровьесберегающ...
Доклад на тему "Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся младших классов - это комплексная программа фоормирования знаний, установок, личных ориентир и норм поведения, обеспечивающих сох...
Тема: "Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи."
Тема: "Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи."...