Дружеские рекомендации краеведу
учебно-методический материал по краеведению (6, 7 класс) по теме

Сенють Павел Альбинович

Совету школьнику по краеведческой работе. Не претендует на полноту и стопроцентную правильность. Есть недоработки и противоречия, но как первый опыт написания методической работы мне дорог этот труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzheskie_rekomendatsii_kraevedu.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

ДРУЖЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КРАЕВЕДУ

ПОСОБИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА

Сенють П. А.

научный сотрудник Шарыповского районного Центра внешкольной работы по краеведению

 

2002

с.Холмогорское

Шарыповский район

Красноярский край

СОДЕРЖАНИЕ

Обращение к читателю                                                     3

1.Этапы научно – исследовательской работы                                4

2.Основные требования к реферату                                                        6

3.От теории – к практике                                                    11

4.Приложения                                                 17-21              

Наша жизнь – дорога к знаниям.

Возьми свой посох и иди.

Восточная мудрость

Здравствуй, дорогой друг!

Друг, потому что ты решил(а) почитать эти рекомендации, а это значит – тебе стало интересно. Краеведением занимаются многие, но не все знают  и понимают, что это – серьезное дело, что это серьезная наука. А у науки свои правила и законы. Об этом мы и поговорим. Я буду обращаться к тебе «друг» т.к. не знаю, кто ты – мальчик или девочка, а может быть уже юноша или девушка. Но ведь другом может быть любой человек - независимо от возраста и пола, так ведь? Ну так вот, дружище, я хочу, чтобы эта небольшая книжка принесла тебе пользу. Не бойся каких – нибудь «умных» слов – я не сомневаюсь, что разговариваю с умным человеком, и поэтому их использую.

Общая схема брошюры такова: вначале немного о научных исследованиях, о том, с какой стороны к ним подобраться. Затем мы поговорим о требованиях к реферату. Реферат надо уметь писать – с этим не спорят. Третья часть нашего разговора – на что  нужно обратить внимание в практической краеведческой работе. В Приложениях к основной части ты найдешь много полезной информации.

Наберись терпения, чтобы дочитать до конца.

С уважением к тебе – другу и коллеге – Павел Альбинович Сенють, учитель истории Холмогорской средней общеобразовательной школы и научный сотрудник Шарыповского районного Центра внешкольной работы по краеведению.

1.ЭТАПЫ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Последовательность  основных этапов выполнения научно – исследовательских работ по краеведению имеет много общего с алгоритмом научных исследований в других науках и областях человеческих знаний. Вот они, эти этапы:

  1.  Выбор темы исследования.

Казалось бы, всё  просто – выбрал тему и вперед, к победе на различных конференциях и олимпиадах. Но на самом деле выбор темы – довольно – таки сложный процесс. От выбора темы и от того, как она будет разработана,  зависит успешность окончательного результата. Поэтому при выборе темы тебе надо обязательно учитывать:

а) собственный научный интерес – тебе должно быть интересно самому, в душе, разобраться в этой проблеме;

б) тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной, но важной в научном и (или) практическом смыслах;

в) тема должна быть реально выполнимой, а для этого необходимо иметь условия для успешного проведения работы (литература, источники, материальное обеспечение)

Итак, если тебе какая – то тема интересна, если она актуальна и реально выполнима, то можешь смело браться за неё. И может так получиться, что ты будешь первооткрывателем и исследователем, какой – нибудь краеведческой проблемы, и тогда твоё имя будет вписано в историю российской или даже мировой науки. Ну, это, (ты ведь понимаешь!) только в том случае, если ты выполнишь научную работу по всем правилам, о которых мы поговорим чуть ниже.

  1. Формулировка цели.

На втором этапе исследовательской работы надо сформулировать цель или несколько целей исследования. Обычно это следует из темы работы.

Ты наверняка сталкивался с тем, что читая текст, бывает трудно понять, зачем он написан. С этим часто мы встречаемся в художественных произведениях, где развязка, объясняющая цель написания рассказа, повести или романа, наступает только в конце. В исследовательских работах это не так. Структура исследовательской работы стандартна и от этого стандарта (или правил) нельзя отступать, как нельзя отступать от правил какой – либо игры.

Цель научно – исследовательской работы обычно состоит в изучении определенных явлений, событий, фактов. Цель работы выражает то основное, что намеревается сделать исследователь.

  1. Знакомство с литературой.

Для того, чтобы знать, насколько изучена выбранная тобою тема (или ты ещё пока собираешься её выбрать), необходимо как можно тщательнее познакомиться с литературой по этой теме или проблеме. Сначала придется заняться поисками литературы. Информацию об основных работах по теме можно получить у научного руководителя, учителя или опытного краеведа. Познакомившись с этими книгами, или статьями в журналах, газетах и пр. обрати внимание на то, что автор обязательно ссылается на других исследователей, приводит целые списки литературы, в которой может быть интересующая тебя информация. Перепиши их в свой «банк источников», когда – нибудь они тебе пригодятся. Дальше обязательно надо пойти в библиотеку. Работники библиотеки, читального зала в крупных библиотеках, помогут составить библиографические списки по твоей теме и выпишут нужные тебе литературные источники по межбиблиотечному  абонементу (МБА). Есть традиционный способ – просмотр каталогов библиотек. Конечно, если ты попадешь в крупную библиотеку (например – краевую), то это обязательно дает хорошие результаты. Обрати внимание на специальные научные журналы. В них есть информация о новых работах и авторах работ. Ксерокопии позволяют быстро и надежно пополнять научную копилку. Компьютеры и INTERNET значительно расширяют возможности поиска необходимых источников.

Важно помнить, что полноценное изучение литературы по теме – обязательное условие успешности выполняемого исследования. После нахождения необходимого литературного источника можно приступить к работе с ним. Прежде всего надо занести библиографические данные книги (статьи) в свою картотеку или банк данных.

Библиографические сведения должны быть полными, тогда у тебя не будет трудностей по составлению списка работ. Как правильно выписать данные, оформить цитаты, законспектировать нужную информацию ты узнаешь, прочитав в этом пособии параграф «Основные требования к реферату».

IV.Формулирование задач исследования- тех конкретных вопросов, на которые ты собираешься получить ответы в ходе выполнения научной работы.

  1. Календарный план работы.

 На следующем этапе надо составить календарный план работы на весь период исследований и на отдельные его промежутки. Опыт подсказывает, что такой план очень помогает выполнить работу – без рывков, “авралов”, а спокойно, равномерно, последовательно. Конечно, в выполнение плана могут вмешаться какие-то обстоятельства, но ты должен быть готов(а) к этому, и тогда ты сумеешь вести поправки в собственный план работы.

Кстати, не бойся и не стесняйся чаще обращаться к своему научному руководителю за советом и помощью. Он на то и руководитель, чтобы помочь тебе и в теме разобраться, и организовать работу наиболее оптимально.

VI. Выполнение основной части работы. Этот этап, пожалуй, самый долгий и самый ответственный. В краеведческих исследованиях чаще всего бывают такие периоды : а) полевые работы и б) лабораторные или как ещё их называют – камеральные работы.

Полевая работа – это сбор информации в походе, экспедиции, во время специальных выходов и встреч с ветеранами, очевидцами событий и т. д. Мало собрать информацию, надо её изучить, проанализировать, сделать выводы. Лабораторная (камеральная) работа предполагает систематизацию информации, сравнение с уже имеющимися данными, сопоставление с целью и задачами исследования. Это для того, чтобы твердо знать, что эти новые знания подходят к выбранной теме и помогают её раскрыть и доказать то, что ты собирался доказывать .

Впрочем, не все темы требуют полевого этапа работы. Это зависит и от темы и от способов и  методов сбора материала, и от условий, в которых тебе придется или уже сейчас приходится работать.

VII. Анализ результатов работы. Анализ – это метод изучения окружающего мира, когда какое-то явление разделяется на составляющие его части, эти части изучаются и на основе этого появляется новое знание.

Анализ позволяет увидеть структуру исследуемого объекта. Разделение целого на составляющие части позволяет отделить существенное, главное от второстепенного, не столь важного, сложное свести к простому . научишься анализировать свою работу – сразу увидишь её достоинства и недостатки.

VIII. Оформление результатов исследования  в виде научной работы – реферата является заключительным и для многих самым трудным этапом всего научного поиска. Трудным  потому, что многие просто не знают правил написания реферата. К сожалению, этому в наших школах уделяют очень мало внимания. Ну что-же, давай поговорим об этих правилах, и ты станешь (если запомнишь их !) одним из самых продвинутых исследователей нашего времени среди школьников.

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ

Реферат – серьёзная научная работа.  Помни это, мой друг. При написании реферата или любой другой научной работы (статьи, доклада и др.) требуется соблюдать ясность изложения. Материал должен подаваться последовательно, логично. Текст надо разделить на абзацы по смыслу. Старайся избегать повторений, не переходи к новой мысли, пока первая не завершена. Пиши по возможности короткими и ясными предложениями. Не повторяй часто одни и те же слова и выражения.

В научных работах принято делать меньше ссылок на себя, а если делать, то о себе – в третьем лице : “автор полагает”, “по нашему мнению” и т. д.

Текст не надо перегружать иллюстрациями, схемами, таблицами, диаграммами и т.п. Их следует вынести в  «Приложения», а в реферате сделать ссылку на приложение.  А  приложения к реферату ты обозначишь в верхнем правом углу листа – «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. каждый лист приложений – отдельный, при этом страницы реферата на листах приложений проставляются так, чтобы они были продолжением страниц реферата.

Теперь давай перейдем к структуре реферата, т.е. посмотрим, из каких частей должен состоять реферат.

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление.
  3. Введение.
  4. Основная часть.
  5. Заключение.
  6. Список литературы и источников.
  7. Приложения (если необходимы).

Разберем подробно каждую часть реферата. На титульном листе помещается следующая информация: название учебного заведения или научного учреждения, в котором ты учишься или занимаешься наукой; название работы (тема); твои фамилия и имя, класс, ФИО и должность научного руководителя, год написания работы ( см. Приложение 1).

Под названием темы обязательно укажи форму исследовательской работы – реферат, доклад, научная статья, отчет и т.д. Это необходимо для того, чтобы человек, который взял почитать твою работу, сразу понял какая это работа и что от неё надо ожидать.

Оглавление помещается сразу после титульного листа. Оно  облегчит изучение твоего реферата. Не думай, что оглавление – это мелочь и не беда если его нет. Именно с таких « мелочей» начинается культура научного труда. А ты ведь относишь себя к культурным людям, правда?

Введение должно включать в себя краткое объяснение того, чем выбранная тобою тема актуальна сегодня, что в ней ценного для науки и (или) практической жизни. Обязательно укажи цели написания реферата и задачи, которые необходимо решить для достижения целей. Например, целью может быть показ разных точек зрения на одного и того же исторического деятеля, а задачами могут выступать описание личных качеств этого человека, его общественная, военная или другая деятельность. Обычно одна задача ставится на один параграф ( на одну главу) реферата. Во введении также делается обзор литературы и источников: архивных, картографических, устных и других. Расскажи, о чем та или иная книга, чему посвящен архивный документ, о чем рассказывал тебе человек, на которого ты будешь ссылаться в реферате. Объем введения – две - три страницы.

Основная часть реферата содержит материал, который ты отобрал(а) для рассмотрения проблемы или для раскрытия темы. Обрати внимание на распределение материала на параграфы, главы реферата. Сформулируй их название, не забывай о логике изложения. В основной части реферата, кроме материала, выбранного из разных источников, должно быть твое собственное мнение и твои самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Научная работа всегда содержит ссылки на других ученых, на других авторов. Ссылки внутри текста даются в квадратных скобках, где указывается номер источника по списку литературы и в необходимых случаях страницы, например:  «А. Б. Евстигнеев [13] и В. Е. Гусев [5] считают …»; «В настоящее время, как отмечает М. Черемисина [29, с.125],…». При ссылке на несколько работ (одного или нескольких авторов) в скобках указываются номера этих работ: «Ряд авторов [11, 15, 19] считают, что …» . В среднем основная часть – 12-15 страниц.

Заключение – часть реферата, в которой содержаться выводы по параграфам (главам), обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или одной цели).  Заключение  должно быть кратким, вытекающим из основной части. Но ведь в одном реферате невозможно раскрыть всю полноту научной проблемы. Всегда есть перспективы дальнейшей работы. Об этих перспективах тоже напиши в заключении. Но сначала подумай о том, что ещё можно изучить в рамках твоей темы, на какие вопросы ещё можно получить ответы.

В итоге получится, что ты обозначаешь перспективу поиска не только для себя, но и для другого исследователя – достойного продолжателя твоего дела.

Реферат – это научная работа.  Следовательно, в реферате должны быть исследовательские элементы. Другими словами, не простое описание явления, а анализ причин явления, обзор последствий явления. Надо ответить не только на вопрос «Что было?», но и на вопросы «Почему это было? Как это было? К чему это привело?». Суть научного подхода в том, что исследователь проникает вглубь явления, а не просто поверхностно описывает его. Поэтому реферат строится на основе источников и литературе по теме. Источники – это архивные и другие документы, воспоминания, фотографии, археологические отчёты  и т.д. Литература – книги и статьи из сборников, газет и журналов.

Источники и отдельно литература должны быть перечислены в алфавитном порядке по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников. Описание каждого источника начинается с абзаца. Фамилии соавторов при расположении записей в алфавитной последовательности не учитываются.

Авторы – однофамильцы указываются в алфавитном порядке их инициалов. Работы одного автора – в хронологическом порядке изданий, т.е. работа Комиссаренко А. Н., вышедшая в 1993 году будет располагаться в списке выше его же работы, опубликованной в  1999 году.

После описаний на русском языке помещают описания источников на иностранных языках. Работы русских учёных, опубликованные на иностранном языке, помещаются в «иностранной» части списка. Дорогой друг, если ты читаешь книги по своей теме не только российских, но и иностранных учёных, да если ещё на иностранном языке, то я снимаю перед тобой шляпу!

Кроме всего этого, тебе обязательно надо знать ещё такие тонкости. Ты наверняка используешь в работе статьи из журналов и газет, статьи из сборников научных работ. Так вот в списке источников надо указывать и данные о статье и данные о сборнике или газете, журнале. Описание получится из двух частей, а для чёткого их разграничения введён разделительный знак «две косые черты» с интервалом  до и после знака.

В научных работах по краеведению часто не обойтись без архивных, устных, картографических источников. Когда будешь работать в архиве, запищи данные о источнике, на который ты будешь ссылаться.

Надо записать: название архива (например: Государственный архив Красноярского края, сокращённо – ГАКК), название фонда, №№ описи, дела, листа, единицы хранения.

Устные источники описываются так: «Воспоминания. Яковлев В.Ф. 1938 г. р.,  село Темра Шарыповского района».

  О картографическом        источнике, из        которого  получены   сведения, сообщаются следующие данные: название карты или атласа, для многолистных карт - номер  листа, для  атласа  -  страница, место  и         год  издания, для рукописных карт - год составления, автор карты. Для карт, хранящихся в  архиве, указываются  также  название архива, название         и  номер фонда, номера  описи, дела, единицы  хранения. Помните, что если не указан источник,  приведенные сведения  лишаются  практической ценности, поскольку  нет         возможности  убедиться в  достоверности информации.

Пример списка источников  и литературы - смотри Приложение 2.

Напомню тебе о приложениях. Это не обязательный элемент реферата, но многие темы просто невозможно раскрыть без иллюстраций, схем, таблиц, копий документов, фотографий. Поэтому они скорее всего будут в твоём реферате. Ты их оформишь как продолжение реферата на последующих страницах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с написанием в правом верхнем углу слова «Приложение». Оно должно иметь и содержательный заголовок. Об этом – смотри Приложение 3.

Ну вот, теперь ты знаешь, как написать реферат. Пора приниматься за дело. Надеюсь, ты знаешь, что такое «черновая рукопись» ? Чаще говорят просто «черновик». Не удивляйся и не считай меня занудой, но и у черновика есть свои правила. Многие ты знаешь, даже не подозревая об этом. Мне известны такие правила написания черновых рукописей :

  1. Пиши текст на одной стороне листа – так удобнее читать и поправлять материал;
  2. Оставляй на каждой странице поля в два-три сантиметра. Если нужно будет переделать фразу, внести дополнения или сделать замечание, то любой человек, читающий рукопись, сделает это на полях;
  3. Пиши крупным, чётким почерком, оставляя просвет между строками, чтобы в него по необходимости можно было вписать какие-то слова;
  4. Соблюдай абзацы, иначе текст будет трудно читать;
  5. Особенно чётко пиши фамилии и имена людей, географические названия и т.п. Ошибочное  написание одной буквы или цифры может исказить всё содержание изложенного;
  6. Правильно оформляй ссылки на работы других авторов;
  7. Обязательно нумеруй страницы;
  8. Не забывай параллельно с написанием чернового варианта реферата составлять список источников;
  9. Из текста, который ты пишешь, должно быть ясно, что ты понимаешь, о чём идёт речь, что ты можешь объяснить любое слово в своей работе;
  10. Не бойся использовать сложные термины и понятия, пользуйся различными словарями.

Прошло время, черновик реферата написан, много раз переписан и отредактирован. Аккуратно перепиши его в окончательном варианте. Можно напечатать на машинке или с помощью компьютера.

Начинается самое интересное. Скорее всего, тебе надо будет защищать свой реферат на заседании научного общества или на конференции. Тогда придётся сделать доклад по реферату. Главная задача докладчика – интересно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования. Докладчик должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, тогда вся работа становится более понятной. Не надо читать весь доклад на конференции !  Регламент выступления обычно – 7-10 минут. За это время надо рассказать о сущности изучаемой тобою темы, о целях и задачах, которые ты ставил(а) перед собой, о том, какие материалы тебе удалось найти и о выводах и доказательствах, которые ты получил(а).

Твоё выступление получится интересным, ярким, научным – а ведь к этому ты стремишься? У слушателей появится интерес,  они будут задавать вопросы – и тогда ты сможешь блеснуть знанием темы. А если просто прочитать реферат, стараясь уложиться в отведённое время – интерес слушателей будет невысок, т.к. получая массу информации, трудно запомнить  и сориентироваться в теме реферата. Не забывай, что выступление на конференции и вообще перед любой аудиторией должно быть эмоциональным, образным, выразительным. Монотонное и скучное выступление быстро утомляет слушателей.

Надо бы ещё сказать о правилах этики, принятых в научном мире. Участники любой конференции – прежде всего коллеги, поэтому главной чертой взаимоотношений учёных является взаимное уважение.

Помни всегда о том, что неосторожный поступок может обидеть других (например, выход из аудитории в то время, когда кто-то выступает с докладом).

Мы, краеведы, делаем одно общее дело – изучаем родной край. Только помогая друг другу и уважая друг друга, мы сможем добиться успехов.

3. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

  В этой части «Дружеских рекомендаций» я хочу обратить твоё внимание на некоторые проблемные вопросы краеведения – топонимику, сбор и использование устных источников, описание предмета, которому суждено стать музейным экспонатом. Надеюсь, что это поможет тебе сделать первые шаги в науке, если ты только приступаешь к исследовательской деятельности, или проверить – правильно ли ты действуешь, если ты краевед со стажем.

Я тебе должен сказать, что одно из самых интересных направлений в краеведении у нас в районе развито  слабо.  Это устная история. Это те сведения, которые мы получаем из живых рассказов людей. Полученную от человека информацию краеведы называют устными источниками.

К ним относятся предания и сказания о  местном крае, об образе жизни предков, о  лицах, оставивших    о себе память у потомков. Пословицы с историческим         содержанием,         рассказы участников  войн,  работников  местных предприятий,  учреждений и организаций, простых тружеников, деятелей литературы и искусства – тоже устные источники.

Предания и рассказы - это ценный источник информации о прошлом и  настоящем  природы,        населения, хозяйства  и        культуры  края.        В народной  памяти живы  имена  тех,        кто развивал хозяйство,        управлял, строил, торговал.  Жители  из        поколения  в  поколение передают рассказы о событиях, происходивших в данной местности.

Устным источником изучения края являются также имена, фамилии, прозвища людей. В именах людей отражается история нашей страны        и отдельных ее  регионов. Имена помогают        выявить        этнический состав местного  края        в  прошлом  и  настоящем.  Имена людей говорят        о миграции  населения,  помогают датировать письменные  памятники, некоторые имена        и фамилии доносят до нас  забытые значения слов        и т.д.

Таким  образом,  наука  о  собственных  именах  - ономастика - является одним из обязательных устных источников.

Наибольший интерес для краеведа  представляет раздел ономастики -  топонимика. Это наука, которая занимается   выяснением происхождения  и развития  географических названий  - топонимов. В любой местности   есть  необъятное   поле   для  топонимических исследований. Названия  могут   жить  века  и   даже  тысячелетия, передавая от поколения к поколению память о том времени, когда они возникли.

Если         собирать  сведения  непосредственно   на  местности,  то результатом  будут, разумеется, названия  современные. Но этого недостаточно известно, что  названия   с  течением        времени изменяются или даже заменяются (порой неоднократно) на совершенно новые. Понятно, что    для         успеха         краеведческого        поиска необходимо установить первичную форму  названия. Для этого нужно обратиться        к историческим  источникам,  к всевозможным  инвентарным,        актовым, картографическим материалам - их можно         найти  в  библиотеках или архивах. Работа в подобных учреждениях с текстовыми источниками и картами не менее важна и интересна, чем сбор материала у местных жителей. Топонимический  материал,  собранный        разными         лицами в разное время  и  в  разных   источниках,  надо  систематизировать  таким образом,    чтобы    обеспечить  его        удобное          и   эффективное использование. Лучший способ для этого - составление  картотеки. Каждое название с  дополнительной   информацией  заносится  на отдельную   карточку.        Из   карточек можно создавать   самые разнообразные информационные блоки – в зависимости от характера исследования. Теперь подробнее о том, как вести полевой сбор топонимов.

1.При  полевом  сборе  запись   лучше  вести  в небольшом блокноте, четко, разборчиво. И прежде всего  надо         занести  в такой дневник         сведения о себе:  фамилия,  имя, домашний  адрес, место учебы  или  работы  и  -  обязательно  -  указывать  дату  записи топонима - год, месяц, число.

2. Очень важно выбрать знающего собеседника,        поскольку в любой деревне  далеко   не        все жители   одинаково   хорошо   знают топонимию. Люди         старших  поколений  обычно  лучше  знают  старые названия.

3. Для полноты получаемых сведений,        а  также для того , чтобы быть  уверенными  в их        правильности, в  каждом  селении следует опрашивать  несколько человек, причем беседовать  с ними  следует отдельно. В  начале  беседы  нужно   объяснить,        зачем собираются сведения, кто и как будет ими пользоваться, какую они представляют ценность. О человеке, сообщившем нам сведения, нужно  сделать запись в  дневнике:  фамилия, имя, отчество, где родился и с какого времени живет в том        селении, где  ведется        запись,         возраст, домашний адрес. При  этом  обязательно надо объяснить человеку, для чего  записываются  сведения  о нем: для  научности  сведений, для того, чтобы  знать, где его  найти  в  другой  раз, если потребуется дополнить сведения.

4.  О   селении, в  котором        ведется         сбор              материала   нужно записать: современное  официальное   название; к какой сельской администрации, району        относится; сколько в  нем  дворов (хозяйств); как называют        жители селения себя сами, как называют  их соседи, нет ли прозвища жителей. По такому же принципу ведется сбор материала  о  городе, исключая, разумеется, вопросы,  составляющие сельскую специфику.

5. Записи, сделанные в  разных селениях и занесенные в  полевой журнал, должны быть четко отделены друг от друга.

6. Названия записываются  в соответствии  с        правилами русской орфографии, обязательно         с   обозначением   ударения. Для  решения большей        части краеведческих задач такой        записи вполне достаточно.   Вопросы для полевого        сбора названий - смотри Приложение 4.

Итак, некоторые исследователи обязательно должны встречаться с различными людьми, которые могут дать ценные сведения по теме научного поиска. Этих людей обычно называют информаторами. Я считаю, что без живого рассказа очевидца событий, ветерана войны, труда многие темы просто невозможно изучить. Понятно, что о давних событиях можно узнать только из архивных, литературных и других источников. Но о том, что происходило в наших сёлах, районах, городах лет 40-50(или 5-10-15) назад можно вполне узнать утех людей, которые видели и пережили всё это сами. Надо только найти этих людей.  Народная память хранит многое из того, что не попадает в архив и научную литературу. Поэтому давай считать одной из наших задач сбор и сохранение крупиц народной памяти.

Беседуя с человеком, мы получаем информацию. Опыт показывает (поверь мне!), что неподготовленная беседа редко бывает успешной. Поэтому к ней надо заранее и основательно подготовиться.

Краеведы часто используют такую форму опроса, как интервью. Сейчас я приведу отрывок из замечательного пособия по устной истории, которое написала Татьяна Кирилловна Щеглова, преподаватель Барнаульского государственного педагогического университета  (БГПУ)[28]

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

 

  Интервью    представляет    собой беседу   двух   или нескольких заинтересованных людей, проводимую по определенному  плану, причем запись ответов  производится   либо вручную, либо механически. Искусство        использования  этого   метода        состоит        в том, чтобы уметь        и знать:

1) о чем именно спрашивать,

2) как спрашивать,

3) кого спрашивать,

4) какие задавать вопросы,

5) где вести        беседу,

6) как обрабатывать данные.

Обычно интервью строится поэтапно.

I. Введение и установление контакта.

   Цель  этого этапа - вызвать  интерес к беседе, убедить людей, как важны  для        науки  их  знания. Обращаться к собеседнику нужно уважительно, по         имени и отчеству, а  не  фамильярно. Обязательным условием  является  информация  о  себе и  организации,  которую представляешь (школа, музей). Ведущий  обязан  объяснить, где  и как будет  использоваться полученная  информация. Успех всего интервью определяется именно вступительной беседой.

II. Программные вопросы.

  Первые   вопросы  не  должны   быть          сложными, это как  бы разминка. Переход к основным вопросам  должен быть понятен, опрашиваемому. Можно выделить их фразой: "Теперь позвольте перейти к  наиболее  важным вопросам. " Завершение беседы должно состояться из   несложных          вопросов. Можно    уточнить   какие        -  либо  вопросы, вернуться  к недосказанному. Оптимальная продолжительность всего интервью  40  - 50 минут. Дальнейшее  расспрашивание не  даст ожидаемого эффекта, лучше перенести беседу на другой день.

III. Оформление паспортички.

  Сбор        сведений  об  интервьюированном(о том        человеке, у  кого берут интервью)является обязательным  условием научной         записи.

 В меморатах (документах, созданных  на основе        устных рассказов) обычно  паспортичка содержит        следующие вопросы:

1.Ф.И.О.

2. Год рождения

3. Место рождения

4. Профессия

5. Где  и  в каком  качестве         работал или  работает        (если  на пенсии,  то с какого времени)

6. Адрес.

 

  Вопросы  во время  устного  опроса  надо задавать так, чтобы не задеть самолюбие респондента, его достоинства, постараться избежать отрицательных  эмоций у опрашиваемого (опасение  за  последствия опроса, печальные воспоминания и        т.п.)  Поэтому интервьюер должен  уметь не только вызвать респондента на искренность, но и не нарушать        его душевный комфорт и покой.

  Интервьюер  должен сознавать, что создает документы, являющиеся историческим источником         для будущих историков.

  Поэтому необходимо тщательно документировать результаты опроса.   Для этого существуют        определенные правила.

  1.        Интервью   должно  записываться         только         после         того, как респондент извещен о своих правах на материалы беседы.

  2.        Интервьюер    должен   вести         информативный диалог с респондентом, задавая вопросы, стимулирующие более широкое         освещение темы.

  3.  Интервьюер  обязан  защищать  опрашиваемого  от возможных психологических         травм.         Даже  если  ответы   вызывают        сомнение, интервьюер  не должен проявлять недовольства.

  4.  Интервьюер несет        ответственность        за правильное цитирование материалов.

  5. Исследователи, вовлекающие в такого  рода работу учащихся, обязаны        познакомить их        с правилами опроса и с ответственностью        в целом за данный опрос.

  6. Материалы        опросов, правильно оформленные, заверяются печатью школы или  сельской администрации и сдаются в архив  (школьный, музейный). Печать удостоверяет работу, является        гарантом того, что опрос действительно имел место.

                 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПИСИ

 

  Чтобы  записи  опроса,   интервью,  анкетирования могли  быть опубликованы  и        взяты в        научный оборот, необходимо соблюдать ряд обязательных условий.

 1.        Воспоминание  записывается   непосредственно  вслед   за рассказом   дословно  без  пропусков  отдельных слов и  фраз        и излагается от первого, а не третьего лица.

 2.Запоминание  и        перенесение  рассказа        позже  на  бумагу категорически  запрещается.  Такой способ неизбежно  повлечет за собой неполноту записи воспоминаний, искажение        фактов,         оценок        и суждений рассказчика. Такая запись неотвратимо        преломится  через сознание и мировоззрение        интервьюера, и будет нести неполноценную        и искаженную информацию.

 3.Недопустимо собственное редактирование  текста, если  даже кажется         речь безграмотной. Запись должна отражать  тот        словарный  запас, которым         обладает рассказчик. Если  встречаются  непонятные слова,их  выясняют в ходе беседы  и        фиксируют их объяснения в интересах рассказчика. Олитературивание        текста недопустимо.

 4.Черновая         запись        осуществляется на  одной  стороне  листа, слева оставляются  поля. Обратная сторона и поля используются  для дополнений рассказчика,        если он возвращается к этому событию, для уточнения непонятного, для своих замечаний.

 5.Чистовой  вариант  рассказа оформляется         вручную  или  на печатной машине        на развернутом листе  бумаги  с одной        стороны        с соблюдением полей 2.5 -3 см слева для сшивания  листов.

Часто бывает, что беседа с респондентом приводит к тому, что он готов отдать в музей какую-то старую вещь: угольный утюг, ухват, серп и т.д. Краевед  должен быть готов принять эту вещь по всем правилам, а именно – составить так называемый «паспорт вещи». Он включает в себя:

  1. Местное название предмета и его частей;
  2. Назначение предмета;
  3. Материалы, из которых изготовлен предмет и его отдельные части;
  4. Технология производства с указанием инструментов;
  5. Где изготовлен (дома, на фабрике и т.д.);
  6. Время изготовления предмета;
  7. Район бытования предмета;
  8. Место приобретения предмета;
  9. Фамилия, имя, отчество владельца, его адрес;
  10. Фамилия, имя, отчество человека, который приобрёл предмет;
  11. Куда определён предмет.

Конечно, трудно сразу записать все пункты «паспорта вещи», но  пункты 1, 2, 8, 9, 10, 11 обязательно надо отметить.

Если бы все музейные правила выполнялись всеми краеведами – наша наука только выиграла бы. Ну а самое основное правило, на мой взгляд – музейная коллекция без научной систематизации и обработки это просто собрание старых вещей.

Поистине, разговор о научной работе и конкретно краеведческих исследованиях может быть очень долгим. Существует не один десяток книг по организации такой работы. Я же постарался коротко (не знаю, насколько ясно) рассказать тебе об основных моментах научно-исследовательской стороны краеведения.

В Приложениях ты найдёшь примеры оформления рефератов, списков источников, варианты вопросников и другую полезную информацию для практической работы. Там же есть список литературы, которую я очень рекомендую тебе почитать. Где её найти, ты знаешь. А если нет – перечитай эти «рекомендации» с начала.

Итак, дорогой друг, в путь!

Успехов тебе и твёрдости в достижении цели!

Приложение 1

Ивановская  средняя  общеобразовательная   школа

Демографическая ситуация в с.Ивановка

в  первой  половине  ХХ  века

Реферат

Иванов Иван 8 «а» кл.

           

Научный  руководитель

Иванов  И. И.

        учитель истории

с. Ивановка

2002 г.

Приложение 2

ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКА ИСТОЧНИКОВ

И  ЛИТЕРАТУРЫ

                

ИСТОЧНИКИ

Воспоминания.

  1. Аникеев С.Р., 1930 г.р. с. Береш Шарыповского р-на Красн. Кр.
  2. Борисов Н.Е., 1923 г.р. с. Скворцово Шарыповского р-на Кр. Кр.
  3. Гультов С.Б., Раскопки поселения Ашпыл – археологический отчёт 1985 года, Москва, 1987, стр. 237.
  4. ГАКК, фонд «Решения сельских сходов в 1985-1990 г.г.», оп.45, д.58, л.12.
  5. Плотность населения. Народы.- Атлас Красноярского края и Республики Хакасия – стр. 48; Новосибирск, 1994
  6. Рукописная карта Шарыповского района, составил Романов М.Ю., с.Берёзовское, 1962

        

ЛИТЕРАТУРА

  1. Балашов Д.М. Как собрать фольклор. Москва,1971
  2. Вадецкая Э.Б. К методике определения первоначального положения погребённого в могиле – в кн.: Археология Южной Сибири. Кемерово, 1980
  3. Комиссаренко А.Н. Город Шарыпово. Шарыпово, 1993
  4. Комиссаренко А.Н. Поэзия шарыповской земли. Топонимический

          словарь. Шарыпово, 1999      

  1. Проблемы  устной истории в СССР // Материалы I-й научной конференции в г. Кирове 28-29 ноября 1989 года. Киров, 1990
  2. Спатов Н. Что может вузовская наука? // Учительская газета – 1985, 2 июля
  3. Чубаров Л. Игры детворы республики Саха // Воспитание школьников - №5, 1994
  4. Messerschmidt D.G. Forchungs-reise durch Sibirien 1720-1727. Berlin,1962

Приложение 3

ТИПОЛОГИЯ ЖИЛОГО ДОМА.

это и есть содержательный заголовок

         

на рис.1:однокамерный одночастный тип – изба («стопка»).

К входу могут быть приставлены «холодные» (не отапливаемые) сени.

        На рис.2:однокамерный двухчастный тип – изба + сени  («теплые»).

Приложение 4

КРАТКИЕ ВАРИАНТЫ ВОПРОСНИКОВ ПО ТОПОНИМИКЕ

Вариант I.

1.Как называется деревня, (село, поселок, город)? В каком она районе, сельской администрации?

2.На какой реке (озере) находится деревня?

3.Как называется лес, ближайший к деревне?

4.Какие названия имеют луга        вокруг деревни?

5.Как  называется самое  высокое  место (гора, холм,  бугор) возле деревни?

6.Есть  ли         вблизи         деревни   овраги,   имеющие  собственные названия? Какие        это названия?

7.Как называется ближайшее к деревне болото?

8.Есть ли около деревни колодцы, ключи, родники, имеющие свои названия? Какие        они?

9.Есть ли        около деревни другие  места,  имеющие собственные названия?  Какие?

В  каждом  случае  следует спрашивать о происхождении названия (почему, в связи с чем оно дано?).

Вариант II.

(может  использоваться   новичками,        начинающими  знакомство с  топонимикой со своего родного селения).

1.Как называется селение, его части, улицы.

2.На какой реке (каком озере) оно стоит?

3.Перечислите  названия полей,  лугов,  болот,  гор,  логов, возвышенностей        и  других  мест,  расположенных        по правой (левой) стороне        от реки (дороги).

4.Вспомните,  как        называются  отдельные места в  лесу,  где жители деревни собирают        ягоды, грибы,  заготавливают дрова, пасут скот.

5.Что рассказывают         ваши  дедушки и бабушки о  происхождении записанных вами        названий?

Материалы,        полученные   по          любому  из  этих   вопросников, выписываются  на  карточки  и включаются в  общую картотеку,  а        в процессе дальнейшей  обработки дополняются  по данным текстовых        и картографических источников.

Приложение 5

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ КРАЕВЕДУ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. Что такое археология. Москва,1966
  2. Бусыгин Е.П. Этнография русского крестьянства Сибири // Советская этнография - №6 – 1983
  3. Бутанаев В.Я. Топонимический словарь хакасско-минусинского края. Абакан, 1995
  4. Город у подножия Алатау. Шарыпово, 1996
  5. Громов Г.И. Методика этнографических экспедиций. Москва, 1966
  6. Громыко М.М. Мир русской деревни. Москва, 1991
  7. Инголь. Пилотный выпуск. Шарыповский общественно-художественный альманах. Шарыпово, 2000
  8. Инголь. Выпуск №1. Шарыповский общественно-художественный альманах. Шарыпово, 2001
  9. Комиссаренко А.Н. Город Шарыпово. Шарыпово, 1993
  10. Комиссаренко А.Н. Поэзия шарыповской земли. Топонимический словарь. Шарыпово, 1999
  11. Красниенко С.В., Субботин А.В. Археологическая карта Шарыповского района (Красноярский край). Санкт-Петербург, 1997

        12.Красниенко С.В., Субботин А.В. Тропой тысячелетий. Очерк древней истории Шарыповского района. Шарыпово, 2000

15.Край голубых озёр. Книга о Шарыповском районе. Шарыпово, 2001

16.Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. Абакан, 1991

17.Методика собирания и изучения народных игр. Москва, 1992

18.Мой город. Шарыпово, 2002

  1. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. Москва, 1974
  2. Поиск. Шарыповский краеведческий альманах. Выпуски 1 – 3. Шарыпово, 1996, 1997, 2002
  3. Поспелов Я.М. Что в имени тебе моём? Руководство по топонимике. (выходных данных не имею, прим. автора)
  4. Путешествие по карте района. Шарыпово, 1991
  5. Содержание и методы этнографической работы школьников / сост. Рождественская С.Б. Москва, 1998
  6. Степанов А.П. Енисейская губерния. Красноярск, 1997
  7. Строитель храма. Шарыпово, 1999
  8. Учёт и хранение фондов школьных музеев. Красноярск, 1975
  9. Шабалин В.М. Тайны имён земли Кузнецкой. Кемерово, 1994

28.Щеглова Т.К. Методика сбора устных исторических источников. Барнаул, 1992        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Дружеское пожатие".

Тематическая игра "Дружеское пожатие" может быть использована учителем технологии как внеклассное мероприятие по предмету. Основными целями данного мероприятия являются: изучение правил этикета,расшир...

Олимпийские игры как основа дружеских взаимоотношений и взаимного уважения между людьми разных стран и национальностей.

Цели:Развивать интерес  учащихся к олимпийскому и параолимпийскому движению в мире и в России, познакомить учащихся с известными спортсменами; прививать учащимся уважение к культурам других...

"Бесценный дружеский союз"

Внеклассное мероприятие по литературе с использованием интерактивных методов обучения....

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Беседа с презентацией по нравственному воспитанию на тему "Создание позитивных дружеских отношений"

Материал адресован педагогам, работающим в старших классах специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида....

Воспитание дружеских отношений в игре

консультация для родителей:"Воспитание дружеских отношений в игре"...

Час дружеского общения «Письма, которые дают чудодейственные результаты»

Групповое  занятие.Группа:  I год обучения.Тип занятия: Час дружеского общенияТема: «Письма, которые дают чудодейственные результаты»Цели и задачи:Образовательные: расширять представления об...