“Память жива ” Методическая разработка занятия (урока, внеклассного мероприятия)
методическая разработка по теме

Семенова Наталья Павловна

Цели:                                                                                              

 

Ø Формирование чувства патриотизма, нравственных качеств;

Ø Воспитание уважения к ветеранам ВОВ, к истории своей страны и своего поселка. 

 

Задачи:

Ø  Расширение и углубление знаний учащихся об истории  Восточно-Прусской операции и штурма Кенигсберга.

Ø  Познакомить учащихся с историей Воинского мемориала в п.Луговое, находящимся на территории Гурьевского района Калининградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_-_kopiya.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс методических разработок и творческих работ «70 лет Победы в Великой Отечественной войне»

Тема:“Память жива ”

Номинация: Методическая разработка занятия (урока, внеклассного мероприятия) с мультимедийным сопровождением.

        Автор:

Семенова Наталья Павловна,

        учитель истории

п.Луговое- 2015

Методическая разработка внеклассного мероприятия:

“Память жива ”

Война не окончена,

пока не похоронен

последний солдат.

Цели:                                                                                               А.Суворов

  • Формирование чувства патриотизма, нравственных качеств;
  • Воспитание уважения к ветеранам ВОВ, к истории своей страны и своего поселка. 

Задачи:

  • Расширение и углубление знаний учащихся об истории  Восточно-Прусской операции и штурма Кенигсберга.
  • Познакомить учащихся с историей Воинского мемориала в п.Луговое, находящимся на территории Гурьевского района Калининградской области.

Форма проведения: беседа.

Оформление: презентация, выступления учащихся, воспоминания Г.М.Зацерковного.

Ход мероприятия:

Презентация, слайд 1.

Учитель:

В качестве эпиграфа к нашему мероприятию я взяла  крылатую  фразу, которую произнес великий русский полководец А. В. Суворов. И это неслучайно.  Ведь она сегодня является руководством к действию для тех, кто свою жизнь посвятил благородному поисковому движению. Для тех, кто занимается поиском мест захоронений воинов, отдавших свою жизнь ради нашей жизни, прах которых  не предан земле с подобающими тому почестями. (Презентация, слайд 2)

 -       Где и когда произнес эти слова Александр Васильевич Суворов? По какому поводу они были сказаны? (ответы учащихся)

Учитель:

  Действительно,    наше время, время поколений внуков, правнуков, праправнуков тех солдат – время бесконечного поиска пропавших без вести на той войне. По всей стране поисками,  перезахоронениями занимаются тысячи организаций.  До сих пор на сайте «ОБД Мемориал» у фамилии каждого третьего бойца в графе «причина выбытия» значится «пропал без вести». (слайд 3)

   И, как бы этого нам  не хотелось, надежда на то, что когда-нибудь будут найдены останки всех погибших воинов и восстановлены их имена, весьма и весьма мала. В 60-е годы Роберт Рождественский написал по своему пророческие строки - "Это нужно не мертвым, это нужно живым". Погибших не вернуть, тех ветеранов, что уже ушли от нас - тоже не вернуть. Но до сих пор, среди ныне живущих, сама суть этого праздника пробуждает глубинные чувства.

Ученик.  Р.Рождественский "Реквием"

....Пусть

не все герои,—

те,

кто погибли,—

павшим

вечная слава!

Вечная

слава!!

Вспомним всех поименно,

горем

вспомним

своим...

Это нужно —

не мертвым!

Это надо —

живым!

Вспомним

гордо и прямо

погибших в борьбе...

Есть

великое право:

забывать

о себе!

Есть

высокое право:

пожелать

и посметь!..

Стала

вечною славой

мгновенная

смерть!

 Учитель:

9  мая 2015  года мы будем праздновать 70 лет со дня Великой Победы русского народа над фашизмом.

    Свыше 100500 солдат и офицеров Красной Армии погибли смертью храбрых на территории нашей  области в ходе Восточно-Прусской наступательной операции. Прах большинства из них покоится в братских воинских могилах.

Вот об одной из них, расположенной в поселке Луговое Гурьевского района, мне и хотелось бы с вами поговорить.

Слайд 4. Звучит  песня  В. Высоцкого "На братских могилах..."

 - Как вы думаете, почему на братских могилах не ставят крестов? (Ответы детей)

Учитель:

Военным событиям тех лет посвящено много стихотворений. Они были  написаны в военное и послевоенное время и  насквозь пропитаны любовью к своей Родине. Почти в каждом из них звучит вера в Победу, боль от гибели людей, надежда на то, что сражающегося солдата ждёт дома любимая, и эта любовь даёт ему силы подниматься и идти в бой. Среди учащихся нашей школы есть ребята, которые косвенно  окунулись в те военные события и попробовали  свои силы в стихах.

Сарычева Майя - ученица 6 класса. "Война - это страшное дело…"
Война - это страшное слово.
Война - это страшное дело.
Не все к такому готовы,
Сердце людей холодело.

Зачем война забирает людей?
Зачем война  губит жизни детей?
Где же найти ответ на вопрос?
Кто бы ответ этот мне преподнёс?

Смотрю я и вижу, как сложно народу.
В тяжёлой войне воевать за свободу.
Сколько уже наступало разлук.
Люди устали, от всех этих мук.

Война - это чистое зло.
Война - это грозная битва.
Зачем оно к нам пришло?
Зачем оно наступило?

Где же найти ответ на вопрос?
Кто бы ответ этот мне преподнёс?
Никто никогда не забудет солдат,
И молодых сильных ребят,

Те, что храбро сражались в бою.
Те, что стояли отважно в строю.

Пусть уйдёт навеки она,
Пусть пропадёт навсегда, навсегда.
Пусть люди мирно и дружно живут,
Пусть никогда на войну не пойдут.

Учитель:

Слайд 5. Братские могилы - святое место.  В каждом городе, поселке есть такие святые места. История братской могилы в поселке Луговое уходит корнями в далекий 1952 год. В ней захоронено 436 воинов.

1952 год - это не 1941-й и не 1942-й, когда погибших зачастую приходилось лишь слегка присыпать землей, а то и вовсе бросать не погребенными. Здесь уже действовали специальные похоронные группы или команды.

Слайд 6. Одна из таких команд - батальон профессиональных саперов под командованием Г.М. Зацерковного занималась  поиском разбросанных в окрестностях Лугового и Борисово одиночных воинских могил и перезахоронением останков советских солдат и офицеров в общую братскую воинскую могилу

Сегодня у  нас в гостях непосредственный участник этих событий, бывший  сапер-фронтовик,  полковник в отставке Григорий Моисеевич  Зацерковный.  

Пресс-конференция. Учащиеся задают вопросы  Г. М.Зацерковному.

1. Григорий Моисеевич, пережитое Вами невозможно забыть. Как начиналась Ваша служба, в каких войсках Вы служили?

2. Сколько Вам было лет, когда началась война? Где Вы ее встретили?

3. Расскажите самый памятный  случай из Вашей военной жизни?

4. Существует такое понятие - «армейская дружба». Есть ли у вас армейские друзья? Живы ли они еще?

5. Война-это конечно страшное дело. Но, наверно, за эти четыре года были и светлые минуты? Помните ли вы о них?

6. Расскажите о военных действиях в ВПО и штурме Кенигсберга, непосредственным участником которых были Вы.

7. Григорий Моисеевич, почему именно  Вы стали командиром  внештатной специализированной  команды по  перезахоронению  советских воинов из одиночных могил близ п.Луговое  в братскую?

8. Из чего состояла экипировка личного состава команды

9.   С какими трудностями Вы  столкнулись при перезахоронении?

10.  Где больше всего пришлось потрудиться?

11. Как поступали с найденными в могилах документами, оружием и личными вещами погибших?

12. У нас в музее есть фотография , датированная 7 ноября 1952 г, на которой запечатлены Вы  в день открытия мемориала - чем вам запомнился этот день?

Ученик:

Спасибо, Григорий Моисеевич за столь ценную беседу. Вы сумели с достоинством и с честью пройти огонь боёв и дым пожарищ. Вы знаете цену мужской дружбе, закаленной в огне.  От всей души хочется  Вам пожелать богатырского  здоровья, счастья и мирного неба над головой. Вы нам рассказали, с чего началась история нашей братской могилы. Мы же, в свою очередь, расскажем Вам,  как сложилась судьба нашего мемориала.

 

Учитель:

Слайд 7. Итак,  торжественное открытие мемориала состоялось в ноябре  1952г.  И просуществовал он в таком виде ровно 30 лет .

Ученик.

Слайд 8-9. Все это время родственники захороненных там воинов вели активную переписку с работниками исполкома Луговского сельского совета, приезжали на праздники годовщин Победы в войне, школьники присылали им фотографии братской могилы, а они в свою очередь  поздравляли их с праздниками 1 мая, Днем Победы.   Эти письма и фотографии хранятся в нашем музее.

Ученик.

Слайд 10-12. В 1982 г  - была проведена первая реконструкция. Каждый из нас помнит, как выглядел мемориал с 1982 по 2014 гг.

Слайд 13-14. А осенью  2014    на Воинском мемориале в нашем поселке началась  очередная  - вторая реконструкция. Еще ранее Президент В. Путин поручил Председателю Правительства Д. Медведеву обеспечить учёт и бесперебойное функционирование мемориалов «Вечный огонь».

    Дорога в школу лежит через нашу братскую могилу, и, когда в один из осенних дней  2014 г,  мы увидели раскуроченные плиты, то сначала подумали, что это вандалы надругались над памятью наших прадедов. Тем более,  был уже такой темный эпизод с нашим мемориалом ранее – когда один безработный пытался сдать на металлолом плиты. Но приемщица не растерялась и вызвала милицию.  Но,  когда мы узнали, что это дел рук строителей – то только порадовались за наши местные власти, что они откликнулись на призыв Президента В.Путина обеспечить бесперебойное функционирование мемориалов, оснащенных чашами вечного огня. Именно бесперебойное, а не того вечного огня, который зажигается от газового баллона и то только по праздникам. Работы на мемориале ведутся без выходных и праздников, и уже вырисовывается внешний вид мемориала.  

Учитель:

Воинский мемориал  в нашем  поселке является священным местом, который не дает забыть ту страшную войну, И каждый год 9 Мая дети, внуки и правнуки  приходят к мемориалу для того, чтобы минутой молчания почтить их память, возложить цветы и венки. Давайте и мы почтим память павших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.   

Слайд 15. Минута молчания

Ученик.

Живые! Помните о тех

Чей прах лежит в могилах братских.

Ведь наш сегодняшний успех

Обязан подвигам солдатским!

Учитель:

  А сколько всего было погибших? Этого мы до сих пор не знаем. По данным Минобороны, общие людские потери СССР в результате войны 1941−1945 годов составили 26,6 млн. человек, безвозвратные потери личного состава советских Вооруженных сил — свыше 8,6 млн. человек. 
Общая цифра пропавших без вести военнослужащих на фронтах Великой Отечественной войны составляет 4 миллиона 559 тысяч человек. Но и эта цифра не точна
. Фактически нам уже не удастся узнать ни их имен, ни мест захоронения"…
…Но, война ведь не закончится, пока не будет похоронен последний ее солдат.

 И каждый день, каждый час, каждую минуту мы должны  помнить,  кому обязаны своей жизнью. И  Вечный огонь будет символизировать нашу память о погибших солдатах каждый день, потому что они этого достойны. Ведь если бы не они, никого бы из нас сейчас не было.

Заключение.

На этом наша встреча закончена. Но я надеюсь, что страницы истории нашей страны останутся на веки в ваших сердцах, и  вы передадите их своим будущим детям.

Возложим цветы к мемориалу в честь тех подвигов, которые были совершены на нашей земле, в честь тех людей, которые их совершили.

Возложение цветов на Воинском мемориале п.Луговое.  

Слайд 16-17. Викторина. (при наличие времени)

1.  Назовите хронологические рамки Восточно-Прусской стратегической операции советских войск

2.   Когда происходил штурм Кёнигсберга?

3. Какие города области были названы в честь героев Великой Отечественной войны?

4. Соотнесите русские и немецкие названия.

ГВАРДЕЙСК

НОЙХАЙЗЕН

НЕСТЕРОВ

ФИШХАУЗЕН

ЧЕРНЯХОВСК

ФРИДЛАНД

ГУРЬЕВСК

ШТАЛЛУПЕНЕН

БАГРАТИОНОВСК

ТАПИАУ

ГУСЕВ

ПРЕЙСИШ-ЭЙЛАУ

ЗЕЛЕНОГРАДСК

ПИЛЛАУ

ПРИМОРСК

ТИЛЬЗИТ

ПРАВДИНСК

КРАНЦ

СОВЕТСК

ИНСТЕНБУРГ

БАЛТИЙСК

ГУМБИННЕН

5.  Какие улицы названы в честь участников ВПО и штурма Кенигсберга?

6. Какой памятник героям штурма Кенигсберга появился в нашей области одним из первых?

7. Маршал Советского Союза, дважды герой Советского Союза. В 1942-1944гг. координировал действия ряда фронтов во время Сталинградской и Курской битв, при освобождении Донбасса, Крыма, при проведении Белорусской операции «Багратион», командовал 3 Белорусским фронтом при штурме Кенигсберга.

8. Какие разведывательные группы действовали  на территории Восточной Пруссии? Где находится памятник разведчикам?

9. На каком здании нашего города 9 апреля было водружено Красное Знамя Победы ?

 

        

                                             Список литературы:

1.Восточно-Прусская операция. Науч.-вспом. указ. лит. В 3 ч. Ч.1 / Упр. культуры Администрации Калинингр. обл., Калинингр. обл. универс. науч. б-ка.; сост. Т.И.Горбунова; под ред. Г.В. Кретинина, Н.А. Рузовой; предисл. Г.В. Кретинина. - Калининград: ГП "КГТ", 2002

2. Геннадий ЮшкевичУвидеть Пруссию и ... умереть: легендарная разведгруппа "Джек" ; свидетельство оставшегося в живых
Библиотека газеты Калининградская Правда, 2006

3. http://xn--b1agvbq6g.xn--p1ai/news/culture/18_graves_of_warriors/

4. https://www.newkaliningrad.ru/news/community/5437637-kraeved-spustya-70-let-posle-pobedy-tysyachi-boytsov-lezhat-v-bezymyannykh-mogilakh.html

5. воспоминания Ветерана ВОВ Г.Зацерковного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ «ЦАРЕВНА – НЕСМЕЯНА» для 5 классов

Данная разработка может стать хорошим заключительным мероприятием во время проведения  Неделя иностранных языков. Веселая старая сказка поможет даже не совсем хорошо успевающему ученику принять у...

Методические разработки для проведения внеклассных мероприятий."Этикет и традиции Великобритании"

Методические разработки для проведения внеклассных мероприятий."Этикет и традиции Великобритании"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению внеклассного мероприятия «Великие Архитекторы»

        Методическая разработка «Великие архитекторы» предназначена для проведения внеклассного мероприятия.  Разработана преподавателем Краснотурьинского индустриально...

"Интернет - друг или враг?" - методическая разработка и сценарий внеклассного мероприятия

Публикация содержит материалы для проведения классного часа по теме информационно-коммуникационной грамотности и безопасности детей в интернете в форме сюжетно-ролевой игры (суд на интернетом и компью...

"Осторожно! Зима!" или "Береги здоровье и жизнь смолоду!" - методическая разработка и конспект внеклассного мероприятия

Методическая разработка внекланной работы классного руководителя по направлению "Здоровье". Мероприятие имеет форму проекта и содержит: конспект совместной деятельности и методические рекомендации по ...

Методическая разработка занятий/ уроков, мероприятий духовно-нравственной направленности в образовательном учреждении «Светлый праздник величаем...»

Методическая разработка занятий/ уроков,  мероприятий духовно-нравственной направленности  в образовательном учреждении   «Светлый праздник величаем...»...

Методическая разработка для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов "Всероссийский урок Памяти и Славы"

Методическая разработка для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов "Всероссийский урок Памяти и Славы"...