Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку "Звёздный час"
методическая разработка (5 класс) по теме
Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку в 5-6 классах "Фразеологизмы вокруг нас"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina_zvyozdnyy_chas.docx | 119.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку в 5-6 классах
Цель:
• пробудить интерес обучающихся к фразеологии;
• распознавать фразеологизмы в тексте;
• усваивать смысловые значения фразеологизмов;
• отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологизмов по сравнению со свободными сочетаниями;
• обогатить фразеологический запас обучающихся;
Задачи:
- Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.
- Учебная - повторение основных понятий, определений.
- Развивающая - развитие внимательности, памяти, находчивости.
Материалы и оборудование для проведения игры:
- Таблички или веера с цифрами от 0 до 7 для игроков.
- Презентация - видеотабло.
- Бумага и карандаши.
- Утешительные призы для выбывших участников.
- Супер-приз для победителя.
- Компьютер, проектор.
Правила:
В игре участвуют 6 человек, все остальные - зрители. Каждый участник должен иметь таблички или веера с цифрами от 0 до 7. Игра начинается с представления участников.
Игра состоит из 5-ти туров, каждый из которых может содержать от 6 до 9 вопросов. На каждый вопрос отводится определенное количество времени (до 10 сек). В конкурсе выигрывает тот, кто наберет максимальное количество баллов и звездочек. За верный ответ дается один балл. Те задания, которые не были выполнены, разбираются коллективно или с болельщиками.
Вводное слово учителя:
Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру-викторину "Звездный час".
Все вопросы, которые будут заданы, так или иначе связаны с фразеологией.
Представляю вам 6 участников - игроков:_______________________
Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее правилами.
Правила игры
Вопросы викторины будут высвечиваться на видеотабло в виде небольших картинок. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. А самые умные и смышленые ребята получат звезды за самые быстрые, правильные ответы.
Ответы даются путём поднятия вверх табличек с цифрами - номерами ответов (соответственно, от 1 до 7). Табличка с цифрой «0» означает, что верного ответа среди перечисленных вариантов нет. Правильных ответов в отдельных случаях может быть несколько, т.е участники могут поднять одновременно несколько табличек с номерами ответов.
Тот участник, который первым правильно отвечает на вопрос, получает ещё бонусную звезду (Но только в том случае, если не все участники ответили одновременно правильно). Звездочки считаются дополнительными показателями в случаях равенства баллов у игроков. Тот участник, кто дал наибольшее количество правильных ответов, выходит в следующий тур. После каждого тура, а их - четыре, мы будем терять по игроку, набравшего наименьшее количество очков (исключение - первый тур – он разминочный). Пятый тур – финал.
На обдумывание каждого вопроса дается до 10 сек.
Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться их звезды.
В супер-игре, т.е в финале, сразятся два участника игры, дошедшие до финала.
Подсчитывать очки будут 3 члена уважаемого жюри:
Библиотекарь ________________,
Ученик _______________,
Учитель ________________.
Итак, начинаем I тур, который состоит из 14 отдельных заданий (2 слайда).
1 тур разминочный: После первого тура никто не отсеивается. Но он имеет значение для следующих туров, т.к. будут учитываться накопленные и в этом туре звезды за правильные и быстрые ответы.
На слайде№3 представлены фразеологизмы
Узнай фразеологизм по лексическому значению:
- Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) - 2
- То, что порождает конфликт, серьезные противоречия. - 1
- Незадачливый, плохой мастер. - 4
- Тратить слова, обращаясь к людям, которые не могут вас понять. - 3
- Непрошенная помощь, услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы. - 5
- Привлечь, использовать что-либо без достаточных оснований, неоправданно. - 7
- Откладывать на долгое время. - 6
На следующем слайде №4 представлены весёлые картинки :
Узнай фразеологизм в картинке:
1. Крокодиловы слёзы.- 6
2. Съесть пуд соли. – 4
3. Набить шишки. – 7
4. Сесть в калошу. – 5
5. Уносить ноги. – 3
6. Развесить уши. – 1
7. Зарубить на носу. - 2
2 тур «Быстрее лани»
2 тур включает 12 вопросов.
На слайде №6 вашему вниманию представлены фразеологизмы:
Найди синоним фразеологизму:
1. держать камень за пазухой Иметь зуб- 1
2. на всех парах Сломя голову - 3
3. воды не замутит; Мухи не обидит - 4
4. от аза до ижицы От А до Я – 6
5. во время оно При Царе Горохе – 5
6. рассыпаться мелким бесом Лизать пятки – 2
На слайде №7 перед вами известные животные, птицы, насекомые.
Продолжите фразеологизм, содержащий название животного:
- Трещит как ………(сорока) 2
- Ревёт ………….(белугой) 5
- Талия как у ………(осы) 1
- Угрюмый как ………(бирюк) 4
- Бородка как у ………(козла) 6
- Повторять как ………..(попугай) 3
.
3 тур: «Баш на баш»
На слайде №9 вашему вниманию предлагается задание.
Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами.
- Одноклассник без всякого основания перестал со мной разговаривать (ни с того ни с сего).- 1
- Мой друг вёл себя так, будто ничего не случилось (как ни в чём ни бывало).- 3
- Надо, несмотря ни на что, непременно выполнить это задание (во что бы то ни стало).5
- Много прошло времени с той поры (много воды утекло). - 7
- Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних (с глазу на глаз) - 4
- Задание написано совершенно четко, определенно (чёрным по белому).- 2
- В разговоре он находчив, знает, как ответить (за словом в карман не лезет).- 6
На слайде №10 перед вами фразеологизмы в картинках.
Задание: подберите к данным фразеологизмам антонимы.
- Кот наплакал (хоть пруд пруди) 6
- Выйти из себя (взять себя в руки) 2
- Работать засучив рукава (бить баклуши) 3
- Семи пядей во лбу (без царя в голове) 4
- В рот воды набрал (чесать языком) 5
- Два сапога пара (белая ворона) 1
Последний 4 тур « Язык без костей»
Существуют обороты, принятые во многих языках и полностью сохраняющие смысл: ахиллесова пята; волк в овечьей шкуре.
Есть так называемые аналоги - выражения, близкие по смыслу, но различающиеся образами. Подберите к данным иностранным устойчивым выражениям русские аналоги. (слайд№ 12)
1.Везти сов в Афины (греч.) - ехать в Тулу со своим самоваром – 7
2.Рыба еще в воде, а он сковороду на огонь ставит (армянск.) - делить шкуру неубитого медведя
3. Дождь льет кошками и собаками (англ.) - дождь льет как из ведра -4
4. Одним камнем дважды ударить - Одним выстрелом двух зайцев убить -5
5. Жить как петух на откорме - Как у Христа за пазухой - 3
6. Король не кузен - Гусь свинье не товарищ - 2
7. Принять пузыри за фонари - Не все то золото, что блестит - 1
На следующем слайде № 13 вам предлагаются иллюстрации к басням Крылова:
ИЗ КАКИХ БАСЕН СЛЕДУЮЩИЕ СТРОЧКИ?
1. Избави Бог и нас от этаких судей! («Осел и Соловей») – 4
2 Чем кумушек считать, трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (“Зеркало и Обезьяна”) – 5
3.Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак».) – 1
4. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот».) - 3
5.А Васька слушает, да ест. («Кот и Повар».) - 2
Финал «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»
В финале 2 игрока соревнуются друг против друга. Все участники, не прошедшие в финал, получают утешительные призы.
Предлагается объяснить значение фразеологизма (слайд № 15)
дым коромыслом
В старой Руси избы часто топили "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым "столбом" - будет ясно, "волоком" –
к туману, дождю, "коромыслом" – к ветру, непогоде, а то и буре.
«Гонка за лидером» (слайд № 16)
Закончите и объясните фразеологизм.
- Без … в душу лезть -
- Без памяти …-
- Готов провалиться сквозь … —
- Как … лист дрожать -
- Как мышь на крупу …-
Начинает игру, участник, имеющий наименьшее количество баллов, звезда может засчитываться за полный правильный ответ.
Жюри подводит итоги.
Звездный час. У победителя наступает звездный час. Он произносит речь. Ему вручается главный приз. В его честь звучит приветственная музыка или демонстрируется салют, записанный на видео.
Литература
1. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова, 6-е изд.—М.: Рус. яз., 2000.—543 с.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения.—4-е изд., доп.—М.: Худ. лит., 1988.—528 с.
3. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2.—М.: Просвещение, 1967.—288 с.
4. Гаврин С.Г. Изучение фразеологии русского языка в школе.—М.: Учпедгиз, 1963.—152 с.
5. Григорян Л.Т. Язык мой—друг мой.—М.: Просвещение, 1988.—207 с.
6. Я познаю мир. Русский язык. Детская энциклопедия, М.,1999.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра- викторина "Что? Где? Когда?" по природоведению в 5 классе
урок обобщения и закрепления знаний за курс природоведения 5 класса....
Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина
Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники...
Интеллектуальная игра-викторина "Зведный час" для 7-8 классов
Интеллектуальная игра-викторина для 7-8 классов. Цель: в игровой форме проверить знания и владение терминологией по темам: “Общество. Исторические ступени развития общества”, “...
Интеллектуальная игра-викторина для учащихся 6 классов "Природа Югорского края!
Игра-викторина разработана с целью расширения знаний учащихся о разнообразии природных сообществ Югорского края и воспитания ответственного отношения к природе. Викторина была проведена в Дни на...
Интеллектуальная игра-викторина для знатоков Отечественной истории
Игра проводилась для учащихся 10 классов городских образовательных организаций....
Интеллектуальные игры, викторины
Интеллектуальные игры, викторины, головоломки, шарады могут быть использованы для проведения декад биологии, экологических месячников. ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия интеллектуальной игры – викторины с использованием ИКТ технологий «В мире загадок К. И. Чуковского»
Мероприятие посвященное творчеству К. И. Чуковского...