Интеллектуальная викторина по русскому языку
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Жидкова Лариса Ивановна

Интеллектуальная викторина по русскому языку для учащихся 4-ых классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt._igra.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытое занятие внеурочной деятельности

«Интеллектуальная викторина по русскому языку»

Разработчик занятия: Жидкова Л.И., учитель русского языка и литературы МБОУ Школы №127 г.о. Самара.

Участники занятия: учащиеся 6А и 4А классов.

Форма: игра.

Время проведения: март, 2017 года

Место проведения: кабинет №10

Цели занятия:

  1. Повышение познавательного интереса к предмету «Русский язык».
  2. Использование интеллектуальных игр с целью создания благоприятных условий для развития каждой личности, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде.

Задачи:

  1. Создать условия для самопознания и самореализации.
  2. Стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей.
  3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу в условиях работы в команде.
  4. Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.
  5. Способствовать развитию кругозора учащихся, устной и письменной речи и грамотности.

Описание игры:

Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы отборочного тура. В отборочном туре каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. За каждой командой закреплены «ласточки», передающие ответы команд счётной комиссии (в составе четырёх человек), которая ведёт подсчёт очков. Один из членов комиссии следит за временем обсуждения вопроса, остальные члены комиссии следят за командами и ведут подсчёт количества баллов, набранных каждой командой. Победителем игры считается та команда, на счету которой после финала осталось наибольшее количество баллов. По итогам игры вручаются грамоты и призы участникам команды-победительницы игры.

Оборудование:

  1. Компьютерное оборудование.
  2. CD с презентацией «Интеллектуальный клуб «Умники и умницы» 6 а класса».
  3. CD c презентацией игры «Интеллектуальная викторина по русскому языку».
  4. СD с записями мелодий: начала и окончания игры.
  5. Выставка книг по интеллектуальному и творческому развитию учащихся.
  6. Оценочные листы.
  7. Секундомер.
  8. Грамоты и призы.

Ход занятия:

Звучит музыка.

Ведущий:

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Весна нам дарит звонкий праздник,

И главный гость на нём – игра.

Она наш друг – большой и умный,

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор, весёлый, шумный,

Поможет новое узнать.

     Добрый день, уважаемые гости и участники игры. Приветствую Вас в нашем интеллектуальном клубе «Умники и умницы».

     Сегодня нашу очередную интеллектуальную викторину будет проводить команда «МОЗГ» 6а класса. Расшифровка названия: «Мы Очень Здраво Говорим».  Немного расскажем о себе.

Презентация «Команда «МОЗГ».

Ведущий: Представлю вам команду, которая будет сегодня проводить игру.

Ведущие игры: Полина, Елена. Судить вас будут члены жюри: Николай, Евгения, Дария, Илья. Наши «ласточки»: Кристина, Юлия, Александр.

Ведущий: Всем известна пословица: «Один в поле не воин». Ребята, как вы понимаете её значение?

Ответы участников игры. (В одиночку, одному человеку трудно чего-либо добиться, справиться с большой работой).

 Ведущий: Действительно, во многих сферах деятельности достичь успеха можно только благодаря слаженной работе всего коллектива. Нам, наверное, сегодня пригодится умение работать слаженно. Что это значит? Давайте вспомним правила поведения в команде. (Ответы участников игры).

Ведущий: Всё правильно. На нашем интеллектуальном ринге встречаются три команды. Представление команд.

Ведущий: Отгадайте, пожалуйста, загадку. Отгадав её, вы узнаете тему нашей сегодняшней игры.

В нём красота звучанья слов,

И глубина многообразия,

Живёт в нём русская душа,

Певучесть, гибкость, уникальность!

О чём же идёт речь? (Ответы учеников)

Совершенно верно. Наша интеллектуальная игра сегодня будет посвящена русскому языку.

Какова цель нашего сегодняшнего мероприятия? (Проверить свои знания по русскому языку, узнать что-то новое).

И хотя вам придется сегодня пройти много нелегких, но интересных испытаний, чтобы показать свою смекалку и знания, мы желаем вам пройти их с радостью и улыбкой! 

Итак, мы начинаем!

О правилах игры расскажет Полина Городнова.

Полина: Команды по очереди выбирают категорию. После того как

прозвучит вопрос, команда приступает к обсуждению вопроса. В течение 1-ой минуты вы должны обсудить и ответить на вопросы. Ваша задача – дать правильный ответ, чётко и ясно написать на листочке и поднять руку вверх, чтобы «ласточки» передали ваши ответы в жюри. За каждое правильно выполненное задание команды получают соответствующее количество баллов. В конце нашей игры мы посчитаем баллы. Чья команда наберет больше баллов, та и будет победителем.

Давайте посмотрим на экран, на котором представлены категории нашей игры. Все ли термины вам известны?

 Участники команд отвечают на вопросы: 

Лексика – раздел науки о языке, изучающий слово как таковое: его значение, историю, взаимоотношения с другими языковыми единицами.

Орфоэпия – совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке; раздел науки о языке, который изучает  нормы произношения и ударения.

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения  (фразеологизмы).

Какие фразеологизмы вы знаете? (Ответы учащихся).

Ребусы – это слово или фраза, закодированные (или зашифрованные)  с помощью комбинации фигур, букв и других знаков.

Шарады – разновидность загадки. Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов. Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах. При этом задуманное слово распадается на односложья. Например:

Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.  (Ответ: «Кар-тина».)

Ведущий: Готовы? Итак, начинаем игру.

Презентация игры.

Подведение итогов:

Счетная комиссия подсчитывает количество баллов,, озвучивается ответ, объявляется счёт.

Награждение победителей:

Заключительные слова ведущего:

Дорогие друзья, наша игра закончилась со счётом_________

Я благодарю наших игроков, все участники  были просто замечательные, энергичные, организованные, настойчивые. Молодцы! Вы получаете призы!

Я благодарю наших гостей! Игра окончена, до новых встреч!

Звучит мелодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку "Звёздный час"

Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку в 5-6 классах "Фразеологизмы вокруг нас"...

Методическая разработка интеллектуальной викторины по русскому языку «Умники и умницы» 5 – 6 классы

Цель данной викторины воспитать любовь к родному языку через пробуждение у школьников интереса к предмету "Русский язык", так как викторина является средством вовлечения во внеклассную работу по предм...

Интеллектуальная викторина по русскому языку «Своя игра»

Интеллектуальная викторина по русскому языку «Своя игра» ...

Презентация интеллектуальной викторины по русскому языку

Презентация интеллектуальной викторины по русскому языку для учащихся 4-ых классов...

Интеллектуальная викторина по русскому языку в 5 классе

Интеллектуальная викторина помогает учащимся 5 класса расширить свой кругозор, в увлекательной форме дети учатся развивать свое мышление. Данный вид урока можно использовать как заключительный в конце...