Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку "Звёздный час"
методическая разработка (5 класс) по теме
Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку в 5-6 классах "Фразеологизмы вокруг нас"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку в 5-6 классах
Цель:
• пробудить интерес обучающихся к фразеологии;
• распознавать фразеологизмы в тексте;
• усваивать смысловые значения фразеологизмов;
• отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологизмов по сравнению со свободными сочетаниями;
• обогатить фразеологический запас обучающихся;
Задачи:
- Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.
- Учебная - повторение основных понятий, определений.
- Развивающая - развитие внимательности, памяти, находчивости.
Материалы и оборудование для проведения игры:
- Таблички или веера с цифрами от 0 до 7 для игроков.
- Презентация - видеотабло.
- Бумага и карандаши.
- Утешительные призы для выбывших участников.
- Супер-приз для победителя.
- Компьютер, проектор.
Правила:
В игре участвуют 6 человек, все остальные - зрители. Каждый участник должен иметь таблички или веера с цифрами от 0 до 7. Игра начинается с представления участников.
Игра состоит из 5-ти туров, каждый из которых может содержать от 6 до 9 вопросов. На каждый вопрос отводится определенное количество времени (до 10 сек). В конкурсе выигрывает тот, кто наберет максимальное количество баллов и звездочек. За верный ответ дается один балл. Те задания, которые не были выполнены, разбираются коллективно или с болельщиками.
Вводное слово учителя:
Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру-викторину "Звездный час".
Все вопросы, которые будут заданы, так или иначе связаны с фразеологией.
Представляю вам 6 участников - игроков:_______________________
Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее правилами.
Правила игры
Вопросы викторины будут высвечиваться на видеотабло в виде небольших картинок. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. А самые умные и смышленые ребята получат звезды за самые быстрые, правильные ответы.
Ответы даются путём поднятия вверх табличек с цифрами - номерами ответов (соответственно, от 1 до 7). Табличка с цифрой «0» означает, что верного ответа среди перечисленных вариантов нет. Правильных ответов в отдельных случаях может быть несколько, т.е участники могут поднять одновременно несколько табличек с номерами ответов.
Тот участник, который первым правильно отвечает на вопрос, получает ещё бонусную звезду (Но только в том случае, если не все участники ответили одновременно правильно). Звездочки считаются дополнительными показателями в случаях равенства баллов у игроков. Тот участник, кто дал наибольшее количество правильных ответов, выходит в следующий тур. После каждого тура, а их - четыре, мы будем терять по игроку, набравшего наименьшее количество очков (исключение - первый тур – он разминочный). Пятый тур – финал.
На обдумывание каждого вопроса дается до 10 сек.
Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться их звезды.
В супер-игре, т.е в финале, сразятся два участника игры, дошедшие до финала.
Подсчитывать очки будут 3 члена уважаемого жюри:
Библиотекарь ________________,
Ученик _______________,
Учитель ________________.
Итак, начинаем I тур, который состоит из 14 отдельных заданий (2 слайда).
1 тур разминочный: После первого тура никто не отсеивается. Но он имеет значение для следующих туров, т.к. будут учитываться накопленные и в этом туре звезды за правильные и быстрые ответы.
На слайде№3 представлены фразеологизмы
Узнай фразеологизм по лексическому значению:
- Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) - 2
- То, что порождает конфликт, серьезные противоречия. - 1
- Незадачливый, плохой мастер. - 4
- Тратить слова, обращаясь к людям, которые не могут вас понять. - 3
- Непрошенная помощь, услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы. - 5
- Привлечь, использовать что-либо без достаточных оснований, неоправданно. - 7
- Откладывать на долгое время. - 6
На следующем слайде №4 представлены весёлые картинки :
Узнай фразеологизм в картинке:
1. Крокодиловы слёзы.- 6
2. Съесть пуд соли. – 4
3. Набить шишки. – 7
4. Сесть в калошу. – 5
5. Уносить ноги. – 3
6. Развесить уши. – 1
7. Зарубить на носу. - 2
2 тур «Быстрее лани»
2 тур включает 12 вопросов.
На слайде №6 вашему вниманию представлены фразеологизмы:
Найди синоним фразеологизму:
1. держать камень за пазухой Иметь зуб- 1
2. на всех парах Сломя голову - 3
3. воды не замутит; Мухи не обидит - 4
4. от аза до ижицы От А до Я – 6
5. во время оно При Царе Горохе – 5
6. рассыпаться мелким бесом Лизать пятки – 2
На слайде №7 перед вами известные животные, птицы, насекомые.
Продолжите фразеологизм, содержащий название животного:
- Трещит как ………(сорока) 2
- Ревёт ………….(белугой) 5
- Талия как у ………(осы) 1
- Угрюмый как ………(бирюк) 4
- Бородка как у ………(козла) 6
- Повторять как ………..(попугай) 3
.
3 тур: «Баш на баш»
На слайде №9 вашему вниманию предлагается задание.
Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами.
- Одноклассник без всякого основания перестал со мной разговаривать (ни с того ни с сего).- 1
- Мой друг вёл себя так, будто ничего не случилось (как ни в чём ни бывало).- 3
- Надо, несмотря ни на что, непременно выполнить это задание (во что бы то ни стало).5
- Много прошло времени с той поры (много воды утекло). - 7
- Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних (с глазу на глаз) - 4
- Задание написано совершенно четко, определенно (чёрным по белому).- 2
- В разговоре он находчив, знает, как ответить (за словом в карман не лезет).- 6
На слайде №10 перед вами фразеологизмы в картинках.
Задание: подберите к данным фразеологизмам антонимы.
- Кот наплакал (хоть пруд пруди) 6
- Выйти из себя (взять себя в руки) 2
- Работать засучив рукава (бить баклуши) 3
- Семи пядей во лбу (без царя в голове) 4
- В рот воды набрал (чесать языком) 5
- Два сапога пара (белая ворона) 1
Последний 4 тур « Язык без костей»
Существуют обороты, принятые во многих языках и полностью сохраняющие смысл: ахиллесова пята; волк в овечьей шкуре.
Есть так называемые аналоги - выражения, близкие по смыслу, но различающиеся образами. Подберите к данным иностранным устойчивым выражениям русские аналоги. (слайд№ 12)
1.Везти сов в Афины (греч.) - ехать в Тулу со своим самоваром – 7
2.Рыба еще в воде, а он сковороду на огонь ставит (армянск.) - делить шкуру неубитого медведя
3. Дождь льет кошками и собаками (англ.) - дождь льет как из ведра -4
4. Одним камнем дважды ударить - Одним выстрелом двух зайцев убить -5
5. Жить как петух на откорме - Как у Христа за пазухой - 3
6. Король не кузен - Гусь свинье не товарищ - 2
7. Принять пузыри за фонари - Не все то золото, что блестит - 1
На следующем слайде № 13 вам предлагаются иллюстрации к басням Крылова:
ИЗ КАКИХ БАСЕН СЛЕДУЮЩИЕ СТРОЧКИ?
1. Избави Бог и нас от этаких судей! («Осел и Соловей») – 4
2 Чем кумушек считать, трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (“Зеркало и Обезьяна”) – 5
3.Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак».) – 1
4. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот».) - 3
5.А Васька слушает, да ест. («Кот и Повар».) - 2
Финал «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»
В финале 2 игрока соревнуются друг против друга. Все участники, не прошедшие в финал, получают утешительные призы.
Предлагается объяснить значение фразеологизма (слайд № 15)
дым коромыслом
В старой Руси избы часто топили "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым "столбом" - будет ясно, "волоком" –
к туману, дождю, "коромыслом" – к ветру, непогоде, а то и буре.
«Гонка за лидером» (слайд № 16)
Закончите и объясните фразеологизм.
- Без … в душу лезть -
- Без памяти …-
- Готов провалиться сквозь … —
- Как … лист дрожать -
- Как мышь на крупу …-
Начинает игру, участник, имеющий наименьшее количество баллов, звезда может засчитываться за полный правильный ответ.
Жюри подводит итоги.
Звездный час. У победителя наступает звездный час. Он произносит речь. Ему вручается главный приз. В его честь звучит приветственная музыка или демонстрируется салют, записанный на видео.
Литература
1. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова, 6-е изд.—М.: Рус. яз., 2000.—543 с.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения.—4-е изд., доп.—М.: Худ. лит., 1988.—528 с.
3. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2.—М.: Просвещение, 1967.—288 с.
4. Гаврин С.Г. Изучение фразеологии русского языка в школе.—М.: Учпедгиз, 1963.—152 с.
5. Григорян Л.Т. Язык мой—друг мой.—М.: Просвещение, 1988.—207 с.
6. Я познаю мир. Русский язык. Детская энциклопедия, М.,1999.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/04/picture-29770.jpg)
интеллектуальная игра- викторина "Что? Где? Когда?" по природоведению в 5 классе
урок обобщения и закрепления знаний за курс природоведения 5 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/06/picture-39757.jpg)
Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина
Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники...
Интеллектуальная игра-викторина "Зведный час" для 7-8 классов
Интеллектуальная игра-викторина для 7-8 классов. Цель: в игровой форме проверить знания и владение терминологией по темам: “Общество. Исторические ступени развития общества”, “...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/10/picture-253313-1368167469.jpg)
Интеллектуальная игра-викторина для учащихся 6 классов "Природа Югорского края!
Игра-викторина разработана с целью расширения знаний учащихся о разнообразии природных сообществ Югорского края и воспитания ответственного отношения к природе. Викторина была проведена в Дни на...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/01/picture-461044-1404240745.jpg)
Интеллектуальная игра-викторина для знатоков Отечественной истории
Игра проводилась для учащихся 10 классов городских образовательных организаций....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-680801-1446707613.jpg)
Интеллектуальные игры, викторины
Интеллектуальные игры, викторины, головоломки, шарады могут быть использованы для проведения декад биологии, экологических месячников. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/05/picture-763644-1457200915.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия интеллектуальной игры – викторины с использованием ИКТ технологий «В мире загадок К. И. Чуковского»
Мероприятие посвященное творчеству К. И. Чуковского...