Исследовательский проект "Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках ОБЖ"
проект по обж (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Актуальность темы состоит в том, что исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье или физические недостатки.Учащиеся подвержены рекламе в СМИ, пропагандирующей потребление энергетических напитков, алкоголя,сигарет,что подрывает здоровье личности и нации в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы состоит в том, что исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье или физические недостатки.Учащиеся подвержены рекламе в СМИ, пропагандирующей потребление энергетических напитков, алкоголя,сигарет,что подрывает здоровье личности и нации в целом. Цель: Сформировать у учащихся адекватное отношение к своему личному здоровью и здоровью окружающих по средством ЗОЖ и его составляющих .
Задачи: 1. Сформировать у учащихся негативное отношение к привычкам разрушающим здоровье. 2. Изучить литературу по теме. 3. Изучить проблему здоровья,ЗОЖ. 4.Пропаганда здорового образа жизни и его составляющих. 5.Выявить по средствам анкетирования отношение учащихся к здоровому образу жизни 6.Провести эксперимент по овладению теоретическими знаниями,по здоровому образу жизни учащимися образовательного учреждения.
Общее представление о ЗОЖ. Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предлагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты: 1.Осознанное целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности; 2.Целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья; 3.Использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе; 4.Активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение; 5.Деятельность по пропаганде и внедрению в ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.
Компоненты учебной программы при изучении раздела «Основы здорового образа жизни»для учащихся среднего звена. В своей образовательной деятельности при преподавании основ безопасности жизнедеятельности я использую учебную программу под общей редакцией А.Т.Смирнова.Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей: 1.Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности. 2.Развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни. 3.Освоение знаний о здоровом образе жизни. 4.Овладение умениями анализа специальной информации, получаемой из различных источников. Реализация указанных целей достигается в результате освоения тематики программы. После изучения основ здорового образа жизни ученик должен уметь использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам.
Здоровый образ жизни и его составляющие Турслет. 2 место Веселые старты
1.Физические составляющие здорового образа жизни : Выработка твердой мотивации Режим жизнедеятельности Правильное питание Личная гигиена Разумная физическая активность, занятие спортом Исключение вредных привычек
2.Социальные составляющие здорового образа жизни : Развитие навыков коммуникативного общения (участие в общественной жизни школы, в ученическом самоуправлении, в детских объединениях, в конкурсах, в составлении совместных проектов и т.д.) Развитие навыков владения современными средствами коммуникаций Развитие способностей ориентации в средствах массовой информации Наличие цели в жизни и развитие способностей для ее достижения
3.Духовные составляющие здорового образа жизни : Развитие способности совершать добрые дела (участие в акциях милосердия, оказание помощи престарелым, ветеранам, уход за больными и др.) Развитие способности совершать самоотверженные поступки(соревнования и конкурсы в составе команды, дружба, товарищество) Развитие способности анализировать свою деятельность за день, неделю, месяц, год Развитие способности признавать свои ошибки и недостатки и изменяться в лучшую сторону Наличие твердого жизненного идеала, ведущей стержневой идеи, веры и следование этой идее (посещение храма, монастыря…) Чтение художественной литературы, общение с уважаемыми людьми, ветеранами войны и труда Периодические самоограничения, пост, выполнение действий, продиктованных интересами развития силы воли
Система построения уроков ОБЖ при изучении вопросов о ЗОЖ . Вопросы ЗОЖ изучаются в рамках предмета ОБЖ, а также рассматриваются учителями на других предметах, классными руководителями и другими работниками школы.Поэтому мои уроки должны с одной стороны давать новые знания, а с другой не повторять уже изученный материал другими коллегами. Эпиграфами для проведения своих уроков беру высказывания врачей, известных деятелей, пословицы и поговорки. Сократ говорил: «…Ученик должен открывать самостоятельно такую большую часть учебного материала, какую возможно при данных условиях».Китайская пословица гласит: «Я слышу-я забываю, я вижу-я запоминаю, я делаю-я понимаю».Основу используемой мною технологии составляет базовая модель, включающая три последовательные стадии: «вызов-осмысление-размышление».
Проведенные мною исследования показывают, что дети осознают важность здоровья и его укрепления, собственную ответственность за сохранение здоровья и хотят больше узнать как его сохранить. При этом необходимо помнить, что формирование потребности является психолого-педагогической проблемой,нужен поиск механизмов которые у каждого ребенка или подростка вызвали бы активное желание быть здоровым. Если в младших классах необходимо формировать мотивацию на деятельность, сберегающую здоровье,-организацию рационального режима дня, закаливание, умеренность в питании, гуманное отношение к другим людям, к окружающей среде, то в средних и старших классах надо обратить внимание на личностные мотивы с ориентацией на социальную активность и успешность .
Здоровье школьника Факторы влияющие на сохранение и укрепление здоровья школьника: 1.Правильный режим дня. 2.Высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. 3.Постоянное общение с природой, использование благотворных ее факторов: свежего воздуха воды и солнца
Повышение устойчивости организма к простудным заболеваниям получила название закаливание . 1.Правильное закаливание повышает естественную способность организма приспосабливаться к окружающей среде. 2.Закаленный организм мягче переносит изменения в природе и климате. 3.Закаленные дети меньше болеют. Главные условия закаливания-свежий воздух (проветривание), водные процедуры,правильный и вовремя сон(не менее 8-9часов для школьника ).
Здоровьесберегающие составляющие в воспитательно-образовательном процессе В обобщенном виде под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья. Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровы.Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым.Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье,ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.
К вопросу культуры здоровья учащихся сельских школ Именно школа зачастую становиться очагом культуры в сельской местности.Поэтому на нее возлагается особая миссия на усиление педагогического влияния на систему отношений в социуме и целенаправленное регулирование не только воспитательного в школе, но и на привлечение учащихся к активному участию в решении общих проблем культуры и здоровья.В связи с этим мною были разработаны классные часы.
Факторы разрушающие здоровье школьника на современном этапе развития человеческого общества 1.Курение 2.Наркомания 3.Токсикомания 4.Алкоголизм
Анкета « Личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ» Школьникам предлагается готовые бланки анкеты.Подчеркивается анонимность результатов. Инструкция . Заполнить правую сетку цифрами из левого перечня.
Исследование отношения учащихся к ЗОЖ и анализ его результатов Теоретические знания Имеются знания\отсутствуют Начало эксперимента Конец эксперимента Знания о здоровье как ценности Да нет 11,0 89,0 100,0 0 Знания о личной гигиене Да нет 60 40 100 0 Знания о режиме дня Да нет 50 50 100 0 Знания о рациональном питании Да нет 52 48 100 0 Знания о влиянии экологии на здоровье Да нет 47 53 97 3 Знания о негативном влиянии вредных привычек на здоровье Да нет 50 50 100 0 Знания об отношениях к физ-ой культуре Да нет 62 38 100 0 Знания о психическом здоровье Да нет 37 63 94 6 Знания о технике безопасности Да нет 62 38 96 4 Теоретические знания Да нет 53 47 100 0 Знает средства и методы профилактики простудных заболеваний Да нет 67 23 100 0 Знает основы самоконтроля Да нет 22 78 95 4 Знает способы формирования правильной осанки Да нет 57 33 100 0 Знает методы развития физических качеств Да нет 16 84 94 6
Результаты анкетирования 1) Выполняете ли вы домашнее задание по физической культуре Да Нет Иногда 50% 25% 25% 2) Занимаетесь ли вы дома физическими упражнениями Да Нет Иногда 35% 45% 20% 3) Делаете ли вы дома утреннюю гигиеническую гимнастику Да Нет Иногда 25% 50% 25% 4) Имеете ли вы освобождение от физической культуры Да Нет 20% 80% 5) Состоите ли вы в какой-либо спортивной секции Да Нет 50% 50% 6) Ходите ли вы в туристические походы Да Нет Иногда 80% 10% 10% 7) Имеете ли вы свой личный распорядок дня Да Нет 75% 25% 8) Участвуете ли вы в общешкольных физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятиях Да Нет Иногда 60% 10% 30% 9)Участвуете ли вы в подвижных играх во время больших перемен Да Нет Иногда 85% 5% 10% 10) Соблюдаете ли вы правил личной гигиены Да Нет 100%
Заключение Здоровый образ жизни особенно большое значение приобретает сейчас, когда бурное наступление техники на природу, изменения вносимые научно-техническим прогрессом в жизнь человека, и характер его труда оказывают значительное негативное влияние на физическое состояние людей.Кроме возникновения всевозможных экологических проблем это проявляется в увеличении нагрузки на мозг и интеллектуальные силы человека, которому приходится усваивать постоянно возрастающий объем информации.В связи с этим наблюдается снижение двигательной активности, в том числе у школьников.Возникает так называемая гиподинамия, характеризующаяся нарушением функций организма(опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения). Актуальным становиться внедрение различных форм физического воспитания в жизнь человека, ибо физические упражнения благотворно сказываются на его здоровье.А крепкое здоровье как мы знаем, способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 80% учащихся является слабое здоровье и физические недостатки.От общего состояния здоровья и физических сил во многом зависит память, внимательность, усидчивость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"
Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...

Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках английского языка
Здоровье человека – тема актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Одной из самых важных задач на сегодняшний день в системе образования считается сохранен...

Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии.
В статье содержится материал по проблеме введения тематики здорового образа жизни в содержание предмета биологии. Дано примерное планирование тем курса биологии, содержащих материал по вопросам ЗОЖ....
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».
Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни»....

Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках физики
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках физики...

Особенности формирования культуры здорового образа жизни учащихся на уроках технологии
здоровьесберегающие технологии на уроках технологии...

Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии
Выступление на методическом объединении учителей...