"Бесценный дружеский союз"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по литературе с использованием интерактивных методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bescennyy_druzheskiy_soyuz.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиматдинова Светлана Юрьевна
МБОУ «Гимназия № 4» Елабужского муниципального района
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Бесценный дружеский союз.
(внеклассное мероприятие)
(Интерактивные методы)
Дидактическое пространство: музыкальное сопровождение- Булат Окуджава «Синий троллейбус»; классическая музыка , фрагменты фильма «Княжна Мери»
Оформление:
Песня Булата Окуджавы «Синий троллейбус»
Оборудование: интерактивная доска (слайд-шоу «Высказывания великих людей о дружбе»)
Цель:
содействие становлению и развитию ценностных представлений о человеке.
Формируемые компетенции учащихся:
1.коммуникативные компетенции (умение создать ситуацию активного общения, позволяющему ученику выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность, умение аргументировать свое мнение, умение слушать, понимать партнера по общению);
2. компетенции в обеспечении информационной основы деятельности;
3. личностные компетенции (способствовать сопереживанию, сочувствию, решать практические задачи, принимать решения)
1. Учитель: Здравствуйте! Мы начинаем наше общение. Попрошу всех встать в ряд и рассчитаться, используя антонимы: «друг»- «недруг». «Друг» образует внутренний круг, а «недруг»- внешний. Повернулись лицом друг к другу. Давайте поздороваемся.
2.Энергизатор «Здравствуй, друг!»
Напоминаю весь ход процедуры: со словами
«Здравствуй, друг!»- пожимаем друг другу руки,
«Как ты тут?» - плечо
«Где ты был?» - ушко
«Я скучал» - сердце
«Ты пришел»- руки в стороны
«Хорошо» - обнять ( проецируется памятка на интерактивной доске)
3. Учитель: Спасибо. (Все садятся) Легко ли было вам произносить слово «друг»? Кому было трудно? Кто почувствовал, что обнять другого человека нелегко? Какие чувства вы испытывали? Кто-то испытал чувство неловкости, отгороженности, кому-то пришлось преодолевать себя? Почему было некомфортно? Потому что, какой он мне друг!
Наше общение посвящается дружбе, мы должны определить для себя , какой смысл вкладываем мы в это понятие , какое место занимает дружба в нашей жизни. Наша цель: расширить представления о дружбе, встретиться с собственным видением и соотнести с тем, как определяли для себя это понятие великие люди, оставив незабвенные памятники дружбе своей жизнью и творчеством. При общении нам необходимо видеть и слышать друг друга.
4.Учитель: Буквально вчера мы закрыли последние страницы романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент из фильма по роману. (Демонстрируется эпизод разговора Печорина с Вернером со слов: «Вот нас двое умных людей»(10.02.) до слов: «Мы читаем в душе друг друга».
Почему же, «читая в душе друг друга», Печорин и доктор Вернер не становятся друзьями? Что привело к отчуждению их?
5. Учащиеся: Взаимоотношение Печорина и Вернера драматично, это история несостоявшейся дружбы людей, духовно и интеллектуально близких. Защищаясь от века, они оба скрывают способность любить и сострадать, учатся равнодушию и эгоизму. И Печорин, и Вернер панически боятся нормальных человеческих чувств. Они несут на себе крест своей эпохи, подавляющей в людях всё человеческое. Вернер – свидетель жизни, но не её участник.
После дуэли с Грушницким Печорин не захотел встретиться с Вернером, п.ч. искал сочувствия. Оттого и помчался , «как безумный», догонять Веру. В женской дружбе, полагаю, больше чуткости, внимания.
Значит от друзей мы ждем сочувствия, понимания, чуткости.
6.Групповая дискуссия.
В дневниковой записи от 13 мая сам Печорин объясняет это так: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!
Согласны ли вы с мнением Печорина о том, что «из двух друзей всегда один раб другого»?
Предлагаю групповую дискуссию.
Варианты ответов:
1) Согласен
2) Согласен, но с оговоркой (По-моему, дружба предполагает некую жертвенность со стороны друзей, готовность поступиться своими личными интересами , если друг просит о помощи)
3) Не согласен (Тогда это будет не дружба, а рабство, где один повелевает, а другой безропотно подчиняется, беспрекословно выполняет. А дружба – это высшее состояние души человека, способность преодолеть корыстные, собственнические побуждения ради другого человека. Дружба – это равенство людей).
4) Не знаю
Обсудите в группах, необходимо аргументировать свой выбор.
(Все участники дискуссии аргументируют свою точку зрения)
Печорин признается, что не способен к дружбе, поскольку убежден, что один из друзей всегда становится рабом другого. Эта жизненная философия свидетельствует о нравственной ущербности лермонтовского героя. Будто одинокий парус , он скитается по бескрайнему океану жизни, никого не любя, ничем не дорожа, ни во что не веря.
7.Звучит песня Булата Окуджавы «Синий троллейбус»
8. Учитель: «Когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, случайный»,- поет Булат Окуджава. Всякий в своей жизни переживает минуты отчаяния, о которых обычно не рассказываем. Подступают они как-то внезапно, непредсказуемо. А ведь на самом-то деле «что-то важное забыто», чем-то важным пренебрегли. И раз. И другой. И вот он- недобрый миг. Хорошо, если кому-то поможет троллейбус… А кому-то друг.
К слову, вспомним, Александр Сергеевич Пушкин называет своего друга «бесценным»? Понятно – первый. Как и первая любовь, не забывается. К тому же память о Лицее, святая память. Единомышленник! О каком стихотворении я говорю, кому оно посвящено?
9. Ученица: Свое стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный» Александр Сергеевич Пушкин посвятил своему лицейскому другу Ивану Ивановичу Пущину, который не испугался приехать к ссыльному поэту в Михайловское. Он же и спас, утаив, что готовится восстание…
А ещё? Забыли, наверное, что по характеру Пушкин бывал резким, насмешливым. Не всякий принимал его , тем более любил в такие минуты. Лишь Иван Пущин был снисходителен и добр. Это и есть примета истинной дружбы – бесценной. Иметь такого друга – и в самом деле «судьбу благословить», как бы ни сложилась она. Не ты к нему, а он к тебе первым ( еще и потому первый) приедет или придет, зная, что встреча для обоих будет желанной и целительной.
10. Мозговой штурм «Что значит для меня дружба?»
Предлагаю поразмышлять над тем, что значит для вас дружба, что каждый из нас получает от друзей, чего ждет от нас друг)
Вспомним правила мозгового штурма:
- Не критикуй
- Чем больше вариантов, тем лучше
- Подходить к проблеме с разных сторон
- Стараться не повторяться
(правила проецируются на интерактивной доске)
Возможные варианты ответов:
- возможность почувствовать надежное плечо товарища
- поддержка в трудную минуту
- сочувствие
- хорошо, когда есть с кем разделить горе и радость
- дает ощущение полноты жизни
- дает уверенность
- опора в жизни
- гармония
- живительный источник
- чудо
- спокойствие
- умиротворение
- отдушина
- понимание
11. Учитель:
Как же много значит для нас дружба, поэтому мы должны ее ценить
О дружбе написано много. Из глубины веков слышен голос Шота Руставели:
Кто себе друзей не ищет,
Самому себе он враг.
О том же, только в другой манере пишет и Александр Твардовский:
На земле всего дороже,
Коль имеешь про запас
То окно, куда ты сможешь
Постучаться в некий час.
12.А еще я предлагаю вашему вниманию высказывания о дружбе:
1. «У друзей все общее, и дружба есть равенство»(Пифагор)
2. «Друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них услуги, а тем, что сами их оказываем» (Фукидид)
3. «Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали бы для самих себя» (Цицерон)
4. «Мне не нужно друга, который, во всем со мной соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше» (Плутарх)
5. «Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам…» (Леонардо да Винчи)
6. «Тот, кто ради своей пользы подвел бы друга, не имеет права на дружбу» (Ж.-Ж.Руссо)
7. Ни музы, ни труды, ни радости досуга,
Ничто не заменит единственного друга.
Сердцами сходствуем; он – точно я другой:
Я горе с ним делю, он – радости со мной. (А.С.Пушкин)
8. «Дружба, подобно любви, есть роза с роскошным цветом, упоительным ароматом, но и с колючими шипами» (В.Г.Белинский)
9. «Друг – это тот человек, который знает о вас все и не перестает при этом любить вас» (Э.Хаббард)
10. «Друг- тот, кто всякий раз, когда ты в нем нуждаешься, об этом догадывается» (Ж.Ренар)
11. «В дружбе нет ни должников, ни благодетелей» (Р.Роллан)
12. «Настоящий друг – это человек, которому можно позвонить в четыре часа утра» (М.Дитрих)
Какое из этих высказываний наиболее близко вам? Прочитайте еще раз и запечатлейте его в своей памяти.
13.Ведущий: А теперь «Ромашка», отрываем по лепесточку.
На обратной стороне лепесточка записана цифра.
Объединяемся в группы по номерам. Распределите роли: ведущий( у кого самые темные волосы), хранитель времени- хронометрист (тот, у кого самые светлые глаза), стенографист (тот, у кого самые длинные волосы), выступающий (тот, у кого самые короткие волосы), завхоз, чернорабочий
Задание группам:
14.Составить « Кодекс чести друзей»
Составьте кодекс чести друзей, определите приоритеты
(Письма зачитываются)
15. Синквейн «Дружба» (звучит музыка П.И.Чайковского)
(Выборочно работы зачитываются)
Возможные варианты:
а) Дружба
прекрасная, живительная
оздоравливает, успокаивает, помогает
невозможна жизнь без нее
Гармония.
б) Дружба
настоящая, верная
поддерживает, оберегает, оживляет
это чудо из чудес
Жизнь.
16.Учитель:Итак, дружба – одно из самых прекрасных человеческих чувств, которые показывают способность человека заботиться о другом, близком себе по духу. Мы видим, как важна для человека дружба. А учиться дружить можно у великих и мудрых людей.
Обратная связь.
А теперь я прошу вас по кругу буквально в нескольких словах выразить свое отношение к тому общению, которое произошло сегодня. Необходимо заземлить свои чувства (вернуться к реальности, осознать, что же сейчас происходило). Вы сами выбираете вопрос, на который хотелось бы вам ответить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».
Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...
Разработка открытого урока в 8 классе по теме: "Бесценный дружеский союз"
Разработка открытого урока в 8 классе по теме: "Бесценный дружеский союз"...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...
Классный час «Бесценный дружеский союз».
Дружба - это растение, которое растет медленно, и, прежде чем заслужить свое имя, она должна пройти через испытания и выдержать множество превратностей судьбы. ...
Бесценный дружеский союз.
8 класс...
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Урок в 8 классе.
Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подгот...
Тема открытого занятия «Бесценен дружеский союз».
Цель: формирование у несовершеннолетних толерантных установок по отношению к себе и к окружающим, независимо от личностных убеждений, особенностей, этнической принадлежности....